Вот рассказ о нашей поездке в Норвегию в июле 2008 года.
Ездили мы на 15 дней, большой компанией в 10 человек: две семьи с детьми 7 и 8 лет и еще четыре женщины разных возрастов и родственных связей. Из Питера выехали на 2-х машинах, в Стокгольме взяли третью напрокат, так что дальше ехали с комфортом. Все знакомые-приятели, примерно одних взглядов и интересов, что немаловажно при интенсивном жестком маршруте; все заказано-забронировано заранее, никаких «А давайте заедем в ...., тут совсем недалеко, буквально 100 км в сторону ...» не допускалось. Всем нашим друзьям мы давно внушили, что если они и могут в случае чего непридвиденного переночевать в машине или прибиться к любому придорожному кемпингу, то нам любой ночлег нужно сначала как следует рассмотреть в Интернете, потом написать письма с уточнением размеров лифта, санузла и т.п. Короче, где попало мы ночевать не можем. Не влезем просто.
Маршрут планировали такой: из Петербурга едем в Хельсинки, там садимся на паром до Стокгольма, из Стокгольма — в Осло (смотрим столицу страны), далее — в Берген (Норвегия фьордов), потом в Лиллехамер (горная Норвегия) и в обратном порядке — Стокгольм — Хельсинки — Петербург. В каждом городе были от 1 до 3 дней. При ближайшем рассмотрении намеченные переезды оказались очень большими — от 400 до 600 км в день. То есть ехать с остановками приходилось весь день, никаких попутных заездов в городочки на обочинах, только обеды, заправки, туалеты и т.д. В общем, марш-бросок, а не отпуск. Нам, правда, не привыкать, мы всегда так ездим, но в этот раз было уж очень насыщенно...
Но я забегаю вперед. В понедельник, не сильно рано, часов в 9 утра, мы выкатились из Питера и потянулись в сторону Финляндии. Проваландавшись на границе в общей сложности 3 часа (что много, по рассказам бывалых) мы успели как раз во-время к посадке на паром. В езде по Хельсинки в поисках терминала Викинг-Лайн нам очень помог навигатор от фирмы Garmin, очень кстати подаренный мне на прощание руководством недавно покинутой мною работы (бывают же такие начальники: отпустили почти без воплей, руки жали, целовали, подарок подарили... Зарплату, правда, зажали последнюю, ну, куда уж без этого...) Не буду долго распинаться про навигаторы: все знают, вещь очень полезная, особенно заграницей. С ним на поиски адресов в городах уходило гораздо меньше времени, чем раньше, когда мы подчас просто плутали по улицам в надежде наткнуться на нужное место, а однажды в Руане, когда сил на плутания не осталось решительно никаких, мне пришлось просить дремавшего на обочине таксиста (ночь была, народу — ни души) поработать Сусаниным, т.е. поехать впереди нашей машины до нужной гостиницы. Денег, к сожалению, пришлось заплатить...
Но я отвлеклась, как всегда. Вкатившись внутрь парома, мы очень удачно приткнулись как раз возле лифта. Каюта у нас была заказана специальная, адаптированная. С каютой не подвели, адаптация по всей форме: места много, коляска нормально разворачивается, санузел большой, без порогов, двери широкие. Лифты на пароме тоже здоровые, мы везде бродили без всяких преград. Единственный здоровый порог был на машинной палубе, сантиметров 12-15, ну, в общем, перелезли кое-как. Кресло у моего мужа не электрическое, довольно легкое, в машину нашу (Рено Кангу) влезает в неразобранном виде. Правда, в этой поездке, по причине большого обилия всякого барахла, все нарастающего по мере путешествия, мне приходилось его довольно часто собирать-разбирать. Вообще же, насколько я могу судить, с электрическими креслами подобным образом вряд ли кто из наших путешествует — уж больно хлопотно. То, что я читала на портале — в основном, пляжный отдых, по типу «один отпуск — одна гостиница». Во всяком случае, я бы точно не смогла кантоваться с этой электрической махиной по трем странам и 6-ти разным гостиницам, не считая парома...
Нагулявшись по парому и опустошив по привычке русских туристов магазин дьюти-фри на предмет разного вкусного алкоголя (надо было запасаться, так как в Скандинавии все сильно дорого и узкоспециализированно, в универсаме виски не купишь, нужно идти в тайное место под названием «Винмонополия», не местный фиг найдет) мы пошли спать. Утром пришли в Стокгольм, где мне лично впервые пришлось пройти проверку на алкоголь (проще говоря, «подуть в трубочку»). Всех выезжающих с парома шведские полицейские подвергают этой процедуре. Я все сделала, естественно, неправильно: дула не стой силой и длительностью, но со второго раза получилось. Полицейский показывает приборчик, наа приборчике вижу: «Negativ», хорошо это или плохо? Начинаю потихоньку жать на газ, вроде бы ноги сами работают, а сама по-прежнему в глаза ему смотрю и улыбаюсь. Он от меня отходит и идет к следующей машине. Так, думаю, пронесло, на будущее будем знать, что в данном случае «Negativ» - это позитив. Все-таки первый вечер на пароме, трудно себя контролировать, а тут еще жесткий аппаратный контроль на выходе. Подруга моя на своей Тойоте тоже выкатилась нормально и поехали мы селиться в гостиницу.
Лирическое отступление о гостиницах. Поскольку денег всегда у нас меньше, чем желаний, мы стараемся выбирать настолько дешевые гостиницы, насколько это возможно с учетом нашей специфики. Норвегия — страна дорогая, дороже, чем Франция или Испания. Швеция тоже ничего себе. Решено было жить в хостелах. Хостелы — это такие дешевые гостиницы (почему-то их принято называть молодежными, хотя по возрастному признаку там никого не сортируют), в которых часто разные незнакомые люди (причем порой даже разного пола) спят в одной комнате на своем собственном постельном белье, пользуются душем и туалетом в конце коридора, готовят еду на общей кухне. При поисках подходящих вариантов на просторах интернета встречались мне описания хостелов, где количество спящих в одной комнате доходило до 32-х... Стоит это дешево, в районе 20-25 евро за ночь, но и уровень комфорта, сами понимаете, довольно низкий. Ну, мы хоть и бедные, но не сумасшедшие, чтобы так уж себя не любить. Правда, практически во всех хостелах есть 2-3-4-местные комнаты с отдельным санузлом и кухонькой в комнате. Вот на такие-то я и нацеливалась, трудолюбиво просеивая информацию и ведя неспешную переписку с ними в течение полугода. Мы, как правило, все свои выездные мероприятия начинаем планировать сильно заранее, минимум, за полгода до поездки: и билеты на паром я бронировала в марте, и гостиницы — в апреле-мае. Все знают, что дешево хорошо не бывает, но если есть время покопаться, то в разных кучах сами знаете чего порой попадаются отдельные жемчужины...
Так вот. Основной принцип подбора жилья был: адаптировано, дешево и в центре. Поскольку времени на каждый город было немного, то тратить его на изучение системы местного общественного транспорта не было никакого желания. Поэтому: приезжаем, бросаем машину на парковке у хостела (если она есть) и ходим по городу пешком. Хостелы, кстати, тоже старались подбирать с парковкой, чтобы не переживать за четырехколесного друга, так как в первый раз он был с нами свой, родненький, а не прокатный.
В итоге в Стокгольме мы жили в бывший тюрьме, функционировавшей по прямому назначению до 1970-х годов, а потом переделанной под отель и частично под хостел. Смейтесь, смейтесь... А ничего так оказалось жить в камерах, с зарешеченным окном под потолком. Тесновато, но уютненько. Место — дивное: остров Лангхольмен в центре Стокгольма, тишина, цветы на газонах, птички поют, и до центра — пешком минут 20-30, если не спеша. В общем, нам понравилось. Лифты большие, туалеты тоже, что еще надо путешественнику для счастья?
