Директор Департамента по делам инвалидов Григорий Лекарев в интервью "Новой газете": "Любая услуга, предоставляемая населению, должна была доступна для инвалидов"
Инвалид в мире и инвалид в России – это совершенно разные жизненные стратегии. Инвалидов на улицах мы в России, увидели только в 90-е годы, когда в стране появились западные туристы. Оказалось, что люди на инвалидных колясках, глубокие старики, умственно отсталые… могут путешествовать. Наши инвалиды были надежно спрятаны, чтобы не портить бодрый настрой советских пятилеток, в социальных интернатах или, в лучшем случае, в своих собственных квартирах. Они были придавлены нищетой, отсутствием средств реабилитации и не имели элементарной возможности передвигаться. А инвалидов войны отправляли на Валаам.
С тех пор многое изменилось, но до равных возможностей для инвалидов в России пока еще далеко.
Минздравсоцразвития разработана Государственная программа "Доступная среда 2011-2015 годы".
О том, что реально планируется сделать, наш обозреватель Людмила Рыбина беседует с Григорием Лекаревым, директором Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России.
- Григорий Григорьевич, Департамент, который вы возглавили, существует в Министерстве меньше года. Означает ли появление специального подразделения, что отношение к инвалидам в стране будет меняться?
- Означает. Оно и в мире начало меняться лет 15 назад. Если раньше задачей было максимально реабилитировать инвалида, приспособить его к окружающей среде, то теперь это движение с двух сторон – навстречу. Появилась убежденность, что среду жизнедеятельности тоже надо делать дружелюбной к человеку с ограниченными возможностями, не забывая при этом о реабилитационных мерах. Только тогда можно достигнуть полноценной интеграции человека в общество.
Причем, дружелюбная среда нужна не только людям, которые официально имеют статус инвалидов. Могут быть временные ограничения в связи с болезнью, могут появиться проблемы с возрастом, есть особые потребности у родителей с детьми, с колясками, например,– всем нужна дружелюбная среда.
Мы позже, чем другие страны начали работу, но у нас теперь есть возможность ориентироваться на то, что ими уже сделано. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В соответствии с её положениями и в соответствии с федеральным законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при оказании услуг должны учитываться потребности людей с инвалидностью. Любая услуга, предоставляемая населению, должна была доступна для инвалидов. У нас множество объектов и многие услуги пока остаются недоступными. Отдельными разрозненными мероприятиями такую масштабную задачу не решить. Если мы приспособим улицы, но забудем о жилье, инвалиды просто не смогут на улицу попасть, а если, приспособив и улицу, и жилье, и театры, забудем о транспорте, то до этого оборудованного пандусами и специальными местами театра инвалид все равно не доберется. Поэтому Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" – комплексная. Мы попытались создать такой механизм реализации, при котором будет учитываться весь маршрут инвалида, конечно, делая акцент на наиболее востребованных инвалидами объектах и услугах, ведь сделать все доступным сразу невозможно: объекты строились сотнями лет. Но при любом новом строительстве, при выпуске новой продукции, должны учитываться потребности инвалидов. Если учесть потребности инвалидов на стадии проектного решения, то затраты увеличиваются всего на 1-1,5 процента и окупаются за счет увеличения потребительского спроса со стороны инвалидов и других маломобильных категорий граждан, только инвалидов в Российской Федерации – около 10 процентов населения.
В Конвенции ООН есть отдельный пункт: ее положения должны распространяться на все части федеративных государств без каких-либо изъятий и исключений. Субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в этой сфере. Без их полноценного участия создавать условия доступности будет невозможно.
- Регионы будут участвовать в софинансировании программы?
- Программа еще не утверждена, но в целом одобрена на совещании в Правительстве. Затраты на ее реализацию мы прогнозируем в объеме 47 млрд. рублей, из них участие регионов запланировано в размере 19,7 млрд. рублей.
О желании участвовать в программе на условиях софинансирования заявили более 60 субъектов. В некоторых регионах проанализировано состояние доступности среды, паспортизируются объекты, необходимые инвалидам. Саратов, Москва, Петербург и некоторые другие субъекты и раньше имели свои программы по развитию доступности, но большинство регионов были больше сосредоточены на реабилитации. К программам регионов есть общее требование – они должны быть комплексными: не просто строительство объектов для инвалидов, а доступность ко всем объектам и ко всем услугам. Это относится не только к тому, о чем мы уже говорили: жилью, транспорту, улицам, но еще и к услугам и объектам здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, службам занятости, образования, прежде всего к школам. Мы постарались отразить то, о чем нам чаще всего говорили представители сообществ инвалидов.
- Вы упомянули школу. Здесь какой-то путь преодолен. Было время, когда на дверях учебных заведений так и писали: школа для детей с задержкой умственного развития. Потом эти таблички сменили, стали писать: для детей с ограниченными возможностями. Теперь особые школы называют школами для детей с особыми потребностями.
