Ситуация следующая:
прислали налоговое уведомление .Всё вроде бы нормально. Но смотрю ниже ПЕРЕСЧЁТ НАЛОГА за 2007-2008 годы и составляет он приличную сумму в 7600 рублей .Налоговая ставка была в 2007-ом году 0,3 , а в 2008-ом уже 2.0...
Спрашиваю нач.правовой службы области- в чём дело.Она отвечает что налоговую ставку повысило Ваше районное(муниципальное)собрание депутатов.2.0 - это для нашего городка очень много...
А ,пересчёт,спрашиваю с какой целью сделан и на каком основании.
Она cослалась на какое то письмо из минфина РФ.
Кто в курсе этого письма и правомерно ли сделан перерасчёт и большое повышение ставки налога депутатами собрания?
никто не следит за тем какие приходят налоговые уведомления?
Вы сами то гляньте сначала внимательно, какое именно Вам пришло налоговое уведомление. Там должно быть указано, какой вид налога, его ставка и за какой период времени Вам начислен налог. Виды налогов разные и разные имеются льготы по налогам, а из Вашего сообщения непонятно, за что именно начислен налог.
Ответ для AleVic:
Насчёт инвалидов не могу сказаь - пока не касалось...Наверное нет. В начале темы я привёл ситуацию чловека не инвалида. Объект налогообложения - квартира.
Ответ для black:
Скорее всего, имеется в виду письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19
В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено ваше письмо от 27 декабря 2007 г. N 04-5-04/004440 о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, и сообщается следующее.
В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 19 Кодекса налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.
На основании статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В случае, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона.
На основании изложенного, полагаем, что сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
В случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждый собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.
Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся. С.Д. Шаталов
См. также письмо Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-05-06-01/23
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
Учитывая названные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфин России дал разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности нескольких физических лиц (Письмо от 21.04.2008 N 03-05-04-02/19).
Вместе с тем отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.06.2009
И письмо Минфина РФ от 5 июня 2009 г. N 03-05-06-01/20
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Ответ для black:
Уважаемый Владимир.
Во-первых, налог на имущество физических лиц, является местным налогом. Соответственно, конкретные ставки налога устанавливаются органом местного самоуправления, т. е. главой местной администрации (он постановление подписывает), а депутаты местного представительного органа государственной власти с этой целью, как правило, ежегодно принимают соответствующее постановление.
Во-вторых, плательщиками данного налога являются физические лица – собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (п. 1 ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
В-третьих, согласно статьи 3 Закона ставки налога дифференцируются в зависимости от стоимости имущества (объекта налогообложения).
«1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей До 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей От 0,1 до 0,3 процента
Свыше 500 тыс. рублей От 0,3 до 2,0 процента
3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения».
В четвертых, льготные категории граждан – физических лиц, освобождаемых от уплаты данного налога перечислены в ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», но к числу льготируемых категорий граждан могут быть отнесены и иные категории налогоплательщиков, отнесенные к таковым актом органа местного самоуправления.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются в соответствии с федеральным законодательством следующие категории физических лиц:
«Статья 4. Льготы по налогам
1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками».
Соответственно, если Вы являетесь собственником имущества – квартиры, доли в ней, дачи, гаража, строения, сооружения, но у вас есть инвалидность 1 или 2 группы, просто предоставьте в Вашу ИФНС – копию справки об инвалидности.
Если же собственник не вы, то, вероятно, придется платить по полной,
ибо, как говорят американцы: "Приход налогового инспетора неотвратим, также как приход смерти".
Если расчеты налога неверны, представьте в ИФНС ваши письменные возражения.
С уважением, Maxim.
Что-то тема ушла в другую сторону.
По поводу первоначально заявленного вопроса:
Изменился порядок начисления налога на имущество.В связи с этим произведён перерасчет налога за 2008г.Если не ошибаюсь,изменения в том,что в налогооблагаемую базу стали входить объекты общедомовой собственности.Вот поэтому заявитель темы и получил налоговое уведомление на сумму, недоплаченную им по новому порядку.
Ответ для black:
Вообще-то, по тем основаниям,о которых я писал, за 2007г. перерасчет не может проводиться,т.к.нормативно-правовое основание за 2008г.
Т.е.могут доначислить за 2008 и представить расчет за 2009г.
Документа у меня нет.Я Вам просто "навскидку" сообщил.Наверное,в налоговой есть.Попробуйте туда обратится.Если не ошибаюсь,письмо Минфина от 21 апреля 2008г.Возможно,что и в интернете есть.
а документ есть что нормативный докумен касается только 2008-го года? Где то я слышал что могут за последние 3 года доначислить...
