Опыт работы по подготовке массажистов с нарушенным зрением
Безуглова И.А., кандидат медицинских наук
Кривенкова В.В.
г. Санкт-Петербург
Кривенкова В.В.
г. Санкт-Петербург
Проблема профессиональной подготовки и профессиональной адаптации инвалидов давно стоит перед обществом. В нашей стране традиционно труд большинства незрячих использовался на учебно-производственных предприятиях ВОС. В настоящее время количество рабочих мест на этих предприятиях значительно сокращено. Не найдя применения своим силам незрячие чувствуют социальную несостоятельность.
В 1991 г. в Санкт-Петербурге на базе медицинского училища №2 было создано отделение, где инвалиды по зрению обучаются массажу. Мы готовим специалистов для Северо-Западного региона (Псковской, Новгородской, Мурманской областей). Кроме того, у нас учатся студенты из Тверской, Ивановской областей, Кургана, Москвы и др.
Отделение работает по программе, разработанной Кисловодским медицинским колледжем. По окончании выпускники получают государственные дипломы по специальности 0406 'Сестринское дело', квалификация 'Медицинская сестра (медицинский брат) по массажу'. Наряду с массажем наши студенты осваивают общемедицинские и клинические предметы: медицинскую психологию, психологию общения с больными, а также основы общественных наук. Выделены часы для физической культуры. Студенты с удовольствием посещают плавательный бассейн. Среди них есть кандидаты и мастера спорта по плаванию, легкой атлетике, выступающие на международных соревнованиях среди инвалидов, принимающие участие в паралимпийских играх.
Обучение людей с нарушением зрения имеет свою специфику. Поскольку учебников напечатанных рельефно-точечным шрифтом недостаточно, то на теоретических занятиях основное внимание уделяется объяснению материала преподавателем, обсуждением его и фиксацией студентами. Владеющие системой Брайля делают записи в тетрадях, остальные записывают материал на диктофон. Надо отметить, что за 10 лет число студентов, пользующихся Брайлем, уменьшилось, все больше студенты применяют новые технические средства. В отделении существует фонотека лекций по анатомии, массажу, хирургии, педиатрии.
На практических занятиях по анатомии используются фантомы, объемные муляжи, выпуклые планшеты, что позволяет незрячим студентам 'видеть' руками. Мы не располагаем специальными учебными пособиями для изучения функции мышц, поэтому вынуждены шить муляжи мышц из ткани. С их помощью можно продемонстрировать точки прикрепления и работу той или иной мышцы. Практические занятия по анатомии проходят не только в учебных кабинетах, но и в анатомических музеях медицинских институтов, патологоанатомических лабораториях.
Приемы массажа студенты сначала отрабатывают друг на друге в кабинетах училища, оснащенных массажными столами. Учебно-производственная практика проводится в физиотерапевтических кабинетах лечебных учреждений. Сначала студенты выполняют сеансы общеукрепляющего массажа реконвалесцентам, а затем работают с пациентами, имеющими различную патологию. Контроль за работой осуществляется преподавателями училища и непосредственными руководителями - массажистами (специалистами по медицинскому массажу) физиотерапевтических отделений лечебно-профилактических учреждений. После летней практики 6-го семестра в отделении проводится студенческая конференция по итогам работы. К этому времени студенты овладевают различными методиками массажа, у них появляется профессиональный интерес и возникает желание поделиться своим, пусть небольшим, опытом. Хочется отметить, что в процессе обучения инвалиды по зрению проявляют высокую работоспособность, любознательность, целеустремленность. Мы получаем хорошие отзывы о работе выпускников. Зачастую пациенты предпочитают именно незрячих массажистов.
Все это свидетельствует о том, что медицинское образование инвалидов по зрению необходимо развивать и совершенствовать. Проблем и трудностей у нас достаточно. Преподаватели, обучающие такой непростой контингент, имеют лишь 20% надбавку к зарплате (ставка преподавателя высшей категории составляет 1,4-1,5 тыс. рублей). Необходимое оборудование стоит дорого. Например, мышечная модель с внутренними органами, дающая наглядное представление о расположении органов, прикреплении и функции мышц, стоит около 200 тыс. рублей. Училище, как бюджетная организация, такими суммами не располагает. Мы используем примитивные муляжи, что, конечно, снижает эффективность обучения. В настоящее время большой популярностью пользуются различные салоны, где широко используется труд массажистов. Эти салоны располагают современным оборудованием. Специалист, не знакомый с этим оснащением, не выдерживает конкуренции на рынке труда. Помимо этих, традиционных для бюджетных организаций проблем, в последнее время добавились новые. Массажисты, инвалиды по зрению, как и все дипломированные специалисты, обязаны каждые 5 лет повышать квалификацию. В Петербурге наши выпускники вынуждены усовершенствоваться в общем потоке медицинских работников. Это создает проблему для преподавателя, незнакомого с методикой обучения незрячих людей, для других слушателей и для самого незрячего массажиста. Наши выпускники высказывают пожелание об организации повышения квалификации и проведения сертификации на базе училища. Не решен вопрос и о ведении учетно-отчетной документации слабовидящими массажистами в лечебных учреждениях. К сожалению, не все студенты в достаточной мере владеют гигиеническими навыками, а специфика обучения такова, что это становится важной проблемой, которая усугубляется тем, что училище расположено в приспособленном помещении, где не предусмотрены специальные условия.
Коллектив преподавателей пытается справляться с возникающими проблемами. Некоторые из них удается решать во взаимодействии с другими учреждениями и организациями. Так, например, мы тесно сотрудничаем со специальными школами-интернатами для слепых и слабовидящих детей, с центром медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению. Уже на этом уровне ведется большая работа по профориентации и профотбору. В последнее время активизировалась совместная деятельность с городской организацией ВОС и местными организациями ВОС расположенными на территории Ленинградской области.
За 12 лет мы подготовили около 200 специалистов с нарушенным зрением. Анализ трудоустройства показывает, что более 80% выпускников успешно трудятся в лечебных учреждениях Санкт - Петербурга и других городов. Из них около 50% работают во взрослых больницах, поликлиниках и центрах реабилитации; 30% - в детской сети; 5% - в системе социального обеспечения, 15% - других организациях (занимаются частной практикой или работают в салонах). Мы не гарантируем выпускникам трудоустройство, но имеем связь с лечебными и другими учреждениями, от которых получаем заявки на специалистов по массажу. В настоящее время у выпускников появляется возможность выбрать работу, расположенную ближе к месту проживания или с более высокой зарплатой.
Училище стало местом, где люди, лишенные зрения, могут общаться, проявлять свои способности, получать профессию, востребованную на современном рынке труда.
Коллектив преподавателей занимается уникальным делом - не только дает профессию инвалидам, но и проводит их психологическую и социальную адаптацию. Поэтому мы считаем, что должна быть существенная поддержка и, прежде всего, со стороны государства. Пока такие учреждения, как наше, остается на скудном бюджетном финансировании, проблемы, связанные с профессиональной подготовкой инвалидов будут решаться крайне медленно.
Профессиональное образование лиц с нарушением зрения:
проблемы, опыт, перспективы
проблемы, опыт, перспективы
Просмотров: 8020
обсудить статью (0) / прочитать