- Появилась и еще одно понятие: инклюзивное или интегрированное образование. Дети с особыми потребностями обучаются вместе со здоровыми. В одном классе, если это возможно, или в коррекционном классе, но в составе обычной школы. Это важно и для тех ребят, у кого есть инвалидность и еще более важно - остальным детям. Это залог на будущее поколение. Только таким образом полностью можно устранить отношенческий барьер. Хотя на первых шагах может быть непонимание со стороны родителей наших учеников. Здесь должна помочь информационная кампания.
Необходимо преодолевать предвзятость и в том, что относится к положению семей, имеющих детей-инвалидов и к вопросам занятости инвалидов. Барьеры в головах тоже нужно разрушать. Много сделано в этом году победами россиян на паралимпиаде.
Пока же, по данным Минобрнауки России, только 2% школ доступны для инвалидов, то есть они физически могут туда попасть. По итогам Государственной программы к 2015 году мы планируем достичь 20% показателя, чтобы на уровне каждого муниципального образования была создана сеть доступных учебных заведений, и родители с детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в обычной школе.
- Регионы боятся, что доступная среда – это очень дорого.
- Не всегда это стройка. Не всегда необходимо расширять пролеты, строить лифты. В случае если объект приспособить невозможно, надо сделать доступной услугу. А для этого можно изменить работу учреждения, какие-то услуги можно оказывать дистанционно, внедрять ассистивные (помогающие) устройства. Можно включить в работу учреждения специального помощника.
- Проблемы у инвалидов разные. Они имеются как у тех, кому сложно передвигаться, так и у тех, кто является инвалидами по зрению, слуху, или людей с ментальными проблемами.
- Да, надо учитывать все эти потребности. Вот, к примеру, аэропорт. Каким размером шрифта должна быть представлена информация о предоставляемых аэропортом и компанией-перевозчиком услугах, где написанное следует дополнить опознавательными маяками, пиктограммами, где продублировать информацию на видео- или аудионосителях, где должна быть организована работа помощника из персонала. Комплекс таких рекомендаций есть. Нам уже не надо его изобретать.
У нас уже принят технический регламент о безопасности зданий и сооружений, это федеральный закон, в котором установлены требования доступности для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями передвижения, кроме того, существуют национальные стандарты, которые содержат в себе конкретные рекомендации о том, каким образом можно сформировать такие условия. То есть нормативная база существует. Любое новое здание: жилой дом, школа, поликлиника теперь должны строиться с учетом потребностей инвалидов. На мой взгляд по новому строительству, главное - эффективный контроль. А приспособить существующие объекты, имеющие наибольшее значение для инвалидов, с 2011 года поможет Государственная программа «Доступная среда».
Но это не все. В программе есть раздел об обязательных субтитрах на общероссийских, общедоступных каналах телевидения. В Конвенции ООН говорится, что любые приспособления для инвалидов должны быть разумными и не мешать тем, кто может без них обходиться, это принцип «универсального дизайна». Включить субтитры в телевизоре можно по желанию телезрителя. Вопрос в производстве субтитров - как можно больше программ должны их иметь и давать возможность включить, при необходимости, скрытый телетекст. Реализация мероприятий госпрограммы позволит производить до 12,5 тысяч часов субтитров в год к 2015 году.
В рамках Государственной программы будут разработаны методики, благодаря которым спортивные сооружения смогут посещать инвалиды для занятий физкультурой, а учреждения культуры: музеи, театры, кинотеатры, - смогут предоставлять услуги в доступном виде. Наши соисполнители в программе – министерства культуры, связи, транспорта, регионального развития, промышленности и торговли, спорта и туризма, образования и науки, Федеральное медико-биологическое агентство.
- То есть все должны вспомнить о том, что люди разные, и не все готовы к бегу с барьерами? Но это же изменение всей окружающей среды и всей жизни. Шутка ли изменить транспорт?
- Да, все автобусы мы завтра заменить на доступные не сможем. Но мы можем выработать план поэтапной замены транспортных средств. Существует и автомобильный, и железнодорожный, и авиационный и водный транспорт, и в каждом транспортном средстве необходимо предусматривать возможность предоставления услуги слепому, глухому, тем, кто ограничен в движении, но передвигается сам, кто не передвигается без посторонней помощи, кто нуждается в сопровождающем. Для каждой категории необходимы свои особенные приспособления. Именно поэтому Минтранс России и является соисполнителем Госпрограммы. Например, для перелета инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата салон самолета должен быть укомплектован специальными транспортными креслами-колясками (те, в которых инвалиды передвигаются по земле – не подходят). С Минтрансом России мы уже обсуждаем эти вопросы.
- Это, видимо, долгое дело. Не закончится ли все лишь научными изысканиями и разработками?
- На все исследования мы отводим два года – 2011 и 2012. В 2013-2015 годы будет софинансирование региональных программ. Но это не значит, что в первые два года мы только пишем бумаги. Начнут реализовываться пилотные проекты в ряде субъектов. Запустим программу "безбарьерная школа". А еще есть уверенность, что 2015-м годом это завершиться не должно. Обеспечение доступности среды для инвалидов должно стать тем обязательным требованием, которое следует учитывать государственным структурам и частному бизнесу при проектировании, в строительстве, в производстве и при предоставлении услуг.
