Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Решила создать тему, посвященную вопросу, который меня в последнее время интересует.
Интересно сравнить, как в разных странах обстоят дела с образованием для инвалидов-колясочников.
На мой личный взгляд, в России (как и в бывших социалистических странах) очно учиться инвалиду очень сложно - хотя бы потому, что ВУЗы плохо приспособлены. Например, там, где я учусь, крайне сложно обойтись без помощника: везде тугие двери, небольшие порожки, для того, чтобы вызвать лифт, нужно сначала связаться с охраной, и т.д. То есть, очень проблематично на самом деле. Хорошо, что хоть пандус есть на входе.
Но в целом учиться очень тяжело, хотя бы потому что целый день проводить на коляске для меня сложно - быстро начинает болеть спина. Дома можно прилечь, чтобы отдохнуть, а там, разумеется, никак. И получается, что если шесть пар, к примеру, то это ужасное испытание. В 9 часов выезжаешь, 1,5 часа в "пробках", потом до 20.30 в институте, и только в 21.00 дома.
Но тут, конечно, все индивидуально. Возможно, что другие инвалиды-колясочники легче это все переносят. Для тех, у кого проблемы со спиной, это тяжело.
Но вот в связи со всем вышеперечисленным (фактически - в связи с отсутствием условий), мне кажется, что в основном колясочники в России все же учатся дистанционно, либо заочно. Хотя при заочной форме в сессию также нужно ездить.
И вот мне как раз было бы интересно узнать, как обстоят дела в этом отношении в развитых странах.
Какая форма обучения для колясочников более распространена? Насколько приспособлены институты? Созданы ли какие-то условия для колясочников, какой-то особый подход в ВУЗах? Ну, фактически речь об инклюзивном образовании, наверное. Насколько оно реально развито? Получается ли у колясочников учиться очно наравне со здоровыми людьми?
На этом форуме присутствуют люди, проживающие в других странах. Было бы интересно, если бы они поделились опытом, какой-либо информацией на эту тему.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для Lerika:
Lerika:
Интересно сравнить, как в разных странах обстоят дела с образованием для инвалидов-колясочников.
В США достаточно популярна такая вещь, как образование по интернету. Т. е. студенты сидят в видеоконференции, преподаватель вещает. Экзамены тоже сдают по интернету, для этого ставят несколько вебкамер и специальный софт, который следит, чтобы экзаменуемый ничем не пользовался. При таком подходе уже не важно, на коляске человек или нет. Конечно, существуют профессии, при обучении которым такой подход не совсем работает - ну, например, хирург обязан учиться оперировать и нужно практиковаться в обязательном порядке.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для Lerika:
Некоторое время назад, Светлана (на форуме её ник - mathilda) начала учится в Торонтовском вузе. И в своём дневнике, она подробно рассказала о том, какие условия создаёт Канадский колледж для учеников с ограниченными возможностями. Как он помогает таким студентам.
Честное слово - звучит, как сказка! Я прочитала и попросила у Светы разрешения, что-бы украсть её пост (он и сейчас в теме о Канаде). Разрешение было получено (Свет, спасибо!). Правда, очень интересно. Почитайте обязательно! Копирую всё, целиком. Ничего не меняя.
"Вот и началась моя школьная жизнь по-канадски. Первая неделя колледжа прошла очень активно, без надежды на солнечную релаксацию с чашкой кофе и неспешные обеды. Время было потрачено на административные решения и оформление бонусов для учащегося с инвалидностью.
В этот раз я, пожалуй, остановлюсь на специфике обучения лиц с инвалидностью.
Бонусы колледжа очень неплохие, во-первых, в колледже существует отдельный штат, помогающий инвалидам - дисабилити офис. На период обучения инвалиду выделяется личный консультант, который будет помогать с информацией, оформлением бумаг и прочими бюрократическими сложностями.
Мой консультант Джанис оформляет мне специальную стипенцию, в рамках которой я получу новый MacBook Pro (макинтошевский лептоп) и новую "магическую ручку" Livescribe (вот видео как это работает).
К слову, любой инвалид может сделать запрос до 10 тысяч долларов в рамках данной стипендии. Главное, обосновать траты. Также Джанис сделала запрос к каждому из моих профессоров, теперь во всех классах, где я учусь, должна стоять специальная парта - та, у которой регулируется высота под коляску (скажу честно, я нормально "помещаюсь" и в обычную парту, но мы с Джанис решили перестраховаться и сохранить за мной право запрашивать любое место в аудитории и спец парту, если нужно).