Документ есть, но ненормативный. Приводил выше ссылки на письма Минфина РФ. Вы бы хоть их до конца прочитали. Цитирую:
"Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся".
С.Д.ШАТАЛОВ
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Потом, ставка налога исчисляется от инвентаризационной стоимости квартиры не по плоской шкале, а дифференцированно, и это величина каждый раз изменяется только в сторону увеличения. Посмотрите в последнем налоговом уведомлении инвентаризационную стоимость объекта налогообложения и сравните её с предыдущими периодами. Внимательно прочитайте пост Максима с приведёнными нормативами ставок и тогда многое станет понятно.
Чук:
Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года.
А у нас в Иркутской обл. теперь рассчитывают налог так:
( Вопрос:Когда и на каком основании поднялся налог на имущество с физических лиц?
Отвечает председатель комитета финансов Алексеева Т.Е.)
Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее – Закон № 2003-1).
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
На основании ст.3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений в установленных законом пределах.
Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории муниципального образования.
На территории города Братска налог на имущество физических лиц введен в действие с 1 января 2006 года решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске». В соответствии с п. 2 данного решения ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества в следующих размерах:
За период с 2006 года по настоящее время ставки налога, установленные решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», не изменялись.
В соответствии со статьей 5 Закона № 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется органами технической инвентаризации – по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки. Коэффициенты для определения восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2009 год утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2008 № 134/1-пп.
Таким образом, увеличение суммы исчисленного налоговыми органами налога на имущество физических лиц в 2009 году возможно в связи с увеличением инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по результатам ежегодной оценки, проводимой органами технической инвентаризации.
Так, в случае, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов жилого имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности (либо на праве общей долевой или общей совместной собственности), по состоянию на 01.01.2009 года превысила 500 тыс. рублей - ставка налога на имущество физических лиц увеличивается с 0,1% до 0,3%, что, соответственно, приводит к увеличению суммы исчисленного налога.
Следует отметить, что установленные решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» ставки налога по жилым помещениям, общая инвентаризационная стоимость которых составляет от 300 тыс. рублей и выше, соответствуют минимальным ставкам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Кроме этого, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19 разъяснен порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, который применяется с 1 января 2008 года.
В соответствии с данными разъяснениями, учитывая, что Законом № 2003-1 в качестве объекта налогообложения не предусмотрены доли в праве собственности на имущество, налоговой базой для расчета налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилой дом, квартира, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение). В связи с этим ставка налога применяется к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Так, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов по типам использования имущества превышает 500 тыс. рублей - применяется ставка налога в размере 0,3%, если менее 500 тыс. рублей - ставка налога равна 0,1%. Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется налоговым органом пропорционально доле налогоплательщика в имуществе.
Пример расчета суммы налога (стоимость квартиры = 510 000 руб., доля налогоплательщика в праве собственности на квартиру = 1/2):
до 01.01.2008 510 000 руб. х 1/2 = 255 000 руб. х 0,1% = 255 руб.
с 01.01.2008 510 000 руб. х 0,3% = 1 530 руб. х 1/2 = 765 руб.
В итоге сумму налога подняли в 3 раза, лишь изменив порядок расчёта.
В итоге сумму налога подняли в 3 раза, лишь изменив порядок расчёта.
И не подкопаешься. А вопрос возможности исчисления налога с рыночной стоимости давно крутился в коридорах власти и по этому поводу зондировалась почва. Но на фоне финансового кризиса решили его не обострять, а приблизить инвентаризационную стоимость объектов налогообложения к максимально возможным ставкам налога, а тут как по заказу законодатели оставили неопределённость в понятии "объект налогообложения" применительно к имуществу физических лиц, находящемуся в общей долевой собственности и в общей совместной собственности.
Ответ для black:
Могу сказать точно, что перерасчет могли сделать начиная с 2006 года, это на усмотрение инспекции, за 2007 год сделали, так органы БТИ представили стоимость по состоянию на 01.01.2007,01.01.08 и 01.01.09, вот цены на 2009 год дейсвительно выросли, отсюда и изменилась процентная ставка. Еще хочу обратить внимание, что налог на имущество в некоторых регионах считается от сумаррной инвентаризационной стоимости, т.е если у вас в собственности несколько объектов, то сначала берется ставка от общей стоимости, а потом налог с учетом вашей доли в объекте, будут вопросы задавайте, я именно этим и занимаюсь на работе))))
A если в полной собственности инвалида, к примеру, 3 квартиры, 5 гаражей, 4 сарая и т.д. Не платит он налог на имущество физических лиц со всего этого «добра» или выделяются по одному объекту каждого наименования не облагаемых налогом?
