Йога-терапия и ДЦП (общий обзор темы)
Руководство для родителей таких пациентов о понимания ситуации.
Когда полностью открыта передняя левая дверь легкового автомобиля, мы можем сбоку видеть, в каком несуразном положении (почти обезьянья походка на задних конечностях) находится водитель в сиденье. А ведь примерно такое же положение свойственно носителям ДЦП, которые как-то смогли научиться ходить (с помощью или без таковой). Но те же малыши, которые от рождения оказались в более трудном состоянии, вообще остаются с диагнозом ДЦП в позе эмбриона или зародыша.
В сокращении ДЦП вторая буква означает церебральный, что означает мозговой.
Именно мозгу в момент рождения нового человечка не хватило кислорода. Вот и вся суть проблемы. Это явление можно назвать гипоксией или асфиксией.
Внутриутробная (перинатальная) гипоксия плода — это состояние, при котором плод получает недостаточно кислорода для нормального роста и развития.
Гипоксия — это недостаток кислорода в организме. Асфиксия — это удушье разной степени тяжести, возникшее как следствие гипоксии.
В лёгкой степени асфиксия может провоцировать гипоксемию (низкое содержание кислорода в крови) и ацидоз (состояние, при котором в крови накапливается слишком много кислоты).
Итак, мозг не получил нужного количества кислорода, а значит он не дал команду полностью раскрыть лёгкие при рождении, то есть при самом первом вдохе, с которого начинается жизнь.
Мозг при отсутствии достаточного объёма кислорода оказался в режиме кислородного голода, а значит не дал команду полностью выпрямиться и поиметь от рождения расслабленные и послушные мышцы.
Посмотрите на всех, у кого диагностирован ДЦП. У них у всех маленькая и даже не совсем правильно сформированная и даже деформированная грудная клетка. Она, как правило, остаётся недоразвитой всю жизнь у таких людей.
Всё это я рассказал для того, чтобы все читатели этого раздела или этой темы поняли, что все новомодные методы помощи пациентам с ДЦП основаны в первую очередь на воздействии на механику такого человека, то есть его костно-мышечную систему. Особенно это касается хирургических вмешательств. Благодаря которым такого рода пациенты на какой-то короткий период выглядят намного лучше. Но хирургия-то изначально создавалась только для помощи в экстремальных случаях для спасения жизни.
В случаях с ДЦП после так называемых надсечений мышечных волокон сами такие мышцы обязательно становятся намного слабее, хотя на какое-то время они становятся пластичнее. Но из-за того, что они слабые, носитель этих самых мышц всё равно в скором времени возвращается в первоначально положение. Потому что его ослабленные мышцы не развиваются в способности растягиваться и расслабляться.
Каждая новая операция, как правило, приводит к новым проблемам.
Проживая несколько лет в Европе, я видел, как после, допустим, пятой или шестой операции бывшие дети с диагнозом ДЦП, которые становились подростками, сидели в своих инвалидных колясках, не сгорбившись (как упомянутый в сиденье водитель легкового автомобиля), а в положении прогнувшись назад… Маразм, да и только!
Подавляющее большинство так называемых специалистов (высшей квалификации, с учёными степенями и так далее) в большинстве так называемых клиник или социальных центрах занимаются лишь приданием внешней красоты таким детям, но никакой реально помощи изнутри такие дети и подростки не получают. Пусть и очень грубое сравнение, но я всегда именно так и говорю: в гробу тоже многие лежат красивыми, как при жизни, но это не имеет никакого значения, потому что они мертвы.
Кроме всего названного, нужно также понимать, что у таких детей, подростков и взрослых очень слабый иммунитет, и живут они, преследуемые постоянными страхами. Они ведь с малолетства привыкли, что им постоянно помогают, встать, идти, что-то элементарное делать, взять ложку, карандаш…
Чтобы справиться с такими проблемами, тоже помогает йога-терапия, а специальный висцеральный и вибрационный массаж живота помогает таким людям улучшить лимфоотток, нормализовать пищеварение и общий обмен веществ!
Итог моих рассуждений такой: слабым детям с ДЦП в первую очередь нужно грамотно, то есть в гармонии со специальными движениями тренировать лёгкие, то есть пройти природой предназначенный путь!
Без постоянного укрепления лёгких они по-прежнему могут оставаться слишком слабыми для того, чтобы полноценно развиваться дальше.
Если упрощённо, то я предлагаю многим мамам, бабушкам и прочим близким родственникам, у который в семье есть подобные девчата и пацаны с ДЦП, не тратить время и деньги на лекарства и визиты к современным так называемы врачам, а начать помогать своим таким вот малышам и даже не малышам заниматься тем, что принято называть ЛФК, то есть специальной лечебной физкультурой с обязательными синхронными дыхательными практиками.
Кроме этого, нужно усвоить, что время пребывания таких детей в различных центрах и санаториях длится не более 3 – 4 недель. А за такой короткий промежуток времени ни один человеческий организм не способен перестроиться! Такова реальная физиология человеческого организма.
Для получения первых значимых результатов нужно, чтобы новый или иной полезный образ жизни показал свои первые положительные результаты и динамику на перспективу, человеческому организму требуется не менее полутора – двух месяцев! Не менее!!! А порой придётся упорно и методично заниматься полгода и более! К этому нужно быть готовыми!
Я занимаюсь йогой с 1965 года. На её основе создал несколько методических разработок йога-терапии, в том числе и по абилитации пациентов с ДЦП. Я все свои наработки использую с 1990 года не только на малышах и школьниках, но даже и на взрослых. Я вижу, что у многих таких детей, подростков и взрослых есть достаточный прогресс. У одних значительные и видимые изменения в лучшую сторону достигаются в течение нескольких месяцев, а с некоторыми приходится заниматься 1 – 3 года.
Я также давно знаком с известной методикой Гленна Домана. Она действительно похожа на принципы абилитации, которые проповедует йога. Но в ней явно отсутствует дыхательная практика и принципы растяжения и расслабления мышц. Естественно, что нужно обязательно учитывать, как возраст таких пациентов, так и форму ДЦП.