- Предусматривает ли программа работу с самим инвалидом?
- Мы планируем изменить подходы при освидетельствовании. Разрабатываются новые классификации и критерии в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Они должны будут отражать особые потребности инвалида для обеспечения доступности для него окружающей среды.
- Люди опасаются, что новая классификация – это способ сократить число инвалидов, пользующихся льготами. Есть ли такая цель?
- Никаких нововведений, которые бы ухудшили положение инвалидов, не планируется. Мы хотим создать более индивидуализированный подход. Сейчас у нас три группы инвалидности. Если человек, имеющий какую-то группу инвалидности, обращается в аэропорт или авиакомпанию, то соответствующие службы не могут оценить, в какой помощи он нуждается такой человек. Он не может услышать объявления? Он нуждается в помощнике для передвижения? Он не видит табло и нуждается в голосовом объявлении? МКФ позволяет ввести буквенно-цифровое обозначение преимущественного вида ограничения жизнедеятельности. Такая система уже существует во многих странах мира.
- Много жалоб о том, что процедура освидетельствования при медико-социальной экспертизе бюрократическая, мучительная для человека.
- Много жалоб поступает и в Министерство. Жалуются на большое число инстанций, которые надо пройти и собрать документы, а затем передать их в бумажном виде. В настоящее время мы планируем провести пилотную отработку межведомственного взаимодействия на уровне трех субъектов РФ, а с 2013 года - распространить на все учреждения медико-социальной экспертизы.
- Большая проблема – трудоустройство инвалидов. Я знаю директоров коррекционных школ, которые просто плачут, что они учат своих воспитанников, дают им неплохие профессиональные навыки: озеленителей, специалистов переплетного и картонажного дела, столярных работ, швей и вышивальщиц, - а устроить на работу не могут. Хотя в советские времена их "с руками отрывали" – они дисциплинированные и старательные работники.
- Есть такой подход: квотирование рабочих мест, который регулируется Федеральным законом о социальной защите инвалидов. Организации, имеющие численность работников более 100 человек должны иметь в своем составе от 2 до 4 процентов инвалидов. Точный процент определяет регион. Но нужно не столько обязывать, сколько поддерживать те организации, которые реально принимают на работу инвалидов. С 2010 года в региональные программы поддержки занятости включено отдельное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов. Работодателю возмещаются затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место, на которое будут трудоустроены инвалиды. Участниками этого мероприятия стали 4 тыс. инвалидов. Общий объем средств федерального бюджета, направленных в регионы России составил порядка 1 млрд. рублей. Эта направление будет продолжено и в 2011 году. В следующем году компенсация затрат на создание рабочего места для работника с инвалидностью вырастет до 50 тыс. рублей. Это позволит расширить количество специально оборудованных рабочих мест для инвалидов.
- Проблема инвалидов раньше волновала кроме родственников только органы социальной защиты, а теперь к ней подключены многие ведомства?
- Обеспечивать доступность услуг для инвалидов должны в строительстве – проектировщики и строители, на транспорте – транспортные компании, в медицине – врачи, в образовании – учителя. Но дело не только в ведомствах. Каждый должен сделать какое-то усилие – что-то понять для себя, объяснить своему ребенку, тогда не будет главного барьера - отношенческого.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Директор Департамента по делам инвалидов Григорий Лекарев в эфире "Радио России": "Инвалидность - это не безвыходная ситуация"
Каждый год в начале декабря во всём мире, включая и Россию, отмечается Всемирный день инвалида. Сегодня гость в студии – директор департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России Григорий Григорьевич Лекарев. Говорить мы будем о государственной программе "Доступная среда".
Сколько в России на сегодняшний день инвалидов? По состоянию на 1 октября 2010 года, рассказал Г. Лекарев, в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн инвалидов. При этом они распределены по группам инвалидности. К первой, самой тяжёлой группе инвалидности относятся 1,9 млн человек. Ко второй группе инвалидности относится около 7 млн человек. И третью группу инвалидности составляют 3,76 млн человек. Отдельная учитываемая категория – это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет.
Минздравсоцразвития России осуществляет мониторинг ситуации. Как изменяется эта цифра – увеличивается, уменьшается или приблизительно стабильна? Если проанализировать ситуацию с 2005 года, сказал Г. Лекарев, то есть колебания в пределах групп, но общая численность инвалидов в стране примерно одна и та же. В 2005 году общая численность инвалидов составляла 12,7 млн человек (в 2010 году – 13,15 млн). Вроде наблюдается тенденция к росту, но в последние два года она практически нивелировалась и остаётся на одном и том же уровне.
Количество инвалидов в России составляет приблизительно 10 процентов населения страны. Но многие могут сказать, что столько много инвалидов нет на улицах. Откуда их столько взялось? Особенно это говорят те, кто за рубежом видит огромное количество инвалидов на улицах.
Г. Лекарев признал, что это действительно так. Если сравнивать количество инвалидов в развитых европейских странах и в США, чисто визуально складывается ощущение, что там инвалидов больше. На самом деле цифры примерно одинаковые. Они, конечно, зависят от того, каким образом устанавливается инвалидность в разных странах, но дело в том, что в западном сообществе чуть раньше начали задумываться над проблемой создания доступных условий для инвалидов.