День в Стокгольме мы провели в прогулках по старому городу, были в музее Васа и в музее сказок Юнибакен (поскольку с нами были дети, программу пришлось выстраивать с учетом и их интересов). Оба этих музея расположены на острове, туда мы плыли на паромчике, разновидности общественного транспорта, куда тоже погрузились без всяких проблем. Везде доступно все: не буду писать про поребрики и пандусы, лифты и подъемники. Скандинавия для колясочников доступна: в любом случае, можно все узнать заранее через интеренет и если в какой-то конкретный замок все же не втиснуться, то всегда можно найти инетересную замену. А в современных музеях все продуманно.
Следующий день был «ездовой»: Стокгольм-Осло, около 500 км. Выехали не рано, часов в 11, так как с утра нам к гостинице подогнали 3-ю машину. Дорога есть дорога: качество хорошее, ограничение скорости — 120 максимум, в городах 50, но там и не разгонишься, все время слушаешь свою говорящую коробочку, приклеенную на ветровом стекле, которая рассказывает, что тебе надо делать через 250 метров и т.п. В общем, приехали к 9-ти вечера в Осло, нашли свой хостел. Заходим — а там настоящий Вавилон, нет, даже, наверное, вокзал в Вавилоне: негры, арабы, индусы сидят на полу с рюкзаками, кто-то стучит на ноутбуке, разложенном на коленках, кто-то неспешно беседует, сидя на стульях, понатыканных среди ног сидящих на полу... Белых мало. В общем, неуютненько как-то, непривычно... Вспомнился почему-то «Мистер Твистер, бывший министр»... Но все проходит гладко, в ответ на наши позывные о заказанных полгода назад комнатах нам выдали ключи, и мы отправились искать свои комнаты. Вот тут уж была форменная общага, не то, что уютная элегантная тюрьма в Стокгольме: исписанный граффити лифт, двери на этажи, запирающиеся на ключ, объявления об отключении электричества 2 мая чередовались с призывами закрывать окна и двери и не оставлять в комнатах ценных вещей. Но комнаты оказались нормальными и после того, как я метнула на кровати свои родненькие простынки-пододеяльники — даже уютными. Чем мне еще понравилось Скандинавия — так это гостиничным простором. Нигде, даже в самых дешевых вариантах мы не натыкались на тесноту, присущую Южной Европе (любители Турций и Египтов — ваше мнение здесь не важно, а те, кто ездит в 3-звездочную Италию, Францию, Испанию — меня поймут). Везде нормальные лифты, развороты в коридорах и комнатах. При перемещении по комнатам мы не сшибали мебель; мне не приходилось переставлять кровати и туалетные столики, как порой это делали в Италии или в Испании. В общем, похоже, северные люди избегают, в отличие от южан, близких телесных контактов с посторонними в лифте и не любят тесных помещений для личного пользования. И слава Богу.
Однако же, такого количества разноцветных людей, как в Норвегии, я не видела больше нигде. Часто жалуются: «У-у-у, от негров проходу нет в Париже!» Не видели вы Осло и Бергена, скажу я им. Там в добавок к неграм присутствует еще такое же количество арабов, индусов в чалмах с женами и детьми, и опять же негров, но мусульман: женщины в платках до самых глаз. Я всех люблю, я не расист, но непривычно...
В Осло мы опять же гуляли по городу, были в музее кораблей викингов и в этнографическом музее с разными традиционными избушками. На следующий день мы укатили до вечера с нашим малюткой в парк аттракционов Тюссенфрюд за 20 км от Осло, где лично я утомилась чрезвычайно, так как местность оказалась гористой (все время, куда бы мы ни шли, почему-то приходилось толкать коляску в горку), а день — жарким. Вообще погода все время нешей поездки была дивной, разной, но не плохой. Нам пригодилось все — от купальников до теплых курток и горных ботинок. Собственно, на это мы и рассчитывали. Мы загорели гораздо больше, чем те, кто остался в Питере. Правда, загар такой — руки, шея и лицо. На остальных частях тела были все время брюки и футболки. Зато эти места — ну, очень черные. Короче, в приличном месте не разденешься , может, удастся еще подравнять на даче до конца лета, а то придется в солярии докрашивать.
На следующий день мы поехали из Осло в Берген, очередные 400 с лишним километров. Скоростных трасс в Норвегии нет, максималка — 80, больше знаков я не видела, и кругом, ну, буквально повсюду торчат на обочинах радары-измерители скорости. Штрафы — самые злобные в Европе: превышение на 20 км — штраф 390 евро, сфотографируют и пришлют с доставкой на дом по почте. Не заплатишь — рискуешь на будущее остаться без Шенгенской визы. Мы, конечно же, местами превышали, глядя на местных, так что теперь с замиранием сердца я еще долго буду заглядывать в почтовый ящик.
А дороги красивые, едешь — любуешься. Озера, леса, горы — дивно. В какой-то момент мы забрались довольно высоко, пошел дождь, температура за бортом упала до 7-ми градусов. Но мы мчались по скользкому горному серпантину на бешеной скорости 90 км\час и ничто не могло нам помешать . Часто останавливались, фотографировали.
В Берген приехали опять вечером. Хостел наш оказался совсем в центре, возре гавани и рыбного рынка. Размещался он в перестроенном старинном здании, однако лифт был. Комнатка наша оказалась на четвером этаже, в мансарде. На этом же этаже была и дивная терраска с видом на гавань и черепичные крыши Бергена. Вид — загляденье, как у Карлсона на крыше. Смотришь по сторонам — кругом крыши, трубы, в окна чужие заглядываешь... Берген — город очень красивый, почти нереальный, как театральная декорация. И многонациональный, как истинно портовый торговый город. Погода в нем очень изменчивая, как в Питере, то дождь, то солнце.
Здесь мы прожили три дня. Первый день весь гуляли по городу. На второй — поехали в Согне-фьорд. На берегу его самого узкого ответвления — Нерей-фьорда стоит деревушка Флом, которая связана железной дорогой с деревушкой Мюрдаль в горах. Расстояние — 20 км, перепад высот — 800 метров. 20 тунелей, общей длиной 7 км, 18 из них построены вручную (!). Метр тунеля — месяц строительства. Как сказал нам один костромской железнодорожник, встреченный накануне в Бергене: «Я вчера был во Фломе. Я железнодорожник — такой железной дороги быть не может!». Это именно железная дорогая с нормальной шириной колеи, не узкоколейка, не аттракцион. Поезд местами идет просто над пропастью. Пейзажи — красоты обалденной, но к окну подходить страшно. В одном месте поезд останавливается на 5 минут, можно выйти и пофотографироваться у водопада, который грохочет в нескольких метрах от поезда.
Помнится, зимой, когда я разглядывала сайт Фломсбаны, я все-таки решила уточнить, можно ли по ней проехаться инвалиду-колясочнику. Написала письмо, спросила. Получив ответ, я твердо убедилась, что человек, написавший его, всю жизнь ждал моего письма и вопроса, он просто-таки сгорал от нетерпения поделиться со мной подробностями своего счастья, ведь мы все-таки написали и все-таки приедем... Ну, очень энтузиастно-профессионально-вежливо. Было бы так стыдно, если бы мы вдруг передумали, и сменяли бы Норвегию на какой-нибудь Тунис, пришлось бы писать — извиняться...
Берген — дивный, но надо было ехать дальше. Меня порой забавляли наши друзья — муж, жена и 8-ми летний сын. Они впервые отдыхали таким способом. Их восторги не знали границ, они все время повторяли: «Мы столько тут не успели посмотреть, надо будет обязательно приехать на следующий год!». Наивные, сколько всего интересного в мире — успеть бы хоть что-то увидеть по одному разу!
Дальше нас ждал Лиллехамер. Собственно, он был выбран потому, что при обратном движении в сторону Стокгольма не хотелось вновь проезжать через Осло, хотелось увидеть что-нибудь еще. А рядом с Лиллехамером есть семейный парк Хундерфоссен, куда можно было бы сводить наших детей, притомившихся от природных красот и исторических сокровищ. Ничего не поделать — два мальчика 7 и 8 лет плевать хотели на культурные особенности и прочие радости, милые сердцу их мам и пап. Они нам все нервы вымотали, если честно: находясь вдвоем, они не воспринимали вообще ничего, только бесились и носились, поэтому по музеям мы ходили порознь.