Понятие ДЦП включает в себя различные проявления, среди которых есть и такое, то есть с ЗПР, при котором помочь чаще всего невозможно. Увы, но с таким диагнозом человечество пока что не научилось справляться!
Но всё же я, когда понимаю, что помочь можно, начинаю заниматься с такими человечками. Достигал в такой своей практике поистине феноменальные результаты в Сибири, в Стокгольме, в Питере, а теперь и в городе Кропоткин Краснодарского края, где и проживаю.
В настоящий период занят накоплением фото и видео материала для создания информационных и обучающих видео сюжетов по данной тематике, которые в ближайшем будущем буду выкладывать в Интернет.
Написал очень много. Но уверен, что те родственники, которые постоянно общаются здесь в данной теме, многое поймут сразу.
Если заинтересовал, прошу отзываться. Постараюсь на страницах этого сайта с помощью текстовых сообщений обучать родственников таких детей, как заниматься с ними и достигать максимально возможных позитивных результатов.
Средств на создание своего центра для противодействия ДЦП пока не накопил, помощницу для совместного воздействия мужской и женской энергиями пока что подыскать себе не получилось, меценаты для этого ещё не нашлись, так что принимаю пациентов у себя дома и заодно для специальных тренировок посещаю городской центр «Мы вместе», в который являются семьи с детьми, у которых установлены и другие довольно сложные заболевания.
Васю указанную работу для столь специфических и ограниченных в развитии пациентов провожу совершенно бесплатно!
Всем читателям – удачи, здоровья, терпения и мирного неба!
Йога-терапия против ДЦП
Принципы реабилитации пациентов с ДЦП (5Р)
Предисловие к теме.
Если сравнить нормально развитого малыша и того, кто является носителем дет-ского церебрального паралича (ДЦП), то легко заметить, в чём именно кроется разли-чие. Оно состоит в том, что здоровый малыш имеет мягкие, легко растяжимые мышцы, которыми легко управлять. У него вдобавок к этому все суставы легко функционируют.
У больного ДЦП мышцы твёрдые, не растяжимые, или, как говорят специалисты- ригидные, спазмированные. А суставы имеют ограниченную подвижность.
В течение длительного времени я занимаюсь йогой, йога-терапией и массажем. Я проанализировал состояние мышц и суставов многих моих клиентов и пришёл к следующему выводу. В процессе взросления и жизни костно-мышечная система вы-полняет ограниченную функцию в пределах того, что требует профессия каждого ин-дивида и образ жизни в конкретном социуме. Таким образом, большая часть наших мышц и суставов постепенно и как бы незаметно приходит в негодность. Люди, как правило, этого не замечают, и все проблемы, возникающие со своим здоровьем, они впоследствии сваливают на... возраст.
Выход прост: нужно поддерживать в прекрасном состоянии свою костно-мышечную систему. Это достигается регулярными физическими упражнениями, то есть, как минимум, утренней зарядкой. Я же предлагаю более эффективное средство - занятия йогой. Что именно может дать йога тем, у кого ДЦП?
Трудно растяжимые мышцы у таких людей пожизненно остаются таковыми пото-му, что они не получили своего жизненного толчка в момент рождения. Они не знают (не помнят) нормального состояния.
Как мы знаем, вспоминать что-то легче, чем учить заново. В человеке всё устроено также по этому принципу. В случае с ДЦП носитель такого недуга не может знать нор-мальное состояние по сути. Как у каждого человека есть общая память, так и у каждой клетки его организма есть такая же память. Ни одна клетка его организма не может вспомнить, какой она должна быть в норме!
Чтобы дать пациенту возможность с подобными проблемами выйти из трудного положения, нужно дать ему шанс иметь сравнение с новым для него, нормальным со-стоянием.
Для достижения устойчивого успеха в реабилитации тех, у кого есть симптомы ДЦП, нужно, чтобы пациент максимально соответствовал следующим требованиям:
-мозговое развитие должно быть адекватным,
-мышцы, сухожилия, связки и суставы должны быть в природном состоянии, то есть (желательно) не должно быть хирургических вмешательств,
-пациент должен понимать важность систематических занятий и иметь терпение для достижения поставленной цели,
-окружающая среда должна способствовать позитивному настрою пациента и спо-собствовать его регулярным занятиям.
Йога-терапия предусматривает разные методы воздействия на организм. В большин-стве случаев достаточно использовать три основных вида воздействия.
-Гидротерапия (воздействие водой)
-Массаж
-Разнообразные йоговские упражнения, дыхание, расслабления, концентрация, визу-ализация
Мои пожелания к занятиям йога-терапией:
- дети и подростки примерно от 6 до 20 лет, но при крепкой силе воли и усердии можно значительно улучшить даже состояние людей более старшего возраста, что было в мо-ей практике;
- с нормальным развитием мозговой деятельности;
- предпочтительно, чтобы не было хирургических операций на мышцах и сухожилиях;
- позитивный созидательный настрой у родственников и близких носителя ДЦП и адекватная помощь такому ребёнку, подростку и даже взрослому;
- желание настойчиво и целеустремлённо заниматься длительное время (как минимум один год!)
О себе: йогой занимаюсь с 1965 года, работаю массажистом и инструктором йоги с 1990 года: Хатха, Силовая, Аштанга, Кундалини, Тантра. С 1966 года никогда и ничем не болею, никаких вредных привычек, работаю с пациентами чистой собственной и столь же чистой природной энергией. Всю работу провожу только в присутствии род-ственников пациента, одновременно обучаю их основным навыкам помощи при заня-тиях йогой.
Могу проводить занятия индивидуально и в небольших группах.
Примерное содержание и последовательность йога-терапии
Разогрев, расслабление и растягивание мышц для устранения спазмов мышц, устра-нения судорог, пассивной работы с помощью инструктора.
Для растягивания мышц, снятия напряжения в них, разработки суставов и увеличения амплитуды движений.
Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального со-стояния органов.
Обучение ползанию (разные виды), покачиванию на спине, движению на четверень-ках.
Тренировка обучения пациента самостоятельному удержанию в положении стоя (в вертикализаторе, у стенки и без поддержки) для удержания равновесия. Именно такие занятия способствуют устранению страха.
Далее – обучение самостоятельной нормальной ходьбе.
Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивле-ние для развития мышечной силы и силы лёгких.
Обязательная тренировка дыхательной системы в гармонии с физическими трениров-ками в процессе всего цикла обучения, так как все пациенты с синдромом ДЦП имеют очень слабую и не развитую дыхательную систему.
Тренировка умения разделять функции разных мышц или групп мышц/частей тела.
Можно использовать всевозможные фиксаторы для рук и ног, чтобы организм при-учился удерживать их в естественных (природных) положениях.
Методы абилитации
Массаж. Механизм действия массажа при ДЦП
Массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса, то есть расслабление или тонизирование. Другой важный аспект предварительного массажа – придать мышцам пластичность, разогреть их и подготовить к работе во время выполнения йоговских упражнений.
Эти процедуры проводятся для того, чтобы разогреть мышечные волокна, обес-печить больший приток крови к ним, то есть дать им пассивную тренировку. Благодаря этому мышцы становятся более мягкими. В свою очередь расслабленные мышцы поз-волят начать работу с суставами. А работа с суставами позволяет существенно увели-чить выработку синовиальной, то есть межсуставной жидкости, то есть смазки.
5Р в подзаголовке означает использование следующих процедур
-Растирание
-Разогревание
-Растягивание
-Расслабление
-Разработка суставов
В случае, когда ноги совсем не слушаются, нужно настроить специалиста и паци-ента к длительной и на первых порах монотонной работе.
Нужно массажными приёмами в первую очередь на первых порах добиться появ-ления ощущения тепла в конечностях. Не имеет принципиального значения, будут ли это ступни, икры, бёдра, предплечья, или ладони. Нужно добиться и того, чтобы кожа во время массажа начинала краснеть, и это состояние удерживалось по окончании массажа как можно дольше. Это очень трудно! Появление розовой кожи и ощущения тепла есть признак оживления тканей. Если не двигаются ноги, то нужно обязательно делать разогревающий массаж на ягодицах и в области поясницы.
Как только начнут появляться первые признаки оживления ног (могут появляться и мурашки, и непроизвольные подёргивания), можно переходить к выполнению пас-сивных упражнений. Пассивных означает то, что их должен выполнять не сам ребё-нок/подросток, а помогать правильно двигать его руками и ногами должен ассистент. Пациент в это время должен посылать в свой мозг команды, как будто это делает он сам!
Использование специальных приспособлений для фиксации и разработки конеч-ностей: лангеты, резиновые бинты, ремни, подушки... С одной стороны, всё это облег-чает выполнение упражнений для больного на начальных этапах; с другой – создаёт возможность удерживать нормальное положение тела или конечности в необходимом положении в течение определённого периода времени. Это необходимо для того, что-бы у пациента сформировались стереотипы движений и неподвижных состояний, свойственные нормально развитым людям.
Получать массажные процедуры, люди с таким недугом должны по принципу по-степенного увеличения нагрузки. Допустим, с первые недели – от 20 – 30 минут, а за-тем такие пациенты научатся выдерживать массажи, продолжительностью до часа и даже более.
При этом нужно обязательно после 5 – 7 минут массажа давать отдых таким мальчикам и девочкам в течение 1 – 2 минут.
На мой взгляд, обязательно таким детям подросткам и взрослым нужно делать висцеральный и вибрационный массаж живота, чтобы улучшить перистальтику ки-шечника, очистить его от застойных явлений в нём и одновременно активировать от-ток лимфы, которая будет лучше выводить токсины из организма.
При поведении массажа опытным специалистом родственники, которые присут-ствут на таких процедурах, могут сами постепенно научиться делать такое оздоровле-ние в домашней обстановке без приглашения медработника.
Когда станут заметны позитивные изменения в мышцах, можно приступить к рас-тягиваниям таких детей, подростков и взрослых, чтобы проводить массаж нужных ча-стей тела или всего организма в вытянутом положении.
Изначально подопечные смогут выдерживать вытягивания максиму 5 – 10 минут. В дальнейшем некоторые привыкают к таким процедурам и выдерживают вытяжение с массажем до одного час!
Все физические занятия выполняются без отягощений железом и тренажёрных комплексов. Вот её примерная многоплановая суть:
1. Предварительный этап.
-подготовка всех систем организма к возрастанию объёма физических и психических нагрузок, к новому режиму дыхания отдыха, уменьшению и постепенному отказу от приёма медикаментов, а также очистке организма от токсинов, накопившихся из-за медикаментозного лечения и в связи с гиподинамией.
-активировать деятельность мозга по концентрации и расслаблению,
-укрепить дыхательную и сердечно-сосудистую системы,
-тренировать отдельные мышцы и группы мышц в активном режиме,
-разрабатывать отдельные суставы.
Продолжительность данного этапа обычно составляет несколько недель.
2. Подготовительный этап.
На этом этапе необходимо устранить спастику. Это достигается:
• Путём восстановления баланса мышц-антагонистов по силе, пластике, растяжимости и длине.
• За счёт устранения мышечных контрактур путём восстановления структуры мышеч-ной ткани до обеспечения полных, свободных полноамплитудных пассивных движе-ний в поражённых элементах опорно-двигательного аппарата.
-продолжать указанную работу с первого этапа, но переходить на многосторонние тре-нировки позвоночника, мышц и суставов для всего организма,
-тренировать согласованную деятельность многих органов и систем организма,
-тренировка осознанных адекватных движений руками и ногами с помощью ассистен-та,
-тренировка нахождения организма в вертикальном положении с помощью ассистента
3) Основной этап
-дальнейшие тренировки с предыдущих этапов,
-тренировка осознанных адекватных движений руками и ногами без помощи ассистен-та,
-тренировать равновесие, выносливость и уверенность,
-тренировка активных движений корпусом, руками и ногами в вертикальном положе-нии с помощью и без помощи ассистента,
-тренировка хождения с помощью ассистента
4. Завершающий этап.
Результат - пациент научился сознательно управлять своими мышцами и может напрягать или расслаблять их именно в том участке своего организма, куда посылает-ся сигнал. Наступает разделение функций мышц.
-выработка основных скоординированных движений и моторики только правильными стереотипами.