Мне было предложено оформить дополнительное время на прохождение тестов и экзаменов (это автобонус для всех инвалидов, которым грех не воспользоваться). Кроме того, я встречалась со специалистом, который переведет все мои учебники в электронный формат, что избавит меня от тяжелой ноши, вся необходимая учебная литература будет в моем новеньком лептопе.
Сам колледж состоит из множества трехэтажных зданий-корпусов с отдельными входами и выходами, а также соединенных между собой внутри лестницами, пандусами и лифтами. Что интересно, где-то добрая половина всех соединений между этажами оборудована пандусами, как в санатории для колясочников!
Так, мой технический корпус вообще не имеет лестниц, все этажи и подвальные помещения обустроены пандусами (как в Серноводске, если кто был, поймет), то же самое со столовой и другими необходимыми общественными местами.
Да, в столовой есть лавка с микроволновками, для тех, кто принес свой обед. Так вот одна микроволновка - для колясочников, она поставлена на уровень ниже остальных и даже мне, со слабыми руками, очень удобно ей пользоваться.
Консультантом поднимался вопрос и о помощи, например, во время обеда, с одеждой или с туалетом. Если необходимо, инвалид может запросить часы на помощников. Сама я пока от этой роскоши отказалась, но важно знать о потенциальной возможности, не так ли?
Складывается ощущение, что предусмотрены все мыслимые и немыслимые детали!"
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для Lerika:
Наталья, я скопировала ваш вопрос из соседней темы, где мы начали обсуждение. Точнее, речь идет о ряде вопросов, поэтому я разобью ответы.
Lerika:
То есть, даже очно колясочники учатся? Ездят каждый день?
На мой взгляд, это сложно даже в странах с безбарьерной средой. Просто даже в том плане, что целый день проводить на коляске... У меня, например, спина быстро начинает болеть. Хотя тут, конечно, все индивидуально.
В общем, да, колясочники учатся очно. Здесь иная система обучения, нагрузку выбирает сам студент, т.е. подход к учебе - индивидуальный. Официально full-time (полная занятость) для студента с инвалидностью - это загрузка от 60%, все что ниже 60% уже будет считаться part-time (частичная занятость). В процессе учебы нагрузку можно поменять в любой момент, для этого достаточно обратиться к своему консультанту по инвалидности.
Но не стоит забывать, что диплом будет вручен только после того, как студент так или иначе покроет 100% выбранной программы. Таким образом, чем ниже выбранный процент, тем дольше по времени студент будет учиться. Я выбрала 100%, full-time на 3 года, поэтому езжу 4 дня в неделю и делаю большое кол-во домашней работы. На самом деле, обычно речь идет о пятидневке (понедельник-пятница), но именно моей группе случайно повезло в этом семестре и нас загрузили расписанием, где 4 дня в неделю - учебные. Следующий семестр, скорее всего, ситуация изменится, а также обещали добавить один-два дополнительных курса к общей программе...
В колледже практически каждый день я вижу колясочников, некоторые из них полностью несамостоятельные, не могут держать книгу или ручку, кушать и даже разговаривать. Такие ребята проводят свои дни в колледже с официальным помощником.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
Меня интересует, а созданы ли какие-то условия для колясочников в институтах? Есть какой-то особый подход? Мне, например, в моем институте не хватает "комнаты отдыха", где бы стояла кушетка, к примеру, и можно было бы прилечь отдохнуть, так как сидеть долго мне тяжело. Есть что-то подобное в институтах в Канаде или нет?
По всему колледжу разбросаны так называемые комнаты отдыха, с мягкими диванами, креслами, кофейными столиками. На территории заведения, в каждом крыле, кафетерии, есть огромный фуд-корд и даже ресторан. Студенты пользуются беспроводным Интернетом, так что многие отдыхают или "убивают" свободное время между лекциями на диванчиках или на полу в обнимку с лептопами и кофе. Про закрытые комнаты отдыха я не слышала, возможно они и есть, но скорее всего, отдыхать придется вместе со всеми…
Если студент без помощника, ему обязательно помогут работники кафетерия или фуд-корта, нальют кофе, помогут выбрать еду.
На территории колледжа есть туалеты для колясочников с лифтами, если необходимо. Т.е. даже несамостоятельный инвалид, при наличии помощника, может посещать ванную комнату.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
И еще, меня удивило, что дистанционная форма обучения на Западе особо не ценится. Мне казалось, что там наоборот очень развиты дистанционные технологии.
