Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть обладать определённой правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.
Наставления ДПС
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Вас остановили.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Не каждый водитель знает, что если его остановил инспектор ДПС, то, прежде всего, он обязан представиться и назвать причину остановки. Если этого не произошло, Вы в праве потребовать сообщить номер нагрудного знака и предъявить служебное удостоверение в развернутом виде! Также водителю не обязательно выходить из машины, а документы предъявлять можно и с водительского места!
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Мазёвый:
А водилу в штатах бы личиком в асфальт нагнули.
Американские дорожные полицейские одни из самых строгих в мире. Остановив автомобиль, полицейский обязан следить за тем, чтобы водитель остановленного автомобиля четко следовал правилам: держал руки на руле, не делал резких движений, а, доставая права из кармана или, скажем, из бардачка, заранее предупреждал полицейского о своих действиях. Любое невыполнение этих правил позволяет полицейскому применить силу и даже огнестрельное оружие. Полицейский обязан быть вежливым, то есть обращаться к задержанному «сэр» или «мэм» в зависимости от пола. Но не более того. Полицейский имеет право провести досмотр автомобиля, если, например, поведение водителя, покажется ему подозрительным.
Впрочем, все действия полицейских тщательно контролируются. В патрульных автомобилях, как правило, установлены камеры наблюдения, фиксирующие действия полицейских как внутри машины, так и при разговоре с задержанным водителем. Как и в большинстве других стран мира, дорожные полицейские в США не могут устанавливать штрафы за нарушение Правил дорожного движения или изымать водительские права. Кроме того, в большинстве штатов США установлены особые ограничения на количество наличных денег, которые полицейский может иметь при себе во время дежурства (обычно $20-50).
Не надо путать их правила и возможности, с нашими.
Не надо путать их правила и возможности, с нашими.
А никто не спорит. Я написал выше, что гаишник не знает что он может, а что нет. Водила превысил скорость и должен ответить-это факт. Но гаишник хотел взять нахрапом и в этом его ошибка. Наверняка хотел на лапу получить, но облажался.
Ответ для Мазёвый:
Ну мы не в штатах а мужик молодец с гайцами на трассе тольао так,а на Украине тем более,развести так и хотят на ровном месте особенно одиеочных водил,лично меня не раз пятались,
Ответ для Мазёвый:
В штатах, "гаишнику", даже не пришла бы в голову мысль творить подобный беспредел, Там у них в каждой машине камера стоит, и если у них и произходят подобные действия, то инспектора с работы вылетают.
Если честно, постоянно такие стычки произходят, инспектора тупы, жадны и необразованны, если они видят, что ты называешь им номера статей (они их сами не знают толком), то предпочитают не связываться...
Это понятно! Просто, когда автолюбитель знает свои права, а так же обязанности инспектора ДПС, ему намного проще с ним общаться. В общении с инспектором ДПС и состалении протокола есть подводные камни. Дабы их избежать, надо элементарно, знать свои права. Слава богу, информации на эту тему, в интернете много.
Ищущий:
В штатах, "гаишнику", даже не пришла бы в голову мысль творить подобный беспредел
В штатах на требование выйти из машины этот молодой человек через 15 секунд облизывал бы асфальт за отказ.
Гаишник не знает своих ни прав ни обязанностей.А водитель просто наглец,так называемый "король" трассы.
AleVic:
Всем водителям ,неплохо знать не только свои ПРАВА, но и ОБЯЗАННОСТИ!
За свой многолетний стаж, я их знаю очень хорошо и стараюсь быть адекватным участником движения. Если уж и нарушил правила, никогда не спорю, так как сам виноват, но это очень редкое явление.
Отстаёшь от жизни, Илюша. С 1 сентября вступили в силу новые правила взаимоотношений инспекторов ГИБДД с водителями.
См. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"
Опубликовано 7 июля 2009 г.
Вступает в силу: 1 сентября 2009 г.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Полезно ознакомиться и с некоторыми комментариями нового административного регламента.