Дорога в Лиллехамер неожиданно открыла нам совсем другую Норвегию, не ту, что показывают в буклетах. Горную, а не Норвегию фьордов. Пейзажи — ну, просто как в Тибете: плоскогорья, усыпанные камнями, облака где-то ниже линии горизонта, солнце палит нещадно и слепит, отражаясь в тысячах ручьев и снежных пятнах, оставшихся с зимы (мы ходили по снегу, а температура воздуха была выше 20 градусов). Вокруг — ничего: ни домов, ни людей, ни деревьев, только пустынная дорога, утыканная 6-метровыми шестами, указывающими зимой примерное направление движения... Признаться, такого я не ожидала. Мне не хватило этого в Непале (там я не успела доехать до предгорий), так вот удалось увидеть в Норвегии. Сюда бы и я хотела вернуться.
Лиллехамер — милый городишко, мы здесь жили в хостеле на вокзале. То тюрьма, то вокзал... Разнообразно.
Семейный парк не подкачал: были тролли, национальный колорит, аквапарк (жара была дикая, градусов 30, а вчера-то по снегу ходили...), качели-карусели. В общем, отдышались, и двинулись в обратный путь.
В Стокгольме ночевали снова в тюрьме, утром сдали лишнюю машину, прошлись на прощанье по городу, вновь погрузились на паром и поплыли домой. На этот раз каюта у нас была получше, даже с окном, точнее, с иллюминатором. Поскольку она была двухместной, деточка наш оказался временно приписан к семье наших друзей, и мы смогли, как белые люди, поесть в ресторане на белой скатерти и со столовым серебром. Я с трудом нашла в нашем уже совсем растерзанном багаже не самую мятую футболку и не самые замурзанные брюки — ничего, пустили. Вообще же, вопрос, который мы традиционно решаем безобразно в наших поездках — это еда. Муж вопит по этому поводу регулярно — он хочет за границей ходить в рестораны. Пару раз сходили. Один раз в Осло — в американский, ели картошку фри с мясом. Оставили 100 евро на троих. Другой раз — в Хемседале (деревня в горах) в итальянский. Я ела лозанью, он — куриные крылья с каким-то салатом. После бутербродов и привезенных из дома шпрот — вкусно, конечно же, ничего не скажешь. Оставили денег столько же. Учитывая, что из всей ресторанной еды любой кухни мира наш сын ест только сырые огурцы, жаренную или варенную картошку и мясо-рыбу-куру в самом простом виде без всяких соусов — его водить в рестораны просто бессмысленно. Поэтому в данном случае дороговизна была на моей стороне, и мы отказались от ресторанов в пользу «домашней еды». Тем более, что и кухня была всегда в номере. В Бергене мы впервые в жизни попробовали колбасу из мяса лося и северного оленя, ели копченое китовое мясо. Необычно, да и внутри поднимаются какие-то смутные экологические протесты — помнится, Норвегия куда-то там не присоединилась к мировому сообществу по вопросу сохранения популяции китов и прекращения китобойного промысла. Хотя, если вдуматься почему свинку должно быть меньше жалко, чем лосика? А еще мф купили морошкового варенья в подарок нашим бабушкам; поэтому поводу наши друзья, регулярно бывающие в командировках в Мурманске и в Архангельске, нас обсмеяли — охота была тратить валюту и платить втридорога... Но нам было охота, так как проблема сувениров всегда стоит довольно остро — мне лично уже надоело привозить домой бесконечные бессмысленные безделушки. А родственникам все же надо что-то подарить, вот и стали гостинцами варенье да оленья колбаса...
На обратном пути мы провели один день дополнительно в Хельсинки, так как паром пришел утром в воскресенье, и мы хотели избежать давки на границе, чтобы не испортить себе впечатление от поездки. Утром в понедельник моя нетерпеливая подруга решила выехать пораньше нас, а мы хотели выспаться хотя бы один день. Как оказалось, для нас вышло лучше, что мы ехали порознь, так как их за вранье на границе обшманали финны и пригрозили, что на будущее могут быть проблемы с визой. А вранье же заключалось в том, что они сказали, что были только в Финляндии, без всяких Швеций-Норвегий. У нас в Питере бытует мнение, что, получив финский Шенген, лучше не нервировать финнов разговорами о том, что ты собираешься объехать с их визой всю Европу. Обижаются они на это. По крайней мере, половину срока надо провести в Финляндии, чтобы в следующий раз визу дали беспрепятственно. А визу хочется получать имеено у них, так это проще всего. Вобщем, решили мы наврать. Безобидное такое вранье. А что? Все так делают... И, как на грех, не поверили им. Машину отогнали на штраф-стоянку, надели резиновые перчатки и стали рыться в машине на предмет поиска вещдоков, где они были на самом деле. Впрочем, долго рыться не пришлось: из всех бардачков-карманов торчали пучки парковочных талонов из Стокгольма, валялись чеки с заправок Норвегии, весь багажник был забит пластиковыми пакетами с покупками из паромного дьютика. Короче, засыпались по полной. Пригрозили им проблемами на будущее, но отпустили с миром. Они нам тут же настучали смски, чтобы мы говорили правду. Мы так и сделали. Когда финская пограничница спросила меня, где мы были, я так и сказала скороговоркой: Финляндия-Швеция-Нрвегия. Она только головой кивнула, и все. Кстати, при прохождении обратной границы мужу даже не пришлось покидать машину — и те, и другие пограничники сами подошли к нашей машине, посмотрели на него и сделали отметку в паспорте, что он выехал-въехал. Уж и не знаю, всегда они такие любезные, или нам просто повезло. Честно говоря, мы со своим богатым опытом путешествий на границе довольно часто попадали впросак; на вопрос кого-то из наших «А как вы в прошлый раз заполняли декларацию?» я ответила, что мы в первый раз, он просто впал в ступор, очередь вокруг стала хихикать, в общем, чайники какие-то едут. Ладно, научимся со временем.
Подводя итог моему многословию, хочу повториться: Скандинавия доступна. В этот раз, в связи с отсутствием традиционной самолетной нервотрепки, все прошло совсем уж гладко: сели, поехали, приехали, вышли... Вот бы так по всей Европе на своей машинке, мы давно мечтаем — через Прибалтику, Польшу, до Португалии... Может, и сбудется когда.
Не помню, можно ли здесь, но рискну привести ряд полезных ссылок на сайты, которые мне очень помогли в планировании путешествия:
Бронирование билетов на паром —
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Хостелы —
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
(а также .no, .fi, .se)
А также всякий легко сам найдет Бергена, Стокгольма, Осло, их музеев и т.д. Язык английский надо только знать, хотя у финнов много продублировано по-русски.
Мне бы не хотелось, чтобы мой рассказ выглядел хвастовством и чванством: просто я хорошо знаю, что для многих людей трудно бывает решиться без чьего-то конкретного примера, или порой не хватает какой-то информации. И если мы сможем кому-то помочь советом — всегда будем рады, пишите, спрашивайте.
Ответ для Symphony:
если незатруднит Вас- пару вопросов о пересечении границы (прохождения таможни).
1. Как происходит пересечение границы РОССИЯ-ЕВРОСОЮЗ? (Что декларируется при въезде в ЕВРОСОЮЗ? Какие документы необходимо иметь при себе и заполнять на таможне?)
2. Как происходит пересечение границы ЕВРОСОЮЗ-ЕВРОСОЮЗ? (ШВЕЦИЯ-НОРВЕГИЯ)
P.S. Конкретный вопрос- если я приехал в ГЕРМАНИЮ (НОРВЕГИЮ) и там купил электр.инв.коляску то обратно в РОССИЮ-пошлиной облагается или нет?
Ответ для Symphony:
У Вас получился замечательный рассказ об еще более замечательном путешествии! Поздравляю!
Попутно вопрос:
Не могли бы Вы дать раскладку по деньгам что сколько стоит? Во что стало путешествие в целом, и по затратам: бензин, хостел, и прочее...
Ответ для Patriot:
Добрый день. Отвечать буду по пунктам.
