Образование инвалидов и их профессиональная реабилитация
Кавокин С.Н. доктор социологических наук, профессор,
действительный член Российской академии естественных наук и Российской академии социальных наук, генеральный дирек-тор Центра социального проектирования РАЕН, член Коорди-национного совета по правам ребенка при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Образование инвалидов и их профессиональная реабилитация
в современной России
Рассмотрение вопроса о «Социальной адаптации инвалидов в сфере образования» являет-ся весьма актуальным в настоящее время, однако решение данной проблемы невозможно свести только к образованию инвалидов. Необходимо постоянно помнить о том, что профессиональное образование инвалида не самоцель, а средство его профессиональной реабилитации, конечной целью которой является рациональное трудоустройство инвалида, достижение его экономической независимости и самостоятельности.
Однако ситуация складывающаяся в настоящее время в России может быть оценена как весьма противоречивая и основные противоречия ярко отражены в динамике положения инвалидов в нашей стране. В целом складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне профицитного бюджета и стремительного роста объема средств, получаемых страной, в первую очередь в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. И если раньше все недостатки в реабилитации инвалидов старались объяснить отсутствием средств, то в настоящее время всем стало ясно, что дело не в средствах, а в той политике, которую в отношении инвалидов определяет Правительство России, в том числе и в лице Минздравсоцразвития. Необходимо отметить, что в 90-х годах прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной, но, увы, этой попытки хватило не надолго. Уже в начале этого века произошел резкий поворот на 180 градусов, и были фактически ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е годы.
Начало этим изменениям было положено принятием нового налогового кодекса и ликвидации всех льгот предприятий, применяющих труд инвалидов которые на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов. Видимо, авторы такой политики даже и не слышали о том, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо не конкурентные на рынке труда, по сравнению с лицами, не имеющими ограничений жизнедеятельности, а потому обречены оставаться на рынке тру-да аутсайдерами, если государство в отношении их не будет проявлять патернализм. При этом указанные выше авторы скорей всего не знают, либо делают вид, что не знают, того что именно государство в подавляющем большинстве случае либо непосредственно, либо опосредовано ответственно за то, что его граждане становятся инвалидами, а потому по морально – этическим нормам не должно оставаться в стороне от решения их проблем. Это давно стало аксиомой во многих развитых странах, но только не в России. В результате у нас до сих пор многие чиновники считают, что забота об инвалидах не обязанность, а так сказать некоторая милость со стороны государства, а потому инвалиды обязаны уни-жено просить и терпеливо ждать, а не требовать и добиваться реализации своих, закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни.
Получение инвалидами профессионального образования теряет всякий смысл, если оно не сопровождается последующим гарантированным трудоустройством, поэтому эти два во-проса необходимо рассматривать в едином комплексе и начинать надо с профессиональной ориентации, причем проводить ее еще до поступления в соответствующее учебное заведение, то есть на этапе выбора инвалидом своего профессионального пути. При этом необходимо провести не просто профессиональную ориентацию, а такую, которая бы оценивала профессиональные потенциальные возможности инвалида, с учетом имеющихся у него функциональных нарушений. До настоящего времени, несмотря на попытки формирования ИПР при прохождении инвалидами освидетельствования в бюро МСЭ, данный вопрос остается наиболее слабо проработанным, а так называемые трудовые рекомендации, выдаваемые инвалидам, не только не способствуют, но зачастую препятствуют их последующему трудоустройству. Немедленное решение данного вопроса особен-но актуально в отношении детей – инвалидов и молодых инвалидов, у которых впереди еще вся трудовая жизнь.
Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стала практическая реализация Федерального закона №122-ФЗ 2004 г., принятого в пожарном порядке и предусматривающего комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Это во многом ухудшила положение всех инвалидов и особенно негативно отразилась на возможности осуществления комплексной реабили-тации детей – инвалидов. В результате проведения таких реформ дети – инвалиды, проживающие в России с января 2005 года были поставлены в неравное положение, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, а нормы вновь принятых в связи с этим изменений в Законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федера-ции», «Об образовании» и других создали дополнительные препятствия к интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов в общество.