Безусловно, при ВУЗах есть дистанционные курсы на отдельные профессии. Но я не знаю ни одного инвалида, кто бы всерьез учился на заочке. Конечно, это не означает что их нет, просто я, возможно, чего-то не знаю
С первых же дней наши преподаватели предупредили о том, что явка в класс - обязательна! Заметьте, я учусь на веб дизайнера, где казалось бы, все можно постигнуть дистанционно. Учителя объясняют это тем, что колледж уделяет огромное внимание таким навыкам как работа в команде, стрессоустройчивость, умение быть в коллективе, налаживать необходимые связи и контакты. У нас достаточно много презентаций, которые готовит группа студентов сообща, кроме того, на экзаменационный период нашу группу собираются "смешивать" с соседней учебной группой веб дизайнеров - все вместе мы будем работать в компьютерной лаборатории.
К непосещению занятий система относится очень строго, так, если студент трижды опоздал нв 15-20 минут - это будет засчитано как непосещение занятия, а если студент не посетил занятия 3-5 раз, его ждет суровый выговор. И все это при том, что обучение в Канаде - платное, поблажек нет, система очень жесткая, постоянно держат в тонусе.))
Таким образом, можно сказать что ВУЗ готовит специалиста, реально готового к рабочей среде. Местный диплом имеет большой вес и признание: работодатель знает чего ожидать от стандартного студента, в то время как дистанционные курсы или самоучки, особенно без местного опыта работы и рекомендаций, - как коты в мешке При достаточной сноровке, безусловно, и они найдут работу, я же, допустим, работала до колледжа, значит, все реально.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
И еще, меня удивило, что дистанционная форма обучения на Западе особо не ценится. Мне казалось, что там наоборот очень развиты дистанционные технологии.
Хотелось бы еще добавить, что ежедневно в специализированную школу ездят даже ребята с тяжелыми умственными и физическими заболеваниями. Все общеобразовательные школы - обычные и специализированные доступны для колясочников и др. инвалидов, поэтому по умолчанию предполагается что ребенок будет учится в школе, а не дома. Даже если нужен помощник, спец условия, в большинстве случаев ожидается присутствие ребенка в школе.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Вопросы из моего дневника, я отвечу в этой теме.
Lerika:
Позвольте мне несколько вопросов задать, потому как действительно тема интересная. Сколько часов в день длятся занятия? Пять дней в неделю нужно ездить?
Сколько часов длятся занятия - будет зависеть от выбранных % нагрузки и общего расписания. Общее расписание, я бы сказала, такое же как в России. В данном семестре я провожу четыре дня в неделю в колледже, из них отдельные дни недели с 8 утра до 3 дня, другие дни с 11 дня до 6.30 вечера и т.д.
Lerika:
А вот эти услуги помощников бесплатны?
Услуги помощников для инвалида бесплатные.
Lerika:
А вообще по ощущению не очень большие нагрузки в колледже?
Нагрузки большие, да, тяжело.
Кстати, если вы думаете что расписание во всех странах одинаковое, то это заблуждение! Так, китайские студенты учатся строго 6 дней в неделю с 7 утра до 11 вечера, плюс делают, как и везде, домашнюю работу (по ночам и в воскресение, наверное) - это стандарт китайских ВУЗов. С таким графиком, предполагается проживание в корпусах на территории учебного заведения. У нас есть студенты из Китая, информация от реального первоисточника
Так что по сравнению с китайцами, мы просто в шоколаде!
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для mathilda:
Большое спасибо за подробные ответы!
Для меня вся эта информация чрезвычайно интересна.
И опять несколько вопросов возникло, которые не могу не задать.
Но не стоит забывать, что диплом будет вручен только после того, как студент так или иначе покроет 100% выбранной программы. Таким образом, чем ниже выбранный процент, тем дольше по времени студент будет учиться. Я выбрала 100%, full-time на 3 года, поэтому езжу 4 дня в неделю и делаю большое кол-во домашней работы.
То есть, если выбрать, допустим, 50% и ездить в институт каждый день, то учиться придется шесть лет?
Тогда такой вопрос возникает. К примеру, через три года группа закончит обучение, а студент, выбравший part-time будет еще три года учиться с другой группой?
А вообще есть деление на группы? У нас вот, допустим, несколько групп по 20-25 человек и в каждой группе староста. В Канаде так же или как-то иначе?
А вот еще интересно: студент без инвалидности может выбрать себе индивидуальный график занятий?
И все это при том, что обучение в Канаде - платное, поблажек нет, система очень жесткая, постоянно держат в тонусе
Для инвалидов обучение полностью бесплатное, да?
И еще хочу спросить: этот колледж, в котором Вы учитесь, он дает именно высшее образование? То есть, это ВУЗ?
