Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Уважаемые юристы разъясните пжл как должно быть оформлено трудоустройство человека 2 гр? Какие ограничения и что должен предоставить работодатель в контролирующин органы..? Какие документы должен предоставить инвалид?
Я работаю официально-сегодня моему начальнику позвонили и распрашивали что да как я работаю. Теперь я должна пройти мед коммисию и переоформить ипр пройдя комиссию, такую же как при оформлении инвалидности?
Вопрос на фига нас брать на работу если работодателям прибавляется гемморой? Я прямо в расстройстве.. Проверяют они условия труда... Жесть!!!
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для мариночка:
мариночка:
(вопрос к юристам)
Я не юрист, но вопросы имеются. ИПРА бессрочна? Что в не написано про условия труда? Кто позвонил начальнику? На каком основании проходить комиссию и переоформлять ИПРА (если бессрочная и вас устраивает)
мариночка:
как должно быть оформлено трудоустройство человека 2 гр?
мариночка:
Я работаю официально
Сами ответили.
мариночка:
Какие ограничения и что должен предоставить работодатель в контролирующин органы..?
Это, собственно, не ваша забота.
мариночка:
Вопрос на фига нас брать на работу если работодателям прибавляется гемморой?
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для мариночка:
ИПР носит рекомендательный, но не обязательный характер, что у Вас там написано, какие условия труда? Сама инв. 2 гр., с 1997 года работаю официально, нигде не умалчивала про инв., в ИПР про труд вообще прочерк, в справке , рекомендации "в специально созданных условиях" (кто б еще знал что это за условия). По ТК время работы для инв.1-2 гр. не более 35 часов в неделю, то есть 7 часовой рабочий день, отпуск не менее 30 календарных и можем взять до 60 дней в году за свой счет, по нашему желанию а не на усмотрение руководства, но знаем о том что отпуск за свой счет в стаж идет только за 14 дней.
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для artamoniy:
artamoniy:
в специально созданных условиях" (кто б еще знал что это за условия
вот и у меня начальство не знает ... Где это можно увидеть ? где прописаны все наши условия для работы, которых должны придерживаться работадатели? где можно найти информацию о сертификации рабочих мест ?У меня прописано что могу работать в "спец.созданных условиях" Очень бы не хотелось , что бы фирма из за меня попала на штраф.
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для мариночка:
мариночка:
"спец.созданных условиях"
Все условия для самостоятельного доступа к специально созданному рабочему месту для колясочника. Под создание рабочего места для инвалида работодателю выделяются средства.
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для мариночка:
мариночка:
Очень бы не хотелось , что бы фирма из за меня попала на штраф.
Может вот эта статейка поможет
ТРУДОУСТРАИВАЕМ ИНВАЛИДОВ:
С ЧЕМ ПРИДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ РАБОТОДАТЕЛЮ
О. БАЙДИНА
Начну с того, что Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов", который еще не рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ. В законопроекте с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов.
Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ (не менее 7 800 рублей в месяц) и устанавливаться в законе о бюджете субъекта РФ на очередной год. Предусматривается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое не заполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.
Возникает вопрос: с чем столкнется работодатель, трудоустраивая инвалида 1-й группы к себе в организацию? Предлагаю подробно на этом остановиться.
Первая группа инвалидности является самой тяжелой, так как критерием для ее установления служит нарушение здоровья человека с третьей степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100%). То есть такие люди обладают способностью к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможностью (противопоказанностью) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
Поэтому перед оформлением на работу инвалида 1-й группы работодателю нужно убедиться, есть ли в организации или на производстве соответствующая работа для инвалидов, а потом - создать специальные рабочие места в соответствии со ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов, Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила".
При этом работодателю необходимо помнить, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (п. 2 ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов).
Пример. Постановлением Административной комиссии Префектуры ЦАО г. Москвы от 10 ноября 2016 г. Общество с ограниченной ответственностью "*" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.2 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Принятое решение признано законным и обоснованным Постановлением Московского городского суда от 26.12.2017 N 4а-8375/2017.
