Имеет ли право моя дочь на государственную поддержку как приравненная к сиротам?
Младшая дочь забрала документы из колледжа и пошла учиться в Училище.Ей 17 лет.
Социальный педагог училища отказала оформить госопеку на основании статьи ФЗ от 21 (или 24).12.2006г.Так указано в записке.
Я- инвалид 1гр. б/с.Отец лишен родительских прав в 2000г.Алименты не платит.Получаю доплату на несовершеннолетнего иждивенца к пенсии.Опекунские последний год на дочь не получала из-за отсутствия опекуна.
Сегодня социальный педагог решила оспаривать мою инвалидность в связи с тем, что я не лишена с 1 гр. дееспособности.Понимаю что абсурд.Но дочь в эмоциональном кризисе.
Другая дочь в Университете оформила все без проблем.
Ответ для аина:
Что-то какой-то социальный педагог странный. Какое она имеет оспаривать Вашу инвалидность? Много на себя берет!
У меня инв. 1 гр. и сына ращу одна, учился он у меня и в училище в 16-17 лет, одноко такого абсурда у нас не было.
Правда я плохо поняла, что за опекунские? Доплату на иждивенца я получала, пока сын учился очно, а вот про опекунские слышу в первый раз( хотя на алименты я не подавала, мб, с этим связано?)
А социального педагога надо на место ставить, какая связь между 1 гр.инв. и дееспособностью?
Чтобы ставить на место, необходимо самой быть уверенной в правоте и иметь веские аргументы.Так как педагог угрозы свои решила перенести прокурору на стол.Абсурд, но это так.
В Омске и Ижевске учатся дочки в ВУЗах- без проблем.В САрапуле в училище за 10 дней сентября уже нервы на пределе.
Вот и хочу понять, соцпедагог прав или самоутверждается и поднимает таким способом личную планку.
Отец лишен родительских прав.Я самостоятельно не передвигаюсь.Чтобы детей не забрали из семьи, сын оформлял на них опеку и назначили государственное пособие,как приравненным к сиротам.Я называю их опекунскими.
Видимо соцпедагог настолько педагог, что для него инвалиднось и дееспособность, это 2 в 1.Вот и вынесла тему, чтобы ехать в город на рычажной коляске со всеми аргументами и 1 раз.Путь не близкий и для меня не легкий.Хочу быть во всеоружии.
Ответ для аина:
Видно, как обычно, в каждом регионе по-своему. У нас, когда я оказалась в коляске, моему сыну было 6 лет, а с мужем мы до этого разбежались, даже близко не стоял вопрос о том, чтобы из-за того, что я ограничена в движении, оформить на сына опеку, и забирать у меня его никто не собирался.
Как ребенка можно назвать сиротой, если он живет в семье, с мамой? Понятия не имела, что такое может быть, пока не прочитала Ваш пост.
аина:
Сегодня социальный педагог решила оспаривать мою инвалидность в связи с тем, что я не лишена с 1 гр. дееспособности.Понимаю что абсурд.Но дочь в эмоциональном кризисе.
Это с какой стати, соц. педагог решила что вы должны быть признаны недеспособной?!
Только по решению суда и при наличии к тому законных оснований, наличия психического недуга:
ГК РФ:
Статья 29. Признание гражданина недееспособным
1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
3. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Приведите, пожалуйста, полные, точные данные ФЗ, на который сослался соц. педагог, № и дату.
И вообще, обратитесь в письменной форме за предоставлением соц. помощи ИМЕННО ВЫ, ибо Ваша дочь не достигла совершеннолетия, получите письменный мотивированный отказ, и обжалуйте его в комитет по управлению образованием, при наличии, оснований, конечно.
С уважением, Максим.
Ответ для Аля:
А как не зная человека вы можете судить о нем если у нее 6 детей.Это в Азии, где я выросла не предел.В России- сумасшествие.Пока не познакомятся и не поймут какой я человек.
Вы остались с 1 ребенком.Я на пенсию жила сама+4 школьников+ студенты в другом городе+ мама(копившая свою пенсию).Встал вопрос об оплате добровольно-принудительной школы-садика.По закону не должна была платить совсем, но не знала и платила, пока могла.А как не смогла вовремя оплатить- нашли такой выход.И только 5 лет спустя объяснили что имеем право на госпособия.Тогда только и оформили попечительство.
