Приёмы восстановления речи у больных с афазией.
Речь и ее понимание обеспечиваются совместной работой речедвигательного центра (Брока) и слухоречевого центра (Вернике) коры левого полушария головного мозга.
Височные отделы коры левого полушария головного мозга принимают особое участие как в восприятии на слух звуков речи (фонем), так и в осуществлении слухоречевой памяти. Здесь происходит дифференциация (различение) на слух акустически похожих звуков (например, звонких и глухих: б—п, д—т, з—с), что позволяет человеку не смешивать близкие по звучанию слова, такие, как «дом», «том», «класс», «глаз». Различение обеспечивает способность точно воспринимать в любом слове все звуки, и не только услышать слово, но и сохранить на несколько секунд в памяти, чтобы связать его смысл со следующими, воспринятыми на слух словами. Поэтому при поражении височных отделов мозга могут нарушаться и фонематический слух, и слухоречевая память, а в результате страдает понимание речи окружающих. Эти формы речевого расстройства называются сенсорной афазией.
В осуществлении речевой функции задние нижнетеменные отделы левого полушария мозга принимают участие в расшифровке смысла слов, сложных словосочетаний, сравнительных оборотов, значения предлогов, метафор, пословиц, поговорок. Больные с поражением этих отделов мозга часто испытывают трудности в назывании предметов, заменяя слово описанием функции предмета или его назначения. Например, вместо слова «нож» они говорят «то, чем режут», вместо «хлеб» — «то, что едят с супом» и т. п.
Осуществление сложных артикуляторных движений обеспечивают передние нижнетеменные отделы левого полушария. Здоровый человек, как правило, их не осознает, так как они автоматизированы. А при поражении передних нижнетеменных отделов мозга человек как бы забывает артикуляционные позиции губ и языка, не может повторить звуки, легко произносимые даже самыми маленькими детьми. Более того, такие больные нередко не могут выполнить целый ряд движений — высунуть язык, надуть щеки, поцокать языком. Они утрачивают опыт звукоподражания, которым человек овладевает еще в раннем детстве. Эти больные могут произносить в процессе общения лишь оставшиеся речевые «осколки» (речевые эмболы) — слоги «на-на-на», «то-то-то», «ма-ма-ма».
В более легких случаях больные способны произносить (хотя и не всегда четко) отдельные слова и фразы, заменяя в них близкие по артикуляции звуки (м-б-п, н-д-т-л), произнося вместо слова «папа» — «мама», вместо «дом» — «ном» или «лом», а вместо «Нина» — «мина» или «тина». Такая форма речевых нарушений относится к моторной афазии.
Очень важную роль в речи играют заднелобные отделы левого полушария. Они регулируют не только выбор звуков, слогов и слов в процессе высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, то есть как бы организуют синтаксическое оформление предложения. При поражении этих отделов больной застревает на каком-либо слове или слоге и несколько раз его либо повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в его речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях больной способен лишь повторять отдельные слова, договаривать слова и предложения, начатые другими людьми. Он может четко повторять слова, входящие в порядковый счет, перечислять дни недели, но активно ничего сказать не в состоянии.
При этой форме афазии иногда проявляется в более легких случаях активное словоупотребление, ограниченное произнесением вслух существительных лишь в именительном падеже. Речь больных выглядит примерно так: «Кухня... кран... вода... раковина... лужа... пол» (что означает: «На кухне испортился кран, вода переполнила раковину и на полу образовалась лужа»). Как видно из этого примера, у больного нарушен поиск глаголов, предлогов, окончаний существительных и других элементов речи, а в произнесении слов возникают длительные паузы. В письме больных, если оно Возможно, много пропусков и замен букв. Эта форма нарушений речи также относится к моторной афазии.
И наконец, существует еще одна форма моторной афазии, также возникающая "при поражении заднелобных отделов левого полушария. Это так называемая динамическая моторная афазия.