В обосновании принятого Постановления суд указал, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Выполнением квоты для приема на работу считается: в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней; в отношении молодежи - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.
Оформление на работу инвалида 1-й группы необходимо осуществлять в общем порядке, но перед вынесением приказа о приеме на работу работодателю рекомендуется запросить у инвалида справку об инвалидности (абз. 1, 2 п. 36 Правил N 95, абз. 2 п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н) и разработанную индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н), так как из содержания этой программы и будет исходить работодатель, устанавливая инвалиду 1-й группы условия труда.
Пример. Л.С.Ф. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФГАОУ ВПО НИУ "***" о признании увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме <***> руб., возмещении судебных расходов в размере <***> руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что осуществлял трудовую деятельность в учреждении с 12.11.2001 в последней должности <***> автогаража Учебного центра "Вороново". В связи с болезнью истец был временно нетрудоспособен до 17.02.2016, при выходе на работу специалист отдела кадров в устной форме сообщил о сокращении должности, занимаемой истцом, также в устной форме ему были предложены вакантные должности, которые истец мог занять, но от предложенных должностей истец отказался, поскольку они не соответствовали его квалификации. Истец полагает, что ему были предложены не все вакантные должности, с уведомлением о предстоящем увольнении истец ознакомлен не был, ответчиком не было учтено его преимущественное право на оставление на работе. Указанными действиями работодателя истцу причинен моральный вред.
Апелляционным определением Московского городского суда от 28 июня 2017 г. по делу N 33-23534/2017 решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 ноября 2016 г. об отказе в удовлетворении заявленных требований оставлено без изменения.
В мотивировочной части Определения суд указал, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), проводить другие мероприятия (ст. 224 ТК РФ).
В Индивидуальной программе реабилитации истца указано, что ему установлена 1-я степень ограничения способности к трудовой деятельности.
В соответствии с подп. "ж" п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н, выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: 1-я степень способности к трудовой деятельности предусматривает способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
В разделе "Рекомендации по трудоустройству ИПРА" истца в качестве доступных видов труда указаны комфортные или благоприятные условия труда по напряженности, комфортные или благоприятные условия труда по тяжести. В качестве рекомендуемых условий труда указана работа без выраженного физического и психоэмоционального напряжения.
Поскольку работодатель обязан исполнять рекомендации ИПРА, соответственно, Л.С.Ф. при сокращении должны были быть предложены вакансии с учетом рекомендаций ИПРА.
Предложенные истцу вакантные должности по своей тяжести соответствовали ранее им занимаемой. Соответственно, поскольку данные должности по тяжести трудового процесса являются одинаковыми, а в соответствии с ИПРА Л.С.Ф. ему установлена 1-я степень ограничения способности к трудовой деятельности, предполагающая снижение работнику-инвалиду квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы, то предложение истцу указанных вакансий рассматривалось бы как неисполнение рекомендаций ИПРА.
Обращаю внимание работодателей, что в трудовом договоре, заключаемом с инвалидом 1-й группы, на основании абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ необходимо отразить следующие условия труда:
- сокращенная рабочая неделя - не более 35 часов с полной оплатой труда. Это следует из п. 3 ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч. 3 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов;
- оплата труда исходя из полной нормы труда (Информация ФСС РФ от 12.08.2015 "О порядке исчисления пособия по временной нетрудоспособности инвалидам I и II группы");
- продолжительность ежедневной работы (смены) на основании медицинского заключения, выданного в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ);
- удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);
- право инвалида на отпуск без сохранения заработной платы в количестве до 60 календарных дней в году (п. 4 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- иные условия, например право на перевод на другую работу, показанную в соответствии с медицинским заключением (ст. 224 ТК РФ).