1. Россия - Евросоюз. В нашем случае это была Финляндия. Сразу скажу, как во всех других вариантах - не знаю, но везде, наверняка, есть своя специфика. Так вот, мы не декларировали ничего, кроме машины. При себе нужно иметь обычный набор: права, техпаспорт, доверенность (если есть). ПТС не нужно. Поскольку мы сами сильно тупили, глядя в графы и клеточки и задерживали очередь, то какой-то дядька заполнил все за меня, наставив везде "нет" и прочерков, даже в графе "наличные деньги" и "личные вещи". Оказывается, так можно, это прокатило. Реально нужна только информация по машине и все. Хоть и положено открыть багажник и к нему подходит таможенник, но он даже руками не до чего не дотрагивается. Так было в нашем случае. Финнов вообще ничего не интересует. Они даже мужа моего не стали лично разглядывать (он в машине сидел), просто поставили мне штампы в два паспорта и все.
2. Швеция-Норвегия. Такой границы вообще нет. Проезжаешь мимо надписей, каких-то будок, потом внезапно начинаются дорожные знаки белого цвета, как у нас, а не желтого, как в Швеции, и понимаешь, что ты уже в Норвегии. За все наши предыдущие путешествия ни разу никто нигде к нам не подошел (просто некому подходить было, все будки, если они и остались - пустые) и ничего не спросил. Правда, машины были всегда прокатные, с местными номерами, а теперь с русскими, но ничего не поменялось и теперь.
3. Евросоюз-Россия. На финско-руской границе у нас опять же ничего не смотрели. Хотя багажник опять же мы открывали для досмотра. Но здесь может быть по-всякому. Знаю примеры, когда у людей снимали обшивку и колеса в поисках чего-то запрещенного. Видимо, наш комплект пассажиров (две мамашки, два ребенка и инвалид) плюс доверху набитый кошелками багажник, да еще и сложенная коляска, чуть не выпадающая на руки из-под крышки, ни у кого не вызывали желания с нами долго ковыряться.
Вопрос Ваш хитрый, насчет кресла. Мы и сами подумываем иногда, не надуть ли родное государство путем беспошлинного ввоза коляски для личного пользования. Видимо, если Вы повезете новую коляску без коробки и будете выдавать ее за свою обычную, а старую - за запасную, и Вам удастся сделать вид, что все это святая истинная правда - это прокатит. Возможно, мы когда-нибудь так и сделаем. Но тут надо все хорошо продумать и спланировать... Если же делать все по-честному - сами знаете, пошлины велики, об этом на форуме писали более информированные люди, чем я.
Ответ для Виктор:
Здравствуйте, с удовольствием поделюсь информацией, хотя и не без содрогания (ну, очень денег жалко !) Обошлось нам путешествие на троих (два взрослых и 7-летний ребенок) на 15 дней в 4000 евро. Здесь все: билеты на паром, хостелы, еда, бензин, сувениры, билеты в музеи и пр. Впервые за все время наших путешествий мы и сами-то смогли все сосчитать, так как в основном пользовались кредиткой, чтобы не менять деньги (а то получилось бы три страны - три вида денег, а с приходом евро мы уже отвыкли от таких неудобств). А уж потом по банковской выписке все было видно, как на ладони.
По порядку:
1. Билеты на паром - 500 евро туда-обратно. У нас была адаптированная каюта без окна на 3-х плюс машина туда и каюта с окном на 2-х(дешевле уже не было) плюс машина обратно. Это Викинг Лайн. Говорят, что Силья чуть подороже, но и пошикарнее. Правда, нам и тут все понравилось.
2. Бензин - дорогой, собака! Получилось на пробег в 3400 км - около 400 евро. Честно, по странам не помню - в Финляндии 1,67 евро, кажется, а у остальных свои деньги - что их помнить-то, бак заливать все равно надо...
3. Хостелы. Ориентироваться можно на цифру 25-30 евро с человека за ночь. Это в приличных, чтобы в комнате был душ-туалет и кухонька. Самый дорогой был в Стокгольме - 47 евро с человека, он был реально адаптированный (остальные просто удачно подошли по размеру), но там оно того стоило, уж больно место хорошее, да и экзотика - тюрьма, все-таки.
4. Платных дорог нет - ура! Тунели - тоже бесплатные. Платные - паромы, мы проехались по одному. Стоило 101 норвежкую крону (курс - примерно 4,5 рубля за 1 крону)за Рено Кангу, а ней 1 взрослый, 1 инвалид и 1 ребенок (считается все поголовье пассажиров отдельно и по-разному, наши друзья заплатили дороже).
5. Из неприятных неожиданностей - почти не было скидок или бесплатных билетов для инвалидов нигде! Ни в транспорте, ни на парковках, ни в музеях, ни в парках аттракционов! Мы, признаться, привыкли как-то в Европе ходить бесплатно (еще и сопровождающий иногда бесплатно), что при ценах в музеях в 6-10 евро за билет, согласитесь, совсем не лишне. А тут - нет. Видимо, местные инвалиды сами живут слишком хорошо на свои пенсии и им такого не требуется. Мы тут в Осло видели совершенно реального бомжа с жестяной кружкой для денежек, так он мимо нас проехал на электрическом кресле. Причем не просто проехал, а остановился пообщаться (не поняли мы, правда, ничего, так как был он сильно бухой и говорил по-норвежски); дело в том, что наш сыночек каждое проезжавшее мимо нас электрокресло (а их много было) встречал радостными криками: "Смотри, папа, твоя мечта поехала!" Вот бомжик и решил узнать, наверное, чего это мальчик кричит.
Так что скидок не было. Редко-редко, кое-где чего-то скидывали, но как-то это было мало заметно на фоне общей дороговизны. Хотя я всегда, позабыв про стыд, пихаюсь к кассе вместе с коляской, либо, если совсем не пролезть, показываю наш автомобильный значок.
6. Еда - в общепите - дорого, однозначно! Я об этом писала. В комнатах у нас были кухни, можно было кое-что сковырять на ужин, а завтраки входили в стоимость жилья. Самое дешевое - на рынках в Бергене и в Хельсинки, там у тебя на глазах нажарят свежей рыбы, навалят картошки с овощами, с голодухи - объеденье! А всякие манерные рестораны - 80-100 евро на троих без спиртного. Да мы обычно в поездках всегда питаемся кое-как, нам не привыкать.
У наших друзей кончились сигареты, в магазине - 380 рублей пачка Мальборо. Кто-то если стреляет на улице у тебя штучку - предлагает деньги, для них это нормально. Наши сдуру отказывались сначала, пока сами местных цен не увидели. Алкоголь надо однозначно закупать на пароме и таскать все дорогу с собой (рассчитывайте, как хотите, но чтобы хватило, так как местных спецмагазинов не найти без компаса, да и цены там - ...)
7. Ну, а сувениры - это кто как любит. Принцип тот же - все, что местное, натуральное и ручной работы - дорогое, китайско-пластмассовое - тоже не сильно дешевое, да и зачем оно нужно?
Ну, так вот и набежало... Обычно как-то дешевле выходило, чего нас черт понес в эту Норвегию? И сами не знаем... Ладно, не жили богато - не стоит и начинать...
Ответ для Paranorma:
Да собор хорошо, жалко, что мы не доехали, уж больно далеко на север, и так маршрут был тяжелый. Нидарос, на мой взгляд, какой-то нетипично норвежский, чем и интересен. А так готики много в Европе, нам очень понравился собор в Рауне, например, да и Нотр-Дам - ничего, на мой взгляд
Правда ли, что вид побережья удивительно хорош, и только ради него следует раскошелиться на паром? Правда ли, что многие местные жители, т.е. норвеги, шведы, фины садяться на паромы, чтобы напиться и покутить в таком отрыве, в каком они не смогут себе позволить быть у себя дома?
Ответ для jaro:
Да, побережье действительно очень красиво - море усыпано небольшими островками, а когда стемнеет, кругом светятся огни проходящих мимо судов. Сильно пьяных скандинавов на борту видно не было, но алкоголь в дьюти фри действительно сильно дешевле, чем у них на родине, вдобавок кругом куча баров с развлекательными программами, все поют и пляшут, есть и казино. Спиртного они закупают много, как и мы, впрочем, но веселятся как-то пристойно, на палубах никто не валяется.
