Интервью с зам.председателя Фонда социального страхования РФ А. Кошелевым :
Социальные сервисы для людей с инвалидностью: Каждому - по потребностям
Какие меры принимает государство, чтобы улучшить обслуживание людей с ограниченными возможностями, «КП» рассказал заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Алексей Кошелев Хватает ли денег на протезы и средства ухода
- Алексей Геннадьевич, уже можно подвести предварительные итоги года, и традиционно главный вопрос: удалось ли в уходящем году обеспечить всех людей с инвалидностью необходимыми средствами ухода, протезами и другими техническими средствами реабилитации? Есть ли где-то задолженности?
- В текущем году фонд получил в общей сложности около 26 млрд. рублей, и этого оказалось достаточно, чтобы выполнить практически все наши обязательства перед людьми с инвалидностью. То есть необходимые средства реабилитации закупаются в полном объеме и предоставляются адресатам более-менее вовремя. Небольшие задержки возможны, поскольку так работает Закон о госзакупках (на процедуры уходит около 45 дней. - Ред.), но, как правило, это незначительные сдвиги по срокам.
- Наверное, не во всех регионах ситуация одинаковая? Есть лидеры и аутсайдеры?
- Так было и будет всегда. В то же время нужно иметь в виду, что сегодня еще не во всех регионах обеспечением людей с инвалидностью занимается ФСС. Напомню, эти полномочия постепенно переходят к нам от органов соцзащиты населения (прежних собесов. - Ред.). В 2017 году мы «приняли под крыло» Удмуртию, Тамбовскую и Челябинскую области. Последний регион достался нам с большими долгами - люди там не могли получить свои средства реабилитации почти по полтора года. Сейчас мы почти справились, нагнали по срокам, но проблемы были серьезные, доходило даже до возбуждения уголовных дел.
О чем расскажет персональный навигатор
- А что с финансированием на следующий год? Можем ли мы обнадежить читателей, что средств на льготные протезы, кресла-коляски и другие изделия хватит для всех?
- Да, в бюджете запланированы средства, которых должно хватить на полноценное обеспечение по всем позициям. Будем надеяться, что не случится какого-то форс-мажора.
- Если говорить о полезных сервисах фонда, которые отрабатывались в этом году и продолжат развиваться в следующем году, что бы вы отметили?
- Уже второй год мы занимаемся сервисом под названием «Социальный ПИН», то есть «персональный информационный навигатор». В 2016 году его запустили в четырех пилотных регионах, в этом году добавились еще четыре субъекта РФ. Задача такого сервиса - в начале года рассказать родителям ребенка-инвалида (пока мы взяли эту категорию как наиболее чувствительных к нововведениям потребителей), какие средства реабилитации им положены на текущий год, в какие сроки они будут предоставляться, где и как их получать. Такой документ, с одной стороны, информирует людей, дает им понимание ситуации и снимает панику - дадут или не дадут необходимые изделия. С другой стороны, это жесткое обязательство для регионального отделения фонда: что нужно предоставить все оговоренное в полном объеме и строго в указанные сроки.
От редакции: внешне ПИН выглядит как документ, который присылают почтовым отправОт редакции:лением. Также можно выбрать информирование по телефону, электронной почте или СМС (подробнее о сервисе «Социальный ПИН» читайте на сайте kp.ru в разделе «Наши права и льготы»).
Приобрести кресло-коляску на электронный сертификат
- Еще одно нововведение, которое сейчас разрабатывается и в случае одобрения - принятия необходимого закона - может начать воплощаться в жизнь в следующем году, - это электронный сертификат на технические средства реабилитации для людей с инвалидностью, - продолжает Алексей Кошелев. - Суть в том, что человек с инвалидностью будет получать социальные баллы в виде записи на электронной карте. И эти баллы можно будет потратить строго на приобретение конкретного необходимого ему средства реабилитации, указанного в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Скажем, может быть предусмотрено 10 тысяч социальных баллов на приобретение кресла-коляски.
- Наверное, не любой магазин или протезное предприятие сможет принимать в оплату такие баллы?