Еще читали невнимательно.Не считали, а приравнивали.В детских домах таких детей большинство при здоровых родителях.
Вот по этой ссылке нашла закон, на который ссылается социальный педагог и отказывает в попечительстве. ПРошу юристов обьяснить. Я читаю и что-то понимаю и что-то нет.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Утоячняю что я инвалид 1 гр. нуждаюсь в постоянном постороннем уходе, отец лишен родительских прав в 2000г.Дочери 17 лет.Дети постарше учатся в ВУЗах Омска и Ижевска. Получают попечительское пособие.Они старше на год и на 4 года.
Положено ли дочки 17 лет попечительское пособие?
Ответ для Maxim:
Сейчас и директор ПУ не знает как найти закон, где определяется, что родитель- инвалид-колясочник не может осуществлять попечение ребенка и приравнивает этого ребенка к детям , оставшимся без попечения.
А как не зная человека вы можете судить о нем если у нее 6 детей.Это в Азии, где я выросла не предел.В России- сумасшествие.Пока не познакомятся и не поймут какой я человек.
А где я написала, что я сужу человека? и где было написано о том, что у Вас 6 детей?
Я сама родом из Туркменистана, и не понаслышке знаю о том, как сложно выращивать столько детей.
Я выразила свое недоумение о том, что я не слышала об опекунских и естественно, возник вопрос об этом.
Ответ для Аля:
О попечительских.Он мог у вас возникнуть, если отец лишен родительских прав или умер или признан пропавшим без вести.Или у матери- одиночки.
я инвалид 1 гр. нуждаюсь в постоянном постороннем уходе, отец лишен родительских прав в 2000г.Дочери 17 лет.Дети постарше учатся в ВУЗах Омска и Ижевска. Получают попечительское пособие.Они старше на год и на 4 года.
Положено ли дочки 17 лет попечительское пособие?
Если старшие дети-студенты получают попечительское пособие (до достижения 23 лет), то оно им было оформлено законным образом. Об этом Вы должны знать. На этом же основании имеет право на получение попечительского пособия и младший ребёнок до достижения возраста 18 лет, а если он обучается в образовательном учреждении среднего или высшего профессионального образования, то до достижения возраста 23 лет. Если желаете точно выяснить основания получения попечительского пособия, то задайте такой вопрос в орган, осуществляющий такую выплату Вашим старшим детям, там Вам обязаны дать исчерпывающий ответ. По этим же основаниям и оформите выплату попечительского пособия своему младшему ребёнку.
Комментарий к статье 145 СК РФ Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство
1. Опека и попечительство в семейном праве*(3) - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (см. комментарий к ст. 121 СК).
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу (институт семейного права) и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
2. Вопрос об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов. Как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи, основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание, образование, содержание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК; п. 1 ст. 31 ГК).
Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК; п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК; п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (т.е. до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ст. 121 КоБС).
Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов (см. комментарий к ст. 150 СК), что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя - попечителя (п. 1, 2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК; ст. 2, 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ст. 12, 25).
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде (п. 1 ст. 35 ГК).
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона (см. комментарий к ст. 146 СК), принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.
Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.37 КоАП).
4. Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39, 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними без особого решения являются такие юридические факты, как вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения (организации) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
В том случае, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке (попечительству), отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, последний вправе обратиться в суд с иском об отобрании ребенка (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10).
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).
5. В государствах - членах СНГ установление или отмена опеки и попечительства по общему правилу производится по законодательству государства, гражданином которого является ребенок, в отношении которого устанавливается или отменяется опека и попечительство (п. 1 ст. 33, ст. 34 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). При этом правоотношения между опекуном или попечителем и лицом, находящимся под опекой или попечительством, регулируются законодательством государства, учреждение которого назначило опекуна или попечителя. Если ребенок, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), является гражданином РФ, то должны применяться правила СК и ГК. Опекуном или попечителем ребенка, являющегося гражданином РФ, может быть назначен гражданин другого государства - члена СНГ, если он проживает на территории государства, где будет осуществляться опека или попечительство (п. 2-4 ст. 33 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Ответ для Чук:
Если я в МСЭК смогу получить справку, что из-за физических ограничений не имею возможности осуществлять опеку над дочкой.То такая справка может служить аргументом для решения вопроса о попечительстве без субебного решения?