Если раньше в мире господствовала тенденция: в случае, если наступила инвалидность, необходимо возможно более полно обеспечить реабилитацию данного человека. Однако позднее парадигма сменилась. И наряду с эффективными реабилитационными мероприятиями человечество стало задумываться над тем, что к инвалидам необходимо приспосабливать условия окружающей среды. Потому что далеко не всегда можно реабилитировать инвалида.
Более того, в категорию людей, которые нуждаются в доступной, дружелюбной среде, может попасть человек не только с инвалидностью. Есть и другие маломобильные категории. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому дружелюбная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Насколько легко живется этим 10 процентам населения страны в России? Инвалидность – это, заметил гость в студии, всегда проблема, это всегда необходимость для инвалида преодолевать дополнительные препятствия. И задача государства сделать так, чтобы барьеров для инвалида было, как можно меньше, помочь ему в трудной жизненной ситуации. Кроме того, подчеркнул Г. Лекарев, инвалидность – это никогда не безвыходная ситуация, всегда можно найти какой-то выход из неё.
Департамент по делам инвалидов Минздравсоцразвития России на своём уровне подразделяет все барьеры, которые мешают инвалидам нормально жить, на три группы.
Физические барьеры, которые окружают людей каждый день. К ним относятся отсутствие пандусов, отсутствие вспомогательных ассистивных устройств на средствах транспорта и т.д., неприспособленность зданий.
Информационные барьеры. Информация, которая предоставляется людям без инвалидности, должна иметь формат предоставления информации для людей с ограничениями по зрению, по слуху, по интеллекту.
Третью группу составляет отношенческий барьер. Он есть и у общества, которое воспринимает инвалида. Этот же барьер есть и в головах самих инвалидов, людей, которые были достаточно долго сегрегированны. Процесс интеграции инвалидов и общества необходимо начинать с обеих сторон. Поэтому и было запланировано начинать решать данную проблему программным способом.
Как известно, в 2008 году в своём послании Федеральному Собранию президент дал поручение подготовить государственную программу "Доступная среда". В нём был сделан акцент на том, что данная программа должна содержать мероприятия по созданию безбарьерной школьной среды. Минздравсоцразвития приступило к исполнению этого поручения. Министерство не одно выполняет это поручение, у него есть масса соисполнителей на уровне федеральных министерств и субъектов РФ.
С самого начала госпрограмма "Доступная среда" была задумана как комплексная программа, потому что очень важно обеспечить человеку с инвалидностью непрерывность маршрута, по которому он движется. Любое выпадение на пути его следования приводит к тому, что он не может воспользоваться каким-то объектом или услугой.
Поэтому в государственной программе "Доступная среда" на 2011-2015 годы предусмотрен комплексный подход к решению проблемы. Но когда готовилась программа, пришлось столкнуться с тем, что данные субъектов РФ и данные федеральных министерств и ведомств очень разнятся с точки зрения, как объективно оценивать эту самую доступность. Некоторые субъекты подошли к решению данной проблемы очень ответственно и целеустремлённо, однако некоторые субъекты трактуют понятие "доступности" несколько по-другому, как это прописано в Конвенции ООН о правах инвалидов, к ратификации которой РФ готовится.
В стране уже есть целая серия нормативно-правовых актов, которые требуют обеспечить доступность. Это и 181-й закон о социальной защите инвалидов, и федеральный закон о техническом регламенте и о безопасности зданий и сооружений.
Но существуют в то же время и правовые пробелы. Где-то умалчивается о том, каким именно образом необходимо это обеспечивать. На декларативном уровне это существует, а конкретно прописанных в полномочиях или в ответственности тех или иных контрольных органов норм нет.
Сегодня в России работа по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов ведётся по трём направлениям.
Первое. Приведение нормативно-правовых актов РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Работа большая, потому она должна охватить и охватывает уже сейчас практически все сферы деятельности (транспорт, образование, здравоохранение, связь и т.д.).
Второе. Совершенствование медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Об этом никогда не стоит забывать.
Третье. Формирование условий доступности. Конвенция ООН о правах инвалидов содержит самостоятельный раздел по данному вопросу. Мировым сообществом сегодня признаётся, да и Россия это тоже признает, что наиболее эффективно интегрировать человека с инвалидностью в общество можно только в том случае, если реабилитацию совмещать с приспособлением окружающей среды.
По этому направлению и будет работать государственная программа "Доступная среда", которая разрабатывалась органами власти при активном участии общественных организаций инвалидов.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Свои вопросы по всему вышесказанному Вы можете задать Директору Департамента по делам инвалидов Григорию Лекареву на сайте Минздравсоцразвития в общественной приемной и в соответствии с Законом "Об обращениях граждан ..." получите письменный ответ.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
staspach:
В 2005 году общая численность инвалидов составляла 12,7 млн человек (в 2010 году – 13,15 млн). Вроде наблюдается тенденция к росту, но в последние два года она практически нивелировалась и остаётся на одном и том же уровне.