Ездили мы на 15 дней, большой компанией в 10 человек: две семьи с детьми 7 и 8 лет и еще четыре женщины разных возрастов и родственных связей. Из Питера выехали на 2-х машинах, в Стокгольме взяли третью напрокат, так что дальше ехали с комфортом. Все знакомые-приятели, примерно одних взглядов и интересов, что немаловажно при интенсивном жестком маршруте; все заказано-забронировано заранее, никаких «А давайте заедем в ...., тут совсем недалеко, буквально 100 км в сторону ...» не допускалось. Всем нашим друзьям мы давно внушили, что если они и могут в случае чего непридвиденного переночевать в машине или прибиться к любому придорожному кемпингу, то нам любой ночлег нужно сначала как следует рассмотреть в Интернете, потом написать письма с уточнением размеров лифта, санузла и т.п. Короче, где попало мы ночевать не можем. Не влезем просто.
Маршрут планировали такой: из Петербурга едем в Хельсинки, там садимся на паром до Стокгольма, из Стокгольма — в Осло (смотрим столицу страны), далее — в Берген (Норвегия фьордов), потом в Лиллехамер (горная Норвегия) и в обратном порядке — Стокгольм — Хельсинки — Петербург. В каждом городе были от 1 до 3 дней. При ближайшем рассмотрении намеченные переезды оказались очень большими — от 400 до 600 км в день. То есть ехать с остановками приходилось весь день, никаких попутных заездов в городочки на обочинах, только обеды, заправки, туалеты и т.д. В общем, марш-бросок, а не отпуск. Нам, правда, не привыкать, мы всегда так ездим, но в этот раз было уж очень насыщенно...
Но я забегаю вперед. В понедельник, не сильно рано, часов в 9 утра, мы выкатились из Питера и потянулись в сторону Финляндии. Проваландавшись на границе в общей сложности 3 часа (что много, по рассказам бывалых) мы успели как раз во-время к посадке на паром. В езде по Хельсинки в поисках терминала Викинг-Лайн нам очень помог навигатор от фирмы Garmin, очень кстати подаренный мне на прощание руководством недавно покинутой мною работы (бывают же такие начальники: отпустили почти без воплей, руки жали, целовали, подарок подарили... Зарплату, правда, зажали последнюю, ну, куда уж без этого...) Не буду долго распинаться про навигаторы: все знают, вещь очень полезная, особенно заграницей. С ним на поиски адресов в городах уходило гораздо меньше времени, чем раньше, когда мы подчас просто плутали по улицам в надежде наткнуться на нужное место, а однажды в Руане, когда сил на плутания не осталось решительно никаких, мне пришлось просить дремавшего на обочине таксиста (ночь была, народу — ни души) поработать Сусаниным, т.е. поехать впереди нашей машины до нужной гостиницы. Денег, к сожалению, пришлось заплатить...
Но я отвлеклась, как всегда. Вкатившись внутрь парома, мы очень удачно приткнулись как раз возле лифта. Каюта у нас была заказана специальная, адаптированная. С каютой не подвели, адаптация по всей форме: места много, коляска нормально разворачивается, санузел большой, без порогов, двери широкие. Лифты на пароме тоже здоровые, мы везде бродили без всяких преград. Единственный здоровый порог был на машинной палубе, сантиметров 12-15, ну, в общем, перелезли кое-как. Кресло у моего мужа не электрическое, довольно легкое, в машину нашу (Рено Кангу) влезает в неразобранном виде. Правда, в этой поездке, по причине большого обилия всякого барахла, все нарастающего по мере путешествия, мне приходилось его довольно часто собирать-разбирать. Вообще же, насколько я могу судить, с электрическими креслами подобным образом вряд ли кто из наших путешествует — уж больно хлопотно. То, что я читала на портале — в основном, пляжный отдых, по типу «один отпуск — одна гостиница». Во всяком случае, я бы точно не смогла кантоваться с этой электрической махиной по трем странам и 6-ти разным гостиницам, не считая парома...
Нагулявшись по парому и опустошив по привычке русских туристов магазин дьюти-фри на предмет разного вкусного алкоголя (надо было запасаться, так как в Скандинавии все сильно дорого и узкоспециализированно, в универсаме виски не купишь, нужно идти в тайное место под названием «Винмонополия», не местный фиг найдет) мы пошли спать. Утром пришли в Стокгольм, где мне лично впервые пришлось пройти проверку на алкоголь (проще говоря, «подуть в трубочку»). Всех выезжающих с парома шведские полицейские подвергают этой процедуре. Я все сделала, естественно, неправильно: дула не стой силой и длительностью, но со второго раза получилось. Полицейский показывает приборчик, наа приборчике вижу: «Negativ», хорошо это или плохо? Начинаю потихоньку жать на газ, вроде бы ноги сами работают, а сама по-прежнему в глаза ему смотрю и улыбаюсь. Он от меня отходит и идет к следующей машине. Так, думаю, пронесло, на будущее будем знать, что в данном случае «Negativ» - это позитив. Все-таки первый вечер на пароме, трудно себя контролировать, а тут еще жесткий аппаратный контроль на выходе. Подруга моя на своей Тойоте тоже выкатилась нормально и поехали мы селиться в гостиницу.
Лирическое отступление о гостиницах. Поскольку денег всегда у нас меньше, чем желаний, мы стараемся выбирать настолько дешевые гостиницы, насколько это возможно с учетом нашей специфики. Норвегия — страна дорогая, дороже, чем Франция или Испания. Швеция тоже ничего себе. Решено было жить в хостелах. Хостелы — это такие дешевые гостиницы (почему-то их принято называть молодежными, хотя по возрастному признаку там никого не сортируют), в которых часто разные незнакомые люди (причем порой даже разного пола) спят в одной комнате на своем собственном постельном белье, пользуются душем и туалетом в конце коридора, готовят еду на общей кухне. При поисках подходящих вариантов на просторах интернета встречались мне описания хостелов, где количество спящих в одной комнате доходило до 32-х... Стоит это дешево, в районе 20-25 евро за ночь, но и уровень комфорта, сами понимаете, довольно низкий. Ну, мы хоть и бедные, но не сумасшедшие, чтобы так уж себя не любить. Правда, практически во всех хостелах есть 2-3-4-местные комнаты с отдельным санузлом и кухонькой в комнате. Вот на такие-то я и нацеливалась, трудолюбиво просеивая информацию и ведя неспешную переписку с ними в течение полугода. Мы, как правило, все свои выездные мероприятия начинаем планировать сильно заранее, минимум, за полгода до поездки: и билеты на паром я бронировала в марте, и гостиницы — в апреле-мае. Все знают, что дешево хорошо не бывает, но если есть время покопаться, то в разных кучах сами знаете чего порой попадаются отдельные жемчужины...
Так вот. Основной принцип подбора жилья был: адаптировано, дешево и в центре. Поскольку времени на каждый город было немного, то тратить его на изучение системы местного общественного транспорта не было никакого желания. Поэтому: приезжаем, бросаем машину на парковке у хостела (если она есть) и ходим по городу пешком. Хостелы, кстати, тоже старались подбирать с парковкой, чтобы не переживать за четырехколесного друга, так как в первый раз он был с нами свой, родненький, а не прокатный.
В итоге в Стокгольме мы жили в бывший тюрьме, функционировавшей по прямому назначению до 1970-х годов, а потом переделанной под отель и частично под хостел. Смейтесь, смейтесь... А ничего так оказалось жить в камерах, с зарешеченным окном под потолком. Тесновато, но уютненько. Место — дивное: остров Лангхольмен в центре Стокгольма, тишина, цветы на газонах, птички поют, и до центра — пешком минут 20-30, если не спеша. В общем, нам понравилось. Лифты большие, туалеты тоже, что еще надо путешественнику для счастья?
День в Стокгольме мы провели в прогулках по старому городу, были в музее Васа и в музее сказок Юнибакен (поскольку с нами были дети, программу пришлось выстраивать с учетом и их интересов). Оба этих музея расположены на острове, туда мы плыли на паромчике, разновидности общественного транспорта, куда тоже погрузились без всяких проблем. Везде доступно все: не буду писать про поребрики и пандусы, лифты и подъемники. Скандинавия для колясочников доступна: в любом случае, можно все узнать заранее через интеренет и если в какой-то конкретный замок все же не втиснуться, то всегда можно найти инетересную замену. А в современных музеях все продуманно.