Ответ для аина:
Вы всё время говорите об опеке, но, поскольку Вашей дочке 17 лет, то может идти речь только о попечительстве. Это разные вещи, не путайте их. Видимо, Вы невнимательно прочитали приведённый мной комментарий к СК РФ. Насчёт справки не уверен, но лишняя справка в наших условиях не помешает. Получите официальный ответ из органа, осуществляющего выплату попечительского пособия на Ваших старших детей об основаниях такой выплаты - и это будет Вашим аргументом. А в суд нужно подавать в последнюю очередь, когда остальные средства будут исчерпаны.
Ответ для аина:
Моя сестра - вдова. После смерти мужа она стала сильно пить, потеряла работу. Ее дети - сын и дочь - практически постоянно живут у меня, находятся на моем иждивении. Сейчас стоит вопрос о лишении сестры родительских прав. Я хочу взять племянников к себе. Объясните, пожалуйста, что будет с их денежным содержанием? Какие льготы они будут иметь?
Согласно ст. 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Размер алиментов на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей - ст. 81 СК РФ.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Федеральный закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Названный Закон определяет дополнительные гарантии.
Право на образование:
а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;
б) имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы;
в) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения;
г) обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием;
д) обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются: стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
е) выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении;
ж) выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации;
з) выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
и) при предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения;
к) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:
а) предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
б) могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:
а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
б) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии на труд:
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с приказом МО РФ N 199 от 19 августа 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Вопросы адвокату О. Плыкиной можно задавать письменно на адрес редакции или обратиться лично в адвокатский кабинет О. Плыкиной:
Адрес: г. Москва, Мячковский бульвар, д. 11 (станция метро "Братиславская").
Тел. 346-18-01; 346-18-00
Имеет ли право моя дочь на государственную поддержку как приравненная к сиротам?
Младшая дочь забрала документы из колледжа и пошла учиться в Училище.Ей 17 лет.
Социальный педагог училища отказала оформить госопеку на основании статьи ФЗ от 21 (или 24).12.2006г.Так указано в записке.
Я- инвалид 1гр. б/с.Отец лишен родительских прав в 2000г.Алименты не платит.Получаю доплату на несовершеннолетнего иждивенца к пенсии.Опекунские последний год на дочь не получала из-за отсутствия опекуна.
Сегодня социальный педагог решила оспаривать мою инвалидность в связи с тем, что я не лишена с 1 гр. дееспособности.Понимаю что абсурд.Но дочь в эмоциональном кризисе.
Другая дочь в Университете оформила все без проблем.
Что-то какой-то социальный педагог странный. Какое она имеет оспаривать Вашу инвалидность? Много на себя берет!
У меня инв. 1 гр. и сына ращу одна, учился он у меня и в училище в 16-17 лет, одноко такого абсурда у нас не было.
Правда я плохо поняла, что за опекунские? Доплату на иждивенца я получала, пока сын учился очно, а вот про опекунские слышу в первый раз( хотя на алименты я не подавала, мб, с этим связано?)
А социального педагога надо на место ставить, какая связь между 1 гр.инв. и дееспособностью?
Чтобы ставить на место, необходимо самой быть уверенной в правоте и иметь веские аргументы.Так как педагог угрозы свои решила перенести прокурору на стол.Абсурд, но это так.
В Омске и Ижевске учатся дочки в ВУЗах- без проблем.В САрапуле в училище за 10 дней сентября уже нервы на пределе.
Вот и хочу понять, соцпедагог прав или самоутверждается и поднимает таким способом личную планку.
Отец лишен родительских прав.Я самостоятельно не передвигаюсь.Чтобы детей не забрали из семьи, сын оформлял на них опеку и назначили государственное пособие,как приравненным к сиротам.Я называю их опекунскими.