О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Пожалуй, главная положительная новость этого документа в том, что в нем четко прописано право водителя снимать на видео место аварии и процедуру оформления нарушения. Правда, за исключением тех случаев, когда в поле зрения камеры может попасть объект, который снимать запрещено. Теперь у инспектора не будет возможности потребовать убрать камеру, если для этого нет веских причин. Вести съемку всего происходящего может и автоинспектор.
Останавливать машину для проверки документов инспектор может только на посту. Или в рамках проведения каких-либо спецопераций, а также если есть конкретные ориентировки. В любом случае сотрудник ГИБДД не может останавливать машину там, где стоянка запрещена. А если такое происходит, то на патрульном автомобиле должны быть включены спецсигналы.
Скрытое патрулирование допускается, но при нескольких условиях: если автомобиль без спец окраски, то инспектор должен быть в полной форме. Либо работать в паре с нормально раскрашенным автомобилем или с постом. Если ночью на пустой дороге вам кто-то махнул жезлом, а вы не нарушали правил, то, может быть, лучше доехать до поста и сообщить об этом случае. Если за вами устроили погоню, автомобиль мигает и красным, и синим фонарем, а также по громкой связи от вас требуют остановки, то скорее всего вас преследует именно милиция. Спецсигналы - довольно дорогое удовольствие, к тому же бандиты вряд ли решатся поднимать лишний шум на дороге.
Остановив машину, инспектор должен подойти к водителю с левой стороны автомобиля, кроме тех случаев, когда это опасно для жизни. Он обязан представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь он не должен "отдавать честь" участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того, что граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить формальное приветствие довольно трудно.
Выйти водителю из машины инспектор может предложить только для того, чтобы устранить неисправность, а также при наличии у водителя признаков опьянения или для проведения сверки номеров с документами. Также он может попросить водителя выйти для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза. Надо сказать, что в регламенте четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время. А если водитель отказывается от осмотра, то ему грозит досмотр. В этом случае составляется протокол и привлекаются понятые.
Пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда водитель необходим для оформления процессуальных документов.
Кстати, в регламенте также четко прописан порядок работы с лицами, пользующимися высоким иммунитетом. Имеются в виду иностранные послы, наши судьи, прокуроры и депутаты. Теперь если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Ранее, все инструкции и нормативно-правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ДПС носили разрозненный характер и, нередко, инспектора ДПС сами недостаточно в них ориентировались, что приводило к необоснованным и неправомерным действиям с их стороны. Разрабатывался данный документ 2 года, и в его разработке, что не может не радовать, принимали участие также правозащитники, под влиянием которых были внесены более 200 поправок. Хотелось бы выделить несколько самых интересных моментов вышеуказанного регламента. П. 19 – «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». Отдельный пункт про тактичность и вежливость со стороны сотрудников относится к разряду «о наболевшем» и должен быть выученным сотрудниками наизусть. Отдавать честь теперь сотруднику не обязательно, наверное, по мнению разработчиков, водители не заслуживают такого «высокого» обращения. П. 21. «Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства». Такое новшество продиктовано, прежде всего, безопасностью сотрудника ДПС. Дело в том, что автомобиль, нарушивший ПДД, как правило, останавливается на проезжей части дороги или обочине. Естественно, сотруднику не очень удобно стоять на проезжей части дороги и подвергаться опасности от проезжающих мимо машин. Очень интересными выглядят п.24 и п.25 про видеосъемку: «П.24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. П.25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.» В последнее время ролики из интернета про "общение" водителей с инспекторами ДПС стали поводом для нескольких громких разбирательств, связанных с превышением должностных полномочий. Сотрудники ГИБДД, при