Некролог протезно-ортопедической отрасли Фонд соцстраха, Минздравсоцразвития и Росздрав почти завершили подгот
Прежде инвалиду достаточно было явиться в медицинский отдел протезно-ортопедического предприятия со справкой ВТЭК или выпиской из истории болезни. Специалисты определяли, какой ему нужен протез. На изготовление уходили считанные дни. Счет за готовое изделие отсылался в региональный департамент соцзащиты. Деньги шли через федеральное казначейство. Схема работала как часы.
Три нормативных акта радикально изменили не только положение инвалидов, но и судьбу реабилитационной отрасли.
Приказ Минздравсоцразвития России №287 от 29.11.2004 г. утвердил форму индивидуальной программы реабилитации и сделал наличие этого документа у инвалида обязательным условием получения протеза.
Постановление Правительства РФ №771 от 12.12.2004 г. «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» разделило в отрасли функции управления и финансирования. Управление было передано Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Финансы достались Фонду социального страхования.
И, наконец, с 2005 года строка «Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий» исчезла из перечня бюджетных расходов. В утвержденном Минфином России «Перечне видов расходов функциональной бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» фигурирует строка «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий». Одной строкой прописаны эти расходы и в бюджете ФСС.
Получение протеза сразу же стало для инвалидов делом не менее изнурительным, чем спринтерская гонка на инвалидных колясках. Новые правила обрекли их на многонедельные мучения в очередях. Сначала поликлиника по месту жительства – получение направления на медико-социальную экспертизу (заполнение т.н. формы №88: анализы, флюорография, ЭКГ, терапевт, невропатолог, хирург). Затем – экспертиза для получения индивидуальной программы реабилитации. Ждать ее результата приходится до месяца. И, наконец, написав заявление в филиал ФСС, инвалид в течение 15 дней по закону должен получить направление на протезирование. Чтобы заменить или отремонтировать изношенный протез, приходится весь круг проходить заново…Особенно трудно приходиться сельским жителям, от которых вся эта инфраструктура отдалена и расстояниями и бездорожьем.
Тем временем Росздрав молча уступил функции регулирования реабилитационной отрасли ФСС – финансово-кредитному учреждению, далекому от проблем реабилитации. Фонд же провел конкурсы среди изготовителей протезно-ортопедических изделий. Однако что это были за конкурсы?
Протез – сложное техническое изделие. Он состоит из комплектующих элементов, обладающих различной функциональностью и имеющих разное назначение. Комплектация протеза подбирается по индивидуальным медицинским и социальным показаниям с целью максимального восстановления функций утраченной конечности. Точно предсказать, сколько и за какими видами протезно-ортопедических изделий обратится инвалидов в течение года, кажется, невозможно… Но это только кажется. В конкурсной документации ФСС жестко оговариваются необходимое число, номенклатура и стоимость заказываемых изделий.
Год за годом предприятия реабилитационной отрасли осваивали новые изделия, внедряли инновационные технологии, обучали своих специалистов… И вот приказом ФСС №24 от 02.02.2006 г. назначение инвалидам высокофункциональных протезов и ортезов, позволяющих добиться максимального реабилитационного эффекта, было резко ограничено. «В целях рационального расходования средств федерального бюджета» региональным отделениям Фонда велено для решения вопросов о назначении и оплате высокофункциональных протезов направлять документы на подтверждение в… Москву, в ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».
Любопытно, как и кем разрабатывалась конкурсная документация. Осенью 2006 года ФСС провел конкурс на разработку технического задания по проведению конкурсного отбора протезно-ортопедических предприятий для обеспечения инвалидов и ветеранов протезами верхних и нижних конечностей. Победителем признано ООО «Ортопедическая Индустрия Москва Энергия» – непосредственный продавец комплектующих для изготовления протезно-ортопедических изделий. Не в интересах ли этого заинтересованного юрлица написаны конкурсные документы?
«Ограничения по ценам, заранее определенные количество и номенклатура протезно-ортопедических изделий ставят крест на реабилитации инвалидов и на совершенствовании методов протезирования, – говорит представитель Ассоциации предприятий реабилитационной индустрии (АПРИ) Иван Сахнюк. – В номенклатуру на 2007 год включено лишь то, что разрешено приказом №24 и что реально оплачивалось Фондом в 2006 году. Даже цены были оставлены прежние. Наверное, в ФСС не верят в прогноз Минэкономразвития по уровню инфляции. По моему мнению, результатом политики Фонда стало резкое снижение в последние два года качества протезно-ортопедической помощи. Инвалиды получают изделия, не соответствующие их индивидуальным требованиям и медицинским показаниям. Свыше половины используемых в России протезов – разработки середины прошлого столетия, которые позволяют только передвигаться по дому».