И, наконец, третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетель-ствования инвалидов в бюро МСЭ. До середины 90-х годов в СССР, а в последующем и в России существовала система ВТЭК, то есть врачебно-трудовых экспертных комиссий. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МЭС. При этом суть данной реорганизации отнюдь не состояла только в изменении наименования этих структур. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничения жизнедеятельности. Однако в последнее время Правительство в лице Минздравсоцразвития совершило очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных Законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь выдвинулось ограничение способности к труду и все бюро МСЭ дружно вернулись к своим привычным для себя функциям, свойственным ранее существовавшим ВТЭК, тем более, что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. С учетом того, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности ни как не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся всеми правдами и неправдами получить 3 степень нарушения способности к трудовой деятельности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был создан обратный эффект направленный на разви-тие у инвалидов иждивенческого менталитета.
В начале выступления я уже говорил о морально – этическом основании заботы государства об интеграции инвалидов в общество, но надо понять, что кроме этого имеются и веские экономические основания для вовлечения инвалидов в трудовую деятельность. Эти экономические основания имеют две стороны. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой по данным исследований проведенных Санкт Петер-бургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов, имеют 59,4% (более 8 млн.) инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости, интегрироваться в общество. А с другой – трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов, что уже привело к серьезным последствиям. Проведенные Санкт Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования, кроме того показали, что в настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов в России находится в критическом состоянии. Если в начале 90-х годов в стране работало 86% инвалидов 3 группы и 25% инвалидов 1 и 2 группы, что в целом со-ставляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас по различным данным работает не более 12 – 15% инвалидов. (См. Приложение № 1)При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн.) инвалидов, в обучении – 9,6% (свыше 1,4 млн.) инвалидов, в профессиональной подготовке и переподготовке – 13,9% (свыше 2,0 млн.) инвалидов, в трудовой адаптации – 25% (свы-ше 3,7 млн.) инвалидов. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Продолжая взятый в начале XXI века курс на изменение политики в отношении инвалидов, отдельные чиновники не только не принимают эффективных мер для трудоустройства инвалидов и поддержки данного процесса со стороны государства, но даже закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов хотят представить как дополнительный налог на предпринимателей и выступают против его реализации.
Проводимые исследования показали, что невозможно эффективно осуществлять профессиональную реабилитацию инвалидов без внедрения системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а это требует особого внимания со стороны государства. При этом и профессиональное обучение инвалидов, а так же создание рабочих мест для их трудоустройства не только представляет интерес для самих ин-валидов, но и экономически выгодно государству. Так, расчеты, проведенные специалистами Московского технического университета им. Баумана показали, что инвестиции на обучение в течении семи лет инвалида в данном университете полностью окупаются за счет выплаты ими налогов после трудоустройства всего за четыре года (при уровне зара-ботной платы около 15 000 руб. в месяц), а в течении последующих трех - четырех лет происходит погашение расходов на пенсию, полученную студентами-инвалидами за пе-риод учебы. (См. Приложение № 2) Дополнительные расчеты позволяют сделать вывод о том, что годовые инвестиции в образование инвалидов окупаются за счет налогов в бюджет фактически за 6,85 месяцев трудовой деятельности, а с учетом получаемой студентом – инвалидом за этот период пенсии – примерно за один год. Еще более эффективны инвестиции в образование студентов – инвалидов, обучающихся в Международном независимом эколого-политологическом университете (г. Москва), осуществляющем программу обучения данной категории студентов, проживающих в Московской области и г. Москве. Расчеты показывают, что годовые инвестиции в образование данных студентов – инвалидов практически окупаются за 4 месяца трудовой деятельности выпускников, а с учетом получаемой ими за год обучения пенсии – за 0,9 года. (См. Приложение № 3)
Аналогично проведенные расчеты позволяют сделать обоснование экономической эффективности не только инвестиций в профессиональную подготовку инвалидов, но и в создание и сохранение рабочих мест для их трудоустройства. Именно это и является экономическим основание для внедрения системы профессиональной реабилитации инвалидов, которое в сочетании с учетом морально – этического аспекта данного процесса позволяет государству полностью выполнять свои обязательства перед своими гражданами, ставшими инвалидами. Такой подход полностью соответствует и требованиям Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1993 г. Резолюция № 48/96, а так же Конвенции о правах инвалидов одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 06 декабря 2006 года.
Эффективное проведение профессиональной реабилитации детей – инвалидов невозможно без создания и широкого внедрения системы их профессиональной ориентации, учитывающей их профессиональные потенциальные возможности. Именно для решения этой задачи специалистами Центра социального проектирования была разработан инструментарий в виде электронного профессиографического справочника , а также выпущено учебно-методическое пособие по его применению.
