Под лежачий камень вода не течет
Права инвалидов
Сегодня практически каждый знает , что 122-й закон , принятый в необъяснимой спешке, значительно ущемляет права инвалидов. Это касается обеспечения техническими средствами реабилитации, компенсирующими физические проблемы человека, прохождения санаторно-курортного лечения и обеспечения комфортного проезда к месту его проведения, создания доступной среды в больницах, поликлиниках и аптеках, в квартире и подъезде своего дома.
Специально акцентирую внимание на этих вопросах. Они, пожалуй, самые трудноразрешимые сегодня. Главное, ничего не пускать на самотек. Инвалид должен бороться за свои права. Только таким образом можно добиться своей независимости. Традиционное здравоохранение и социальная служба считают инвалидность болезнью. Независимость же они до сих пор измеряют тем, какое расстояние может пройти человек после болезни пешком или до какой степени сгибаются его ноги после катастрофы. Между тем измерять независимость инвалида следует по тому, насколько человек может быть хозяином своей жизни. Начиная с выбора кресла-коляски и заканчивая выбором жилища. Словом, измерять не количеством того, что может делать без посторонней помощи. А качеством жизни, включая оказываемую ему помощь. Барьеров же на этом пути вагон и еще маленькая тележка.
С января 2005 года, например, изменился порядок снабжения инвалидов техническими средствами реабилитации. Эти средства стали предоставляться только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР ),выдаваемой районными бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ ). Причем оформлять сей документ необходимо ежегодно. И тем, у кого инвалидность пожизненная, и тем, у кого временная нетрудоспособность. Представьте человека, которому четверть века назад установили третью группу инвалидности в связи с отсутствием конечностей. Все это время он пользовался услугами протезно-ортопедического предприятия, где ему изготавливали новые протезы. Теперь же, чтобы продолжить там обслуживаться, он должен оформить индивидуальную программу реабилитации.
Хорошо, если в ней требуется сделать запись ,касающуюся одних протезов. Процесс оформления не будет утомительным. Если же вам нужны мочеприемники, памперсы ( очередной абсурд правительственных мудрецов, такие и им подобные гигиенические устройства скорее дело медиков , а не фонда социального страхования) и не дай Бог вы захотите иметь в ИПР запись о том, что нуждаетесь в санаторно-курортном лечении… В этом случае вам придется пройти в поликлинике и бюро МСЭ мучительные процедуры, напоминающие пытки в застенках инквизиции. Попутно в кабинетах назовут массу документов, не рекомендующих санаторий из-за того, что у вас больная печень, не ритмично работает сердце, что у вас плохо функционируют почки и т.д. и т.п. Мол, с такими болячками до места лечения не добраться. При этом никто и слова поддержки не произнесет о том, что санаторно-курортное лечение обязательно нужно пройти именно для устранения проблем в работе перечисленных органов. В итоге большинство инвалидов ,махнув рукой, отказываются от своих намерений. В марте 2006 в 1-ой поликлинике при 7-ой горбольнице пришлось провести одно социологическое исследование. Из 12 человек, попытавшихся добиться права стать обладателем справки на получение санаторной путевки, получил ее только автор этих строк. Столкнувшись с бюрократической волокитой, пришлось пообещать написать заявление в прокуратуру. Причем происходило это в один из дней недели. Сколько же льготников области лишается своего права на санаторно-курортное лечение за месяц, за год ?
Кстати, при оформлении справки на получение санаторно-курортной путевки можно встретиться с еще одним абсурдом в действующем законодательстве. Суть его в следующем. Оказывается ,при 2-й группе инвалидности и 3-й ОСТ(ограничение степени трудоспособности) человек имеет право на получение санаторно-курортного лечения с сопровождающим. А инвалид 1-й группы со 2-й ОСТ таким правом не обладает. Это настоящий бред. Критерием установления 1-й группы инвалидности является нуждаемость человека в постоянном уходе, помощи и надзоре. А при 2-й группе инвалидности человек может не работать, но кто сказал, что он нуждается в уходе?! Получается очевидная несправедливость.