Потому что у нас колледж - это среднее специальное образование.
Учителя объясняют это тем, что колледж уделяет огромное внимание таким навыкам как работа в команде, стрессоустройчивость, умение быть в коллективе, налаживать необходимые связи и контакты
Там, где я учусь, с этим огромные проблемы. У меня там больше стрессов бывает, чем стрессоустойчивость вырабатывается, к сожалению Так что, никакой инклюзии я не чувствую. Да, и интеграция дается с колоссальным трудом.
Общее расписание, я бы сказала, такое же как в России.
Нагрузки большие, да, тяжело.
Хоть что-то одинаково
И еще хочу спросить: у вас так же пары по 120 минут, а между ними переменки, или как-то иначе?
Так, китайские студенты учатся строго 6 дней в неделю с 7 утра до 11 вечера, плюс делают, как и везде, домашнюю работу (по ночам и в воскресение, наверное) - это стандарт китайских ВУЗов
Да, это, конечно, немного напоминает концлагерь
Интересно, а китайские ВУЗы хоть как-то приспособлены для инвалидов? Ничего не рассказывали китайские студенты на этот счет?
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
То есть, если выбрать, допустим, 50% и ездить в институт каждый день, то учиться придется шесть лет?
Тогда такой вопрос возникает. К примеру, через три года группа закончит обучение, а студент, выбравший part-time будет еще три года учиться с другой группой?
Да, получается что будет учиться много лет Из положительного - можно найти подработку уже с конца первого курса, т.е. жить неспеша в своем темпе...
Группа студентов будет другая, конечно. Но здесь как-то так остро на данном моменте не зацикливаются, т.к. любой студент может выбрать любое кол-во курсов в семестр, некоторые курсы вообще не будут совпадать с группой, где вы учите профильные темы. Допустим, помимо профильных курсов, необходимо брать несколько общих программ, так, одни выберут психологию, другие - бейсбол или бизнес-английский, третьи - ESL для тех, кому английский является вторым языком и т.д.
Lerika:
А вот еще интересно: студент без инвалидности может выбрать себе индивидуальный график занятий?
Ответила выше, да, любой студент выбирает себе программу на семестр, образовательная система в этом смысле весьма гибкая.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
А вообще есть деление на группы? У нас вот, допустим, несколько групп по 20-25 человек и в каждой группе староста. В Канаде так же или как-то иначе?
То же самое деление на группы, в колледже атмосфера более камерная и в группе 25-30 человек, занятия более индивидуальные. В крупном университете нередко студент сидит на лекции в зале с 25 тысячами других учащихся, так, один мой знакомый, учившийся в Торонто на медика, говорит что его минимальный класс (классы опять же выбирают студенты, исходя из своей общей дисциплины) был 15 человек, а максимальный - 25000 человек (биология).
Нет, старосты нет, чем крупнее заведение, тем более оно обезличено, так, в очень крупных ВУЗах студент не имеет права беспокоить профессора вопросами вне занятий (т.е. вам вежливо ответит секретарь профессора и на этом все ).
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
Для инвалидов обучение полностью бесплатное, да?
Охохо, нет, платят как и все. В Канаде много гос программ по поддержке студенчества, так, на студентов моей провинции Онтрио работает OSAP (
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
). Не знаю точной статитики, но предположу, что 85-90% студентов учатся при поддержке OSAP.
Вот я не зря выше отметила, что студенту с инвалидностью необходимо набрать занятость на 60%, потому что тогда это засчитается как полная занятость (full-time), а студент-инвалид на full-time может расчитывать на грант (о гранте для инвалида подробнее в этой теме в посте Марины под ником marival). Мой грант на этот год составили товары на 3.5 тыс долларов, 2 тыс. долларов в год просто переводится на счет на непредвиденные расходы, например, экстренная ситуация, когда нужен помощник или такси и это незапланированно.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
И еще хочу спросить: у вас так же пары по 120 минут, а между ними переменки, или как-то иначе?
Извиняюсь за невольную ошибку. Конечно же, пара - 1 час, 20 минут. Правда, у нас по расписанию даже 1 час 30 минут выходит, но на деле чуть поменьше получается.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для Lerika:
Извиняюсь, что отвечаю "кусками" и не совсем вовремя, не всегда есть возможность
Lerika:
И еще хочу спросить: этот колледж, в котором Вы учитесь, он дает именно высшее образование? То есть, это ВУЗ?