виде видеокамеры, в 95 случаях из 100 начинают вести себя неадекватно, и, порой, применяют физическое насилие в отношении водителя. Теперь видеозапись официально разрешена и сотрудникам ДПС придется смириться с тем, что все их действия записываются и могут быть использованы в дальнейшем. Появляется фактор, который будет сдерживать, простите за тавтологию, несдержанных сотрудников. Спорным является п.34 «Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки». «Минимально по времени» – очень субъективное понятие, ведь сотрудник ГИБДД может ссылаться на то, что 1 час для составления протокола, для него это тот минимум, который ему требуется в данной «конкретной обстановке». Справедливости ради, надо отметить, что можно обжаловать такие действия сотрудников, о чем в регламенте очень подробно описано. Появляется понятие «контроль за движением в скрытой форме», таким образом «засады в кустах» узакониваются в п.43 регламента. Устранены спорные вопросы, связанные с тем, что сотрудник ДПС, в буквальном смысле, появлялся из ниоткуда с радаром, на котором зафиксирована ваша скорость. К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля – без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде. Вводит в смятение то, что в следующем п.44 закреплено, что сотрудник ГИБДД, работая на машине с цветографической лентой и «мигалкой» не вправе укрывать указанные специальные средства обозначения от взора водителя, путем открытия задней двери багажника, либо иным способом. На лицо противоречие двух норм - по одной разрешен «скрытый» контроль, по другой запрещено ограничивать видимость того, что машина сотрудника ДПС таковой является. П.46 говорит о том, что использование сотрудником технических средств, не предусмотренных табелем, не допускается. Таким образом, фиксация нарушения ПДД на личный мобильный телефон или видеокамеру инспектора будет являться недопустимой. Данное новшество может иметь далеко идущие последствия, так как сейчас в судах находятся масса административных дел, связанных с лишением водительских прав. Если следовать логике данного пункта, то съемки ненадлежащим техническим средством не могут быть приобщены к материалам дела. Регламент разделяет понятия алкогольного опьянения и просто опьянения, во втором случае подразумевается наркотическое опьянение. Довольно четко прописана процедура самого освидетельствования, что также благотворно повлияет на качество административных материалов, оформляемых сотрудниками ДПС. Это первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время, как водителя, как и инспектора. Таким образом, при осмотре, руками сотрудник ДПС ничего трогать не имеет права. В случае отказа от осмотра проводится уже досмотр, который должен проводиться в присутствии двух понятых и с составлением соответствующего протокола. Как у любого нормативно-правового акта, у административного регламента есть «подводные камни», которые выявятся на практике, но, в целом, это довольно современный документ.
адвокат Тонконог Александр
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Наставления ДПС
зарегистрируйтесь или войдите
Вас остановили.
зарегистрируйтесь или войдите
Вот так и надо их на место ставить...
онлайн видео:
или войдите
Всё правильно, только мент, но слишком уж тупой, таким нельзя быть.
Не надо путать их правила и возможности, с нашими.
А никто не спорит. Я написал выше, что гаишник не знает что он может, а что нет. Водила превысил скорость и должен ответить-это факт. Но гаишник хотел взять нахрапом и в этом его ошибка. Наверняка хотел на лапу получить, но облажался.
Безусловно, факт нарушения на лицо. Просто продавцу "полосатых палок" не мешало бы знать, свои же законы. Судя по его ответам, он их не знает.
Ну мы не в штатах а мужик молодец с гайцами на трассе тольао так,а на Украине тем более,развести так и хотят на ровном месте особенно одиеочных водил,лично меня не раз пятались,
[flash=470,353,
зарегистрируйтесь или войдите
В штатах, "гаишнику", даже не пришла бы в голову мысль творить подобный беспредел, Там у них в каждой машине камера стоит, и если у них и произходят подобные действия, то инспектора с работы вылетают.
Если честно, постоянно такие стычки произходят, инспектора тупы, жадны и необразованны, если они видят, что ты называешь им номера статей (они их сами не знают толком), то предпочитают не связываться...
Ну просто приятно смотреть на действия грамотного водителя.