Видимо соцпедагог настолько педагог, что для него инвалиднось и дееспособность, это 2 в 1.Вот и вынесла тему, чтобы ехать в город на рычажной коляске со всеми аргументами и 1 раз.Путь не близкий и для меня не легкий.Хочу быть во всеоружии.
Видно, как обычно, в каждом регионе по-своему. У нас, когда я оказалась в коляске, моему сыну было 6 лет, а с мужем мы до этого разбежались, даже близко не стоял вопрос о том, чтобы из-за того, что я ограничена в движении, оформить на сына опеку, и забирать у меня его никто не собирался.
Как ребенка можно назвать сиротой, если он живет в семье, с мамой? Понятия не имела, что такое может быть, пока не прочитала Ваш пост.
Это с какой стати, соц. педагог решила что вы должны быть признаны недеспособной?!
Только по решению суда и при наличии к тому законных оснований, наличия психического недуга:
ГК РФ:
Приведите, пожалуйста, полные, точные данные ФЗ, на который сослался соц. педагог, № и дату.
И вообще, обратитесь в письменной форме за предоставлением соц. помощи ИМЕННО ВЫ, ибо Ваша дочь не достигла совершеннолетия, получите письменный мотивированный отказ, и обжалуйте его в комитет по управлению образованием, при наличии, оснований, конечно.
С уважением, Максим.
А как не зная человека вы можете судить о нем если у нее 6 детей.Это в Азии, где я выросла не предел.В России- сумасшествие.Пока не познакомятся и не поймут какой я человек.
Вы остались с 1 ребенком.Я на пенсию жила сама+4 школьников+ студенты в другом городе+ мама(копившая свою пенсию).Встал вопрос об оплате добровольно-принудительной школы-садика.По закону не должна была платить совсем, но не знала и платила, пока могла.А как не смогла вовремя оплатить- нашли такой выход.И только 5 лет спустя объяснили что имеем право на госпособия.Тогда только и оформили попечительство.
Еще читали невнимательно.Не считали, а приравнивали.В детских домах таких детей большинство при здоровых родителях.
Все что педагог написала в записке о ФЗ в 1 коментарии я написала.Оформили в 2000 г попечительство.
Вот по этой ссылке нашла закон, на который ссылается социальный педагог и отказывает в попечительстве. ПРошу юристов обьяснить. Я читаю и что-то понимаю и что-то нет.
зарегистрируйтесь или войдите
Утоячняю что я инвалид 1 гр. нуждаюсь в постоянном постороннем уходе, отец лишен родительских прав в 2000г.Дочери 17 лет.Дети постарше учатся в ВУЗах Омска и Ижевска. Получают попечительское пособие.Они старше на год и на 4 года.
Положено ли дочки 17 лет попечительское пособие?
Сейчас и директор ПУ не знает как найти закон, где определяется, что родитель- инвалид-колясочник не может осуществлять попечение ребенка и приравнивает этого ребенка к детям , оставшимся без попечения.
зарегистрируйтесь или войдите
А где я написала, что я сужу человека? и где было написано о том, что у Вас 6 детей?
Я сама родом из Туркменистана, и не понаслышке знаю о том, как сложно выращивать столько детей.
Я выразила свое недоумение о том, что я не слышала об опекунских и естественно, возник вопрос об этом.
О попечительских.Он мог у вас возникнуть, если отец лишен родительских прав или умер или признан пропавшим без вести.Или у матери- одиночки.
Если старшие дети-студенты получают попечительское пособие (до достижения 23 лет), то оно им было оформлено законным образом. Об этом Вы должны знать. На этом же основании имеет право на получение попечительского пособия и младший ребёнок до достижения возраста 18 лет, а если он обучается в образовательном учреждении среднего или высшего профессионального образования, то до достижения возраста 23 лет. Если желаете точно выяснить основания получения попечительского пособия, то задайте такой вопрос в орган, осуществляющий такую выплату Вашим старшим детям, там Вам обязаны дать исчерпывающий ответ. По этим же основаниям и оформите выплату попечительского пособия своему младшему ребёнку.
Комментарий к статье 145 СК РФ Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство
1. Опека и попечительство в семейном праве*(3) - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (см. комментарий к ст. 121 СК).