Не так давно мы развивали эту тему У Дуси, в общем-то, я просто скопирую ее пояснение (с), т.к. оно короткое и емкое:
Да там все просто. Университетский колледж является структурным подразделением породившего его Университета, плоть от плоти его. К примеру, под 'зонтиком' Кэмбриджского университета сушествует 31 колледж. Это значит, что студент, проходящий курс обучения в одном из них - ну, скажем, в Кингс колледже, по окончании получит диплом не просто Кингс колледжа, а Кэмбриджа.
Упрощенно роли поделены так - университетский колледж организует процесс обучения, универ поддерживает высокую марку и выдает дипломы.
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Ответ для mathilda:
Светлана, спасибо за интересную информацию! И действительно как-то даже легче стало всю эту систему представить.
А интересно это все даже потому, что совсем мало у нас на эту тему говорят. То есть, вот по ТВ, в СМИ особо никакой информации нету - к примеру, про то же обучение для инвалидов на Западе. Так только если в двух словах, а подробно - ничего. Ну, собственно, по вполне понятным причинам, я полагаю.
У меня еще один вопрос по ходу возник - насчет формы обучения. Есть ли в Канаде заочная форма обучения? Не дистанционная, а именно заочная.
То есть, допустим, когда установочные лекции начитываются, потом идет целая серия экзаменов и зачетов. И ездить нужно два раза в год в сессию. Есть ли нечто подобное вообще? Или только дистанционная и очная формы?
Образование для инвалидов-колясочников: опыт разных стран
Lerika:
У меня еще один вопрос по ходу возник - насчет формы обучения. Есть ли в Канаде заочная форма обучения? Не дистанционная, а именно заочная.
То есть, допустим, когда установочные лекции начитываются, потом идет целая серия экзаменов и зачетов. И ездить нужно два раза в год в сессию. Есть ли нечто подобное вообще? Или только дистанционная и очная формы?
Есть заочная, а также все прочие формы на отдельные специальности. Я писала выше что альтернатива непопулярна, непрестижна и невостребована канадским работодателем. Поэтому такие формы могут быть уместы и полезны людям, добирающим квалификацию, повышающим ее и пр., т.е. основа уже есть (образование и работа), но надо что-то углубить или обновить в образовании чтобы продвинуться в карьере.
Интересно сравнить, как в разных странах обстоят дела с образованием для инвалидов-колясочников.
На мой личный взгляд, в России (как и в бывших социалистических странах) очно учиться инвалиду очень сложно - хотя бы потому, что ВУЗы плохо приспособлены. Например, там, где я учусь, крайне сложно обойтись без помощника: везде тугие двери, небольшие порожки, для того, чтобы вызвать лифт, нужно сначала связаться с охраной, и т.д. То есть, очень проблематично на самом деле. Хорошо, что хоть пандус есть на входе.
Но в целом учиться очень тяжело, хотя бы потому что целый день проводить на коляске для меня сложно - быстро начинает болеть спина. Дома можно прилечь, чтобы отдохнуть, а там, разумеется, никак. И получается, что если шесть пар, к примеру, то это ужасное испытание. В 9 часов выезжаешь, 1,5 часа в "пробках", потом до 20.30 в институте, и только в 21.00 дома.
Но тут, конечно, все индивидуально. Возможно, что другие инвалиды-колясочники легче это все переносят. Для тех, у кого проблемы со спиной, это тяжело.
Но вот в связи со всем вышеперечисленным (фактически - в связи с отсутствием условий), мне кажется, что в основном колясочники в России все же учатся дистанционно, либо заочно. Хотя при заочной форме в сессию также нужно ездить.
И вот мне как раз было бы интересно узнать, как обстоят дела в этом отношении в развитых странах.
Какая форма обучения для колясочников более распространена? Насколько приспособлены институты? Созданы ли какие-то условия для колясочников, какой-то особый подход в ВУЗах? Ну, фактически речь об инклюзивном образовании, наверное. Насколько оно реально развито? Получается ли у колясочников учиться очно наравне со здоровыми людьми?
На этом форуме присутствуют люди, проживающие в других странах. Было бы интересно, если бы они поделились опытом, какой-либо информацией на эту тему.
Заранее благодарна!
В США достаточно популярна такая вещь, как образование по интернету. Т. е. студенты сидят в видеоконференции, преподаватель вещает. Экзамены тоже сдают по интернету, для этого ставят несколько вебкамер и специальный софт, который следит, чтобы экзаменуемый ничем не пользовался. При таком подходе уже не важно, на коляске человек или нет. Конечно, существуют профессии, при обучении которым такой подход не совсем работает - ну, например, хирург обязан учиться оперировать и нужно практиковаться в обязательном порядке.