Следующий день был «ездовой»: Стокгольм-Осло, около 500 км. Выехали не рано, часов в 11, так как с утра нам к гостинице подогнали 3-ю машину. Дорога есть дорога: качество хорошее, ограничение скорости — 120 максимум, в городах 50, но там и не разгонишься, все время слушаешь свою говорящую коробочку, приклеенную на ветровом стекле, которая рассказывает, что тебе надо делать через 250 метров и т.п. В общем, приехали к 9-ти вечера в Осло, нашли свой хостел. Заходим — а там настоящий Вавилон, нет, даже, наверное, вокзал в Вавилоне: негры, арабы, индусы сидят на полу с рюкзаками, кто-то стучит на ноутбуке, разложенном на коленках, кто-то неспешно беседует, сидя на стульях, понатыканных среди ног сидящих на полу... Белых мало. В общем, неуютненько как-то, непривычно... Вспомнился почему-то «Мистер Твистер, бывший министр»... Но все проходит гладко, в ответ на наши позывные о заказанных полгода назад комнатах нам выдали ключи, и мы отправились искать свои комнаты. Вот тут уж была форменная общага, не то, что уютная элегантная тюрьма в Стокгольме: исписанный граффити лифт, двери на этажи, запирающиеся на ключ, объявления об отключении электричества 2 мая чередовались с призывами закрывать окна и двери и не оставлять в комнатах ценных вещей. Но комнаты оказались нормальными и после того, как я метнула на кровати свои родненькие простынки-пододеяльники — даже уютными. Чем мне еще понравилось Скандинавия — так это гостиничным простором. Нигде, даже в самых дешевых вариантах мы не натыкались на тесноту, присущую Южной Европе (любители Турций и Египтов — ваше мнение здесь не важно, а те, кто ездит в 3-звездочную Италию, Францию, Испанию — меня поймут). Везде нормальные лифты, развороты в коридорах и комнатах. При перемещении по комнатам мы не сшибали мебель; мне не приходилось переставлять кровати и туалетные столики, как порой это делали в Италии или в Испании. В общем, похоже, северные люди избегают, в отличие от южан, близких телесных контактов с посторонними в лифте и не любят тесных помещений для личного пользования. И слава Богу.
Однако же, такого количества разноцветных людей, как в Норвегии, я не видела больше нигде. Часто жалуются: «У-у-у, от негров проходу нет в Париже!» Не видели вы Осло и Бергена, скажу я им. Там в добавок к неграм присутствует еще такое же количество арабов, индусов в чалмах с женами и детьми, и опять же негров, но мусульман: женщины в платках до самых глаз. Я всех люблю, я не расист, но непривычно...
В Осло мы опять же гуляли по городу, были в музее кораблей викингов и в этнографическом музее с разными традиционными избушками. На следующий день мы укатили до вечера с нашим малюткой в парк аттракционов Тюссенфрюд за 20 км от Осло, где лично я утомилась чрезвычайно, так как местность оказалась гористой (все время, куда бы мы ни шли, почему-то приходилось толкать коляску в горку), а день — жарким. Вообще погода все время нешей поездки была дивной, разной, но не плохой. Нам пригодилось все — от купальников до теплых курток и горных ботинок. Собственно, на это мы и рассчитывали. Мы загорели гораздо больше, чем те, кто остался в Питере. Правда, загар такой — руки, шея и лицо. На остальных частях тела были все время брюки и футболки. Зато эти места — ну, очень черные. Короче, в приличном месте не разденешься , может, удастся еще подравнять на даче до конца лета, а то придется в солярии докрашивать.
На следующий день мы поехали из Осло в Берген, очередные 400 с лишним километров. Скоростных трасс в Норвегии нет, максималка — 80, больше знаков я не видела, и кругом, ну, буквально повсюду торчат на обочинах радары-измерители скорости. Штрафы — самые злобные в Европе: превышение на 20 км — штраф 390 евро, сфотографируют и пришлют с доставкой на дом по почте. Не заплатишь — рискуешь на будущее остаться без Шенгенской визы. Мы, конечно же, местами превышали, глядя на местных, так что теперь с замиранием сердца я еще долго буду заглядывать в почтовый ящик.
А дороги красивые, едешь — любуешься. Озера, леса, горы — дивно. В какой-то момент мы забрались довольно высоко, пошел дождь, температура за бортом упала до 7-ми градусов. Но мы мчались по скользкому горному серпантину на бешеной скорости 90 км\час и ничто не могло нам помешать . Часто останавливались, фотографировали.
В Берген приехали опять вечером. Хостел наш оказался совсем в центре, возре гавани и рыбного рынка. Размещался он в перестроенном старинном здании, однако лифт был. Комнатка наша оказалась на четвером этаже, в мансарде. На этом же этаже была и дивная терраска с видом на гавань и черепичные крыши Бергена. Вид — загляденье, как у Карлсона на крыше. Смотришь по сторонам — кругом крыши, трубы, в окна чужие заглядываешь... Берген — город очень красивый, почти нереальный, как театральная декорация. И многонациональный, как истинно портовый торговый город. Погода в нем очень изменчивая, как в Питере, то дождь, то солнце.
Здесь мы прожили три дня. Первый день весь гуляли по городу. На второй — поехали в Согне-фьорд. На берегу его самого узкого ответвления — Нерей-фьорда стоит деревушка Флом, которая связана железной дорогой с деревушкой Мюрдаль в горах. Расстояние — 20 км, перепад высот — 800 метров. 20 тунелей, общей длиной 7 км, 18 из них построены вручную (!). Метр тунеля — месяц строительства. Как сказал нам один костромской железнодорожник, встреченный накануне в Бергене: «Я вчера был во Фломе. Я железнодорожник — такой железной дороги быть не может!». Это именно железная дорогая с нормальной шириной колеи, не узкоколейка, не аттракцион. Поезд местами идет просто над пропастью. Пейзажи — красоты обалденной, но к окну подходить страшно. В одном месте поезд останавливается на 5 минут, можно выйти и пофотографироваться у водопада, который грохочет в нескольких метрах от поезда.
Помнится, зимой, когда я разглядывала сайт Фломсбаны, я все-таки решила уточнить, можно ли по ней проехаться инвалиду-колясочнику. Написала письмо, спросила. Получив ответ, я твердо убедилась, что человек, написавший его, всю жизнь ждал моего письма и вопроса, он просто-таки сгорал от нетерпения поделиться со мной подробностями своего счастья, ведь мы все-таки написали и все-таки приедем... Ну, очень энтузиастно-профессионально-вежливо. Было бы так стыдно, если бы мы вдруг передумали, и сменяли бы Норвегию на какой-нибудь Тунис, пришлось бы писать — извиняться...
Берген — дивный, но надо было ехать дальше. Меня порой забавляли наши друзья — муж, жена и 8-ми летний сын. Они впервые отдыхали таким способом. Их восторги не знали границ, они все время повторяли: «Мы столько тут не успели посмотреть, надо будет обязательно приехать на следующий год!». Наивные, сколько всего интересного в мире — успеть бы хоть что-то увидеть по одному разу!
Дальше нас ждал Лиллехамер. Собственно, он был выбран потому, что при обратном движении в сторону Стокгольма не хотелось вновь проезжать через Осло, хотелось увидеть что-нибудь еще. А рядом с Лиллехамером есть семейный парк Хундерфоссен, куда можно было бы сводить наших детей, притомившихся от природных красот и исторических сокровищ. Ничего не поделать — два мальчика 7 и 8 лет плевать хотели на культурные особенности и прочие радости, милые сердцу их мам и пап. Они нам все нервы вымотали, если честно: находясь вдвоем, они не воспринимали вообще ничего, только бесились и носились, поэтому по музеям мы ходили порознь.