В чем ее суть? Для того чтобы произнести какое-либо высказывание, необходимо быть активным в речевом отношении и иметь намерение высказать свою мысль в процессе общения. Важно отдавать себе отчет, что в ней главное и что второстепенное, то есть иметь не только замысел, но и план высказывания. Больные с динамической моторной афазией не способны на это. Они не активны, очень редко самостоятельно о чем-либо просят, кратко отвечают на вопросы, при этом повторяют часть слов из вопроса собеседника. В то же время они могут писать под диктовку отдельные слова и читать несложные тексты, однако пересказать их самостоятельно не в состоянии.
Кроме устной речи, практически при всех формах афазии возникает нарушение письма и письменной речи. При всех формах афазии в той или иной степени нарушается и понимание читаемого текста. Нередко такие больные затрудняются при выполнении арифметических действий, иногда даже самых простых.
Больные с афазией нуждаются в помощи по восстановлению всех звеньев речевой деятельности: устной речи, понимания речи окружающих, письма, чтения и счета. При проведении занятий с больными требуется большая тактичность, так как они чрезвычайно ранимы психологически и тяжело переживают свои ошибки.
Начинать логопедические занятия рекомендуется уже в первые 1—2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Занятия с больными длятся достаточно долго — от нескольких месяцев до двух-трех лет, и поэтому желательно, чтобы родственники больного периодически получали у логопеда консультации по использованию тех или иных приемов восстановления речи.
Прежде чем начать занятия с больным, надо его успокоить и ободрить.
Рекомендуется проводить в его присутствии обсуждение таких домашних забот и небольших событий, которые косвенно касаются больного, но не травмируют его. Это могут быть разговоры о здоровье детей или внуков, об их проказах, о покупке новых вещей и т. д.
Привлечение внимания больного к событиям дня, когда он прислушивается к негромкой и спокойной речи близких ему людей, полезно. С одной стороны, больной чувствует, что окружен вниманием, что для него делается все необходимое, а с другой, такие беседы стимулируют восстановление его речи. В то же время в присутствии больного нельзя обсуждать его речевые затруднения. Напротив, необходимо фиксировать все его успехи, малейшие улучшения состояния: от такта и чуткости родственников нередко зависит то, как больной будет преодолевать свои речевые дефекты.
Нередко с больным, тяжело переживающим свое заболевание, даже близким людям не сразу удается установить контакт. Особенно сложно установить его при сенсорной афазии, так как первое время больной часто не осознает самого факта своего заболевания, не «слышит» себя.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические примеры. При этом больной делает ряд ошибок, например, списывая слово «дом», он пишет «дтцкри», то есть набор букв. Больному надо деликатно показать его ошибки. Так как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.
После осознания своего дефекта (нарушения понимания речи, письма, чтения, счета) больной с сенсорной афазией обычно пытается прилагать все усилия для его преодоления, но сам без посторонней помощи этого сделать не может.
Для восстановления понимания речи используют картинки с изображениями различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детских лото.
Первоначально это должны быть слова, состоящие из разного числа звуков, например: сыр — рубашка, мяч — виноград, дом — чашка. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух. В речи и письме больного длительное время будут наблюдаться звуковые и буквенные ошибки. Обычно больные очень болезненно реагируют на свои ошибки, поэтому исправлять их надо очень деликатно: не более 2—3 из 10 сделанных ошибок. При этом следует обязательно похвалить за каждое правильно выполненное задание.
Постепенно количество картинок, к которым больной правильно подбирает слова-подписи, расширяется. Следующая задача — нахождение заданных окружающих предметов. Больному называют вслух предмет (например, «стол», «окно», «шкаф», «ложка»), чтобы он показал их. Первое время это ему удается с трудом. Когда же больной научился достаточно хорошо воспринимать на слух название отдельных предметов, приступают к обучению дифференцированного восприятия слов, близких по звучанию: «стол—стул», «шкаф— шарф», «рак—лак», «дом—том» и т. д.
Работа с предметными картинками восстанавливает фонематический слух, а постепенно и чтение отдельных слов, письмо. Больной начинает контролировать свою речь, слышать ее, появляются попытки к исправлению ошибок, хотя речь его все же остается неполной, аграмматичной, со своеобразной заменой одного слова другим, в частности, употреблением местоимений вместо существительных. Все это продолжает затруднять понимание его речи окружающими.