Практически нивелировалась за счет того, что МСЭ поснимало группы инвалидности, а вторые теперь обивают пороги судов
снимают инвалидность с больных детей, занимающихся спортом
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
зарегистрируйтесь или войдите
Инвалид в мире и инвалид в России – это совершенно разные жизненные стратегии. Инвалидов на улицах мы в России, увидели только в 90-е годы, когда в стране появились западные туристы. Оказалось, что люди на инвалидных колясках, глубокие старики, умственно отсталые… могут путешествовать. Наши инвалиды были надежно спрятаны, чтобы не портить бодрый настрой советских пятилеток, в социальных интернатах или, в лучшем случае, в своих собственных квартирах. Они были придавлены нищетой, отсутствием средств реабилитации и не имели элементарной возможности передвигаться. А инвалидов войны отправляли на Валаам.
С тех пор многое изменилось, но до равных возможностей для инвалидов в России пока еще далеко.
Минздравсоцразвития разработана Государственная программа "Доступная среда 2011-2015 годы".
О том, что реально планируется сделать, наш обозреватель Людмила Рыбина беседует с Григорием Лекаревым, директором Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России.
- Григорий Григорьевич, Департамент, который вы возглавили, существует в Министерстве меньше года. Означает ли появление специального подразделения, что отношение к инвалидам в стране будет меняться?
- Означает. Оно и в мире начало меняться лет 15 назад. Если раньше задачей было максимально реабилитировать инвалида, приспособить его к окружающей среде, то теперь это движение с двух сторон – навстречу. Появилась убежденность, что среду жизнедеятельности тоже надо делать дружелюбной к человеку с ограниченными возможностями, не забывая при этом о реабилитационных мерах. Только тогда можно достигнуть полноценной интеграции человека в общество.
Причем, дружелюбная среда нужна не только людям, которые официально имеют статус инвалидов. Могут быть временные ограничения в связи с болезнью, могут появиться проблемы с возрастом, есть особые потребности у родителей с детьми, с колясками, например,– всем нужна дружелюбная среда.
Мы позже, чем другие страны начали работу, но у нас теперь есть возможность ориентироваться на то, что ими уже сделано. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В соответствии с её положениями и в соответствии с федеральным законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при оказании услуг должны учитываться потребности людей с инвалидностью. Любая услуга, предоставляемая населению, должна была доступна для инвалидов. У нас множество объектов и многие услуги пока остаются недоступными. Отдельными разрозненными мероприятиями такую масштабную задачу не решить. Если мы приспособим улицы, но забудем о жилье, инвалиды просто не смогут на улицу попасть, а если, приспособив и улицу, и жилье, и театры, забудем о транспорте, то до этого оборудованного пандусами и специальными местами театра инвалид все равно не доберется. Поэтому Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" – комплексная. Мы попытались создать такой механизм реализации, при котором будет учитываться весь маршрут инвалида, конечно, делая акцент на наиболее востребованных инвалидами объектах и услугах, ведь сделать все доступным сразу невозможно: объекты строились сотнями лет. Но при любом новом строительстве, при выпуске новой продукции, должны учитываться потребности инвалидов. Если учесть потребности инвалидов на стадии проектного решения, то затраты увеличиваются всего на 1-1,5 процента и окупаются за счет увеличения потребительского спроса со стороны инвалидов и других маломобильных категорий граждан, только инвалидов в Российской Федерации – около 10 процентов населения.
В Конвенции ООН есть отдельный пункт: ее положения должны распространяться на все части федеративных государств без каких-либо изъятий и исключений. Субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в этой сфере. Без их полноценного участия создавать условия доступности будет невозможно.
- Регионы будут участвовать в софинансировании программы?
- Программа еще не утверждена, но в целом одобрена на совещании в Правительстве. Затраты на ее реализацию мы прогнозируем в объеме 47 млрд. рублей, из них участие регионов запланировано в размере 19,7 млрд. рублей.
О желании участвовать в программе на условиях софинансирования заявили более 60 субъектов. В некоторых регионах проанализировано состояние доступности среды, паспортизируются объекты, необходимые инвалидам. Саратов, Москва, Петербург и некоторые другие субъекты и раньше имели свои программы по развитию доступности, но большинство регионов были больше сосредоточены на реабилитации. К программам регионов есть общее требование – они должны быть комплексными: не просто строительство объектов для инвалидов, а доступность ко всем объектам и ко всем услугам. Это относится не только к тому, о чем мы уже говорили: жилью, транспорту, улицам, но еще и к услугам и объектам здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, службам занятости, образования, прежде всего к школам. Мы постарались отразить то, о чем нам чаще всего говорили представители сообществ инвалидов.
- Вы упомянули школу. Здесь какой-то путь преодолен. Было время, когда на дверях учебных заведений так и писали: школа для детей с задержкой умственного развития. Потом эти таблички сменили, стали писать: для детей с ограниченными возможностями. Теперь особые школы называют школами для детей с особыми потребностями.