прежде всего он обязан представиться:
напр "инспектор ДПС сержант Пупкин"
после этого назвать причину остановки
У них одна обязанность: Развести понравившуюся машину по полной)))
Это понятно! Просто, когда автолюбитель знает свои права, а так же обязанности инспектора ДПС, ему намного проще с ним общаться. В общении с инспектором ДПС и состалении протокола есть подводные камни. Дабы их избежать, надо элементарно, знать свои права. Слава богу, информации на эту тему, в интернете много.
В штатах на требование выйти из машины этот молодой человек через 15 секунд облизывал бы асфальт за отказ.
Гаишник не знает своих ни прав ни обязанностей.А водитель просто наглец,так называемый "король" трассы.
Всем водителям ,неплохо знать не только свои ПРАВА, но и ОБЯЗАННОСТИ!
За свой многолетний стаж, я их знаю очень хорошо и стараюсь быть адекватным участником движения. Если уж и нарушил правила, никогда не спорю, так как сам виноват, но это очень редкое явление.
А-ха-ха.У инспектора наверно мозг чуть не вскипел
Отстаёшь от жизни, Илюша. С 1 сентября вступили в силу новые правила взаимоотношений инспекторов ГИБДД с водителями.
См. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"
Опубликовано 7 июля 2009 г.
Вступает в силу: 1 сентября 2009 г.
зарегистрируйтесь или войдите
Полезно ознакомиться и с некоторыми комментариями нового административного регламента.
О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
зарегистрируйтесь или войдите
Пожалуй, главная положительная новость этого документа в том, что в нем четко прописано право водителя снимать на видео место аварии и процедуру оформления нарушения. Правда, за исключением тех случаев, когда в поле зрения камеры может попасть объект, который снимать запрещено. Теперь у инспектора не будет возможности потребовать убрать камеру, если для этого нет веских причин. Вести съемку всего происходящего может и автоинспектор.
Останавливать машину для проверки документов инспектор может только на посту. Или в рамках проведения каких-либо спецопераций, а также если есть конкретные ориентировки. В любом случае сотрудник ГИБДД не может останавливать машину там, где стоянка запрещена. А если такое происходит, то на патрульном автомобиле должны быть включены спецсигналы.
Скрытое патрулирование допускается, но при нескольких условиях: если автомобиль без спец окраски, то инспектор должен быть в полной форме. Либо работать в паре с нормально раскрашенным автомобилем или с постом. Если ночью на пустой дороге вам кто-то махнул жезлом, а вы не нарушали правил, то, может быть, лучше доехать до поста и сообщить об этом случае. Если за вами устроили погоню, автомобиль мигает и красным, и синим фонарем, а также по громкой связи от вас требуют остановки, то скорее всего вас преследует именно милиция. Спецсигналы - довольно дорогое удовольствие, к тому же бандиты вряд ли решатся поднимать лишний шум на дороге.
Остановив машину, инспектор должен подойти к водителю с левой стороны автомобиля, кроме тех случаев, когда это опасно для жизни. Он обязан представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь он не должен "отдавать честь" участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того, что граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить формальное приветствие довольно трудно.
Выйти водителю из машины инспектор может предложить только для того, чтобы устранить неисправность, а также при наличии у водителя признаков опьянения или для проведения сверки номеров с документами. Также он может попросить водителя выйти для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза. Надо сказать, что в регламенте четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время. А если водитель отказывается от осмотра, то ему грозит досмотр. В этом случае составляется протокол и привлекаются понятые.
Пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда водитель необходим для оформления процессуальных документов.