-тренировка самостоятельных движений корпусом, руками и ногами без ассистента,
-тренировка самостоятельного передвижения, стоя без ассистента.
Этот этап может длиться от нескольких месяцев до 1 – 2 лет.
Перспективность реабилитационных мероприятий
Это зависит от:
• степени сохранности психики пациента,
• соотношении календарного возраста и реального уровня онтогенетической зрелости,
• выраженности моторных дефектов,
Итог этого периода работы – пациент свободно удерживает тело в равновесии на двух или на каждой ноге в отдельности, может приседать, наклоняться вперёд и в стороны. На этом этапе происходит обучение ходьбе с нормальной походкой и сохранению рав-новесия при движении. По завершении этапа пациент сможет обходиться без опеки и поддержки всю оставшуюся жизнь.
Сравнить методологию йога-терапии можно с той, которую в своей книге «Что делать, если у Вашего ребёнка повреждение мозга» описал её автор Гленн Доман. Но йога-терапия имеет историю в несколько тысяч лет, а методы указанного автора созданы им во второй половине прошлого века.
Естественно, у этих двух методов есть сходства, есть и отличия.
Сходство.
Оба метода предполагают возврат пациента в период, который он прошёл не правиль-но.
Оба метода предполагают повторное приобретение навыков и рефлексов, которые пациент не смог наработать и приобрести в детстве.
Различие.
Метод Гленна Домана рассчитан в первую очередь на реабилитацию малышей.
Йоговские методы в основном предназначены для детей от 6 лет и старше. В йога-терапии, к тому же, интенсивно используется тренировка лёгких. Все йоговские упражнения выполняются за счёт погружения в образы тех явлений, которые есть во-круг нас.
Вот ссылки на мои короткометражные фильмы о йоге и йога-терапии для взрослых.
Йога:
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Йога-терапия:
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Дыхательные упражнения
Йоговские дыхательные упражнения различаются по сложности, поэтому они должны использоваться с учётом формы ДЦП, возраста и пола пациента.
Основная направленность занятий дыхательными упражнениями заключается в том, чтобы обеспечить развитие и функционирование бронхолёгочной системы в со-ответствии с возрастом пациента и его реальным отставанием в развитии от сверст-ников.
Для младших школьников дыхание выполняется в виде игры, подражания при-родным явлениям с лёгкой помощью им. Подросткам же можно помогать делать выдох сильнее. Взрослые могут самостоятельно осваивать сложные дыхательные упражне-ния, но при этом им тоже необходимо помогать делать правильное и согласованное с сердечным ритмом, движением или действием дыхание.
Методика физических упражнений йоги при ДЦП
Регулярность, систематичность, последовательность, непрерывность и индивидуали-зация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием. Соблюдение дозирования, разнообразия и по-степенного увеличение физических нагрузок.
Во время физических занятий (исполнение йоговских упражнений) пациент дол-жен стремиться к эффекту подражания и погружению в образ (эффект пантомимы, пластического этюда), а не к обычному выполнению физических упражнений. Роль ин-структора при этом сводится к тому, чтобы грамотно помогать своему подопечному вы-полнять задания.
Зеркала при занятиях йогой должны отсутствовать, чтобы занимающийся мог полностью контролировать своё внутренне, а не внешнее состояние. Каждое упражне-ние должно выполняться в соответствии с правилами дыхания.
Выполнение йоговского дыхания должно стать обязательным условием занятий для тех, кому исполнилось 14 лет и у которых здоровое сердце.
Основные упражнения для начальных занятий йогой при симптомах ДЦП:
Поза Ученика, Поза Бабочки, Вариации Поза Кота, Растягивание Кота, Поза Кобры, Поза Рыбы, Поза Устрицы, Наклоны в стороны сидя и стоя, Поза Связанного угла, Кручения позвоночника лёжа и сидя, Замок за спиной, Поза Эмбриона.
Все они помогают восстанавливать гибкость позвоночника, разрабатывать пояс-нично-крестцовый отдел, убирать спастику, значительно тренировать лёгкие, которые при синдроме ДЦП очень слабо развиты. Все названные упражнения применяются для тех, у кого преимущественно симметричное поражения мышц и суставов.
Если подросток страдает из-за одностороннего поражения, то использовать нужно другие упражнения, которые лучше всего подбирать индивидуально. Это так называе-мые упражнения в разные стороны. Количество повторений в каждую сторону будет определяться индивидуальным состоянием человека. Однако названные ранее, тоже нужно выполнять, но при обязательном контроле ассистента и обязательно с его по-мощью, чтобы помогать удерживать максимально возможное симметричное положе-ние тела.
И обязательно нужно учить носителей синдрома ДЦП статически находиться в вертикальном состоянии на коленках и полностью на ногах. Это способствует трени-ровке вестибулярного аппарата и прививает чувство уверенности в такой позе. При этом также нужно развивать стабильное глубокое дыхание, но без задержек!
На каждом этапе определённое время уделяется выполнению разных по виду упражнений.
Примерное соотношение во время занятий указано в таблице.
Дыхание Для всего тела Специальные упражнения
Первый этап 50-70% 20-40% 5-10%
Второй этап 40-60% 30-50% 10-20%
Третий этап 30-40% 30-40% 20-40%
Навыки 20-30% 20-30% 50-60%
Контрастные водные процедуры.
Это могут быть ванны, душ, накладывание мокрых полотенец… При этом происходит нормализация состояния иммунной системы. Контрастная смена температур ускоряет обменные процессы, что приводит к оживлению застоявшихся и полностью не рабочих мышц. А деятельность последних позволяет нормализовать работу суставов за счёт нормализации выработки межсуставной жидкости. Укрепляется иммунитет.
Вялая кожа под воздействием контрастного душа приобретает тонус. Все застойные процессы исчезают, а движение лимфы нормализуется. Благодаря резкому расшире-нию сосудов ткани организма начинают выделять пот, с которым удаляются разнооб-разные токсины и шлаки, накопленные при длительном приёме препаратов, что значи-тельно улучшает функционирование всех органов и возвращает человеку отличное здоровье.
Послесловие
Пока что не понял, как вставлять картинки, чтобы нагляднее демонстрировать упражнения
Руководство для родителей таких пациентов о понимания ситуации.