У больных с моторной афазией при грубом нарушении устной речи также может быть несколько нарушено понимание речи окружающих в первое время, но не столь глубокое, как при сенсорной афазии. Кроме дефектов устной речи, при моторной афазии расстраиваются письмо и чтение.
Для тех больных с моторной афазией, у которых наблюдаются лишь небольшие нарушения понимания речи, в течение одной-двух недель после инсульта проводятся занятия по восстановлению, о которых говорилось выше. Обычно у больных с моторной афазией понимание речи восстанавливается быстро. В связи с тем, что на этом этапе, вслушиваясь и прислушиваясь к речи, они начинают понимать ее, надо быть максимально осторожным в обсуждении состояния больного в его присутствии. Слова, которые он слышит в это время, должны ободрять его, вселять уверенность, что скоро начнется восстановление речевых и двигательных функций.
Стимулирование понимания речи на слух осуществляется в процессе бесед на темы дня. Для этого используется побудительная и вопросительная речь. Больного спрашивают, не хочет ли он пить, есть, спать, побриться. Просят его дать тот или иной предмет обихода (например, носовой платок или салфетку, которой больной пользуется, положить или взять ложку, выпить лекарство, поправить одеяло, причесаться, пригладить волосы, повернуться на другой бок).
Выполнение этих заданий не только позволяет убедиться, насколько верно больной понял вас, но и закладывает фундамент для восстановления его активной речи в будущем. Уже через 2—4 недели после инсульта можно разрешить больному (если позволяет его общее состояние) слушать радио и смотреть короткие передачи по телевидению. Так же, как и беседа, это стимулирует восстановление у него понимания речи.
В тех случаях, когда больной затрудняется выполнить то или иное задание, ему показывают действие, которое он должен выполнить (по повторной просьбе). Каждое правильно выполненное действие надо обязательно поощрять словами: «хорошо», «очень хорошо», «молодец». В тех случаях, когда больной не понимает значения предлогов или местоимений, следует показать, куда надо положить ложку или платок (на тумбочку, в стакан или около него), а вместо местоимения назвать нужный предмет или человека, о котором идет речь.
Нередки случаи, когда на раннем этапе заболевания по тем или иным причинам с больным занимаются не опытные логопеды, а родственники. Занятия эти часто состоят лишь из повторения отдельных слов или называния предметов по картинкам. Такие занятия, ограничивающиеся лишь упражнениями в повторении и назывании, могут привести к формированию так называемого телеграфного стиля, когда речь больного состоит из одних существительных в именительном падеже. Например: «ботинки... пальто... улица», что означает «Помогите мне одеть ботинки и пальто, хочу пойти гулять на улицу».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Следует помнить, что после инсульта в первое время многие стороны речевой деятельности находятся в стадии торможения. Растормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохранных речевых автоматизмов. К их ряду относятся: упроченные в памяти — порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, а также куплеты любимых песен и строфы стихотворений. Лучше всего начинать речевые занятия с попыток произнесения порядкового счета в пределах первого десятка.
В дальнейших занятиях переходят к пению песен, хорошо известных больному, например, первых куплетов песен «Вечерний звон», «Катюша», «Подмосковные вечера». Важно, чтобы сначала больной услышал пение первого куплета песни. Занимающийся с больным должен петь негромко, четко артикулируя каждое слово. Больной же, вслушиваясь в слова песни, уже со второго прослушивания может начать подпевать. Конечно, поначалу он может исполнять лишь окончания слов, а сами слова произносить нечетко, но с каждым новым пропеванием песни слова все больше наполняются звуками.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство». Желательно, чтобы эти фразы от занятия к занятию менялись.
Одновременно с этим ведутся занятия по восстановлению чтения и письма. Автоматизированные речевые ряды, названия предметов и действий, фразы, которыми овладел больной в устной речи, должны быть записаны в специальной общей тетради крупным, четким почерком, так, чтобы больной мог легко их читать (без очков).