Дорога в Лиллехамер неожиданно открыла нам совсем другую Норвегию, не ту, что показывают в буклетах. Горную, а не Норвегию фьордов. Пейзажи — ну, просто как в Тибете: плоскогорья, усыпанные камнями, облака где-то ниже линии горизонта, солнце палит нещадно и слепит, отражаясь в тысячах ручьев и снежных пятнах, оставшихся с зимы (мы ходили по снегу, а температура воздуха была выше 20 градусов). Вокруг — ничего: ни домов, ни людей, ни деревьев, только пустынная дорога, утыканная 6-метровыми шестами, указывающими зимой примерное направление движения... Признаться, такого я не ожидала. Мне не хватило этого в Непале (там я не успела доехать до предгорий), так вот удалось увидеть в Норвегии. Сюда бы и я хотела вернуться.
Лиллехамер — милый городишко, мы здесь жили в хостеле на вокзале. То тюрьма, то вокзал... Разнообразно.
Семейный парк не подкачал: были тролли, национальный колорит, аквапарк (жара была дикая, градусов 30, а вчера-то по снегу ходили...), качели-карусели. В общем, отдышались, и двинулись в обратный путь.
В Стокгольме ночевали снова в тюрьме, утром сдали лишнюю машину, прошлись на прощанье по городу, вновь погрузились на паром и поплыли домой. На этот раз каюта у нас была получше, даже с окном, точнее, с иллюминатором. Поскольку она была двухместной, деточка наш оказался временно приписан к семье наших друзей, и мы смогли, как белые люди, поесть в ресторане на белой скатерти и со столовым серебром. Я с трудом нашла в нашем уже совсем растерзанном багаже не самую мятую футболку и не самые замурзанные брюки — ничего, пустили. Вообще же, вопрос, который мы традиционно решаем безобразно в наших поездках — это еда. Муж вопит по этому поводу регулярно — он хочет за границей ходить в рестораны. Пару раз сходили. Один раз в Осло — в американский, ели картошку фри с мясом. Оставили 100 евро на троих. Другой раз — в Хемседале (деревня в горах) в итальянский. Я ела лозанью, он — куриные крылья с каким-то салатом. После бутербродов и привезенных из дома шпрот — вкусно, конечно же, ничего не скажешь. Оставили денег столько же. Учитывая, что из всей ресторанной еды любой кухни мира наш сын ест только сырые огурцы, жаренную или варенную картошку и мясо-рыбу-куру в самом простом виде без всяких соусов — его водить в рестораны просто бессмысленно. Поэтому в данном случае дороговизна была на моей стороне, и мы отказались от ресторанов в пользу «домашней еды». Тем более, что и кухня была всегда в номере. В Бергене мы впервые в жизни попробовали колбасу из мяса лося и северного оленя, ели копченое китовое мясо. Необычно, да и внутри поднимаются какие-то смутные экологические протесты — помнится, Норвегия куда-то там не присоединилась к мировому сообществу по вопросу сохранения популяции китов и прекращения китобойного промысла. Хотя, если вдуматься почему свинку должно быть меньше жалко, чем лосика? А еще мф купили морошкового варенья в подарок нашим бабушкам; поэтому поводу наши друзья, регулярно бывающие в командировках в Мурманске и в Архангельске, нас обсмеяли — охота была тратить валюту и платить втридорога... Но нам было охота, так как проблема сувениров всегда стоит довольно остро — мне лично уже надоело привозить домой бесконечные бессмысленные безделушки. А родственникам все же надо что-то подарить, вот и стали гостинцами варенье да оленья колбаса...
На обратном пути мы провели один день дополнительно в Хельсинки, так как паром пришел утром в воскресенье, и мы хотели избежать давки на границе, чтобы не испортить себе впечатление от поездки. Утром в понедельник моя нетерпеливая подруга решила выехать пораньше нас, а мы хотели выспаться хотя бы один день. Как оказалось, для нас вышло лучше, что мы ехали порознь, так как их за вранье на границе обшманали финны и пригрозили, что на будущее могут быть проблемы с визой. А вранье же заключалось в том, что они сказали, что были только в Финляндии, без всяких Швеций-Норвегий. У нас в Питере бытует мнение, что, получив финский Шенген, лучше не нервировать финнов разговорами о том, что ты собираешься объехать с их визой всю Европу. Обижаются они на это. По крайней мере, половину срока надо провести в Финляндии, чтобы в следующий раз визу дали беспрепятственно. А визу хочется получать имеено у них, так это проще всего. Вобщем, решили мы наврать. Безобидное такое вранье. А что? Все так делают... И, как на грех, не поверили им. Машину отогнали на штраф-стоянку, надели резиновые перчатки и стали рыться в машине на предмет поиска вещдоков, где они были на самом деле. Впрочем, долго рыться не пришлось: из всех бардачков-карманов торчали пучки парковочных талонов из Стокгольма, валялись чеки с заправок Норвегии, весь багажник был забит пластиковыми пакетами с покупками из паромного дьютика. Короче, засыпались по полной. Пригрозили им проблемами на будущее, но отпустили с миром. Они нам тут же настучали смски, чтобы мы говорили правду. Мы так и сделали. Когда финская пограничница спросила меня, где мы были, я так и сказала скороговоркой: Финляндия-Швеция-Нрвегия. Она только головой кивнула, и все. Кстати, при прохождении обратной границы мужу даже не пришлось покидать машину — и те, и другие пограничники сами подошли к нашей машине, посмотрели на него и сделали отметку в паспорте, что он выехал-въехал. Уж и не знаю, всегда они такие любезные, или нам просто повезло. Честно говоря, мы со своим богатым опытом путешествий на границе довольно часто попадали впросак; на вопрос кого-то из наших «А как вы в прошлый раз заполняли декларацию?» я ответила, что мы в первый раз, он просто впал в ступор, очередь вокруг стала хихикать, в общем, чайники какие-то едут. Ладно, научимся со временем.
Подводя итог моему многословию, хочу повториться: Скандинавия доступна. В этот раз, в связи с отсутствием традиционной самолетной нервотрепки, все прошло совсем уж гладко: сели, поехали, приехали, вышли... Вот бы так по всей Европе на своей машинке, мы давно мечтаем — через Прибалтику, Польшу, до Португалии... Может, и сбудется когда.
Не помню, можно ли здесь, но рискну привести ряд полезных ссылок на сайты, которые мне очень помогли в планировании путешествия:
Бронирование билетов на паром —
зарегистрируйтесь или войдите
Хостелы —
зарегистрируйтесь или войдите
А также всякий легко сам найдет Бергена, Стокгольма, Осло, их музеев и т.д. Язык английский надо только знать, хотя у финнов много продублировано по-русски.
Мне бы не хотелось, чтобы мой рассказ выглядел хвастовством и чванством: просто я хорошо знаю, что для многих людей трудно бывает решиться без чьего-то конкретного примера, или порой не хватает какой-то информации. И если мы сможем кому-то помочь советом — всегда будем рады, пишите, спрашивайте.
если незатруднит Вас- пару вопросов о пересечении границы (прохождения таможни).
1. Как происходит пересечение границы РОССИЯ-ЕВРОСОЮЗ? (Что декларируется при въезде в ЕВРОСОЮЗ? Какие документы необходимо иметь при себе и заполнять на таможне?)
2. Как происходит пересечение границы ЕВРОСОЮЗ-ЕВРОСОЮЗ? (ШВЕЦИЯ-НОРВЕГИЯ)
P.S. Конкретный вопрос- если я приехал в ГЕРМАНИЮ (НОРВЕГИЮ) и там купил электр.инв.коляску то обратно в РОССИЮ-пошлиной облагается или нет?
У Вас получился замечательный рассказ об еще более замечательном путешествии! Поздравляю!
Попутно вопрос:
Не могли бы Вы дать раскладку по деньгам что сколько стоит? Во что стало путешествие в целом, и по затратам: бензин, хостел, и прочее...
Огромное спасибо! с 15 лет мечтаю побывать в Норвегии, Особенно в Тронхейме, посмотреть на кафедральный собор Нидарос.
Добрый день. Отвечать буду по пунктам.