Когда полностью открыта передняя левая дверь легкового автомобиля, мы можем сбоку видеть, в каком несуразном положении (почти обезьянья походка на задних конечностях) находится водитель в сиденье. А ведь примерно такое же положение свойственно носителям ДЦП, которые как-то смогли научиться ходить (с помощью или без таковой). Но те же малыши, которые от рождения оказались в более трудном состоянии, вообще остаются с диагнозом ДЦП в позе эмбриона или зародыша.
В сокращении ДЦП вторая буква означает церебральный, что означает мозговой.
Именно мозгу в момент рождения нового человечка не хватило кислорода. Вот и вся суть проблемы. Это явление можно назвать гипоксией или асфиксией.
Внутриутробная (перинатальная) гипоксия плода — это состояние, при котором плод получает недостаточно кислорода для нормального роста и развития.
Гипоксия — это недостаток кислорода в организме. Асфиксия — это удушье разной степени тяжести, возникшее как следствие гипоксии.
В лёгкой степени асфиксия может провоцировать гипоксемию (низкое содержание кислорода в крови) и ацидоз (состояние, при котором в крови накапливается слишком много кислоты).
Итак, мозг не получил нужного количества кислорода, а значит он не дал команду полностью раскрыть лёгкие при рождении, то есть при самом первом вдохе, с которого начинается жизнь.
Мозг при отсутствии достаточного объёма кислорода оказался в режиме кислородного голода, а значит не дал команду полностью выпрямиться и поиметь от рождения расслабленные и послушные мышцы.
Посмотрите на всех, у кого диагностирован ДЦП. У них у всех маленькая и даже не совсем правильно сформированная и даже деформированная грудная клетка. Она, как правило, остаётся недоразвитой всю жизнь у таких людей.
Всё это я рассказал для того, чтобы все читатели этого раздела или этой темы поняли, что все новомодные методы помощи пациентам с ДЦП основаны в первую очередь на воздействии на механику такого человека, то есть его костно-мышечную систему. Особенно это касается хирургических вмешательств. Благодаря которым такого рода пациенты на какой-то короткий период выглядят намного лучше. Но хирургия-то изначально создавалась только для помощи в экстремальных случаях для спасения жизни.
В случаях с ДЦП после так называемых надсечений мышечных волокон сами такие мышцы обязательно становятся намного слабее, хотя на какое-то время они становятся пластичнее. Но из-за того, что они слабые, носитель этих самых мышц всё равно в скором времени возвращается в первоначально положение. Потому что его ослабленные мышцы не развиваются в способности растягиваться и расслабляться.
Каждая новая операция, как правило, приводит к новым проблемам.
Проживая несколько лет в Европе, я видел, как после, допустим, пятой или шестой операции бывшие дети с диагнозом ДЦП, которые становились подростками, сидели в своих инвалидных колясках, не сгорбившись (как упомянутый в сиденье водитель легкового автомобиля), а в положении прогнувшись назад… Маразм, да и только!
Подавляющее большинство так называемых специалистов (высшей квалификации, с учёными степенями и так далее) в большинстве так называемых клиник или социальных центрах занимаются лишь приданием внешней красоты таким детям, но никакой реально помощи изнутри такие дети и подростки не получают. Пусть и очень грубое сравнение, но я всегда именно так и говорю: в гробу тоже многие лежат красивыми, как при жизни, но это не имеет никакого значения, потому что они мертвы.
Кроме всего названного, нужно также понимать, что у таких детей, подростков и взрослых очень слабый иммунитет, и живут они, преследуемые постоянными страхами. Они ведь с малолетства привыкли, что им постоянно помогают, встать, идти, что-то элементарное делать, взять ложку, карандаш…
Чтобы справиться с такими проблемами, тоже помогает йога-терапия, а специальный висцеральный и вибрационный массаж живота помогает таким людям улучшить лимфоотток, нормализовать пищеварение и общий обмен веществ!
Итог моих рассуждений такой: слабым детям с ДЦП в первую очередь нужно грамотно, то есть в гармонии со специальными движениями тренировать лёгкие, то есть пройти природой предназначенный путь!
Без постоянного укрепления лёгких они по-прежнему могут оставаться слишком слабыми для того, чтобы полноценно развиваться дальше.
Если упрощённо, то я предлагаю многим мамам, бабушкам и прочим близким родственникам, у который в семье есть подобные девчата и пацаны с ДЦП, не тратить время и деньги на лекарства и визиты к современным так называемы врачам, а начать помогать своим таким вот малышам и даже не малышам заниматься тем, что принято называть ЛФК, то есть специальной лечебной физкультурой с обязательными синхронными дыхательными практиками.
Кроме этого, нужно усвоить, что время пребывания таких детей в различных центрах и санаториях длится не более 3 – 4 недель. А за такой короткий промежуток времени ни один человеческий организм не способен перестроиться! Такова реальная физиология человеческого организма.
Для получения первых значимых результатов нужно, чтобы новый или иной полезный образ жизни показал свои первые положительные результаты и динамику на перспективу, человеческому организму требуется не менее полутора – двух месяцев! Не менее!!! А порой придётся упорно и методично заниматься полгода и более! К этому нужно быть готовыми!
Я занимаюсь йогой с 1965 года. На её основе создал несколько методических разработок йога-терапии, в том числе и по абилитации пациентов с ДЦП. Я все свои наработки использую с 1990 года не только на малышах и школьниках, но даже и на взрослых. Я вижу, что у многих таких детей, подростков и взрослых есть достаточный прогресс. У одних значительные и видимые изменения в лучшую сторону достигаются в течение нескольких месяцев, а с некоторыми приходится заниматься 1 – 3 года.
Я также давно знаком с известной методикой Гленна Домана. Она действительно похожа на принципы абилитации, которые проповедует йога. Но в ней явно отсутствует дыхательная практика и принципы растяжения и расслабления мышц. Естественно, что нужно обязательно учитывать, как возраст таких пациентов, так и форму ДЦП.
Понятие ДЦП включает в себя различные проявления, среди которых есть и такое, то есть с ЗПР, при котором помочь чаще всего невозможно. Увы, но с таким диагнозом человечество пока что не научилось справляться!