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу (институт семейного права) и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
2. Вопрос об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов. Как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи, основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание, образование, содержание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК; п. 1 ст. 31 ГК).
Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК; п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК; п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (т.е. до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ст. 121 КоБС).
Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов (см. комментарий к ст. 150 СК), что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя - попечителя (п. 1, 2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК; ст. 2, 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ст. 12, 25).
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде (п. 1 ст. 35 ГК).
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона (см. комментарий к ст. 146 СК), принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.
Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.37 КоАП).
4. Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39, 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними без особого решения являются такие юридические факты, как вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения (организации) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
В том случае, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке (попечительству), отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, последний вправе обратиться в суд с иском об отобрании ребенка (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10).
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).
5. В государствах - членах СНГ установление или отмена опеки и попечительства по общему правилу производится по законодательству государства, гражданином которого является ребенок, в отношении которого устанавливается или отменяется опека и попечительство (п. 1 ст. 33, ст. 34 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). При этом правоотношения между опекуном или попечителем и лицом, находящимся под опекой или попечительством, регулируются законодательством государства, учреждение которого назначило опекуна или попечителя. Если ребенок, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), является гражданином РФ, то должны применяться правила СК и ГК. Опекуном или попечителем ребенка, являющегося гражданином РФ, может быть назначен гражданин другого государства - члена СНГ, если он проживает на территории государства, где будет осуществляться опека или попечительство (п. 2-4 ст. 33 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Спасибо. Отправила копию вашего ответа на сайт училища.Просят доказать на юридических основаниях мою невозможность опеки над ребенком. Справки МСЭК недостаточно.
Это возможно решить только в судебном порядке? или есть другие варианты?
Если я в МСЭК смогу получить справку, что из-за физических ограничений не имею возможности осуществлять опеку над дочкой.То такая справка может служить аргументом для решения вопроса о попечительстве без субебного решения?
Вы всё время говорите об опеке, но, поскольку Вашей дочке 17 лет, то может идти речь только о попечительстве. Это разные вещи, не путайте их. Видимо, Вы невнимательно прочитали приведённый мной комментарий к СК РФ. Насчёт справки не уверен, но лишняя справка в наших условиях не помешает. Получите официальный ответ из органа, осуществляющего выплату попечительского пособия на Ваших старших детей об основаниях такой выплаты - и это будет Вашим аргументом. А в суд нужно подавать в последнюю очередь, когда остальные средства будут исчерпаны.
Спасибо. Многое поняла и нашла за что зацепиться.Попечительство 14-18 лет. А опекунство - оговорка по привычке.
Ответ для Аля:
зарегистрируйтесь или войдите
По этой ссылке прочла приказ о обеспечении учащихся- детей,родителями которых являются нетрудоспособные инвалиды 1 и 2 групп.
Статус ребенка устанавливает отдел опеки и попечительства без лишения родителей родительских прав и дееспособности.
Моя сестра - вдова. После смерти мужа она стала сильно пить, потеряла работу. Ее дети - сын и дочь - практически постоянно живут у меня, находятся на моем иждивении. Сейчас стоит вопрос о лишении сестры родительских прав. Я хочу взять племянников к себе. Объясните, пожалуйста, что будет с их денежным содержанием? Какие льготы они будут иметь?
Согласно ст. 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Размер алиментов на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей - ст. 81 СК РФ.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Федеральный закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Названный Закон определяет дополнительные гарантии.
Право на образование:
а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;
б) имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы;
в) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения;
г) обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием;
д) обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются: стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
е) выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении;
ж) выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации;
з) выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
и) при предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения;
к) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:
а) предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
б) могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:
а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
б) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии на труд:
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с приказом МО РФ N 199 от 19 августа 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Вопросы адвокату О. Плыкиной можно задавать письменно на адрес редакции или обратиться лично в адвокатский кабинет О. Плыкиной:
Адрес: г. Москва, Мячковский бульвар, д. 11 (станция метро "Братиславская").
Тел. 346-18-01; 346-18-00
О.А. Плыкина,
адвокат
"Адвокат", N 2, февраль 2005 г.
Спасибо. Поделилась этой информацией с Маркизой.Будем действовать и ждать результатов.