1. Россия - Евросоюз. В нашем случае это была Финляндия. Сразу скажу, как во всех других вариантах - не знаю, но везде, наверняка, есть своя специфика. Так вот, мы не декларировали ничего, кроме машины. При себе нужно иметь обычный набор: права, техпаспорт, доверенность (если есть). ПТС не нужно. Поскольку мы сами сильно тупили, глядя в графы и клеточки и задерживали очередь, то какой-то дядька заполнил все за меня, наставив везде "нет" и прочерков, даже в графе "наличные деньги" и "личные вещи". Оказывается, так можно, это прокатило. Реально нужна только информация по машине и все. Хоть и положено открыть багажник и к нему подходит таможенник, но он даже руками не до чего не дотрагивается. Так было в нашем случае. Финнов вообще ничего не интересует. Они даже мужа моего не стали лично разглядывать (он в машине сидел), просто поставили мне штампы в два паспорта и все.
2. Швеция-Норвегия. Такой границы вообще нет. Проезжаешь мимо надписей, каких-то будок, потом внезапно начинаются дорожные знаки белого цвета, как у нас, а не желтого, как в Швеции, и понимаешь, что ты уже в Норвегии. За все наши предыдущие путешествия ни разу никто нигде к нам не подошел (просто некому подходить было, все будки, если они и остались - пустые) и ничего не спросил. Правда, машины были всегда прокатные, с местными номерами, а теперь с русскими, но ничего не поменялось и теперь.
3. Евросоюз-Россия. На финско-руской границе у нас опять же ничего не смотрели. Хотя багажник опять же мы открывали для досмотра. Но здесь может быть по-всякому. Знаю примеры, когда у людей снимали обшивку и колеса в поисках чего-то запрещенного. Видимо, наш комплект пассажиров (две мамашки, два ребенка и инвалид) плюс доверху набитый кошелками багажник, да еще и сложенная коляска, чуть не выпадающая на руки из-под крышки, ни у кого не вызывали желания с нами долго ковыряться.
Вопрос Ваш хитрый, насчет кресла. Мы и сами подумываем иногда, не надуть ли родное государство путем беспошлинного ввоза коляски для личного пользования. Видимо, если Вы повезете новую коляску без коробки и будете выдавать ее за свою обычную, а старую - за запасную, и Вам удастся сделать вид, что все это святая истинная правда - это прокатит. Возможно, мы когда-нибудь так и сделаем. Но тут надо все хорошо продумать и спланировать... Если же делать все по-честному - сами знаете, пошлины велики, об этом на форуме писали более информированные люди, чем я.
Огромное спасибо! Очень познавательный рассказ, обязательно воспользуемся некоторыми Вашими советами
Здравствуйте, с удовольствием поделюсь информацией, хотя и не без содрогания (ну, очень денег жалко !) Обошлось нам путешествие на троих (два взрослых и 7-летний ребенок) на 15 дней в 4000 евро. Здесь все: билеты на паром, хостелы, еда, бензин, сувениры, билеты в музеи и пр. Впервые за все время наших путешествий мы и сами-то смогли все сосчитать, так как в основном пользовались кредиткой, чтобы не менять деньги (а то получилось бы три страны - три вида денег, а с приходом евро мы уже отвыкли от таких неудобств). А уж потом по банковской выписке все было видно, как на ладони.
По порядку:
1. Билеты на паром - 500 евро туда-обратно. У нас была адаптированная каюта без окна на 3-х плюс машина туда и каюта с окном на 2-х(дешевле уже не было) плюс машина обратно. Это Викинг Лайн. Говорят, что Силья чуть подороже, но и пошикарнее. Правда, нам и тут все понравилось.
2. Бензин - дорогой, собака! Получилось на пробег в 3400 км - около 400 евро. Честно, по странам не помню - в Финляндии 1,67 евро, кажется, а у остальных свои деньги - что их помнить-то, бак заливать все равно надо...
3. Хостелы. Ориентироваться можно на цифру 25-30 евро с человека за ночь. Это в приличных, чтобы в комнате был душ-туалет и кухонька. Самый дорогой был в Стокгольме - 47 евро с человека, он был реально адаптированный (остальные просто удачно подошли по размеру), но там оно того стоило, уж больно место хорошее, да и экзотика - тюрьма, все-таки.
4. Платных дорог нет - ура! Тунели - тоже бесплатные. Платные - паромы, мы проехались по одному. Стоило 101 норвежкую крону (курс - примерно 4,5 рубля за 1 крону)за Рено Кангу, а ней 1 взрослый, 1 инвалид и 1 ребенок (считается все поголовье пассажиров отдельно и по-разному, наши друзья заплатили дороже).
5. Из неприятных неожиданностей - почти не было скидок или бесплатных билетов для инвалидов нигде! Ни в транспорте, ни на парковках, ни в музеях, ни в парках аттракционов! Мы, признаться, привыкли как-то в Европе ходить бесплатно (еще и сопровождающий иногда бесплатно), что при ценах в музеях в 6-10 евро за билет, согласитесь, совсем не лишне. А тут - нет. Видимо, местные инвалиды сами живут слишком хорошо на свои пенсии и им такого не требуется. Мы тут в Осло видели совершенно реального бомжа с жестяной кружкой для денежек, так он мимо нас проехал на электрическом кресле. Причем не просто проехал, а остановился пообщаться (не поняли мы, правда, ничего, так как был он сильно бухой и говорил по-норвежски); дело в том, что наш сыночек каждое проезжавшее мимо нас электрокресло (а их много было) встречал радостными криками: "Смотри, папа, твоя мечта поехала!" Вот бомжик и решил узнать, наверное, чего это мальчик кричит.
Так что скидок не было. Редко-редко, кое-где чего-то скидывали, но как-то это было мало заметно на фоне общей дороговизны. Хотя я всегда, позабыв про стыд, пихаюсь к кассе вместе с коляской, либо, если совсем не пролезть, показываю наш автомобильный значок.
6. Еда - в общепите - дорого, однозначно! Я об этом писала. В комнатах у нас были кухни, можно было кое-что сковырять на ужин, а завтраки входили в стоимость жилья. Самое дешевое - на рынках в Бергене и в Хельсинки, там у тебя на глазах нажарят свежей рыбы, навалят картошки с овощами, с голодухи - объеденье! А всякие манерные рестораны - 80-100 евро на троих без спиртного. Да мы обычно в поездках всегда питаемся кое-как, нам не привыкать.
У наших друзей кончились сигареты, в магазине - 380 рублей пачка Мальборо. Кто-то если стреляет на улице у тебя штучку - предлагает деньги, для них это нормально. Наши сдуру отказывались сначала, пока сами местных цен не увидели. Алкоголь надо однозначно закупать на пароме и таскать все дорогу с собой (рассчитывайте, как хотите, но чтобы хватило, так как местных спецмагазинов не найти без компаса, да и цены там - ...)
7. Ну, а сувениры - это кто как любит. Принцип тот же - все, что местное, натуральное и ручной работы - дорогое, китайско-пластмассовое - тоже не сильно дешевое, да и зачем оно нужно?
Ну, так вот и набежало... Обычно как-то дешевле выходило, чего нас черт понес в эту Норвегию? И сами не знаем... Ладно, не жили богато - не стоит и начинать...
Да собор хорошо, жалко, что мы не доехали, уж больно далеко на север, и так маршрут был тяжелый. Нидарос, на мой взгляд, какой-то нетипично норвежский, чем и интересен. А так готики много в Европе, нам очень понравился собор в Рауне, например, да и Нотр-Дам - ничего, на мой взгляд
Правда ли, что вид побережья удивительно хорош, и только ради него следует раскошелиться на паром? Правда ли, что многие местные жители, т.е. норвеги, шведы, фины садяться на паромы, чтобы напиться и покутить в таком отрыве, в каком они не смогут себе позволить быть у себя дома?
Да, побережье действительно очень красиво - море усыпано небольшими островками, а когда стемнеет, кругом светятся огни проходящих мимо судов. Сильно пьяных скандинавов на борту видно не было, но алкоголь в дьюти фри действительно сильно дешевле, чем у них на родине, вдобавок кругом куча баров с развлекательными программами, все поют и пляшут, есть и казино. Спиртного они закупают много, как и мы, впрочем, но веселятся как-то пристойно, на палубах никто не валяется.