- Предполагается, что на первом этапе это будут специализированные магазины из аккредитованного перечня. В таких магазинах будет установлено соответствующее программное обеспечение для приема в оплату социальных баллов. Причем аккредитацию сможет получить не любая торговая точка, а только те магазины, которые гарантируют наличие необходимого ассортимента и приемлемые цены. Со временем круг торговых предприятий, принимающих электронные сертификаты, скорее всего, будет расширяться. А для людей с инвалидностью это будет расширение выбора: скажем, сейчас в рамках госзакупок приобретаются средства ежедневного ухода одной марки, а человек предпочитает другую - на социальные баллы можно будет самостоятельно ее приобрести.
Покупаем сами: где подводные камни
- Алексей Геннадьевич, но ведь и сейчас у людей с инвалидностью по закону есть право купить средство реабилитации за свой счет, а потом получить компенсацию от фонда. Какие тут подводные камни и как часто люди пользуются таким правом?
- Так поступает около 12%, то есть в среднем каждый восьмой человек с инвалидностью. Неудобство, во-первых, в том, что сначала нужно заплатить свои деньги. Во-вторых, компенсацию человек получит лишь в размере той стоимости, по которой средства реабилитации такого вида будут приобретаться на торгах региональным отделением ФСС. Наконец, в-третьих, как правило, ФСС за счет оптовой закупки приобретает те же коляски или протезы дешевле, чем сможет купить в магазине человек в одиночку. Соответственно при самостоятельной покупке нужно или доплачивать свои деньги без возможности получить компенсацию на всю сумму, или покупать что-то менее функциональное - чтобы уложиться в компенсацию.
Словом, все это не очень удобно и выгодно, поэтому и разработан более комфортный вариант электронного сертификата.
НА ЗАМЕТКУ
С 2018 года ФСС РФ займется обеспечением инвалидов еще в четырех регионах: Воронежской, Курской, Орловской и Тюменской областях.
НАША СПРАВКА
Фонд социального страхования (ФСС РФ) обеспечивает людей с инвалидностью средствами ежедневного ухода, протезами, креслами-колясками и другими средствами технической реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение. Эти государственные услуги ФСС предоставляет, выполняя агентскую функцию, то есть в рамках средств, выделенных фонду из федерального бюджета.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Интервью с зам.председателя Фонда социального страхования РФ А. Кошелевым :
Ответ для рузвельт:Ага...перепев старых песен.
Как это говаривал Петр 1 :«Указую - господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна».
Ну так на то он и Петр Великий.К тому же в те времена господа бояре интервью не давали .
Какие меры принимает государство, чтобы улучшить обслуживание людей с ограниченными возможностями, «КП» рассказал заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Алексей Кошелев
Хватает ли денег на протезы и средства ухода
- Алексей Геннадьевич, уже можно подвести предварительные итоги года, и традиционно главный вопрос: удалось ли в уходящем году обеспечить всех людей с инвалидностью необходимыми средствами ухода, протезами и другими техническими средствами реабилитации? Есть ли где-то задолженности?
- В текущем году фонд получил в общей сложности около 26 млрд. рублей, и этого оказалось достаточно, чтобы выполнить практически все наши обязательства перед людьми с инвалидностью. То есть необходимые средства реабилитации закупаются в полном объеме и предоставляются адресатам более-менее вовремя. Небольшие задержки возможны, поскольку так работает Закон о госзакупках (на процедуры уходит около 45 дней. - Ред.), но, как правило, это незначительные сдвиги по срокам.
- Наверное, не во всех регионах ситуация одинаковая? Есть лидеры и аутсайдеры?
- Так было и будет всегда. В то же время нужно иметь в виду, что сегодня еще не во всех регионах обеспечением людей с инвалидностью занимается ФСС. Напомню, эти полномочия постепенно переходят к нам от органов соцзащиты населения (прежних собесов. - Ред.). В 2017 году мы «приняли под крыло» Удмуртию, Тамбовскую и Челябинскую области. Последний регион достался нам с большими долгами - люди там не могли получить свои средства реабилитации почти по полтора года. Сейчас мы почти справились, нагнали по срокам, но проблемы были серьезные, доходило даже до возбуждения уголовных дел.
О чем расскажет персональный навигатор
- А что с финансированием на следующий год? Можем ли мы обнадежить читателей, что средств на льготные протезы, кресла-коляски и другие изделия хватит для всех?
- Да, в бюджете запланированы средства, которых должно хватить на полноценное обеспечение по всем позициям. Будем надеяться, что не случится какого-то форс-мажора.