В случае ухудшения здоровья работающего инвалида и при наличии медицинских показаний, запрещающих выполнять прежнюю работу, работодатель должен предложить инвалиду 1-й группы перейти на другую работу, соответствующую медицинским показаниям. Если такая работа отсутствует либо инвалид отказался перейти на предложенную работу, то можно прекратить трудовой договор в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Принимая решение об увольнении работника по этому основанию, работодателю необходимо запросить заключение медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт и степень утраты работником трудоспособности. Несоблюдение данных требований закона может повлечь для работодателя восстановление работника в занимаемой должности в судебном порядке и возмещение судебных расходов.
Пример. С.В. обратилась в суд с иском к ООО "***", с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, расходов по делу, ссылаясь в обоснование требований на то, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности <***> с <дата>. <Дата> на работе произошел пожар, из-за которого истец получила сильные ожоги и находилась на лечении до <дата>. На момент получения травм истец была беременной, <дата> у нее родилась дочь, истец находилась в отпуске по беременности и родам. <Дата> или <дата> ее вызвали на работу и выдали трудовую книжку с записью об увольнении с <дата> по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с признанием полностью неспособной к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Судом первой инстанции требования истца о восстановлении на работе удовлетворены.
Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия указала, что, как следует из п. 5 ст. 83 ТК РФ, признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Суд первой инстанции, принимая во внимание представленные ответчиком доказательства в порядке ст. 56 ГПК РФ, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для увольнения С.В. по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку на момент увольнения работодатель не располагал надлежащими доказательствами, подтверждающими факт утраты истцом <***> % трудоспособности, а именно работодателю не было представлено медицинское заключение в отношении С.В.
В заключение хочу предостеречь работодателей, что, помимо восстановления на работе незаконно уволенных инвалидов в судебном порядке, за неисполнение требований закона при трудоустройстве инвалидов к ним может быть применена и административная ответственность, в частности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ - за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - за нарушение трудового законодательства при установлении инвалидам продолжительности рабочего времени и времени отдыха; по ст. 19.7 КоАП РФ - за непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации, указанной в п. 3 ст. 25 Закона о занятости, либо ее представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Инвалидность llгруппы и официальное трудоустройство.(вопрос к юристам)
Ответ для мариночка:
мариночка:
Где это можно увидеть ? где прописаны все наши условия для работы,
А нету их... тут можно наболтать, я опорник мне нужен лифт перила, у нас все это есть.. для представления документов в сторонние организации могут выделить машину... тяжелее ручки, ничего не поднимаю, эргономичным креслом снабжена.. опять же делаю акцент на то что ИПР у меня голяк и она носит рекомендательный характер, тут сложно наказать, но если фирма попала на крючок, найдут за что наказать и помимо вас...
Я работаю официально-сегодня моему начальнику позвонили и распрашивали что да как я работаю. Теперь я должна пройти мед коммисию и переоформить ипр пройдя комиссию, такую же как при оформлении инвалидности?
Вопрос на фига нас брать на работу если работодателям прибавляется гемморой? Я прямо в расстройстве.. Проверяют они условия труда... Жесть!!!
Я не юрист, но вопросы имеются. ИПРА бессрочна? Что в не написано про условия труда? Кто позвонил начальнику? На каком основании проходить комиссию и переоформлять ИПРА (если бессрочная и вас устраивает)
Сами ответили.
Это, собственно, не ваша забота.
В этом есть свои плюсы для работодателя.
Кто проверяет?
Вот это зря раньше времени.
ИПР носит рекомендательный, но не обязательный характер, что у Вас там написано, какие условия труда? Сама инв. 2 гр., с 1997 года работаю официально, нигде не умалчивала про инв., в ИПР про труд вообще прочерк, в справке , рекомендации "в специально созданных условиях" (кто б еще знал что это за условия). По ТК время работы для инв.1-2 гр. не более 35 часов в неделю, то есть 7 часовой рабочий день, отпуск не менее 30 календарных и можем взять до 60 дней в году за свой счет, по нашему желанию а не на усмотрение руководства, но знаем о том что отпуск за свой счет в стаж идет только за 14 дней.