Кроме того, смешение в одной статье расходов на закупку технических средств реабилитации и на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий дает Фонду, обожающему экономить бюджетные средства, право произвольно перераспределять их в пользу экзотических позиций, мало связанных с нуждами миллионов инвалидов. Если, например, в 2005 году на абсорбирующее белье и памперсы истрачено примерно 377,5 млн. руб., то в 2006-м – уже около 662 млн. А финансирование производства протезов в ушедшем году снизилось по сравнению с 2005 годом почти на 900 млн. руб.
Летом прошлого года одно за другим целый ряд региональных отделений ФСС вдруг прекратили перечислять протезно-ортопедическим предприятиям средства за выполненные ими заказы. Вместо выдачи направлений на протезирование во многих регионах соцстрах ставит инвалидов в очередь на получение этих самых направлений или вообще отзывает ранее выданные. Очереди на получение и замену протезов в 2006-м сдвинулись на 2007-й. Задержки с протезированием приводят к развитию у инвалидов сопутствующих заболеваний, утяжелению группы инвалидности.
Катастрофическую ситуацию с обеспечением инвалидов протезно-ортопедической помощью председатель Фонда Галина Карелова в своих интервью старается затрагивать "по касательной". Скажем, в интервью "Российской газете" (№47 от 07.03.2007) на вопрос ВОИ о причинах приостановки с середины прошлого года работы большинства протезных предприятий страны глава ФСС заявила буквально следующее: «Первое – это преувеличение насчет половины. Более того, в 2006 году некоторые предприятия только с середины года начали работать по нашим заказам. Предприятия очень надолго уходят в новогодний отпуск. И каждый раз пытаются преподнести это так, что у них якобы нет заказов».
Здесь что ни слово, то лукавство, считают представители реабилитационной отрасли. 13 января прошлого года Фондом в Москве проводился единый центральный конкурс. По тогдашнему законодательству его итоги были подведены через 40 дней. Прибавим сюда несколько недель на заключение госконтрактов. Соответственно, большинство протезно-ортопедических предприятий начали работу в конце марта, а вовсе не в середине года. И это продолжается уже третий год, с момента передачи полномочий ФСС РФ функций финансирования отрасли. Функции приняты, обязательств нет. Можно смело говорить, что система социальной защиты инвалидов разрушена и разруха достигает апогея.
Длительный новогодний отпуск - это перл еще похлеще. Он у предприятий реабилитационной отрасли такой же, как и у всей страны, – 10 дней. Однако кто-кто, а глава ФСС должна бы знать, что новое законодательство предусматривает подведение итогов конкурса через 30 (против прежних 40) дней после дня его проведения. Госконтракты в 2007 году подписываются региональными отделениями Фонда. На это уходит не менее недели, а как правило – несколько недель. Ведь они подписываются на каждый лот в отдельности, а лотов может быть несколько десятков, как это имеет место, например, в РО ФСС по Краснодарскому краю, Республике Северная Осетия-Алания и др. И только после подписания госконтракта РО ФСС имеет право перевести деньги на протезно-ортопедические предприятия. А направления конкретному инвалиду на протезирование региональные отделения Фонда, в свою очередь, могут давать лишь только после подписания госконтракта.
Теперь вернемся к началу этой цепочки. Пусть г-жа Карелова вспомнит, на какие даты РО ФСС были назначены конкурсы на 2007 год. С февраля по март. К тому же протезы, ортезы и ортопедическую обувь делают все-таки не из воздуха. Это ведь не горячо любимые нынешним руководством ФСС памперсы, которые можно заказывать «на склад» по принципу «утром стулья, вечером деньги».
Надо ли удивляться, что при таком закритическом уровне бюрократизации конкурсных процедур и заключении госконтрактов «протезки» заработают лишь со второй половины года?
«Деньги на первый квартал, – утверждает Карелова в интервью правительственному официозу, – направлены в регионы в достаточном количестве». «Возможно, – отмечает Иван Сахнюк из АПРИ, – она просто шутит. Инвалиды в России уже более полугода гарантированно не обеспечены протезами, ортезами и ортобувью. Федеральные ведомства завалены письмами инвалидов, умоляющих о помощи».