Таким образом, инвестиции в профессиональную реабилитацию инвалидов, включающую оценку их профессиональных потенциальных возможностей, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку или переподготовку, а так же их рациональное трудоустройство, не только позволяет реально повысить уровень жизни инвалидов, обеспечить их экономическую независимость и интеграцию в общество, но и экономически эффективны для государства, так как не только обеспечивают возврат вложенных средств, но и позволяют в последующем получать дополнительный доход за счет налогов в бюджет государства.
Реализация описанных выше подходов и расчетов требует существенного совершенствования существующей системы комплексной реабилитации инвалидов и в первую очередь детей – инвалидов. Именно поэтому Центром социального проектирования РАЕН была разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которая была включена в Специальный доклад Уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей - инвалидов в Российской Федерации» - 2006 г. В этом докладе говориться: «все это указывает на необходимость совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной системы реабилитации инвалидов в целом. В процессе подготовки настоящего доклада принимала группа ученых Центра социального проектирования РАЕН во главе с академиком РАЕН, профессором С.Н. Кавокиным. Ими разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которую после апробации в ряде регионов страны и усовершенствования можно было бы предложить к практической реализации».
В заключении мне хотелось бы заострить внимание на том, что бездумное проведение политики, фактически направленной на выдавливание инвалидов с рынка труда и препятствующей их трудоустройству, уже привело к тому, что за последние 10 лет потеряли работу как минимум 5 млн. инвалидов. Одновременно в результате этого бюджет потерял как минимум 5 млн. налогоплательщиков и не менее 13 миллиардов рублей ежемесячных налоговых поступлений, что составляет 156 млрд. рублей в год. Благодаря этому вместо 5 млн. работников – страна получила 5 млн. иждивенцев, которым выплачивает в виде пенсий не менее 20 млрд. руб. ежемесячно, не получая взамен ничего, хотя и можно было бы частично компенсировать эти выплаты за счет налогов работающих инвалидов в размере не менее 13 млрд. руб. И это при том, что в бюджете 2005 г. на социальную политику было предусмотрено ежемесячно 13,94 млрд. руб., а на здравоохранение и спорт – всего 7,137 млрд. руб.
действительный член Российской академии естественных наук и Российской академии социальных наук, генеральный дирек-тор Центра социального проектирования РАЕН, член Коорди-национного совета по правам ребенка при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Образование инвалидов и их профессиональная реабилитация
в современной России
Рассмотрение вопроса о «Социальной адаптации инвалидов в сфере образования» являет-ся весьма актуальным в настоящее время, однако решение данной проблемы невозможно свести только к образованию инвалидов. Необходимо постоянно помнить о том, что профессиональное образование инвалида не самоцель, а средство его профессиональной реабилитации, конечной целью которой является рациональное трудоустройство инвалида, достижение его экономической независимости и самостоятельности.
Однако ситуация складывающаяся в настоящее время в России может быть оценена как весьма противоречивая и основные противоречия ярко отражены в динамике положения инвалидов в нашей стране. В целом складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне профицитного бюджета и стремительного роста объема средств, получаемых страной, в первую очередь в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. И если раньше все недостатки в реабилитации инвалидов старались объяснить отсутствием средств, то в настоящее время всем стало ясно, что дело не в средствах, а в той политике, которую в отношении инвалидов определяет Правительство России, в том числе и в лице Минздравсоцразвития. Необходимо отметить, что в 90-х годах прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной, но, увы, этой попытки хватило не надолго. Уже в начале этого века произошел резкий поворот на 180 градусов, и были фактически ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е годы.
Начало этим изменениям было положено принятием нового налогового кодекса и ликвидации всех льгот предприятий, применяющих труд инвалидов которые на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов. Видимо, авторы такой политики даже и не слышали о том, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо не конкурентные на рынке труда, по сравнению с лицами, не имеющими ограничений жизнедеятельности, а потому обречены оставаться на рынке тру-да аутсайдерами, если государство в отношении их не будет проявлять патернализм. При этом указанные выше авторы скорей всего не знают, либо делают вид, что не знают, того что именно государство в подавляющем большинстве случае либо непосредственно, либо опосредовано ответственно за то, что его граждане становятся инвалидами, а потому по морально – этическим нормам не должно оставаться в стороне от решения их проблем. Это давно стало аксиомой во многих развитых странах, но только не в России. В результате у нас до сих пор многие чиновники считают, что забота об инвалидах не обязанность, а так сказать некоторая милость со стороны государства, а потому инвалиды обязаны уни-жено просить и терпеливо ждать, а не требовать и добиваться реализации своих, закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни.