- Появилась и еще одно понятие: инклюзивное или интегрированное образование. Дети с особыми потребностями обучаются вместе со здоровыми. В одном классе, если это возможно, или в коррекционном классе, но в составе обычной школы. Это важно и для тех ребят, у кого есть инвалидность и еще более важно - остальным детям. Это залог на будущее поколение. Только таким образом полностью можно устранить отношенческий барьер. Хотя на первых шагах может быть непонимание со стороны родителей наших учеников. Здесь должна помочь информационная кампания.
Необходимо преодолевать предвзятость и в том, что относится к положению семей, имеющих детей-инвалидов и к вопросам занятости инвалидов. Барьеры в головах тоже нужно разрушать. Много сделано в этом году победами россиян на паралимпиаде.
Пока же, по данным Минобрнауки России, только 2% школ доступны для инвалидов, то есть они физически могут туда попасть. По итогам Государственной программы к 2015 году мы планируем достичь 20% показателя, чтобы на уровне каждого муниципального образования была создана сеть доступных учебных заведений, и родители с детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в обычной школе.
- Регионы боятся, что доступная среда – это очень дорого.
- Не всегда это стройка. Не всегда необходимо расширять пролеты, строить лифты. В случае если объект приспособить невозможно, надо сделать доступной услугу. А для этого можно изменить работу учреждения, какие-то услуги можно оказывать дистанционно, внедрять ассистивные (помогающие) устройства. Можно включить в работу учреждения специального помощника.
- Проблемы у инвалидов разные. Они имеются как у тех, кому сложно передвигаться, так и у тех, кто является инвалидами по зрению, слуху, или людей с ментальными проблемами.
- Да, надо учитывать все эти потребности. Вот, к примеру, аэропорт. Каким размером шрифта должна быть представлена информация о предоставляемых аэропортом и компанией-перевозчиком услугах, где написанное следует дополнить опознавательными маяками, пиктограммами, где продублировать информацию на видео- или аудионосителях, где должна быть организована работа помощника из персонала. Комплекс таких рекомендаций есть. Нам уже не надо его изобретать.
У нас уже принят технический регламент о безопасности зданий и сооружений, это федеральный закон, в котором установлены требования доступности для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями передвижения, кроме того, существуют национальные стандарты, которые содержат в себе конкретные рекомендации о том, каким образом можно сформировать такие условия. То есть нормативная база существует. Любое новое здание: жилой дом, школа, поликлиника теперь должны строиться с учетом потребностей инвалидов. На мой взгляд по новому строительству, главное - эффективный контроль. А приспособить существующие объекты, имеющие наибольшее значение для инвалидов, с 2011 года поможет Государственная программа «Доступная среда».
Но это не все. В программе есть раздел об обязательных субтитрах на общероссийских, общедоступных каналах телевидения. В Конвенции ООН говорится, что любые приспособления для инвалидов должны быть разумными и не мешать тем, кто может без них обходиться, это принцип «универсального дизайна». Включить субтитры в телевизоре можно по желанию телезрителя. Вопрос в производстве субтитров - как можно больше программ должны их иметь и давать возможность включить, при необходимости, скрытый телетекст. Реализация мероприятий госпрограммы позволит производить до 12,5 тысяч часов субтитров в год к 2015 году.
В рамках Государственной программы будут разработаны методики, благодаря которым спортивные сооружения смогут посещать инвалиды для занятий физкультурой, а учреждения культуры: музеи, театры, кинотеатры, - смогут предоставлять услуги в доступном виде. Наши соисполнители в программе – министерства культуры, связи, транспорта, регионального развития, промышленности и торговли, спорта и туризма, образования и науки, Федеральное медико-биологическое агентство.
- То есть все должны вспомнить о том, что люди разные, и не все готовы к бегу с барьерами? Но это же изменение всей окружающей среды и всей жизни. Шутка ли изменить транспорт?
- Да, все автобусы мы завтра заменить на доступные не сможем. Но мы можем выработать план поэтапной замены транспортных средств. Существует и автомобильный, и железнодорожный, и авиационный и водный транспорт, и в каждом транспортном средстве необходимо предусматривать возможность предоставления услуги слепому, глухому, тем, кто ограничен в движении, но передвигается сам, кто не передвигается без посторонней помощи, кто нуждается в сопровождающем. Для каждой категории необходимы свои особенные приспособления. Именно поэтому Минтранс России и является соисполнителем Госпрограммы. Например, для перелета инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата салон самолета должен быть укомплектован специальными транспортными креслами-колясками (те, в которых инвалиды передвигаются по земле – не подходят). С Минтрансом России мы уже обсуждаем эти вопросы.
- Это, видимо, долгое дело. Не закончится ли все лишь научными изысканиями и разработками?
- На все исследования мы отводим два года – 2011 и 2012. В 2013-2015 годы будет софинансирование региональных программ. Но это не значит, что в первые два года мы только пишем бумаги. Начнут реализовываться пилотные проекты в ряде субъектов. Запустим программу "безбарьерная школа". А еще есть уверенность, что 2015-м годом это завершиться не должно. Обеспечение доступности среды для инвалидов должно стать тем обязательным требованием, которое следует учитывать государственным структурам и частному бизнесу при проектировании, в строительстве, в производстве и при предоставлении услуг.