Самым интересным во всей этой ситуации является механизм искусственного формирования положительных показателей работы Фонда и Росздрава. В каждом регионе это происходит по разному, но базовая схема одна. Начиная с сентября-октября каждого года, по мере израсходования средств на протезирование и примерно до марта следующего года, т.е. до момента завершения новых торгов, региональными отделениями ФСС (по телефонному указу из Москвы) прекращается выдача направлений на протезирование. Стоит отметить, что согласно постановлению Правительства № 877 от 31.12.2005 г. направление выдается в 15-дневный срок с момента обращения инвалида. Постановление, как и ряд федеральных законов, смело попирается и не выполняется. В итоге практически нет реального учета нуждающихся, в итоге и ФСС и Росздрав белые и пушистые, в итоге и нет проблемы, и денег хватает.
Пресс-служба ФСС уже с полгода решительно отказывается от комментариев по вопросу о причинах искусственно организованных перебоев с финансированием производства протезно-ортопедических изделий, отсылая любопытствующих журналистов на ведомственный сайт. Может быть, свет на загадку прольет публичная полемика между руководством ФСС и Минфином России, разразившаяся 21 февраля? Готовя к внесению в Госдуму очередную порцию поправок в Бюджетный кодекс РФ, Минфин включил туда положение, обязывающее ФСС с января 2010 года перевести кассовое исполнение своего бюджета в федеральное казначейство. Руководство Фонда решительно противится планам Минфина. Госменеджеров из Орликова переулка можно понять. Ведь средства, отпускаемые ФСС Минфином на поддержку инвалидов, по закону находятся в оперативном управлении Фонда. А потому, если эти средства свободны, ФСС вправе вкладывать их в ликвидные госбумаги, держать на депозитах в коммерческих банках и получать от этого доходы. Которые поступают в самостоятельное распоряжение Фонда и учитываются им на отдельном балансе.
А что нужно для максимизации этих доходов? Очень немногое: как можно дольше не подпускать инвалидов – к протезам, предприятия – к госзаказу, а собственные региональные отделения – к живым деньгам.
Еще перед новым годом спикер Совета Федерации Сергей Миронов оценил работу ФСС по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями как неудовлетворительную и высказался за проверку деятельности Фонда Счетной палатой. Однако воз и ныне там.
Елена Храмцова
Три нормативных акта радикально изменили не только положение инвалидов, но и судьбу реабилитационной отрасли.
Приказ Минздравсоцразвития России №287 от 29.11.2004 г. утвердил форму индивидуальной программы реабилитации и сделал наличие этого документа у инвалида обязательным условием получения протеза.
Постановление Правительства РФ №771 от 12.12.2004 г. «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» разделило в отрасли функции управления и финансирования. Управление было передано Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Финансы достались Фонду социального страхования.
И, наконец, с 2005 года строка «Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий» исчезла из перечня бюджетных расходов. В утвержденном Минфином России «Перечне видов расходов функциональной бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» фигурирует строка «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий». Одной строкой прописаны эти расходы и в бюджете ФСС.
Получение протеза сразу же стало для инвалидов делом не менее изнурительным, чем спринтерская гонка на инвалидных колясках. Новые правила обрекли их на многонедельные мучения в очередях. Сначала поликлиника по месту жительства – получение направления на медико-социальную экспертизу (заполнение т.н. формы №88: анализы, флюорография, ЭКГ, терапевт, невропатолог, хирург). Затем – экспертиза для получения индивидуальной программы реабилитации. Ждать ее результата приходится до месяца. И, наконец, написав заявление в филиал ФСС, инвалид в течение 15 дней по закону должен получить направление на протезирование. Чтобы заменить или отремонтировать изношенный протез, приходится весь круг проходить заново…Особенно трудно приходиться сельским жителям, от которых вся эта инфраструктура отдалена и расстояниями и бездорожьем.
Тем временем Росздрав молча уступил функции регулирования реабилитационной отрасли ФСС – финансово-кредитному учреждению, далекому от проблем реабилитации. Фонд же провел конкурсы среди изготовителей протезно-ортопедических изделий. Однако что это были за конкурсы?