Получение инвалидами профессионального образования теряет всякий смысл, если оно не сопровождается последующим гарантированным трудоустройством, поэтому эти два во-проса необходимо рассматривать в едином комплексе и начинать надо с профессиональной ориентации, причем проводить ее еще до поступления в соответствующее учебное заведение, то есть на этапе выбора инвалидом своего профессионального пути. При этом необходимо провести не просто профессиональную ориентацию, а такую, которая бы оценивала профессиональные потенциальные возможности инвалида, с учетом имеющихся у него функциональных нарушений. До настоящего времени, несмотря на попытки формирования ИПР при прохождении инвалидами освидетельствования в бюро МСЭ, данный вопрос остается наиболее слабо проработанным, а так называемые трудовые рекомендации, выдаваемые инвалидам, не только не способствуют, но зачастую препятствуют их последующему трудоустройству. Немедленное решение данного вопроса особен-но актуально в отношении детей – инвалидов и молодых инвалидов, у которых впереди еще вся трудовая жизнь.
Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стала практическая реализация Федерального закона №122-ФЗ 2004 г., принятого в пожарном порядке и предусматривающего комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Это во многом ухудшила положение всех инвалидов и особенно негативно отразилась на возможности осуществления комплексной реабили-тации детей – инвалидов. В результате проведения таких реформ дети – инвалиды, проживающие в России с января 2005 года были поставлены в неравное положение, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, а нормы вновь принятых в связи с этим изменений в Законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федера-ции», «Об образовании» и других создали дополнительные препятствия к интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов в общество.
И, наконец, третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетель-ствования инвалидов в бюро МСЭ. До середины 90-х годов в СССР, а в последующем и в России существовала система ВТЭК, то есть врачебно-трудовых экспертных комиссий. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МЭС. При этом суть данной реорганизации отнюдь не состояла только в изменении наименования этих структур. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничения жизнедеятельности. Однако в последнее время Правительство в лице Минздравсоцразвития совершило очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных Законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь выдвинулось ограничение способности к труду и все бюро МСЭ дружно вернулись к своим привычным для себя функциям, свойственным ранее существовавшим ВТЭК, тем более, что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. С учетом того, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности ни как не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся всеми правдами и неправдами получить 3 степень нарушения способности к трудовой деятельности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был создан обратный эффект направленный на разви-тие у инвалидов иждивенческого менталитета.
В начале выступления я уже говорил о морально – этическом основании заботы государства об интеграции инвалидов в общество, но надо понять, что кроме этого имеются и веские экономические основания для вовлечения инвалидов в трудовую деятельность. Эти экономические основания имеют две стороны. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой по данным исследований проведенных Санкт Петер-бургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов, имеют 59,4% (более 8 млн.) инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости, интегрироваться в общество. А с другой – трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов, что уже привело к серьезным последствиям. Проведенные Санкт Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования, кроме того показали, что в настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов в России находится в критическом состоянии. Если в начале 90-х годов в стране работало 86% инвалидов 3 группы и 25% инвалидов 1 и 2 группы, что в целом со-ставляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас по различным данным работает не более 12 – 15% инвалидов. (См. Приложение № 1)При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн.) инвалидов, в обучении – 9,6% (свыше 1,4 млн.) инвалидов, в профессиональной подготовке и переподготовке – 13,9% (свыше 2,0 млн.) инвалидов, в трудовой адаптации – 25% (свы-ше 3,7 млн.) инвалидов. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Продолжая взятый в начале XXI века курс на изменение политики в отношении инвалидов, отдельные чиновники не только не принимают эффективных мер для трудоустройства инвалидов и поддержки данного процесса со стороны государства, но даже закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов хотят представить как дополнительный налог на предпринимателей и выступают против его реализации.