Некоторое время назад, Светлана (на форуме её ник - mathilda) начала учится в Торонтовском вузе. И в своём дневнике, она подробно рассказала о том, какие условия создаёт Канадский колледж для учеников с ограниченными возможностями. Как он помогает таким студентам.
Честное слово - звучит, как сказка! Я прочитала и попросила у Светы разрешения, что-бы украсть её пост (он и сейчас в теме о Канаде). Разрешение было получено (Свет, спасибо!). Правда, очень интересно. Почитайте обязательно! Копирую всё, целиком. Ничего не меняя.
"Вот и началась моя школьная жизнь по-канадски. Первая неделя колледжа прошла очень активно, без надежды на солнечную релаксацию с чашкой кофе и неспешные обеды. Время было потрачено на административные решения и оформление бонусов для учащегося с инвалидностью.
В этот раз я, пожалуй, остановлюсь на специфике обучения лиц с инвалидностью.
Бонусы колледжа очень неплохие, во-первых, в колледже существует отдельный штат, помогающий инвалидам - дисабилити офис. На период обучения инвалиду выделяется личный консультант, который будет помогать с информацией, оформлением бумаг и прочими бюрократическими сложностями.
Мой консультант Джанис оформляет мне специальную стипенцию, в рамках которой я получу новый MacBook Pro (макинтошевский лептоп) и новую "магическую ручку" Livescribe (вот видео как это работает).
К слову, любой инвалид может сделать запрос до 10 тысяч долларов в рамках данной стипендии. Главное, обосновать траты. Также Джанис сделала запрос к каждому из моих профессоров, теперь во всех классах, где я учусь, должна стоять специальная парта - та, у которой регулируется высота под коляску (скажу честно, я нормально "помещаюсь" и в обычную парту, но мы с Джанис решили перестраховаться и сохранить за мной право запрашивать любое место в аудитории и спец парту, если нужно).
Мне было предложено оформить дополнительное время на прохождение тестов и экзаменов (это автобонус для всех инвалидов, которым грех не воспользоваться). Кроме того, я встречалась со специалистом, который переведет все мои учебники в электронный формат, что избавит меня от тяжелой ноши, вся необходимая учебная литература будет в моем новеньком лептопе.
Сам колледж состоит из множества трехэтажных зданий-корпусов с отдельными входами и выходами, а также соединенных между собой внутри лестницами, пандусами и лифтами. Что интересно, где-то добрая половина всех соединений между этажами оборудована пандусами, как в санатории для колясочников!
Так, мой технический корпус вообще не имеет лестниц, все этажи и подвальные помещения обустроены пандусами (как в Серноводске, если кто был, поймет), то же самое со столовой и другими необходимыми общественными местами.
Да, в столовой есть лавка с микроволновками, для тех, кто принес свой обед. Так вот одна микроволновка - для колясочников, она поставлена на уровень ниже остальных и даже мне, со слабыми руками, очень удобно ей пользоваться.
Консультантом поднимался вопрос и о помощи, например, во время обеда, с одеждой или с туалетом. Если необходимо, инвалид может запросить часы на помощников. Сама я пока от этой роскоши отказалась, но важно знать о потенциальной возможности, не так ли?
Складывается ощущение, что предусмотрены все мыслимые и немыслимые детали!"
Наталья, я скопировала ваш вопрос из соседней темы, где мы начали обсуждение. Точнее, речь идет о ряде вопросов, поэтому я разобью ответы.
В общем, да, колясочники учатся очно. Здесь иная система обучения, нагрузку выбирает сам студент, т.е. подход к учебе - индивидуальный. Официально full-time (полная занятость) для студента с инвалидностью - это загрузка от 60%, все что ниже 60% уже будет считаться part-time (частичная занятость). В процессе учебы нагрузку можно поменять в любой момент, для этого достаточно обратиться к своему консультанту по инвалидности.
Но не стоит забывать, что диплом будет вручен только после того, как студент так или иначе покроет 100% выбранной программы. Таким образом, чем ниже выбранный процент, тем дольше по времени студент будет учиться. Я выбрала 100%, full-time на 3 года, поэтому езжу 4 дня в неделю и делаю большое кол-во домашней работы. На самом деле, обычно речь идет о пятидневке (понедельник-пятница), но именно моей группе случайно повезло в этом семестре и нас загрузили расписанием, где 4 дня в неделю - учебные. Следующий семестр, скорее всего, ситуация изменится, а также обещали добавить один-два дополнительных курса к общей программе...