Но всё же я, когда понимаю, что помочь можно, начинаю заниматься с такими человечками. Достигал в такой своей практике поистине феноменальные результаты в Сибири, в Стокгольме, в Питере, а теперь и в городе Кропоткин Краснодарского края, где и проживаю.
В настоящий период занят накоплением фото и видео материала для создания информационных и обучающих видео сюжетов по данной тематике, которые в ближайшем будущем буду выкладывать в Интернет.
Написал очень много. Но уверен, что те родственники, которые постоянно общаются здесь в данной теме, многое поймут сразу.
Если заинтересовал, прошу отзываться. Постараюсь на страницах этого сайта с помощью текстовых сообщений обучать родственников таких детей, как заниматься с ними и достигать максимально возможных позитивных результатов.
Средств на создание своего центра для противодействия ДЦП пока не накопил, помощницу для совместного воздействия мужской и женской энергиями пока что подыскать себе не получилось, меценаты для этого ещё не нашлись, так что принимаю пациентов у себя дома и заодно для специальных тренировок посещаю городской центр «Мы вместе», в который являются семьи с детьми, у которых установлены и другие довольно сложные заболевания.
Васю указанную работу для столь специфических и ограниченных в развитии пациентов провожу совершенно бесплатно!
Всем читателям – удачи, здоровья, терпения и мирного неба!
Принципы реабилитации пациентов с ДЦП (5Р)
Предисловие к теме.
Если сравнить нормально развитого малыша и того, кто является носителем дет-ского церебрального паралича (ДЦП), то легко заметить, в чём именно кроется разли-чие. Оно состоит в том, что здоровый малыш имеет мягкие, легко растяжимые мышцы, которыми легко управлять. У него вдобавок к этому все суставы легко функционируют.
У больного ДЦП мышцы твёрдые, не растяжимые, или, как говорят специалисты- ригидные, спазмированные. А суставы имеют ограниченную подвижность.
В течение длительного времени я занимаюсь йогой, йога-терапией и массажем. Я проанализировал состояние мышц и суставов многих моих клиентов и пришёл к следующему выводу. В процессе взросления и жизни костно-мышечная система вы-полняет ограниченную функцию в пределах того, что требует профессия каждого ин-дивида и образ жизни в конкретном социуме. Таким образом, большая часть наших мышц и суставов постепенно и как бы незаметно приходит в негодность. Люди, как правило, этого не замечают, и все проблемы, возникающие со своим здоровьем, они впоследствии сваливают на... возраст.
Выход прост: нужно поддерживать в прекрасном состоянии свою костно-мышечную систему. Это достигается регулярными физическими упражнениями, то есть, как минимум, утренней зарядкой. Я же предлагаю более эффективное средство - занятия йогой. Что именно может дать йога тем, у кого ДЦП?
Трудно растяжимые мышцы у таких людей пожизненно остаются таковыми пото-му, что они не получили своего жизненного толчка в момент рождения. Они не знают (не помнят) нормального состояния.
Как мы знаем, вспоминать что-то легче, чем учить заново. В человеке всё устроено также по этому принципу. В случае с ДЦП носитель такого недуга не может знать нор-мальное состояние по сути. Как у каждого человека есть общая память, так и у каждой клетки его организма есть такая же память. Ни одна клетка его организма не может вспомнить, какой она должна быть в норме!
Чтобы дать пациенту возможность с подобными проблемами выйти из трудного положения, нужно дать ему шанс иметь сравнение с новым для него, нормальным со-стоянием.
Для достижения устойчивого успеха в реабилитации тех, у кого есть симптомы ДЦП, нужно, чтобы пациент максимально соответствовал следующим требованиям:
-мозговое развитие должно быть адекватным,
-мышцы, сухожилия, связки и суставы должны быть в природном состоянии, то есть (желательно) не должно быть хирургических вмешательств,
-пациент должен понимать важность систематических занятий и иметь терпение для достижения поставленной цели,
-окружающая среда должна способствовать позитивному настрою пациента и спо-собствовать его регулярным занятиям.
Йога-терапия предусматривает разные методы воздействия на организм. В большин-стве случаев достаточно использовать три основных вида воздействия.
-Гидротерапия (воздействие водой)
-Массаж
-Разнообразные йоговские упражнения, дыхание, расслабления, концентрация, визу-ализация
Мои пожелания к занятиям йога-терапией:
- дети и подростки примерно от 6 до 20 лет, но при крепкой силе воли и усердии можно значительно улучшить даже состояние людей более старшего возраста, что было в мо-ей практике;
- с нормальным развитием мозговой деятельности;
- предпочтительно, чтобы не было хирургических операций на мышцах и сухожилиях;
- позитивный созидательный настрой у родственников и близких носителя ДЦП и адекватная помощь такому ребёнку, подростку и даже взрослому;
- желание настойчиво и целеустремлённо заниматься длительное время (как минимум один год!)
О себе: йогой занимаюсь с 1965 года, работаю массажистом и инструктором йоги с 1990 года: Хатха, Силовая, Аштанга, Кундалини, Тантра. С 1966 года никогда и ничем не болею, никаких вредных привычек, работаю с пациентами чистой собственной и столь же чистой природной энергией. Всю работу провожу только в присутствии род-ственников пациента, одновременно обучаю их основным навыкам помощи при заня-тиях йогой.
Могу проводить занятия индивидуально и в небольших группах.
Примерное содержание и последовательность йога-терапии
Разогрев, расслабление и растягивание мышц для устранения спазмов мышц, устра-нения судорог, пассивной работы с помощью инструктора.
Для растягивания мышц, снятия напряжения в них, разработки суставов и увеличения амплитуды движений.
Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального со-стояния органов.
Обучение ползанию (разные виды), покачиванию на спине, движению на четверень-ках.
Тренировка обучения пациента самостоятельному удержанию в положении стоя (в вертикализаторе, у стенки и без поддержки) для удержания равновесия. Именно такие занятия способствуют устранению страха.
Далее – обучение самостоятельной нормальной ходьбе.
Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивле-ние для развития мышечной силы и силы лёгких.
