Мы с тобой одной крови...
Мы их не замечаем. Или делаем вид, а между тем они такие же автомобилисты. Нас объединяют ПДД и все, что творится на дороге. Все плюсы и минусы нашего дорожного движения.
Но то, что для большинства не представляет проблем, для них часто – неразрешимое препятствие. Но они не унывают, они снами на равне...
Мы с фотокорреспондентом не планировали особо, куда поедем. Юрий сам предложил «прожить», точнее, проехать с ним один рядовой день. С утра по делам, на работу, потом короткая встреча в центре, обед. Да и заправиться надо, так как вечером предстояла поездка за город. Встречу назначили на проспекте Мира. «Вы меня узнаете сразу, – сказал по телефону Юрий. – У меня « Мицубиси Каризма», серая, с ручным управлением».
ДЛЯ КОГО ЗАКОН ПИСАН?
Сажусь в «Каризму». Водительское место дооборудовано специальными рычагами управления (у Юрия не работают ноги), а так – обычный автомобиль, не слишком новый. Поехали! Юра уверенно выруливает на проспект, и мы вливаемся в поток. Плавно, не мешая никому. «Да я за рулем уже 30 лет, и все за таким вот», – улыбается Баусов. Его руки постоянно в движении: на них двойная нагрузка. И рулить приходится, и
разными рычагами орудовать, плюс обычные переключатели…
Словно предчувствуя мой вопрос, добавляет: «Мне бы коробку-«автомат», но она больших денег стоит; да и привык я к «механике». С утра на улицах Москвы обстановка немного нервозная: все спешат на работу. Миновали проспект Мира, едем по Садовому кольцу. Перестраивается Юрий очень аккуратно. Этому есть свое объяснение. «В таком потоке только успевай крутить головой, а мне это иногда тяжело. Так что ориентируюсь по зеркалам, траекторию перестроения рассчитываю заранее», – комментирует свои действия водитель. Естественно, пока мы вежливо всех пропускаем, нас совсем невежливо подрезают: «Это нормально, я внимания даже не обращаю», – замечает Юра.
– А знак на стекле? Неужели не замечают, не понимают, что вы не всегда можете резко отреагировать?
– В 35 случаях из ста – понимают. В остальных – нет. Сейчас как раз водитель был из числа последних, – усмехается Юрий и добавляет: – Я не обижаюсь, привык… Самая тяжелая для меня проблема не в лихачах, а в том, чтобы найти парковку. Это где-нибудь в Европе занять место, предназначенное для инвалида-автомобилиста, – неприлично, да и наказание за это серьезное. У нас… Да ты сейчас сам увидишь!
Улица Новый Арбат, центр Москвы. Там у Юрия Баусова назначена встреча, но партнер задерживается. Решаем подождать на стоянке – маячить у тротуара на «правительственной» трассе категорически запрещено. Естественно, на въезде встречает плакат «Льгот нет», однако Юрий – боец закаленный, у него всегда наготове выписки из законов, как федеральных, так и московских.
Охранник уже собирается открыть шлагбаум, однако едва речь заходит о том, что клиент платить не будет, вызывает старшего. «У нас не муниципальная стоянка, это частное предприятие, поэтому льгот никаких нет, извините», – заученно твердит «старший», видимо, начальник караула. В ответ Юрий на память цитирует федеральный закон «О социальной защите инвалидов» и демонстрирует выписки из него. Видимо, наше с фотографом присутствие удерживает менеджера от крепких выражений; а закон… закон, видимо, писан не для него. Бросив: «Я должен проконсультироваться с начальством!», исчезает в караульной будке. Между тем в хвост «Каризме» пристроился черный «Лексус». Постоял пару минут (мы же перекрыли въезд на стоянку!), не выдержал; из роскошного авто вышел водитель – и к охраннику: «Ты меня пропусти, а с этим инвалидом потом разбирайся». Однако нашу машину не объехать, а Юрий твердо намерен воспользоваться своим законным правом. Хозяин «Лексуса» в раздражении, менеджер стоянки продолжает дозваниваться до начальства – или делает вид? Надеется, что инвалид, оказавшись меж двух огней, спасует и уедет? «Вот так всегда: мы вызываем раздражение, мы вам, здоровым, мешаем, а любой охранник на федеральный закон чихал, – спокойно резюмирует Юра. – Примерно такая же картина на стоянках у вокзалов. Однажды так же настоял на своем праве, а мне охранники колесо прокололи за это. А теперь представь, как его менять, если ноги не работают?»