В колледже практически каждый день я вижу колясочников, некоторые из них полностью несамостоятельные, не могут держать книгу или ручку, кушать и даже разговаривать. Такие ребята проводят свои дни в колледже с официальным помощником.
По всему колледжу разбросаны так называемые комнаты отдыха, с мягкими диванами, креслами, кофейными столиками. На территории заведения, в каждом крыле, кафетерии, есть огромный фуд-корд и даже ресторан. Студенты пользуются беспроводным Интернетом, так что многие отдыхают или "убивают" свободное время между лекциями на диванчиках или на полу в обнимку с лептопами и кофе. Про закрытые комнаты отдыха я не слышала, возможно они и есть, но скорее всего, отдыхать придется вместе со всеми…
Если студент без помощника, ему обязательно помогут работники кафетерия или фуд-корта, нальют кофе, помогут выбрать еду.
На территории колледжа есть туалеты для колясочников с лифтами, если необходимо. Т.е. даже несамостоятельный инвалид, при наличии помощника, может посещать ванную комнату.
Безусловно, при ВУЗах есть дистанционные курсы на отдельные профессии. Но я не знаю ни одного инвалида, кто бы всерьез учился на заочке. Конечно, это не означает что их нет, просто я, возможно, чего-то не знаю
С первых же дней наши преподаватели предупредили о том, что явка в класс - обязательна! Заметьте, я учусь на веб дизайнера, где казалось бы, все можно постигнуть дистанционно. Учителя объясняют это тем, что колледж уделяет огромное внимание таким навыкам как работа в команде, стрессоустройчивость, умение быть в коллективе, налаживать необходимые связи и контакты. У нас достаточно много презентаций, которые готовит группа студентов сообща, кроме того, на экзаменационный период нашу группу собираются "смешивать" с соседней учебной группой веб дизайнеров - все вместе мы будем работать в компьютерной лаборатории.
К непосещению занятий система относится очень строго, так, если студент трижды опоздал нв 15-20 минут - это будет засчитано как непосещение занятия, а если студент не посетил занятия 3-5 раз, его ждет суровый выговор. И все это при том, что обучение в Канаде - платное, поблажек нет, система очень жесткая, постоянно держат в тонусе.))
Таким образом, можно сказать что ВУЗ готовит специалиста, реально готового к рабочей среде. Местный диплом имеет большой вес и признание: работодатель знает чего ожидать от стандартного студента, в то время как дистанционные курсы или самоучки, особенно без местного опыта работы и рекомендаций, - как коты в мешке При достаточной сноровке, безусловно, и они найдут работу, я же, допустим, работала до колледжа, значит, все реально.
Хотелось бы еще добавить, что ежедневно в специализированную школу ездят даже ребята с тяжелыми умственными и физическими заболеваниями. Все общеобразовательные школы - обычные и специализированные доступны для колясочников и др. инвалидов, поэтому по умолчанию предполагается что ребенок будет учится в школе, а не дома. Даже если нужен помощник, спец условия, в большинстве случаев ожидается присутствие ребенка в школе.
Сколько часов длятся занятия - будет зависеть от выбранных % нагрузки и общего расписания. Общее расписание, я бы сказала, такое же как в России. В данном семестре я провожу четыре дня в неделю в колледже, из них отдельные дни недели с 8 утра до 3 дня, другие дни с 11 дня до 6.30 вечера и т.д.
Услуги помощников для инвалида бесплатные.
Нагрузки большие, да, тяжело.
Кстати, если вы думаете что расписание во всех странах одинаковое, то это заблуждение! Так, китайские студенты учатся строго 6 дней в неделю с 7 утра до 11 вечера, плюс делают, как и везде, домашнюю работу (по ночам и в воскресение, наверное) - это стандарт китайских ВУЗов. С таким графиком, предполагается проживание в корпусах на территории учебного заведения. У нас есть студенты из Китая, информация от реального первоисточника
Так что по сравнению с китайцами, мы просто в шоколаде!
Большое спасибо за подробные ответы!
Для меня вся эта информация чрезвычайно интересна.
И опять несколько вопросов возникло, которые не могу не задать.
То есть, если выбрать, допустим, 50% и ездить в институт каждый день, то учиться придется шесть лет?
Тогда такой вопрос возникает. К примеру, через три года группа закончит обучение, а студент, выбравший part-time будет еще три года учиться с другой группой?
А вообще есть деление на группы? У нас вот, допустим, несколько групп по 20-25 человек и в каждой группе староста. В Канаде так же или как-то иначе?
А вот еще интересно: студент без инвалидности может выбрать себе индивидуальный график занятий?