Обязательная тренировка дыхательной системы в гармонии с физическими трениров-ками в процессе всего цикла обучения, так как все пациенты с синдромом ДЦП имеют очень слабую и не развитую дыхательную систему.
Тренировка умения разделять функции разных мышц или групп мышц/частей тела.
Можно использовать всевозможные фиксаторы для рук и ног, чтобы организм при-учился удерживать их в естественных (природных) положениях.
Методы абилитации
Массаж. Механизм действия массажа при ДЦП
Массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса, то есть расслабление или тонизирование. Другой важный аспект предварительного массажа – придать мышцам пластичность, разогреть их и подготовить к работе во время выполнения йоговских упражнений.
Эти процедуры проводятся для того, чтобы разогреть мышечные волокна, обес-печить больший приток крови к ним, то есть дать им пассивную тренировку. Благодаря этому мышцы становятся более мягкими. В свою очередь расслабленные мышцы поз-волят начать работу с суставами. А работа с суставами позволяет существенно увели-чить выработку синовиальной, то есть межсуставной жидкости, то есть смазки.
5Р в подзаголовке означает использование следующих процедур
-Растирание
-Разогревание
-Растягивание
-Расслабление
-Разработка суставов
В случае, когда ноги совсем не слушаются, нужно настроить специалиста и паци-ента к длительной и на первых порах монотонной работе.
Нужно массажными приёмами в первую очередь на первых порах добиться появ-ления ощущения тепла в конечностях. Не имеет принципиального значения, будут ли это ступни, икры, бёдра, предплечья, или ладони. Нужно добиться и того, чтобы кожа во время массажа начинала краснеть, и это состояние удерживалось по окончании массажа как можно дольше. Это очень трудно! Появление розовой кожи и ощущения тепла есть признак оживления тканей. Если не двигаются ноги, то нужно обязательно делать разогревающий массаж на ягодицах и в области поясницы.
Как только начнут появляться первые признаки оживления ног (могут появляться и мурашки, и непроизвольные подёргивания), можно переходить к выполнению пас-сивных упражнений. Пассивных означает то, что их должен выполнять не сам ребё-нок/подросток, а помогать правильно двигать его руками и ногами должен ассистент. Пациент в это время должен посылать в свой мозг команды, как будто это делает он сам!
Использование специальных приспособлений для фиксации и разработки конеч-ностей: лангеты, резиновые бинты, ремни, подушки... С одной стороны, всё это облег-чает выполнение упражнений для больного на начальных этапах; с другой – создаёт возможность удерживать нормальное положение тела или конечности в необходимом положении в течение определённого периода времени. Это необходимо для того, что-бы у пациента сформировались стереотипы движений и неподвижных состояний, свойственные нормально развитым людям.
Получать массажные процедуры, люди с таким недугом должны по принципу по-степенного увеличения нагрузки. Допустим, с первые недели – от 20 – 30 минут, а за-тем такие пациенты научатся выдерживать массажи, продолжительностью до часа и даже более.
При этом нужно обязательно после 5 – 7 минут массажа давать отдых таким мальчикам и девочкам в течение 1 – 2 минут.
На мой взгляд, обязательно таким детям подросткам и взрослым нужно делать висцеральный и вибрационный массаж живота, чтобы улучшить перистальтику ки-шечника, очистить его от застойных явлений в нём и одновременно активировать от-ток лимфы, которая будет лучше выводить токсины из организма.
При поведении массажа опытным специалистом родственники, которые присут-ствут на таких процедурах, могут сами постепенно научиться делать такое оздоровле-ние в домашней обстановке без приглашения медработника.
Когда станут заметны позитивные изменения в мышцах, можно приступить к рас-тягиваниям таких детей, подростков и взрослых, чтобы проводить массаж нужных ча-стей тела или всего организма в вытянутом положении.
Изначально подопечные смогут выдерживать вытягивания максиму 5 – 10 минут. В дальнейшем некоторые привыкают к таким процедурам и выдерживают вытяжение с массажем до одного час!
Все физические занятия выполняются без отягощений железом и тренажёрных комплексов. Вот её примерная многоплановая суть:
1. Предварительный этап.
-подготовка всех систем организма к возрастанию объёма физических и психических нагрузок, к новому режиму дыхания отдыха, уменьшению и постепенному отказу от приёма медикаментов, а также очистке организма от токсинов, накопившихся из-за медикаментозного лечения и в связи с гиподинамией.
-активировать деятельность мозга по концентрации и расслаблению,
-укрепить дыхательную и сердечно-сосудистую системы,
-тренировать отдельные мышцы и группы мышц в активном режиме,
-разрабатывать отдельные суставы.
Продолжительность данного этапа обычно составляет несколько недель.
2. Подготовительный этап.
На этом этапе необходимо устранить спастику. Это достигается:
• Путём восстановления баланса мышц-антагонистов по силе, пластике, растяжимости и длине.
• За счёт устранения мышечных контрактур путём восстановления структуры мышеч-ной ткани до обеспечения полных, свободных полноамплитудных пассивных движе-ний в поражённых элементах опорно-двигательного аппарата.
-продолжать указанную работу с первого этапа, но переходить на многосторонние тре-нировки позвоночника, мышц и суставов для всего организма,
-тренировать согласованную деятельность многих органов и систем организма,
-тренировка осознанных адекватных движений руками и ногами с помощью ассистен-та,
-тренировка нахождения организма в вертикальном положении с помощью ассистента
3) Основной этап
-дальнейшие тренировки с предыдущих этапов,
-тренировка осознанных адекватных движений руками и ногами без помощи ассистен-та,
-тренировать равновесие, выносливость и уверенность,
-тренировка активных движений корпусом, руками и ногами в вертикальном положе-нии с помощью и без помощи ассистента,
-тренировка хождения с помощью ассистента
4. Завершающий этап.
Результат - пациент научился сознательно управлять своими мышцами и может напрягать или расслаблять их именно в том участке своего организма, куда посылает-ся сигнал. Наступает разделение функций мышц.
-выработка основных скоординированных движений и моторики только правильными стереотипами.
-тренировка самостоятельных движений корпусом, руками и ногами без ассистента,
-тренировка самостоятельного передвижения, стоя без ассистента.