прислали налоговое уведомление .Всё вроде бы нормально. Но смотрю ниже ПЕРЕСЧЁТ НАЛОГА за 2007-2008 годы и составляет он приличную сумму в 7600 рублей .Налоговая ставка была в 2007-ом году 0,3 , а в 2008-ом уже 2.0...
Спрашиваю нач.правовой службы области- в чём дело.Она отвечает что налоговую ставку повысило Ваше районное(муниципальное)собрание депутатов.2.0 - это для нашего городка очень много...
А ,пересчёт,спрашиваю с какой целью сделан и на каком основании.
Она cослалась на какое то письмо из минфина РФ.
Кто в курсе этого письма и правомерно ли сделан перерасчёт и большое повышение ставки налога депутатами собрания?
Лично мне никакие не приходят, ни на квартиру, ни на машину. У них есть моя справка о том, что я инв.1гр., и от налогов освобождена.
Вы сами то гляньте сначала внимательно, какое именно Вам пришло налоговое уведомление. Там должно быть указано, какой вид налога, его ставка и за какой период времени Вам начислен налог. Виды налогов разные и разные имеются льготы по налогам, а из Вашего сообщения непонятно, за что именно начислен налог.
налог на имущество физических лиц..(cм.название темы)
А разве инвалиды не освобождены от уплаты этого налога?
Насчёт инвалидов не могу сказаь - пока не касалось...Наверное нет. В начале темы я привёл ситуацию чловека не инвалида. Объект налогообложения - квартира.
Но открыли тему на сайте инвалидов...
Скорее всего, имеется в виду письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19
В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено ваше письмо от 27 декабря 2007 г. N 04-5-04/004440 о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, и сообщается следующее.
В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 19 Кодекса налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.
На основании статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В случае, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона.
На основании изложенного, полагаем, что сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
В случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждый собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.
Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся. С.Д. Шаталов
См. также письмо Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-05-06-01/23
зарегистрируйтесь или войдите
На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
Учитывая названные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфин России дал разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности нескольких физических лиц (Письмо от 21.04.2008 N 03-05-04-02/19).
Вместе с тем отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.06.2009
И письмо Минфина РФ от 5 июня 2009 г. N 03-05-06-01/20
зарегистрируйтесь или войдите
Уважаемый Владимир.
Во-первых, налог на имущество физических лиц, является местным налогом. Соответственно, конкретные ставки налога устанавливаются органом местного самоуправления, т. е. главой местной администрации (он постановление подписывает), а депутаты местного представительного органа государственной власти с этой целью, как правило, ежегодно принимают соответствующее постановление.
Во-вторых, плательщиками данного налога являются физические лица – собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (п. 1 ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
В-третьих, согласно статьи 3 Закона ставки налога дифференцируются в зависимости от стоимости имущества (объекта налогообложения).
«1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей До 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей От 0,1 до 0,3 процента
Свыше 500 тыс. рублей От 0,3 до 2,0 процента
3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения».
В четвертых, льготные категории граждан – физических лиц, освобождаемых от уплаты данного налога перечислены в ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», но к числу льготируемых категорий граждан могут быть отнесены и иные категории налогоплательщиков, отнесенные к таковым актом органа местного самоуправления.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются в соответствии с федеральным законодательством следующие категории физических лиц:
«Статья 4. Льготы по налогам
1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками».
Соответственно, если Вы являетесь собственником имущества – квартиры, доли в ней, дачи, гаража, строения, сооружения, но у вас есть инвалидность 1 или 2 группы, просто предоставьте в Вашу ИФНС – копию справки об инвалидности.
Если же собственник не вы, то, вероятно, придется платить по полной,
ибо, как говорят американцы: "Приход налогового инспетора неотвратим, также как приход смерти".
Если расчеты налога неверны, представьте в ИФНС ваши письменные возражения.
С уважением, Maxim.
По поводу первоначально заявленного вопроса:
Изменился порядок начисления налога на имущество.В связи с этим произведён перерасчет налога за 2008г.Если не ошибаюсь,изменения в том,что в налогооблагаемую базу стали входить объекты общедомовой собственности.Вот поэтому заявитель темы и получил налоговое уведомление на сумму, недоплаченную им по новому порядку.
перерасчет налога за 2008 г.и 2007 г.
Вообще всем большое спасибо за информцию...
Вообще-то, по тем основаниям,о которых я писал, за 2007г. перерасчет не может проводиться,т.к.нормативно-правовое основание за 2008г.
Т.е.могут доначислить за 2008 и представить расчет за 2009г.
а документ есть что нормативный докумен касается только 2008-го года? Где то я слышал что могут за последние 3 года доначислить...