Следующий пример. Известно, что около 80% стоящих в очереди в бюро медико-социальной экспертизы на получение ИПР или переосвидетельствование - люди пенсионного возраста. Их стремление получить степень нетрудоспособности понятно, ведь за ОСТ - реальные деньги, которые многим помогают выжить подчас при нищенской пенсии... По-моему убеждению, это очередной маразм. Если человек достиг пенсионного возраста ( и он не работает), то какая разница, какое у него ОСТ. Получается, что государство и пенсионеры пытаются "переиграть" друг друга. Государство уходит все дальше от социальной сферы, даже не ставя вопрос о необходимости назначения старикам такого денежного содержания, которое обеспечивает по-настоящему достойную жизнь. Пенсионеры в свою очередь хватаются за любой шанс хоть как-то увеличить свой бюджет. И вот в очереди на медицинскую экспертизу выстраиваются люди, до выхода очередного закона легко обходившиеся вообще без инвалидности. И это уже не медицинская - это социальная очередь.
Не в лучшем положении находятся и молодые инвалиды. Представьте себе 18-летнего парня, инвалида в кресле-коляске с детства, пришедшего на МСЭ для оформления взрослой группы инвалидности. Как может комиссия определить наличие у него способностей к трудовой деятельности? У нас сегодня рынок. Одному предпринимателю нужно одно, другому - другое. А у парня ни образования, ни специальности, ни опыта работы. Ему ставят третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. В деньгах выходит примерно 3500 рублей. Работать при этом он не имеет права. Ведь у него записано, что он «нетрудоспособен». И никто не возьмется его трудоустроить. В этом случае работодатель нарушит закон. Если же молодой человек попросит комиссию поставить вторую степень, которая позволяет работать инвалиду в специально созданных условиях, то он потеряет 1500 рублей. Средняя зарплата людей с ограниченными возможностями на предприятиях области составляет около 2000 рублей. Вот тут человек начинает взвешивать: стоит ли ему работать за 500 рублей в месяц или лучше сидеть дома и ничего не делать. Словом, законы, а ,значит, и государство в целом, не стимулируют инвалидов к работе.
С проездом инвалида-колясочника к месту санаторно-курортного лечения бюрократы от правительства устроило что-то невообразимое. Дело в том, что в России всего два санатория для такой категории людей - под Самарой «Сергиевские минеральные воды» и в Пятигорске «Лесная поляна». Если вам посчастливится стать обладателем путевки туда, то добираться до места лечения сотрудники регионального отделения фонда социального страхования предложат железнодорожным транспортом . Да, они хорошо осведомлены, что специального купе для инвалидов-колясочников в поездах, следующих до Самары и Пятигорска ( такое купе есть только в поездах следующих до Москвы ) нет, что в обычный вагон кресло-коляска по своим габаритам не проходит, что естественные надобности, какой бы долгой дорога не была, придется держать при себе, что… Словом, все знают, но только разводят руками. Они тоже не могут понять, чем же руководствовались чиновники из ведомства Михаила Зурабова, когда готовили «Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 864 от 29 декабря 2004 года. Сей документ предписывает добираться до санатория железной дорогой. Проезд самолетом разрешается только при отсутствии таковой. В лучшем случае инвалиду- колясочнику могут предложить ехать из Екатеринбурга до Самары через Москву. Это, конечно, одно и тоже, что почесать свое правое ухо пяткой левой ноги. Но ничего не сделаешь, надо принимать решение, каким бы сложным оно не было: либо отказываться от путевки, либо чесать ухо.
Невольно возникает вопрос: до каких пор мы будем обманывать друг друга? Когда, наконец, будут приниматься законы, четко ставящие и четко решающие конкретные задачи: пенсионерам - нормальные пенсии, работающим инвалидам - возможность нормально трудиться и обеспечивать себя, нуждающимся в реабилитации - качественные , так необходимые технические и иные средства реабилитации, в том числе и санатории?