Кстати, в регламенте также четко прописан порядок работы с лицами, пользующимися высоким иммунитетом. Имеются в виду иностранные послы, наши судьи, прокуроры и депутаты. Теперь если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Ранее, все инструкции и нормативно-правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ДПС носили разрозненный характер и, нередко, инспектора ДПС сами недостаточно в них ориентировались, что приводило к необоснованным и неправомерным действиям с их стороны. Разрабатывался данный документ 2 года, и в его разработке, что не может не радовать, принимали участие также правозащитники, под влиянием которых были внесены более 200 поправок. Хотелось бы выделить несколько самых интересных моментов вышеуказанного регламента. П. 19 – «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». Отдельный пункт про тактичность и вежливость со стороны сотрудников относится к разряду «о наболевшем» и должен быть выученным сотрудниками наизусть. Отдавать честь теперь сотруднику не обязательно, наверное, по мнению разработчиков, водители не заслуживают такого «высокого» обращения. П. 21. «Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства». Такое новшество продиктовано, прежде всего, безопасностью сотрудника ДПС. Дело в том, что автомобиль, нарушивший ПДД, как правило, останавливается на проезжей части дороги или обочине. Естественно, сотруднику не очень удобно стоять на проезжей части дороги и подвергаться опасности от проезжающих мимо машин. Очень интересными выглядят п.24 и п.25 про видеосъемку: «П.24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. П.25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.» В последнее время ролики из интернета про "общение" водителей с инспекторами ДПС стали поводом для нескольких громких разбирательств, связанных с превышением должностных полномочий. Сотрудники ГИБДД, при виде видеокамеры, в 95 случаях из 100 начинают вести себя неадекватно, и, порой, применяют физическое насилие в отношении водителя. Теперь видеозапись официально разрешена и сотрудникам ДПС придется смириться с тем, что все их действия записываются и могут быть использованы в дальнейшем. Появляется фактор, который будет сдерживать, простите за тавтологию, несдержанных сотрудников. Спорным является п.34 «Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки». «Минимально по времени» – очень субъективное понятие, ведь сотрудник ГИБДД может ссылаться на то, что 1 час для составления протокола, для него это тот минимум, который ему требуется в данной «конкретной обстановке». Справедливости ради, надо отметить, что можно обжаловать такие действия сотрудников, о чем в регламенте очень подробно описано. Появляется понятие «контроль за движением в скрытой форме», таким образом «засады в кустах» узакониваются в п.43 регламента. Устранены спорные вопросы, связанные с тем, что сотрудник ДПС, в буквальном смысле, появлялся из ниоткуда с радаром, на котором зафиксирована ваша скорость. К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля – без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде. Вводит в смятение то, что в следующем п.44 закреплено, что сотрудник ГИБДД, работая на машине с цветографической лентой и «мигалкой» не вправе укрывать указанные специальные средства обозначения от взора водителя, путем открытия задней двери багажника, либо иным способом. На лицо противоречие двух норм - по одной разрешен «скрытый» контроль, по другой запрещено ограничивать видимость того, что машина сотрудника ДПС таковой является. П.46 говорит о том, что использование сотрудником технических средств, не предусмотренных табелем, не допускается. Таким образом, фиксация нарушения ПДД на личный мобильный телефон или видеокамеру инспектора будет являться недопустимой. Данное новшество может иметь далеко идущие последствия, так как сейчас в судах находятся масса административных дел, связанных с лишением водительских прав. Если следовать логике данного пункта, то съемки ненадлежащим техническим средством не могут быть приобщены к материалам дела. Регламент разделяет понятия алкогольного опьянения и просто опьянения, во втором случае подразумевается наркотическое опьянение. Довольно четко прописана процедура самого освидетельствования, что также благотворно повлияет на качество административных материалов, оформляемых сотрудниками ДПС. Это первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время, как водителя, как и инспектора. Таким образом, при осмотре, руками сотрудник ДПС ничего трогать не имеет права. В случае отказа от осмотра проводится уже досмотр, который должен проводиться в присутствии двух понятых и с составлением соответствующего протокола. Как у любого нормативно-правового акта, у административного регламента есть «подводные камни», которые выявятся на практике, но, в целом, это довольно современный документ.
адвокат Тонконог Александр
зарегистрируйтесь или войдите