Проводимые исследования показали, что невозможно эффективно осуществлять профессиональную реабилитацию инвалидов без внедрения системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а это требует особого внимания со стороны государства. При этом и профессиональное обучение инвалидов, а так же создание рабочих мест для их трудоустройства не только представляет интерес для самих ин-валидов, но и экономически выгодно государству. Так, расчеты, проведенные специалистами Московского технического университета им. Баумана показали, что инвестиции на обучение в течении семи лет инвалида в данном университете полностью окупаются за счет выплаты ими налогов после трудоустройства всего за четыре года (при уровне зара-ботной платы около 15 000 руб. в месяц), а в течении последующих трех - четырех лет происходит погашение расходов на пенсию, полученную студентами-инвалидами за пе-риод учебы. (См. Приложение № 2) Дополнительные расчеты позволяют сделать вывод о том, что годовые инвестиции в образование инвалидов окупаются за счет налогов в бюджет фактически за 6,85 месяцев трудовой деятельности, а с учетом получаемой студентом – инвалидом за этот период пенсии – примерно за один год. Еще более эффективны инвестиции в образование студентов – инвалидов, обучающихся в Международном независимом эколого-политологическом университете (г. Москва), осуществляющем программу обучения данной категории студентов, проживающих в Московской области и г. Москве. Расчеты показывают, что годовые инвестиции в образование данных студентов – инвалидов практически окупаются за 4 месяца трудовой деятельности выпускников, а с учетом получаемой ими за год обучения пенсии – за 0,9 года. (См. Приложение № 3)
Аналогично проведенные расчеты позволяют сделать обоснование экономической эффективности не только инвестиций в профессиональную подготовку инвалидов, но и в создание и сохранение рабочих мест для их трудоустройства. Именно это и является экономическим основание для внедрения системы профессиональной реабилитации инвалидов, которое в сочетании с учетом морально – этического аспекта данного процесса позволяет государству полностью выполнять свои обязательства перед своими гражданами, ставшими инвалидами. Такой подход полностью соответствует и требованиям Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1993 г. Резолюция № 48/96, а так же Конвенции о правах инвалидов одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 06 декабря 2006 года.
Эффективное проведение профессиональной реабилитации детей – инвалидов невозможно без создания и широкого внедрения системы их профессиональной ориентации, учитывающей их профессиональные потенциальные возможности. Именно для решения этой задачи специалистами Центра социального проектирования была разработан инструментарий в виде электронного профессиографического справочника , а также выпущено учебно-методическое пособие по его применению.
Таким образом, инвестиции в профессиональную реабилитацию инвалидов, включающую оценку их профессиональных потенциальных возможностей, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку или переподготовку, а так же их рациональное трудоустройство, не только позволяет реально повысить уровень жизни инвалидов, обеспечить их экономическую независимость и интеграцию в общество, но и экономически эффективны для государства, так как не только обеспечивают возврат вложенных средств, но и позволяют в последующем получать дополнительный доход за счет налогов в бюджет государства.
Реализация описанных выше подходов и расчетов требует существенного совершенствования существующей системы комплексной реабилитации инвалидов и в первую очередь детей – инвалидов. Именно поэтому Центром социального проектирования РАЕН была разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которая была включена в Специальный доклад Уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей - инвалидов в Российской Федерации» - 2006 г. В этом докладе говориться: «все это указывает на необходимость совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной системы реабилитации инвалидов в целом. В процессе подготовки настоящего доклада принимала группа ученых Центра социального проектирования РАЕН во главе с академиком РАЕН, профессором С.Н. Кавокиным. Ими разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которую после апробации в ряде регионов страны и усовершенствования можно было бы предложить к практической реализации».
В заключении мне хотелось бы заострить внимание на том, что бездумное проведение политики, фактически направленной на выдавливание инвалидов с рынка труда и препятствующей их трудоустройству, уже привело к тому, что за последние 10 лет потеряли работу как минимум 5 млн. инвалидов. Одновременно в результате этого бюджет потерял как минимум 5 млн. налогоплательщиков и не менее 13 миллиардов рублей ежемесячных налоговых поступлений, что составляет 156 млрд. рублей в год. Благодаря этому вместо 5 млн. работников – страна получила 5 млн. иждивенцев, которым выплачивает в виде пенсий не менее 20 млрд. руб. ежемесячно, не получая взамен ничего, хотя и можно было бы частично компенсировать эти выплаты за счет налогов работающих инвалидов в размере не менее 13 млрд. руб. И это при том, что в бюджете 2005 г. на социальную политику было предусмотрено ежемесячно 13,94 млрд. руб., а на здравоохранение и спорт – всего 7,137 млрд. руб.
Просмотров: 11475
обсудить статью (19) / прочитать