- Если говорить о полезных сервисах фонда, которые отрабатывались в этом году и продолжат развиваться в следующем году, что бы вы отметили?
- Уже второй год мы занимаемся сервисом под названием «Социальный ПИН», то есть «персональный информационный навигатор». В 2016 году его запустили в четырех пилотных регионах, в этом году добавились еще четыре субъекта РФ. Задача такого сервиса - в начале года рассказать родителям ребенка-инвалида (пока мы взяли эту категорию как наиболее чувствительных к нововведениям потребителей), какие средства реабилитации им положены на текущий год, в какие сроки они будут предоставляться, где и как их получать. Такой документ, с одной стороны, информирует людей, дает им понимание ситуации и снимает панику - дадут или не дадут необходимые изделия. С другой стороны, это жесткое обязательство для регионального отделения фонда: что нужно предоставить все оговоренное в полном объеме и строго в указанные сроки.
От редакции: внешне ПИН выглядит как документ, который присылают почтовым отправОт редакции:лением. Также можно выбрать информирование по телефону, электронной почте или СМС (подробнее о сервисе «Социальный ПИН» читайте на сайте kp.ru в разделе «Наши права и льготы»).
Приобрести кресло-коляску на электронный сертификат
- Еще одно нововведение, которое сейчас разрабатывается и в случае одобрения - принятия необходимого закона - может начать воплощаться в жизнь в следующем году, - это электронный сертификат на технические средства реабилитации для людей с инвалидностью, - продолжает Алексей Кошелев. - Суть в том, что человек с инвалидностью будет получать социальные баллы в виде записи на электронной карте. И эти баллы можно будет потратить строго на приобретение конкретного необходимого ему средства реабилитации, указанного в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Скажем, может быть предусмотрено 10 тысяч социальных баллов на приобретение кресла-коляски.
- Наверное, не любой магазин или протезное предприятие сможет принимать в оплату такие баллы?
- Предполагается, что на первом этапе это будут специализированные магазины из аккредитованного перечня. В таких магазинах будет установлено соответствующее программное обеспечение для приема в оплату социальных баллов. Причем аккредитацию сможет получить не любая торговая точка, а только те магазины, которые гарантируют наличие необходимого ассортимента и приемлемые цены. Со временем круг торговых предприятий, принимающих электронные сертификаты, скорее всего, будет расширяться. А для людей с инвалидностью это будет расширение выбора: скажем, сейчас в рамках госзакупок приобретаются средства ежедневного ухода одной марки, а человек предпочитает другую - на социальные баллы можно будет самостоятельно ее приобрести.
Покупаем сами: где подводные камни
- Алексей Геннадьевич, но ведь и сейчас у людей с инвалидностью по закону есть право купить средство реабилитации за свой счет, а потом получить компенсацию от фонда. Какие тут подводные камни и как часто люди пользуются таким правом?
- Так поступает около 12%, то есть в среднем каждый восьмой человек с инвалидностью. Неудобство, во-первых, в том, что сначала нужно заплатить свои деньги. Во-вторых, компенсацию человек получит лишь в размере той стоимости, по которой средства реабилитации такого вида будут приобретаться на торгах региональным отделением ФСС. Наконец, в-третьих, как правило, ФСС за счет оптовой закупки приобретает те же коляски или протезы дешевле, чем сможет купить в магазине человек в одиночку. Соответственно при самостоятельной покупке нужно или доплачивать свои деньги без возможности получить компенсацию на всю сумму, или покупать что-то менее функциональное - чтобы уложиться в компенсацию.
Словом, все это не очень удобно и выгодно, поэтому и разработан более комфортный вариант электронного сертификата.
НА ЗАМЕТКУ
С 2018 года ФСС РФ займется обеспечением инвалидов еще в четырех регионах: Воронежской, Курской, Орловской и Тюменской областях.
НАША СПРАВКА
Фонд социального страхования (ФСС РФ) обеспечивает людей с инвалидностью средствами ежедневного ухода, протезами, креслами-колясками и другими средствами технической реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение. Эти государственные услуги ФСС предоставляет, выполняя агентскую функцию, то есть в рамках средств, выделенных фонду из федерального бюджета.
зарегистрируйтесь или войдите
Как это говаривал Петр 1 :«Указую - господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна».
Ну так на то он и Петр Великий.К тому же в те времена господа бояре интервью не давали .