Протез – сложное техническое изделие. Он состоит из комплектующих элементов, обладающих различной функциональностью и имеющих разное назначение. Комплектация протеза подбирается по индивидуальным медицинским и социальным показаниям с целью максимального восстановления функций утраченной конечности. Точно предсказать, сколько и за какими видами протезно-ортопедических изделий обратится инвалидов в течение года, кажется, невозможно… Но это только кажется. В конкурсной документации ФСС жестко оговариваются необходимое число, номенклатура и стоимость заказываемых изделий.
Год за годом предприятия реабилитационной отрасли осваивали новые изделия, внедряли инновационные технологии, обучали своих специалистов… И вот приказом ФСС №24 от 02.02.2006 г. назначение инвалидам высокофункциональных протезов и ортезов, позволяющих добиться максимального реабилитационного эффекта, было резко ограничено. «В целях рационального расходования средств федерального бюджета» региональным отделениям Фонда велено для решения вопросов о назначении и оплате высокофункциональных протезов направлять документы на подтверждение в… Москву, в ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».
Любопытно, как и кем разрабатывалась конкурсная документация. Осенью 2006 года ФСС провел конкурс на разработку технического задания по проведению конкурсного отбора протезно-ортопедических предприятий для обеспечения инвалидов и ветеранов протезами верхних и нижних конечностей. Победителем признано ООО «Ортопедическая Индустрия Москва Энергия» – непосредственный продавец комплектующих для изготовления протезно-ортопедических изделий. Не в интересах ли этого заинтересованного юрлица написаны конкурсные документы?
«Ограничения по ценам, заранее определенные количество и номенклатура протезно-ортопедических изделий ставят крест на реабилитации инвалидов и на совершенствовании методов протезирования, – говорит представитель Ассоциации предприятий реабилитационной индустрии (АПРИ) Иван Сахнюк. – В номенклатуру на 2007 год включено лишь то, что разрешено приказом №24 и что реально оплачивалось Фондом в 2006 году. Даже цены были оставлены прежние. Наверное, в ФСС не верят в прогноз Минэкономразвития по уровню инфляции. По моему мнению, результатом политики Фонда стало резкое снижение в последние два года качества протезно-ортопедической помощи. Инвалиды получают изделия, не соответствующие их индивидуальным требованиям и медицинским показаниям. Свыше половины используемых в России протезов – разработки середины прошлого столетия, которые позволяют только передвигаться по дому».
Кроме того, смешение в одной статье расходов на закупку технических средств реабилитации и на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий дает Фонду, обожающему экономить бюджетные средства, право произвольно перераспределять их в пользу экзотических позиций, мало связанных с нуждами миллионов инвалидов. Если, например, в 2005 году на абсорбирующее белье и памперсы истрачено примерно 377,5 млн. руб., то в 2006-м – уже около 662 млн. А финансирование производства протезов в ушедшем году снизилось по сравнению с 2005 годом почти на 900 млн. руб.
Летом прошлого года одно за другим целый ряд региональных отделений ФСС вдруг прекратили перечислять протезно-ортопедическим предприятиям средства за выполненные ими заказы. Вместо выдачи направлений на протезирование во многих регионах соцстрах ставит инвалидов в очередь на получение этих самых направлений или вообще отзывает ранее выданные. Очереди на получение и замену протезов в 2006-м сдвинулись на 2007-й. Задержки с протезированием приводят к развитию у инвалидов сопутствующих заболеваний, утяжелению группы инвалидности.
Катастрофическую ситуацию с обеспечением инвалидов протезно-ортопедической помощью председатель Фонда Галина Карелова в своих интервью старается затрагивать "по касательной". Скажем, в интервью "Российской газете" (№47 от 07.03.2007) на вопрос ВОИ о причинах приостановки с середины прошлого года работы большинства протезных предприятий страны глава ФСС заявила буквально следующее: «Первое – это преувеличение насчет половины. Более того, в 2006 году некоторые предприятия только с середины года начали работать по нашим заказам. Предприятия очень надолго уходят в новогодний отпуск. И каждый раз пытаются преподнести это так, что у них якобы нет заказов».
Здесь что ни слово, то лукавство, считают представители реабилитационной отрасли. 13 января прошлого года Фондом в Москве проводился единый центральный конкурс. По тогдашнему законодательству его итоги были подведены через 40 дней. Прибавим сюда несколько недель на заключение госконтрактов. Соответственно, большинство протезно-ортопедических предприятий начали работу в конце марта, а вовсе не в середине года. И это продолжается уже третий год, с момента передачи полномочий ФСС РФ функций финансирования отрасли. Функции приняты, обязательств нет. Можно смело говорить, что система социальной защиты инвалидов разрушена и разруха достигает апогея.