Этот этап может длиться от нескольких месяцев до 1 – 2 лет.
Перспективность реабилитационных мероприятий
Это зависит от:
• степени сохранности психики пациента,
• соотношении календарного возраста и реального уровня онтогенетической зрелости,
• выраженности моторных дефектов,
Итог этого периода работы – пациент свободно удерживает тело в равновесии на двух или на каждой ноге в отдельности, может приседать, наклоняться вперёд и в стороны. На этом этапе происходит обучение ходьбе с нормальной походкой и сохранению рав-новесия при движении. По завершении этапа пациент сможет обходиться без опеки и поддержки всю оставшуюся жизнь.
Сравнить методологию йога-терапии можно с той, которую в своей книге «Что делать, если у Вашего ребёнка повреждение мозга» описал её автор Гленн Доман. Но йога-терапия имеет историю в несколько тысяч лет, а методы указанного автора созданы им во второй половине прошлого века.
Естественно, у этих двух методов есть сходства, есть и отличия.
Сходство.
Оба метода предполагают возврат пациента в период, который он прошёл не правиль-но.
Оба метода предполагают повторное приобретение навыков и рефлексов, которые пациент не смог наработать и приобрести в детстве.
Различие.
Метод Гленна Домана рассчитан в первую очередь на реабилитацию малышей.
Йоговские методы в основном предназначены для детей от 6 лет и старше. В йога-терапии, к тому же, интенсивно используется тренировка лёгких. Все йоговские упражнения выполняются за счёт погружения в образы тех явлений, которые есть во-круг нас.
Вот ссылки на мои короткометражные фильмы о йоге и йога-терапии для взрослых.
Йога:
зарегистрируйтесь или войдите
Йога-терапия:
зарегистрируйтесь или войдите
Дыхательные упражнения
Йоговские дыхательные упражнения различаются по сложности, поэтому они должны использоваться с учётом формы ДЦП, возраста и пола пациента.
Основная направленность занятий дыхательными упражнениями заключается в том, чтобы обеспечить развитие и функционирование бронхолёгочной системы в со-ответствии с возрастом пациента и его реальным отставанием в развитии от сверст-ников.
Для младших школьников дыхание выполняется в виде игры, подражания при-родным явлениям с лёгкой помощью им. Подросткам же можно помогать делать выдох сильнее. Взрослые могут самостоятельно осваивать сложные дыхательные упражне-ния, но при этом им тоже необходимо помогать делать правильное и согласованное с сердечным ритмом, движением или действием дыхание.
Методика физических упражнений йоги при ДЦП
Регулярность, систематичность, последовательность, непрерывность и индивидуали-зация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием. Соблюдение дозирования, разнообразия и по-степенного увеличение физических нагрузок.
Во время физических занятий (исполнение йоговских упражнений) пациент дол-жен стремиться к эффекту подражания и погружению в образ (эффект пантомимы, пластического этюда), а не к обычному выполнению физических упражнений. Роль ин-структора при этом сводится к тому, чтобы грамотно помогать своему подопечному вы-полнять задания.
Зеркала при занятиях йогой должны отсутствовать, чтобы занимающийся мог полностью контролировать своё внутренне, а не внешнее состояние. Каждое упражне-ние должно выполняться в соответствии с правилами дыхания.
Выполнение йоговского дыхания должно стать обязательным условием занятий для тех, кому исполнилось 14 лет и у которых здоровое сердце.
Основные упражнения для начальных занятий йогой при симптомах ДЦП:
Поза Ученика, Поза Бабочки, Вариации Поза Кота, Растягивание Кота, Поза Кобры, Поза Рыбы, Поза Устрицы, Наклоны в стороны сидя и стоя, Поза Связанного угла, Кручения позвоночника лёжа и сидя, Замок за спиной, Поза Эмбриона.
Все они помогают восстанавливать гибкость позвоночника, разрабатывать пояс-нично-крестцовый отдел, убирать спастику, значительно тренировать лёгкие, которые при синдроме ДЦП очень слабо развиты. Все названные упражнения применяются для тех, у кого преимущественно симметричное поражения мышц и суставов.
Если подросток страдает из-за одностороннего поражения, то использовать нужно другие упражнения, которые лучше всего подбирать индивидуально. Это так называе-мые упражнения в разные стороны. Количество повторений в каждую сторону будет определяться индивидуальным состоянием человека. Однако названные ранее, тоже нужно выполнять, но при обязательном контроле ассистента и обязательно с его по-мощью, чтобы помогать удерживать максимально возможное симметричное положе-ние тела.
И обязательно нужно учить носителей синдрома ДЦП статически находиться в вертикальном состоянии на коленках и полностью на ногах. Это способствует трени-ровке вестибулярного аппарата и прививает чувство уверенности в такой позе. При этом также нужно развивать стабильное глубокое дыхание, но без задержек!
На каждом этапе определённое время уделяется выполнению разных по виду упражнений.
Примерное соотношение во время занятий указано в таблице.
Дыхание Для всего тела Специальные упражнения
Первый этап 50-70% 20-40% 5-10%
Второй этап 40-60% 30-50% 10-20%
Третий этап 30-40% 30-40% 20-40%
Навыки 20-30% 20-30% 50-60%
Контрастные водные процедуры.
Это могут быть ванны, душ, накладывание мокрых полотенец… При этом происходит нормализация состояния иммунной системы. Контрастная смена температур ускоряет обменные процессы, что приводит к оживлению застоявшихся и полностью не рабочих мышц. А деятельность последних позволяет нормализовать работу суставов за счёт нормализации выработки межсуставной жидкости. Укрепляется иммунитет.
Вялая кожа под воздействием контрастного душа приобретает тонус. Все застойные процессы исчезают, а движение лимфы нормализуется. Благодаря резкому расшире-нию сосудов ткани организма начинают выделять пот, с которым удаляются разнооб-разные токсины и шлаки, накопленные при длительном приёме препаратов, что значи-тельно улучшает функционирование всех органов и возвращает человеку отличное здоровье.
Послесловие
Пока что не понял, как вставлять картинки, чтобы нагляднее демонстрировать упражнения