Сегодня практически каждый знает , что 122-й закон , принятый в необъяснимой спешке, значительно ущемляет права инвалидов. Это касается обеспечения техническими средствами реабилитации, компенсирующими физические проблемы человека, прохождения санаторно-курортного лечения и обеспечения комфортного проезда к месту его проведения, создания доступной среды в больницах, поликлиниках и аптеках, в квартире и подъезде своего дома.
Специально акцентирую внимание на этих вопросах. Они, пожалуй, самые трудноразрешимые сегодня. Главное, ничего не пускать на самотек. Инвалид должен бороться за свои права. Только таким образом можно добиться своей независимости. Традиционное здравоохранение и социальная служба считают инвалидность болезнью. Независимость же они до сих пор измеряют тем, какое расстояние может пройти человек после болезни пешком или до какой степени сгибаются его ноги после катастрофы. Между тем измерять независимость инвалида следует по тому, насколько человек может быть хозяином своей жизни. Начиная с выбора кресла-коляски и заканчивая выбором жилища. Словом, измерять не количеством того, что может делать без посторонней помощи. А качеством жизни, включая оказываемую ему помощь. Барьеров же на этом пути вагон и еще маленькая тележка.
С января 2005 года, например, изменился порядок снабжения инвалидов техническими средствами реабилитации. Эти средства стали предоставляться только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР ),выдаваемой районными бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ ). Причем оформлять сей документ необходимо ежегодно. И тем, у кого инвалидность пожизненная, и тем, у кого временная нетрудоспособность. Представьте человека, которому четверть века назад установили третью группу инвалидности в связи с отсутствием конечностей. Все это время он пользовался услугами протезно-ортопедического предприятия, где ему изготавливали новые протезы. Теперь же, чтобы продолжить там обслуживаться, он должен оформить индивидуальную программу реабилитации.
Хорошо, если в ней требуется сделать запись ,касающуюся одних протезов. Процесс оформления не будет утомительным. Если же вам нужны мочеприемники, памперсы ( очередной абсурд правительственных мудрецов, такие и им подобные гигиенические устройства скорее дело медиков , а не фонда социального страхования) и не дай Бог вы захотите иметь в ИПР запись о том, что нуждаетесь в санаторно-курортном лечении… В этом случае вам придется пройти в поликлинике и бюро МСЭ мучительные процедуры, напоминающие пытки в застенках инквизиции. Попутно в кабинетах назовут массу документов, не рекомендующих санаторий из-за того, что у вас больная печень, не ритмично работает сердце, что у вас плохо функционируют почки и т.д. и т.п. Мол, с такими болячками до места лечения не добраться. При этом никто и слова поддержки не произнесет о том, что санаторно-курортное лечение обязательно нужно пройти именно для устранения проблем в работе перечисленных органов. В итоге большинство инвалидов ,махнув рукой, отказываются от своих намерений. В марте 2006 в 1-ой поликлинике при 7-ой горбольнице пришлось провести одно социологическое исследование. Из 12 человек, попытавшихся добиться права стать обладателем справки на получение санаторной путевки, получил ее только автор этих строк. Столкнувшись с бюрократической волокитой, пришлось пообещать написать заявление в прокуратуру. Причем происходило это в один из дней недели. Сколько же льготников области лишается своего права на санаторно-курортное лечение за месяц, за год ?
Кстати, при оформлении справки на получение санаторно-курортной путевки можно встретиться с еще одним абсурдом в действующем законодательстве. Суть его в следующем. Оказывается ,при 2-й группе инвалидности и 3-й ОСТ(ограничение степени трудоспособности) человек имеет право на получение санаторно-курортного лечения с сопровождающим. А инвалид 1-й группы со 2-й ОСТ таким правом не обладает. Это настоящий бред. Критерием установления 1-й группы инвалидности является нуждаемость человека в постоянном уходе, помощи и надзоре. А при 2-й группе инвалидности человек может не работать, но кто сказал, что он нуждается в уходе?! Получается очевидная несправедливость.