Для инвалидов обучение полностью бесплатное, да?
И еще хочу спросить: этот колледж, в котором Вы учитесь, он дает именно высшее образование? То есть, это ВУЗ?
Потому что у нас колледж - это среднее специальное образование.
Там, где я учусь, с этим огромные проблемы. У меня там больше стрессов бывает, чем стрессоустойчивость вырабатывается, к сожалению Так что, никакой инклюзии я не чувствую. Да, и интеграция дается с колоссальным трудом.
Хоть что-то одинаково
И еще хочу спросить: у вас так же пары по 120 минут, а между ними переменки, или как-то иначе?
Да, это, конечно, немного напоминает концлагерь
Интересно, а китайские ВУЗы хоть как-то приспособлены для инвалидов? Ничего не рассказывали китайские студенты на этот счет?
зарегистрируйтесь или войдите
Да, получается что будет учиться много лет Из положительного - можно найти подработку уже с конца первого курса, т.е. жить неспеша в своем темпе...
Группа студентов будет другая, конечно. Но здесь как-то так остро на данном моменте не зацикливаются, т.к. любой студент может выбрать любое кол-во курсов в семестр, некоторые курсы вообще не будут совпадать с группой, где вы учите профильные темы. Допустим, помимо профильных курсов, необходимо брать несколько общих программ, так, одни выберут психологию, другие - бейсбол или бизнес-английский, третьи - ESL для тех, кому английский является вторым языком и т.д.
Ответила выше, да, любой студент выбирает себе программу на семестр, образовательная система в этом смысле весьма гибкая.
То же самое деление на группы, в колледже атмосфера более камерная и в группе 25-30 человек, занятия более индивидуальные. В крупном университете нередко студент сидит на лекции в зале с 25 тысячами других учащихся, так, один мой знакомый, учившийся в Торонто на медика, говорит что его минимальный класс (классы опять же выбирают студенты, исходя из своей общей дисциплины) был 15 человек, а максимальный - 25000 человек (биология).
Нет, старосты нет, чем крупнее заведение, тем более оно обезличено, так, в очень крупных ВУЗах студент не имеет права беспокоить профессора вопросами вне занятий (т.е. вам вежливо ответит секретарь профессора и на этом все ).
Охохо, нет, платят как и все. В Канаде много гос программ по поддержке студенчества, так, на студентов моей провинции Онтрио работает OSAP (
зарегистрируйтесь или войдите
Вот я не зря выше отметила, что студенту с инвалидностью необходимо набрать занятость на 60%, потому что тогда это засчитается как полная занятость (full-time), а студент-инвалид на full-time может расчитывать на грант (о гранте для инвалида подробнее в этой теме в посте Марины под ником marival). Мой грант на этот год составили товары на 3.5 тыс долларов, 2 тыс. долларов в год просто переводится на счет на непредвиденные расходы, например, экстренная ситуация, когда нужен помощник или такси и это незапланированно.
Извиняюсь за невольную ошибку. Конечно же, пара - 1 час, 20 минут. Правда, у нас по расписанию даже 1 час 30 минут выходит, но на деле чуть поменьше получается.
Извиняюсь, что отвечаю "кусками" и не совсем вовремя, не всегда есть возможность
Не так давно мы развивали эту тему У Дуси, в общем-то, я просто скопирую ее пояснение (с), т.к. оно короткое и емкое:
Светлана, спасибо за интересную информацию! И действительно как-то даже легче стало всю эту систему представить.
А интересно это все даже потому, что совсем мало у нас на эту тему говорят. То есть, вот по ТВ, в СМИ особо никакой информации нету - к примеру, про то же обучение для инвалидов на Западе. Так только если в двух словах, а подробно - ничего. Ну, собственно, по вполне понятным причинам, я полагаю.
У меня еще один вопрос по ходу возник - насчет формы обучения. Есть ли в Канаде заочная форма обучения? Не дистанционная, а именно заочная.
То есть, допустим, когда установочные лекции начитываются, потом идет целая серия экзаменов и зачетов. И ездить нужно два раза в год в сессию. Есть ли нечто подобное вообще? Или только дистанционная и очная формы?
Есть заочная, а также все прочие формы на отдельные специальности. Я писала выше что альтернатива непопулярна, непрестижна и невостребована канадским работодателем. Поэтому такие формы могут быть уместы и полезны людям, добирающим квалификацию, повышающим ее и пр., т.е. основа уже есть (образование и работа), но надо что-то углубить или обновить в образовании чтобы продвинуться в карьере.