Одновременно с нарушением речи обычно развивается парез правой руки и ноги. Больного, страдающего афазией и парезом правой руки, следует убедить, что для восстановления функции письма нельзя ждать, пока восстановятся движения в правой руке, а надо учиться писать левой рукой. И чем раньше приступить к занятиям по восстановлению письма (а наиболее оптимальные сроки начала таких занятий наступают уже через 2—4 недели после инсульта), тем более эффективны они будут, так как процесс восстановления происходит наиболее интенсивно в первые 2—3 месяца.
Замятия по восстановлению письма проводятся в положении сидя за столом. Если больной еще не ходит из-за выраженного пареза ноги, стол следует пододвинуть к постели. При этом левая рука должна свободно лежать на столе, а локоть опираться на стол.
Овладение письмом проходит несколько стадий. Прежде всего больного обучают списывать отдельные прописные буквы (по целой строке на каждую букву). По мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из 3—4 букв), например, «дом», «вода», «суп», «каша».
Когда больной в достаточной мере овладел навыком письма левой рукой, ему предлагают уже не списывать слова, а писать их по памяти. Так, вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «дом», «кот», «лес»), затем предъявляют более сложные («виноград», «путешествие», «электричество»), а в дальнейшем целые фразы.
На следующем этапе восстановления функции письма — диктант. Здесь соблюдается та же методическая последовательность: вначале больной пишет под диктовку самые простые слова, затем более сложные, наконец целые фразы. Диктовать следует, четко произнося каждый звук, входящий в слово.
Спрашивается, как часто надо заниматься с больными и какова длительность каждого занятия? Это зависит от многих обстоятельств и прежде всего от того, как быстро утомляется больной. Лучше всего заниматься ежедневно, а длительность каждого занятия в течение первого месяца после инсульта 30— 40 минут. В дальнейшем можно заниматься и по часу, да и не один, а два-три раза в день.
Для проведения занятий нужны общая тетрадь, мягкий карандаш или шариковая ручка, а также различные учебные пособия, которые подбираются в зависимости от тяжести речевого расстройства. Например, для занятий используют разрезную азбуку, предметные и сюжетные картинки (человек пишет, сидит, купается, говорит по телефону), букварь, книги для чтения (для первого и второго класса), рассказы для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, пособия для изучающих русский язык иностранцев.
Для занятий с больными, у которых относительно легкие речевые расстройства, необходимо иметь набор рисунков, чтобы по ним писать сочинения. Например, это могут быть юмористические рисунки X. Бидструпа, рисунки из журналов «Крокодил», «Огонек», «Веселые картинки», открытки-репродукции с картин русских и зарубежных художников. Для преодоления остаточных речевых дефектов при афазии больные могут читать и рассказывать тексты из своей профессиональной литературы.
При всех формах афазии понимание речи в той или иной степени постепенно восстанавливается не только под влиянием логопедических занятий, но и в результате ежедневного общения больного
с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач. Однако не грубые, но досадные для больного нарушения понимания речи могут отмечаться еще длительное время. В этом случае что делать для улучшения понимания речи?
У неговорящих больных необходимо продолжать тренировать слуховое внимание как к отдельным словам, так и к различным звеньям предложений. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож».
Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни... расстегни... положи на... положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.
Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено — т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и тому подобное, и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетради из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.
Даже с относительно легкой степенью нарушения речи больные с сенсорной афазией также испытывают некоторые трудности в ее понимании, особенно если одновременно говорят с ними два-три человека. Родным и близким необходимо это учитывать при общении с больным.
При моторных формах афазии восстановлению понимания речи содействуют занятия устной речью: чем лучше больной произносит слова, чем легче строит предложение, тем лучше он и понимает.
У некоторых больных с моторной афазией грубо нарушено произношение даже самых простых звуков. Таким больным следует подсказывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п». Прежде чем предложить больному повторять звуки за обучающим, надо в спокойной обстановке помочь ему научиться открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, высовывать язык, надувать щеки, поднимать язык к верхним зубам.