вот и у меня начальство не знает ... Где это можно увидеть ? где прописаны все наши условия для работы, которых должны придерживаться работадатели? где можно найти информацию о сертификации рабочих мест ?У меня прописано что могу работать в "спец.созданных условиях" Очень бы не хотелось , что бы фирма из за меня попала на штраф.
Все условия для самостоятельного доступа к специально созданному рабочему месту для колясочника. Под создание рабочего места для инвалида работодателю выделяются средства.
Может вот эта статейка поможет
ТРУДОУСТРАИВАЕМ ИНВАЛИДОВ:
С ЧЕМ ПРИДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ РАБОТОДАТЕЛЮ
О. БАЙДИНА
Начну с того, что Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов", который еще не рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ. В законопроекте с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов.
Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ (не менее 7 800 рублей в месяц) и устанавливаться в законе о бюджете субъекта РФ на очередной год. Предусматривается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое не заполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.
Возникает вопрос: с чем столкнется работодатель, трудоустраивая инвалида 1-й группы к себе в организацию? Предлагаю подробно на этом остановиться.
Первая группа инвалидности является самой тяжелой, так как критерием для ее установления служит нарушение здоровья человека с третьей степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100%). То есть такие люди обладают способностью к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможностью (противопоказанностью) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
Поэтому перед оформлением на работу инвалида 1-й группы работодателю нужно убедиться, есть ли в организации или на производстве соответствующая работа для инвалидов, а потом - создать специальные рабочие места в соответствии со ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов, Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила".
При этом работодателю необходимо помнить, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (п. 2 ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов).
Пример. Постановлением Административной комиссии Префектуры ЦАО г. Москвы от 10 ноября 2016 г. Общество с ограниченной ответственностью "*" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.2 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Принятое решение признано законным и обоснованным Постановлением Московского городского суда от 26.12.2017 N 4а-8375/2017.
В обосновании принятого Постановления суд указал, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Выполнением квоты для приема на работу считается: в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней; в отношении молодежи - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.
Оформление на работу инвалида 1-й группы необходимо осуществлять в общем порядке, но перед вынесением приказа о приеме на работу работодателю рекомендуется запросить у инвалида справку об инвалидности (абз. 1, 2 п. 36 Правил N 95, абз. 2 п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н) и разработанную индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н), так как из содержания этой программы и будет исходить работодатель, устанавливая инвалиду 1-й группы условия труда.
Пример. Л.С.Ф. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФГАОУ ВПО НИУ "***" о признании увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме <***> руб., возмещении судебных расходов в размере <***> руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что осуществлял трудовую деятельность в учреждении с 12.11.2001 в последней должности <***> автогаража Учебного центра "Вороново". В связи с болезнью истец был временно нетрудоспособен до 17.02.2016, при выходе на работу специалист отдела кадров в устной форме сообщил о сокращении должности, занимаемой истцом, также в устной форме ему были предложены вакантные должности, которые истец мог занять, но от предложенных должностей истец отказался, поскольку они не соответствовали его квалификации. Истец полагает, что ему были предложены не все вакантные должности, с уведомлением о предстоящем увольнении истец ознакомлен не был, ответчиком не было учтено его преимущественное право на оставление на работе. Указанными действиями работодателя истцу причинен моральный вред.
Апелляционным определением Московского городского суда от 28 июня 2017 г. по делу N 33-23534/2017 решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 ноября 2016 г. об отказе в удовлетворении заявленных требований оставлено без изменения.
В мотивировочной части Определения суд указал, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), проводить другие мероприятия (ст. 224 ТК РФ).
В Индивидуальной программе реабилитации истца указано, что ему установлена 1-я степень ограничения способности к трудовой деятельности.
В соответствии с подп. "ж" п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н, выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: 1-я степень способности к трудовой деятельности предусматривает способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
В разделе "Рекомендации по трудоустройству ИПРА" истца в качестве доступных видов труда указаны комфортные или благоприятные условия труда по напряженности, комфортные или благоприятные условия труда по тяжести. В качестве рекомендуемых условий труда указана работа без выраженного физического и психоэмоционального напряжения.