Документ есть, но ненормативный. Приводил выше ссылки на письма Минфина РФ. Вы бы хоть их до конца прочитали. Цитирую:
"Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся".
С.Д.ШАТАЛОВ
зарегистрируйтесь или войдите
Потом, ставка налога исчисляется от инвентаризационной стоимости квартиры не по плоской шкале, а дифференцированно, и это величина каждый раз изменяется только в сторону увеличения. Посмотрите в последнем налоговом уведомлении инвентаризационную стоимость объекта налогообложения и сравните её с предыдущими периодами. Внимательно прочитайте пост Максима с приведёнными нормативами ставок и тогда многое станет понятно.
А у нас в Иркутской обл. теперь рассчитывают налог так:
( Вопрос:Когда и на каком основании поднялся налог на имущество с физических лиц?
Отвечает председатель комитета финансов Алексеева Т.Е.)
Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее – Закон № 2003-1).
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
На основании ст.3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений в установленных законом пределах.
Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории муниципального образования.
На территории города Братска налог на имущество физических лиц введен в действие с 1 января 2006 года решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске». В соответствии с п. 2 данного решения ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества в следующих размерах:
За период с 2006 года по настоящее время ставки налога, установленные решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», не изменялись.
В соответствии со статьей 5 Закона № 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется органами технической инвентаризации – по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки. Коэффициенты для определения восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2009 год утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2008 № 134/1-пп.
Таким образом, увеличение суммы исчисленного налоговыми органами налога на имущество физических лиц в 2009 году возможно в связи с увеличением инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по результатам ежегодной оценки, проводимой органами технической инвентаризации.
Так, в случае, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов жилого имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности (либо на праве общей долевой или общей совместной собственности), по состоянию на 01.01.2009 года превысила 500 тыс. рублей - ставка налога на имущество физических лиц увеличивается с 0,1% до 0,3%, что, соответственно, приводит к увеличению суммы исчисленного налога.
Следует отметить, что установленные решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 69/г-Д «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» ставки налога по жилым помещениям, общая инвентаризационная стоимость которых составляет от 300 тыс. рублей и выше, соответствуют минимальным ставкам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Кроме этого, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19 разъяснен порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, который применяется с 1 января 2008 года.
В соответствии с данными разъяснениями, учитывая, что Законом № 2003-1 в качестве объекта налогообложения не предусмотрены доли в праве собственности на имущество, налоговой базой для расчета налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилой дом, квартира, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение). В связи с этим ставка налога применяется к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Так, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов по типам использования имущества превышает 500 тыс. рублей - применяется ставка налога в размере 0,3%, если менее 500 тыс. рублей - ставка налога равна 0,1%. Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется налоговым органом пропорционально доле налогоплательщика в имуществе.
Пример расчета суммы налога (стоимость квартиры = 510 000 руб., доля налогоплательщика в праве собственности на квартиру = 1/2):
до 01.01.2008 510 000 руб. х 1/2 = 255 000 руб. х 0,1% = 255 руб.
с 01.01.2008 510 000 руб. х 0,3% = 1 530 руб. х 1/2 = 765 руб.
В итоге сумму налога подняли в 3 раза, лишь изменив порядок расчёта.
И не подкопаешься. А вопрос возможности исчисления налога с рыночной стоимости давно крутился в коридорах власти и по этому поводу зондировалась почва. Но на фоне финансового кризиса решили его не обострять, а приблизить инвентаризационную стоимость объектов налогообложения к максимально возможным ставкам налога, а тут как по заказу законодатели оставили неопределённость в понятии "объект налогообложения" применительно к имуществу физических лиц, находящемуся в общей долевой собственности и в общей совместной собственности.
Могу сказать точно, что перерасчет могли сделать начиная с 2006 года, это на усмотрение инспекции, за 2007 год сделали, так органы БТИ представили стоимость по состоянию на 01.01.2007,01.01.08 и 01.01.09, вот цены на 2009 год дейсвительно выросли, отсюда и изменилась процентная ставка. Еще хочу обратить внимание, что налог на имущество в некоторых регионах считается от сумаррной инвентаризационной стоимости, т.е если у вас в собственности несколько объектов, то сначала берется ставка от общей стоимости, а потом налог с учетом вашей доли в объекте, будут вопросы задавайте, я именно этим и занимаюсь на работе))))
A если в полной собственности инвалида, к примеру, 3 квартиры, 5 гаражей, 4 сарая и т.д. Не платит он налог на имущество физических лиц со всего этого «добра» или выделяются по одному объекту каждого наименования не облагаемых налогом?