Когда больной сможет выполнять эти действия, предлагают произнести звук «а», широко раскрыв рот, звук «у» — стянув губы в дудочку; сомкнув губы, произнести звук «м». По мере овладения произношением отдельных звуков приступают к разучиванию простых звукосочетаний и слов: ау, уа, мама, му, ум, ам. Очень важно научить больного следить за артикуляцией обучающего. Сначала больной с трудом будет находить характерные для каждого звука движения языка и губ. Для облегчения можно нарисовать ему внешнюю схему этих артикуляций: «а» — большой кружок, «у» — маленький кружок, «м» — сомкнутые губы.
Обычно, чтобы научить больного с нарушением артикуляции произносить простейшие звуки, приходится затрачивать много сил и терпения. Губы его не будут сразу подчиняться, находить нужную позицию. Освоив относительно простые звуки: «а», «у», «о», «м», приступают к упражнениям, необходимым для произнесения несколько более сложных в отношении артикуляции звуков: «в» (закусить слегка нижнюю губу), «г» (упираться языком в передние зубы так, чтобы был виден кончик языка). Из этих звуков и составляются первые простейшие слова: «тут», «там», «Тата», «Вова», «Тома», «вот». Все освоенные звуки записываются в тетрадь. Больного надо научить находить букву, соответствующую звуку, и уметь ее вслух прочесть.
Затем обучают произношению звуков «с», «п», «и», «к», «я» и других, из которых строятся несложные фразы: «я сам...», «я тут...», «я ем суп...», «я хочу пить» и т. д. Больные с нарушением артикуляции могут еще в течение долгого времени неправильно произносить некоторые звуки, а наиболее сложные из них (в артикуляционном отношении — «л», «р») опускать. Например, в слове «хо-ошо» (хорошо), «пивет» (привет). Ни больного, ни занимающегося с ним это не должно смущать. Не рекомендуется задерживать освоение активного словаря из-за того, что некоторые звуки произносятся неверно. Важно, чтобы больной начал пользоваться словами еще до того, как его произношение станет полностью правильным и свободным.
По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз, больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку.
Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова, например: «дом», «суп», «чай», «каша», «рука», «очки», «часы», «окно», имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.
Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом—дым, бак—бок, бык—бук, пить— петь, мак—рак—бак—лак, дом—ком— том—сом, рот—кот—бот—пот, мука— рука, Даша—Маша—каша—Саша, нож—ночь—нос—ноль, ком—кот—кок—кон—кол—код, пишет—пашет— пышет, наша—Наташа, бук—буква— букварь, лак—кулак, сорт—торс— рост—трос, лист—лифт. Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.
С целью восстановления представлений о звуковом составе слов рекомендуется давать задания на восстановление пропущенных букв: ян-арь, ср-да, пят-ица, в-скресенье, м-рт, Ки-в, Кр-м, Ку-ск, Таш-ент, Мурм-нск, Bo-га, Ен-сей и т. д.
С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.
При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больным, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? — Сын. Что сын делает? — Сын пишет. Что сын пишет? — Письмо. Кому он пишет? — Отцу. О чем он пишет письмо? — О своих делах».
Кроме того, восстановлению помогает нарисованная в тетради схема предложения, хорошо известная со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение (с вопросами к каждому слову). Для самостоятельной работы больному можно задавать по 5—7 упражнений на заполнение в предложении пропущенных букв, слов (предлогов, глаголов, существительных), их окончаний. Например: «Дети идут... школу. Машина стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»
Вот несколько типовых упражнений для восстановления устной речи при моторной афазии, подобные которым можно составить по школьным учебникам.
1. Вставьте пропущенные глаголы: Рассказ «Сын». Моему сыну 10 лет.
Он... в четвертом классе. После работы я всегда... с сыном. Спрашиваю его, что он сегодня... в школе, какие отметки..., на каких уроках его... к доске».