Спустя четверть часа нас милостиво запустили на стоянку – совершенно бесплатно! Правда, подозреваю, что решающую роль сыграли все-таки не ссылки на закон, а присутствие корреспондентов, с которыми просто решили не связываться…
А вскоре подошел человек, которого ждал Юрий, и после недолгого разговора мы вновь колесим по Москве. Изредка нас подрезают, где-то пропускают. Кстати, сам Юрий пропускает всех, кто об этом просит, и вовсе не из робости: «Надо помочь». Вот и вся жизненная философия, и дело не в том, что водитель – кандидат философских наук. Неужели соотечественнику надо оказаться в беде, чтобы научиться понимать других людей и чувствовать чужую боль? А иначе никак нельзя?
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
Удивительно, но за все время (мы провели несколько часов в условиях очень плотного движения) Юрий ни разу не нарушил Правила! Оказывается, водить машину он научился уже после того, как стал инвалидом. «Готовился стать военным летчиком, но, как говорят в народе, «поломался». Жить пришлось учиться заново. Для начала освоил автомобиль. Вообще-то для водителей-инвалидов наша страна не очень приспособлена. Те же автомобили с ручным управлением – их практически нет, а те, что есть, далеко не каждому подходят. Тут все очень индивидуально... А где научиться вождению? Вы слышали хоть раз о специализированных курсах или автошколах? То-то и оно…» Сам Юрий много ездил на отечественных автомобилях; в одиночку на «Запорожце» в свое время пересек почти всю Россию. А несколько лет назад пересел на подержанную иномарку и не нарадуется. «Ну что ты, это же небо и земля! В НАМИ мне специально сделанное ручное управление на нее установили, и теперь чувствую себя человеком! Наши-то машины ломались часто, а я ведь не могу выйти, тут же открыть капот и заняться ремонтом…»
За день, проведенный с Юрием Баусовым, лишний раз убедились, что мы живем в своем мире, более или менее удобном для здоровых людей, а проблемы инвалидов… В конце концов, это их проблемы! Кто из нас задумывался, каким испытанием становится для водителя-инвалида рядовая поездка на автосервис? А где и как ему поесть в дороге? Спасибо добрым американским дядям, что настроили в Москве и других российских городах ресторанов «Макдоналдс», а то ведь с голоду помирай! «Про туалеты для инвалидов и пандусы я вообще не говорю. Хорошо хоть заправщики на АЗС появились, – продолжает рассказывать Юрий. – А раньше-то как? Подъедешь к колонке и обращаешься к другим водителям: помогите заправиться! А люди в первую очередь что думают? «Ага, сколько вас в колясках по дорогам попрошайничает, так вы еще и здесь побираетесь...» Так что я всегда деньги в руке держу, чтобы поняли сразу, что я сам за себя платить буду!»
Под такой невеселый разговор подъезжаем к заправке. Да, заправщик есть, но это в Москве, а попробуй отъехать хотя бы на 150 километров, там кто поможет? «Помогают! – опять, угадав мои мысли, вслух говорит Юра. – Я же говорю, в 35 процентах случаев жить можно и нужно. А те оставшиеся… Люди разные бывают».
«Нас не жалеть нужно, никаких поблажек не надо, – веско и спокойно сказал Юра на прощание. – Лишь бы те законы, которые нам адресованы, работали на самом деле. Чтобы на ту же парковку пускали без конфликтов. А если серьезно, то место для инвалида должно быть шире, чем стандартное. Чтобы спокойно зайти и выйти, не боясь повредить соседнюю машину».
На прощание Юрий крепко пожал нам руки и поехал дальше – у него было назначено еще несколько встреч. Вместе с товарищами он решил этим летом доехать на автомобиле от Москвы до Южно-Сахалинска. Собирается доказать: любой человек, получивший инвалидность, если правильно поставит перед собой цель, способен преодолеть все преграды и достичь ее! Ведь смог же окончить институт, защитить диссертацию, научиться машину водить… Назло? Вопреки? Скорее всего – для себя. Только мы ему (и ему подобным) в этом устремлении пока не очень-то помогаем…
Федеральный закон N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Статья 15. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
ВООБЩЕ-ТО ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-ИНВАЛИДОВ НАША СТРАНА НЕ ОЧЕНЬ ПРИСПОСОБЛЕНА.