Длительный новогодний отпуск - это перл еще похлеще. Он у предприятий реабилитационной отрасли такой же, как и у всей страны, – 10 дней. Однако кто-кто, а глава ФСС должна бы знать, что новое законодательство предусматривает подведение итогов конкурса через 30 (против прежних 40) дней после дня его проведения. Госконтракты в 2007 году подписываются региональными отделениями Фонда. На это уходит не менее недели, а как правило – несколько недель. Ведь они подписываются на каждый лот в отдельности, а лотов может быть несколько десятков, как это имеет место, например, в РО ФСС по Краснодарскому краю, Республике Северная Осетия-Алания и др. И только после подписания госконтракта РО ФСС имеет право перевести деньги на протезно-ортопедические предприятия. А направления конкретному инвалиду на протезирование региональные отделения Фонда, в свою очередь, могут давать лишь только после подписания госконтракта.
Теперь вернемся к началу этой цепочки. Пусть г-жа Карелова вспомнит, на какие даты РО ФСС были назначены конкурсы на 2007 год. С февраля по март. К тому же протезы, ортезы и ортопедическую обувь делают все-таки не из воздуха. Это ведь не горячо любимые нынешним руководством ФСС памперсы, которые можно заказывать «на склад» по принципу «утром стулья, вечером деньги».
Надо ли удивляться, что при таком закритическом уровне бюрократизации конкурсных процедур и заключении госконтрактов «протезки» заработают лишь со второй половины года?
«Деньги на первый квартал, – утверждает Карелова в интервью правительственному официозу, – направлены в регионы в достаточном количестве». «Возможно, – отмечает Иван Сахнюк из АПРИ, – она просто шутит. Инвалиды в России уже более полугода гарантированно не обеспечены протезами, ортезами и ортобувью. Федеральные ведомства завалены письмами инвалидов, умоляющих о помощи».
Самым интересным во всей этой ситуации является механизм искусственного формирования положительных показателей работы Фонда и Росздрава. В каждом регионе это происходит по разному, но базовая схема одна. Начиная с сентября-октября каждого года, по мере израсходования средств на протезирование и примерно до марта следующего года, т.е. до момента завершения новых торгов, региональными отделениями ФСС (по телефонному указу из Москвы) прекращается выдача направлений на протезирование. Стоит отметить, что согласно постановлению Правительства № 877 от 31.12.2005 г. направление выдается в 15-дневный срок с момента обращения инвалида. Постановление, как и ряд федеральных законов, смело попирается и не выполняется. В итоге практически нет реального учета нуждающихся, в итоге и ФСС и Росздрав белые и пушистые, в итоге и нет проблемы, и денег хватает.
Пресс-служба ФСС уже с полгода решительно отказывается от комментариев по вопросу о причинах искусственно организованных перебоев с финансированием производства протезно-ортопедических изделий, отсылая любопытствующих журналистов на ведомственный сайт. Может быть, свет на загадку прольет публичная полемика между руководством ФСС и Минфином России, разразившаяся 21 февраля? Готовя к внесению в Госдуму очередную порцию поправок в Бюджетный кодекс РФ, Минфин включил туда положение, обязывающее ФСС с января 2010 года перевести кассовое исполнение своего бюджета в федеральное казначейство. Руководство Фонда решительно противится планам Минфина. Госменеджеров из Орликова переулка можно понять. Ведь средства, отпускаемые ФСС Минфином на поддержку инвалидов, по закону находятся в оперативном управлении Фонда. А потому, если эти средства свободны, ФСС вправе вкладывать их в ликвидные госбумаги, держать на депозитах в коммерческих банках и получать от этого доходы. Которые поступают в самостоятельное распоряжение Фонда и учитываются им на отдельном балансе.
А что нужно для максимизации этих доходов? Очень немногое: как можно дольше не подпускать инвалидов – к протезам, предприятия – к госзаказу, а собственные региональные отделения – к живым деньгам.
Еще перед новым годом спикер Совета Федерации Сергей Миронов оценил работу ФСС по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями как неудовлетворительную и высказался за проверку деятельности Фонда Счетной палатой. Однако воз и ныне там.
Елена Храмцова
Просмотров: 6622
обсудить статью (0) / прочитать