«На прогулке». В субботу мы всей семьей... за город. Дочь... с собой фотоаппарат, сын ... удочки. Мы... небольшой костер, ...уху, ... песни, ... грибы».
В конце текста пропущенные слова приводятся для справок.
2. Вставьте пропущенные предлоги: «Недалеко... деревни было большое,
глубокое озеро. Один раз два мальчика, Коля и Юра, пошли... озеро, ... берега они увидели плот».
«У нас... даче всегда весело. Дети бегают... дорожкам сада, строят... песка крепости, носят... ведерках воду и поливают... лейки цветы».
3. Допишите предложения: «Мы рады, что... Я доволен, что... Я рад, что...»
4. Составьте предложения по опорным словам: молния — башня; пруд —
ласточка; дерево — иней; пароход — пристань; птица — небо.
5. Напишите предложения со словами: проснулся, поют, готовит, гуляем, собирает, шумит, светит.
6. Подберите глаголы к словам: «часы», «поезд», «птица», «собака», «лампа», «зубы», «чемодан», «машина».
7. Составьте предложения со словами: «можно...», «нельзя...», «хорошо...», «опасно...», «вчера...», «завтра...», «быстро...», «красиво...», «редко...», «весело...», «обидно...»
8. Объясните словосочетания: развесить белье, развесить уши; смотреть кино, смотреть сквозь пальцы; повесить пальто, повесить нос; расшатать гвоздь, расшатать здоровье; завоевать уважение, завоевать страну.
9. Допишите окончания существительных: «Мальчик ушел из школ... На дерев... сидит белка. Карандаш лежит на стол... Собака убежала из конур...»
10. Ответьте на вопросы: «Куда вы идете? С кем советуется больной человек? О ком заботится мать? Сколько у вас детей? Кто ваши друзья?» и т. п.
11. Употребите фразы: «Кто там?», «Кому ты звонил?», «От кого пришло письмо?», «Что ты купил?», «Что надо купить?», «Где лежит сахар?», «Посоли суп».
Для совершенствования устной речи больному дается задание прочитать вслух небольшой (6—12 строк) рассказ, затем пересказать его с помощью наводящих вопросов, а позже и самостоятельно. Для самостоятельной работы больному задаются упражнения по составлению предложений по нескольким словам. Например, даются два слова: «машина» и «улица», с которыми нужно составить фразу: «машины едут по улице» (или «по улице едут машины»).
Степень сложности задания должна соответствовать речевым возможностям больного. Чем лучше он говорит, тем более сложный текст предлагается ему для чтения и пересказа.
Относительно хорошо говорящим больным предлагается писать сочинения, например, по темам рисунков X. Бидструпа, иллюстраций журналов «Огонек», «Крокодил», репродукций картин. Можно также предложить пересказать содержание телепередач, прочитанной статьи из журнала, газеты.
Следующим этапом по восстановлению устной речи является работа над составлением рассказов-импровизаций на заданную тему, проведение с больным бесед-диалогов. Сюжет таких бесед может быть разным: «В магазине», «В автобусе», «На почте», «В поликлинике». Содержание таких бесед (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) следует продумать и записать до занятий, заранее.
Приведем примеры таких бесед-диалогов (вопросы, обращенные к больному).
— Расскажи о своем знакомом? Кто твой знакомый? Сколько ему (ей) лет? Где он (она) работает? Где он (она) живет? Как его (ее) зовут? Какая у него (нее) семья? Как часто вы встречаетесь? Куда вы вместе ходили? Помогаете ли вы друг другу? Что любит твой знакомый? Чем он интересуется?
— Как квасят капусту? Как ее режут, шинкуют; во что ее уложат? Что кладут на крышку кадки? Зачем? Куда поставят кадку? Когда капуста будет готова?
Подобные вопросы могут предлагаться не только в устной беседе, но и для письменного ответа на них, а также в качестве плана к рассказу о том или ином человеке или событии.
В следующем типе упражнений больному дается текст, содержание которого он должен развить.
— Ты пошел в магазин, увидел нужную вещь (например, пальто), а у тебя не хватает денег. Что ты сделаешь?