Зарулем 2006/7
Но то, что для большинства не представляет проблем, для них часто – неразрешимое препятствие. Но они не унывают, они снами на равне...
Мы с фотокорреспондентом не планировали особо, куда поедем. Юрий сам предложил «прожить», точнее, проехать с ним один рядовой день. С утра по делам, на работу, потом короткая встреча в центре, обед. Да и заправиться надо, так как вечером предстояла поездка за город. Встречу назначили на проспекте Мира. «Вы меня узнаете сразу, – сказал по телефону Юрий. – У меня « Мицубиси Каризма», серая, с ручным управлением».
ДЛЯ КОГО ЗАКОН ПИСАН?
Сажусь в «Каризму». Водительское место дооборудовано специальными рычагами управления (у Юрия не работают ноги), а так – обычный автомобиль, не слишком новый. Поехали! Юра уверенно выруливает на проспект, и мы вливаемся в поток. Плавно, не мешая никому. «Да я за рулем уже 30 лет, и все за таким вот», – улыбается Баусов. Его руки постоянно в движении: на них двойная нагрузка. И рулить приходится, и
разными рычагами орудовать, плюс обычные переключатели…
Словно предчувствуя мой вопрос, добавляет: «Мне бы коробку-«автомат», но она больших денег стоит; да и привык я к «механике». С утра на улицах Москвы обстановка немного нервозная: все спешат на работу. Миновали проспект Мира, едем по Садовому кольцу. Перестраивается Юрий очень аккуратно. Этому есть свое объяснение. «В таком потоке только успевай крутить головой, а мне это иногда тяжело. Так что ориентируюсь по зеркалам, траекторию перестроения рассчитываю заранее», – комментирует свои действия водитель. Естественно, пока мы вежливо всех пропускаем, нас совсем невежливо подрезают: «Это нормально, я внимания даже не обращаю», – замечает Юра.
– А знак на стекле? Неужели не замечают, не понимают, что вы не всегда можете резко отреагировать?
– В 35 случаях из ста – понимают. В остальных – нет. Сейчас как раз водитель был из числа последних, – усмехается Юрий и добавляет: – Я не обижаюсь, привык… Самая тяжелая для меня проблема не в лихачах, а в том, чтобы найти парковку. Это где-нибудь в Европе занять место, предназначенное для инвалида-автомобилиста, – неприлично, да и наказание за это серьезное. У нас… Да ты сейчас сам увидишь!
Улица Новый Арбат, центр Москвы. Там у Юрия Баусова назначена встреча, но партнер задерживается. Решаем подождать на стоянке – маячить у тротуара на «правительственной» трассе категорически запрещено. Естественно, на въезде встречает плакат «Льгот нет», однако Юрий – боец закаленный, у него всегда наготове выписки из законов, как федеральных, так и московских.
Охранник уже собирается открыть шлагбаум, однако едва речь заходит о том, что клиент платить не будет, вызывает старшего. «У нас не муниципальная стоянка, это частное предприятие, поэтому льгот никаких нет, извините», – заученно твердит «старший», видимо, начальник караула. В ответ Юрий на память цитирует федеральный закон «О социальной защите инвалидов» и демонстрирует выписки из него. Видимо, наше с фотографом присутствие удерживает менеджера от крепких выражений; а закон… закон, видимо, писан не для него. Бросив: «Я должен проконсультироваться с начальством!», исчезает в караульной будке. Между тем в хвост «Каризме» пристроился черный «Лексус». Постоял пару минут (мы же перекрыли въезд на стоянку!), не выдержал; из роскошного авто вышел водитель – и к охраннику: «Ты меня пропусти, а с этим инвалидом потом разбирайся». Однако нашу машину не объехать, а Юрий твердо намерен воспользоваться своим законным правом. Хозяин «Лексуса» в раздражении, менеджер стоянки продолжает дозваниваться до начальства – или делает вид? Надеется, что инвалид, оказавшись меж двух огней, спасует и уедет? «Вот так всегда: мы вызываем раздражение, мы вам, здоровым, мешаем, а любой охранник на федеральный закон чихал, – спокойно резюмирует Юра. – Примерно такая же картина на стоянках у вокзалов. Однажды так же настоял на своем праве, а мне охранники колесо прокололи за это. А теперь представь, как его менять, если ноги не работают?»