Следующий пример. Известно, что около 80% стоящих в очереди в бюро медико-социальной экспертизы на получение ИПР или переосвидетельствование - люди пенсионного возраста. Их стремление получить степень нетрудоспособности понятно, ведь за ОСТ - реальные деньги, которые многим помогают выжить подчас при нищенской пенсии... По-моему убеждению, это очередной маразм. Если человек достиг пенсионного возраста ( и он не работает), то какая разница, какое у него ОСТ. Получается, что государство и пенсионеры пытаются "переиграть" друг друга. Государство уходит все дальше от социальной сферы, даже не ставя вопрос о необходимости назначения старикам такого денежного содержания, которое обеспечивает по-настоящему достойную жизнь. Пенсионеры в свою очередь хватаются за любой шанс хоть как-то увеличить свой бюджет. И вот в очереди на медицинскую экспертизу выстраиваются люди, до выхода очередного закона легко обходившиеся вообще без инвалидности. И это уже не медицинская - это социальная очередь.
Не в лучшем положении находятся и молодые инвалиды. Представьте себе 18-летнего парня, инвалида в кресле-коляске с детства, пришедшего на МСЭ для оформления взрослой группы инвалидности. Как может комиссия определить наличие у него способностей к трудовой деятельности? У нас сегодня рынок. Одному предпринимателю нужно одно, другому - другое. А у парня ни образования, ни специальности, ни опыта работы. Ему ставят третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. В деньгах выходит примерно 3500 рублей. Работать при этом он не имеет права. Ведь у него записано, что он «нетрудоспособен». И никто не возьмется его трудоустроить. В этом случае работодатель нарушит закон. Если же молодой человек попросит комиссию поставить вторую степень, которая позволяет работать инвалиду в специально созданных условиях, то он потеряет 1500 рублей. Средняя зарплата людей с ограниченными возможностями на предприятиях области составляет около 2000 рублей. Вот тут человек начинает взвешивать: стоит ли ему работать за 500 рублей в месяц или лучше сидеть дома и ничего не делать. Словом, законы, а ,значит, и государство в целом, не стимулируют инвалидов к работе.
С проездом инвалида-колясочника к месту санаторно-курортного лечения бюрократы от правительства устроило что-то невообразимое. Дело в том, что в России всего два санатория для такой категории людей - под Самарой «Сергиевские минеральные воды» и в Пятигорске «Лесная поляна». Если вам посчастливится стать обладателем путевки туда, то добираться до места лечения сотрудники регионального отделения фонда социального страхования предложат железнодорожным транспортом . Да, они хорошо осведомлены, что специального купе для инвалидов-колясочников в поездах, следующих до Самары и Пятигорска ( такое купе есть только в поездах следующих до Москвы ) нет, что в обычный вагон кресло-коляска по своим габаритам не проходит, что естественные надобности, какой бы долгой дорога не была, придется держать при себе, что… Словом, все знают, но только разводят руками. Они тоже не могут понять, чем же руководствовались чиновники из ведомства Михаила Зурабова, когда готовили «Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 864 от 29 декабря 2004 года. Сей документ предписывает добираться до санатория железной дорогой. Проезд самолетом разрешается только при отсутствии таковой. В лучшем случае инвалиду- колясочнику могут предложить ехать из Екатеринбурга до Самары через Москву. Это, конечно, одно и тоже, что почесать свое правое ухо пяткой левой ноги. Но ничего не сделаешь, надо принимать решение, каким бы сложным оно не было: либо отказываться от путевки, либо чесать ухо.
Невольно возникает вопрос: до каких пор мы будем обманывать друг друга? Когда, наконец, будут приниматься законы, четко ставящие и четко решающие конкретные задачи: пенсионерам - нормальные пенсии, работающим инвалидам - возможность нормально трудиться и обеспечивать себя, нуждающимся в реабилитации - качественные , так необходимые технические и иные средства реабилитации, в том числе и санатории?
Анатолий Холодилин
Просмотров: 6447
Статья добавлена пользователем: сатурн
обсудить статью (2) / прочитать