- Предусматривает ли программа работу с самим инвалидом?
- Мы планируем изменить подходы при освидетельствовании. Разрабатываются новые классификации и критерии в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Они должны будут отражать особые потребности инвалида для обеспечения доступности для него окружающей среды.
- Люди опасаются, что новая классификация – это способ сократить число инвалидов, пользующихся льготами. Есть ли такая цель?
- Никаких нововведений, которые бы ухудшили положение инвалидов, не планируется. Мы хотим создать более индивидуализированный подход. Сейчас у нас три группы инвалидности. Если человек, имеющий какую-то группу инвалидности, обращается в аэропорт или авиакомпанию, то соответствующие службы не могут оценить, в какой помощи он нуждается такой человек. Он не может услышать объявления? Он нуждается в помощнике для передвижения? Он не видит табло и нуждается в голосовом объявлении? МКФ позволяет ввести буквенно-цифровое обозначение преимущественного вида ограничения жизнедеятельности. Такая система уже существует во многих странах мира.
- Много жалоб о том, что процедура освидетельствования при медико-социальной экспертизе бюрократическая, мучительная для человека.
- Много жалоб поступает и в Министерство. Жалуются на большое число инстанций, которые надо пройти и собрать документы, а затем передать их в бумажном виде. В настоящее время мы планируем провести пилотную отработку межведомственного взаимодействия на уровне трех субъектов РФ, а с 2013 года - распространить на все учреждения медико-социальной экспертизы.
- Большая проблема – трудоустройство инвалидов. Я знаю директоров коррекционных школ, которые просто плачут, что они учат своих воспитанников, дают им неплохие профессиональные навыки: озеленителей, специалистов переплетного и картонажного дела, столярных работ, швей и вышивальщиц, - а устроить на работу не могут. Хотя в советские времена их "с руками отрывали" – они дисциплинированные и старательные работники.
- Есть такой подход: квотирование рабочих мест, который регулируется Федеральным законом о социальной защите инвалидов. Организации, имеющие численность работников более 100 человек должны иметь в своем составе от 2 до 4 процентов инвалидов. Точный процент определяет регион. Но нужно не столько обязывать, сколько поддерживать те организации, которые реально принимают на работу инвалидов. С 2010 года в региональные программы поддержки занятости включено отдельное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов. Работодателю возмещаются затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место, на которое будут трудоустроены инвалиды. Участниками этого мероприятия стали 4 тыс. инвалидов. Общий объем средств федерального бюджета, направленных в регионы России составил порядка 1 млрд. рублей. Эта направление будет продолжено и в 2011 году. В следующем году компенсация затрат на создание рабочего места для работника с инвалидностью вырастет до 50 тыс. рублей. Это позволит расширить количество специально оборудованных рабочих мест для инвалидов.
- Проблема инвалидов раньше волновала кроме родственников только органы социальной защиты, а теперь к ней подключены многие ведомства?
- Обеспечивать доступность услуг для инвалидов должны в строительстве – проектировщики и строители, на транспорте – транспортные компании, в медицине – врачи, в образовании – учителя. Но дело не только в ведомствах. Каждый должен сделать какое-то усилие – что-то понять для себя, объяснить своему ребенку, тогда не будет главного барьера - отношенческого.
зарегистрируйтесь или войдите
Каждый год в начале декабря во всём мире, включая и Россию, отмечается Всемирный день инвалида. Сегодня гость в студии – директор департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России Григорий Григорьевич Лекарев. Говорить мы будем о государственной программе "Доступная среда".
Сколько в России на сегодняшний день инвалидов? По состоянию на 1 октября 2010 года, рассказал Г. Лекарев, в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн инвалидов. При этом они распределены по группам инвалидности. К первой, самой тяжёлой группе инвалидности относятся 1,9 млн человек. Ко второй группе инвалидности относится около 7 млн человек. И третью группу инвалидности составляют 3,76 млн человек. Отдельная учитываемая категория – это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет.
Минздравсоцразвития России осуществляет мониторинг ситуации. Как изменяется эта цифра – увеличивается, уменьшается или приблизительно стабильна? Если проанализировать ситуацию с 2005 года, сказал Г. Лекарев, то есть колебания в пределах групп, но общая численность инвалидов в стране примерно одна и та же. В 2005 году общая численность инвалидов составляла 12,7 млн человек (в 2010 году – 13,15 млн). Вроде наблюдается тенденция к росту, но в последние два года она практически нивелировалась и остаётся на одном и том же уровне.
Количество инвалидов в России составляет приблизительно 10 процентов населения страны. Но многие могут сказать, что столько много инвалидов нет на улицах. Откуда их столько взялось? Особенно это говорят те, кто за рубежом видит огромное количество инвалидов на улицах.
Г. Лекарев признал, что это действительно так. Если сравнивать количество инвалидов в развитых европейских странах и в США, чисто визуально складывается ощущение, что там инвалидов больше. На самом деле цифры примерно одинаковые. Они, конечно, зависят от того, каким образом устанавливается инвалидность в разных странах, но дело в том, что в западном сообществе чуть раньше начали задумываться над проблемой создания доступных условий для инвалидов.