Спустя четверть часа нас милостиво запустили на стоянку – совершенно бесплатно! Правда, подозреваю, что решающую роль сыграли все-таки не ссылки на закон, а присутствие корреспондентов, с которыми просто решили не связываться…
А вскоре подошел человек, которого ждал Юрий, и после недолгого разговора мы вновь колесим по Москве. Изредка нас подрезают, где-то пропускают. Кстати, сам Юрий пропускает всех, кто об этом просит, и вовсе не из робости: «Надо помочь». Вот и вся жизненная философия, и дело не в том, что водитель – кандидат философских наук. Неужели соотечественнику надо оказаться в беде, чтобы научиться понимать других людей и чувствовать чужую боль? А иначе никак нельзя?
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
Удивительно, но за все время (мы провели несколько часов в условиях очень плотного движения) Юрий ни разу не нарушил Правила! Оказывается, водить машину он научился уже после того, как стал инвалидом. «Готовился стать военным летчиком, но, как говорят в народе, «поломался». Жить пришлось учиться заново. Для начала освоил автомобиль. Вообще-то для водителей-инвалидов наша страна не очень приспособлена. Те же автомобили с ручным управлением – их практически нет, а те, что есть, далеко не каждому подходят. Тут все очень индивидуально... А где научиться вождению? Вы слышали хоть раз о специализированных курсах или автошколах? То-то и оно…» Сам Юрий много ездил на отечественных автомобилях; в одиночку на «Запорожце» в свое время пересек почти всю Россию. А несколько лет назад пересел на подержанную иномарку и не нарадуется. «Ну что ты, это же небо и земля! В НАМИ мне специально сделанное ручное управление на нее установили, и теперь чувствую себя человеком! Наши-то машины ломались часто, а я ведь не могу выйти, тут же открыть капот и заняться ремонтом…»
За день, проведенный с Юрием Баусовым, лишний раз убедились, что мы живем в своем мире, более или менее удобном для здоровых людей, а проблемы инвалидов… В конце концов, это их проблемы! Кто из нас задумывался, каким испытанием становится для водителя-инвалида рядовая поездка на автосервис? А где и как ему поесть в дороге? Спасибо добрым американским дядям, что настроили в Москве и других российских городах ресторанов «Макдоналдс», а то ведь с голоду помирай! «Про туалеты для инвалидов и пандусы я вообще не говорю. Хорошо хоть заправщики на АЗС появились, – продолжает рассказывать Юрий. – А раньше-то как? Подъедешь к колонке и обращаешься к другим водителям: помогите заправиться! А люди в первую очередь что думают? «Ага, сколько вас в колясках по дорогам попрошайничает, так вы еще и здесь побираетесь...» Так что я всегда деньги в руке держу, чтобы поняли сразу, что я сам за себя платить буду!»
Под такой невеселый разговор подъезжаем к заправке. Да, заправщик есть, но это в Москве, а попробуй отъехать хотя бы на 150 километров, там кто поможет? «Помогают! – опять, угадав мои мысли, вслух говорит Юра. – Я же говорю, в 35 процентах случаев жить можно и нужно. А те оставшиеся… Люди разные бывают».
«Нас не жалеть нужно, никаких поблажек не надо, – веско и спокойно сказал Юра на прощание. – Лишь бы те законы, которые нам адресованы, работали на самом деле. Чтобы на ту же парковку пускали без конфликтов. А если серьезно, то место для инвалида должно быть шире, чем стандартное. Чтобы спокойно зайти и выйти, не боясь повредить соседнюю машину».
На прощание Юрий крепко пожал нам руки и поехал дальше – у него было назначено еще несколько встреч. Вместе с товарищами он решил этим летом доехать на автомобиле от Москвы до Южно-Сахалинска. Собирается доказать: любой человек, получивший инвалидность, если правильно поставит перед собой цель, способен преодолеть все преграды и достичь ее! Ведь смог же окончить институт, защитить диссертацию, научиться машину водить… Назло? Вопреки? Скорее всего – для себя. Только мы ему (и ему подобным) в этом устремлении пока не очень-то помогаем…
Федеральный закон N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Статья 15. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
ВООБЩЕ-ТО ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-ИНВАЛИДОВ НАША СТРАНА НЕ ОЧЕНЬ ПРИСПОСОБЛЕНА.
Зарулем 2006/7
Просмотров: 4233
Статья добавлена пользователем: Adniver
обсудить статью (48) / прочитать