Поскольку работодатель обязан исполнять рекомендации ИПРА, соответственно, Л.С.Ф. при сокращении должны были быть предложены вакансии с учетом рекомендаций ИПРА.
Предложенные истцу вакантные должности по своей тяжести соответствовали ранее им занимаемой. Соответственно, поскольку данные должности по тяжести трудового процесса являются одинаковыми, а в соответствии с ИПРА Л.С.Ф. ему установлена 1-я степень ограничения способности к трудовой деятельности, предполагающая снижение работнику-инвалиду квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы, то предложение истцу указанных вакансий рассматривалось бы как неисполнение рекомендаций ИПРА.
Обращаю внимание работодателей, что в трудовом договоре, заключаемом с инвалидом 1-й группы, на основании абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ необходимо отразить следующие условия труда:
- сокращенная рабочая неделя - не более 35 часов с полной оплатой труда. Это следует из п. 3 ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч. 3 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов;
- оплата труда исходя из полной нормы труда (Информация ФСС РФ от 12.08.2015 "О порядке исчисления пособия по временной нетрудоспособности инвалидам I и II группы");
- продолжительность ежедневной работы (смены) на основании медицинского заключения, выданного в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ);
- удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);
- право инвалида на отпуск без сохранения заработной платы в количестве до 60 календарных дней в году (п. 4 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- иные условия, например право на перевод на другую работу, показанную в соответствии с медицинским заключением (ст. 224 ТК РФ).
В случае ухудшения здоровья работающего инвалида и при наличии медицинских показаний, запрещающих выполнять прежнюю работу, работодатель должен предложить инвалиду 1-й группы перейти на другую работу, соответствующую медицинским показаниям. Если такая работа отсутствует либо инвалид отказался перейти на предложенную работу, то можно прекратить трудовой договор в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Принимая решение об увольнении работника по этому основанию, работодателю необходимо запросить заключение медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт и степень утраты работником трудоспособности. Несоблюдение данных требований закона может повлечь для работодателя восстановление работника в занимаемой должности в судебном порядке и возмещение судебных расходов.
Пример. С.В. обратилась в суд с иском к ООО "***", с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, расходов по делу, ссылаясь в обоснование требований на то, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности <***> с <дата>. <Дата> на работе произошел пожар, из-за которого истец получила сильные ожоги и находилась на лечении до <дата>. На момент получения травм истец была беременной, <дата> у нее родилась дочь, истец находилась в отпуске по беременности и родам. <Дата> или <дата> ее вызвали на работу и выдали трудовую книжку с записью об увольнении с <дата> по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с признанием полностью неспособной к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Судом первой инстанции требования истца о восстановлении на работе удовлетворены.
Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия указала, что, как следует из п. 5 ст. 83 ТК РФ, признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Суд первой инстанции, принимая во внимание представленные ответчиком доказательства в порядке ст. 56 ГПК РФ, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для увольнения С.В. по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку на момент увольнения работодатель не располагал надлежащими доказательствами, подтверждающими факт утраты истцом <***> % трудоспособности, а именно работодателю не было представлено медицинское заключение в отношении С.В.
В заключение хочу предостеречь работодателей, что, помимо восстановления на работе незаконно уволенных инвалидов в судебном порядке, за неисполнение требований закона при трудоустройстве инвалидов к ним может быть применена и административная ответственность, в частности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ - за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - за нарушение трудового законодательства при установлении инвалидам продолжительности рабочего времени и времени отдыха; по ст. 19.7 КоАП РФ - за непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации, указанной в п. 3 ст. 25 Закона о занятости, либо ее представление в неполном объеме или в искаженном виде.
А нету их... тут можно наболтать, я опорник мне нужен лифт перила, у нас все это есть.. для представления документов в сторонние организации могут выделить машину... тяжелее ручки, ничего не поднимаю, эргономичным креслом снабжена.. опять же делаю акцент на то что ИПР у меня голяк и она носит рекомендательный характер, тут сложно наказать, но если фирма попала на крючок, найдут за что наказать и помимо вас...