Если раньше в мире господствовала тенденция: в случае, если наступила инвалидность, необходимо возможно более полно обеспечить реабилитацию данного человека. Однако позднее парадигма сменилась. И наряду с эффективными реабилитационными мероприятиями человечество стало задумываться над тем, что к инвалидам необходимо приспосабливать условия окружающей среды. Потому что далеко не всегда можно реабилитировать инвалида.
Более того, в категорию людей, которые нуждаются в доступной, дружелюбной среде, может попасть человек не только с инвалидностью. Есть и другие маломобильные категории. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому дружелюбная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Насколько легко живется этим 10 процентам населения страны в России? Инвалидность – это, заметил гость в студии, всегда проблема, это всегда необходимость для инвалида преодолевать дополнительные препятствия. И задача государства сделать так, чтобы барьеров для инвалида было, как можно меньше, помочь ему в трудной жизненной ситуации. Кроме того, подчеркнул Г. Лекарев, инвалидность – это никогда не безвыходная ситуация, всегда можно найти какой-то выход из неё.
Департамент по делам инвалидов Минздравсоцразвития России на своём уровне подразделяет все барьеры, которые мешают инвалидам нормально жить, на три группы.
Физические барьеры, которые окружают людей каждый день. К ним относятся отсутствие пандусов, отсутствие вспомогательных ассистивных устройств на средствах транспорта и т.д., неприспособленность зданий.
Информационные барьеры. Информация, которая предоставляется людям без инвалидности, должна иметь формат предоставления информации для людей с ограничениями по зрению, по слуху, по интеллекту.
Третью группу составляет отношенческий барьер. Он есть и у общества, которое воспринимает инвалида. Этот же барьер есть и в головах самих инвалидов, людей, которые были достаточно долго сегрегированны. Процесс интеграции инвалидов и общества необходимо начинать с обеих сторон. Поэтому и было запланировано начинать решать данную проблему программным способом.
Как известно, в 2008 году в своём послании Федеральному Собранию президент дал поручение подготовить государственную программу "Доступная среда". В нём был сделан акцент на том, что данная программа должна содержать мероприятия по созданию безбарьерной школьной среды. Минздравсоцразвития приступило к исполнению этого поручения. Министерство не одно выполняет это поручение, у него есть масса соисполнителей на уровне федеральных министерств и субъектов РФ.
С самого начала госпрограмма "Доступная среда" была задумана как комплексная программа, потому что очень важно обеспечить человеку с инвалидностью непрерывность маршрута, по которому он движется. Любое выпадение на пути его следования приводит к тому, что он не может воспользоваться каким-то объектом или услугой.
Поэтому в государственной программе "Доступная среда" на 2011-2015 годы предусмотрен комплексный подход к решению проблемы. Но когда готовилась программа, пришлось столкнуться с тем, что данные субъектов РФ и данные федеральных министерств и ведомств очень разнятся с точки зрения, как объективно оценивать эту самую доступность. Некоторые субъекты подошли к решению данной проблемы очень ответственно и целеустремлённо, однако некоторые субъекты трактуют понятие "доступности" несколько по-другому, как это прописано в Конвенции ООН о правах инвалидов, к ратификации которой РФ готовится.
В стране уже есть целая серия нормативно-правовых актов, которые требуют обеспечить доступность. Это и 181-й закон о социальной защите инвалидов, и федеральный закон о техническом регламенте и о безопасности зданий и сооружений.
Но существуют в то же время и правовые пробелы. Где-то умалчивается о том, каким именно образом необходимо это обеспечивать. На декларативном уровне это существует, а конкретно прописанных в полномочиях или в ответственности тех или иных контрольных органов норм нет.
Сегодня в России работа по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов ведётся по трём направлениям.
Первое. Приведение нормативно-правовых актов РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Работа большая, потому она должна охватить и охватывает уже сейчас практически все сферы деятельности (транспорт, образование, здравоохранение, связь и т.д.).
Второе. Совершенствование медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Об этом никогда не стоит забывать.
Третье. Формирование условий доступности. Конвенция ООН о правах инвалидов содержит самостоятельный раздел по данному вопросу. Мировым сообществом сегодня признаётся, да и Россия это тоже признает, что наиболее эффективно интегрировать человека с инвалидностью в общество можно только в том случае, если реабилитацию совмещать с приспособлением окружающей среды.
По этому направлению и будет работать государственная программа "Доступная среда", которая разрабатывалась органами власти при активном участии общественных организаций инвалидов.
зарегистрируйтесь или войдите
зарегистрируйтесь или войдите
Практически нивелировалась за счет того, что МСЭ поснимало группы инвалидности, а вторые теперь обивают пороги судов
снимают инвалидность с больных детей, занимающихся спортом
зарегистрируйтесь или войдите
КАК НАС ОТУПЛЯЮТ
онлайн видео:
или войдите
{ Попрошу воздержаться от роликов разжигающих межнациональные конфликты }
Есть аудиокнига Кара-Мурзы "Манипуляции сознанием". В ней всё подробно изложено.