— Пошел сильный дождь, а тебе надо обязательно идти к врачу. Что ты сделаешь?
— К нам сегодня придут гости. Как ты их примешь, чем займешь, как накроешь на стол?
— Представь себе, что мы пришли в театр, а на нашем месте уже кто-то сидит. Как ты будешь себя вести? Что сделаешь?
— У тебя кончилось лекарство, а оно тебе очень нужно. Что ты сделаешь?
При некоторых формах сенсорной афазии проявляется своеобразный разрыв между словами и понятиями, отражающими смысл этих слов. Такой больной может, например, правильно повторить слово «стол» и в то же время на просьбу показать, где он стоит, указать на стул или шкаф. У таких больных наблюдается и снижение так называемой слухоречевой памяти. В ответ на просьбу повторить 3—4 слова подряд, они обычно воспроизводят лишь одно-два.
Для коррекции зрительных представлений и восстановления функции называния предметов больным с такого рода нарушениями рекомендуются упражнения по срисовыванию отдельных предметов с картинок. Затем срисованные предметы просят нарисовать по памяти, обязательно со всеми их существенными отличительными признаками. Далее больному предъявляется та же картинка или сам предмет, чтобы зафиксировать его внимание на допущенных ошибках.
Для восстановления слухоречевой памяти предлагаются следующие упражнения.
Перед больным выкладывается серия предметных картинок, ему дается задание выбрать 2—3—4 предмета. Затем' он прослушивает их названия — серию (2—3—4) слов — и ищет данные изображения предметов в стопке картинок. Когда же больной начинает уже неплохо выполнять эти задания, приступают к следующему этапу восстановления. Его просят сначала повторить серию (2—3— 4 и более) слов по памяти, а затем написать их или зарисовать названные предметы (например: чайник, чашка, стол, ложка).
В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, «бегать») обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).
Часто у больных с афазией, даже при относительно легкой степени речевых расстройств, оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета, (в которых, например, употребляются предлоги — над, под, у, справа, слева, снизу). Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или
письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий.
— Похожи ли по смыслу такие слова (синонимы): «смелый», «храбрый», «мужественный»; «глупый», «неумный»; «добрый», «щедрый»; «брать», «хватать»?
Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): «новый — старый»; «высокий — низкий»; «узкий — широкий»; «добрый — злой»; «сладкий — горький»; «сильный — слабый».
— Подберите слова, определяющие качества существительных: воды, воздуха, молока, мяса, масла, лимона, лука, сахара, свеклы, картошки, полотенца, одежды, дня, ночи, зимы, лета, весны, осени, характера, настроения (например: вода чистая, холодная, ключевая, питьевая, грязная, кипяток).
— Составьте по 2 предложения со словами: «рука об руку»; «рукой подать»; «быть под рукой»; «на руках носить»; «держать себя в руках»; «ухватиться обеими руками»; «золотые руки»; «попасться под руку»; «железная рука».
— Объясните, когда употребляются следующие обороты: души не чаять; покраснеть до корней волос; спать как убитый; как свои пять пальцев; во все лопатки; во все горло; хоть глаз выколи; кот наплакал.
— Объясните, какое из предложений правильное: фонарь освещается улицей, улица освещается фонарем, море омывается берегами, берега омываются морем.
— Покажите: ручку карандашом, ручкой карандаш, карандашом ручку; ключом монету, монету ключом; пальцем шкаф, шкаф пальцем.
— Положите: ключ справа от монеты, ножницы слева от ниток; карандаш справа от ластика; ложку слева от чашки.
— Нарисуйте домик слева от елки и справа от чашки; цветок слева от стола и справа от гриба; лампу справа от карандаша и слева от стула.
— Нарисуйте домик под чашкой, чашку над карандашом, очки под стулом, стул под солнцем; цветок над елкой и под грибом; окно над шкафом и под ложкой.
— Докончите начатые предложения разными вариантами: «Она не могла поступить в институт, хотя...», «Она поступила в институт, несмотря на ...», «Если бы я нашел такси, ...», «Мы пойдем за грибами, если ...», «Девушка, которая ... работает в школе». «Пальто, которое... надо повесить в шкаф». «Когда... было уже поздно».
Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно: 1) решение несложных кроссвордов; 2) составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель», образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.); 3) обсуждение кинофильмов, спортивных передач.
Если больной желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.
Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.
Височные отделы коры левого полушария головного мозга принимают особое участие как в восприятии на слух звуков речи (фонем), так и в осуществлении слухоречевой памяти. Здесь происходит дифференциация (различение) на слух акустически похожих звуков (например, звонких и глухих: б—п, д—т, з—с), что позволяет человеку не смешивать близкие по звучанию слова, такие, как «дом», «том», «класс», «глаз». Различение обеспечивает способность точно воспринимать в любом слове все звуки, и не только услышать слово, но и сохранить на несколько секунд в памяти, чтобы связать его смысл со следующими, воспринятыми на слух словами. Поэтому при поражении височных отделов мозга могут нарушаться и фонематический слух, и слухоречевая память, а в результате страдает понимание речи окружающих. Эти формы речевого расстройства называются сенсорной афазией.
В осуществлении речевой функции задние нижнетеменные отделы левого полушария мозга принимают участие в расшифровке смысла слов, сложных словосочетаний, сравнительных оборотов, значения предлогов, метафор, пословиц, поговорок. Больные с поражением этих отделов мозга часто испытывают трудности в назывании предметов, заменяя слово описанием функции предмета или его назначения. Например, вместо слова «нож» они говорят «то, чем режут», вместо «хлеб» — «то, что едят с супом» и т. п.
Осуществление сложных артикуляторных движений обеспечивают передние нижнетеменные отделы левого полушария. Здоровый человек, как правило, их не осознает, так как они автоматизированы. А при поражении передних нижнетеменных отделов мозга человек как бы забывает артикуляционные позиции губ и языка, не может повторить звуки, легко произносимые даже самыми маленькими детьми. Более того, такие больные нередко не могут выполнить целый ряд движений — высунуть язык, надуть щеки, поцокать языком. Они утрачивают опыт звукоподражания, которым человек овладевает еще в раннем детстве. Эти больные могут произносить в процессе общения лишь оставшиеся речевые «осколки» (речевые эмболы) — слоги «на-на-на», «то-то-то», «ма-ма-ма».
В более легких случаях больные способны произносить (хотя и не всегда четко) отдельные слова и фразы, заменяя в них близкие по артикуляции звуки (м-б-п, н-д-т-л), произнося вместо слова «папа» — «мама», вместо «дом» — «ном» или «лом», а вместо «Нина» — «мина» или «тина». Такая форма речевых нарушений относится к моторной афазии.
Очень важную роль в речи играют заднелобные отделы левого полушария. Они регулируют не только выбор звуков, слогов и слов в процессе высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, то есть как бы организуют синтаксическое оформление предложения. При поражении этих отделов больной застревает на каком-либо слове или слоге и несколько раз его либо повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в его речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях больной способен лишь повторять отдельные слова, договаривать слова и предложения, начатые другими людьми. Он может четко повторять слова, входящие в порядковый счет, перечислять дни недели, но активно ничего сказать не в состоянии.
При этой форме афазии иногда проявляется в более легких случаях активное словоупотребление, ограниченное произнесением вслух существительных лишь в именительном падеже. Речь больных выглядит примерно так: «Кухня... кран... вода... раковина... лужа... пол» (что означает: «На кухне испортился кран, вода переполнила раковину и на полу образовалась лужа»). Как видно из этого примера, у больного нарушен поиск глаголов, предлогов, окончаний существительных и других элементов речи, а в произнесении слов возникают длительные паузы. В письме больных, если оно Возможно, много пропусков и замен букв. Эта форма нарушений речи также относится к моторной афазии.
И наконец, существует еще одна форма моторной афазии, также возникающая "при поражении заднелобных отделов левого полушария. Это так называемая динамическая моторная афазия.
В чем ее суть? Для того чтобы произнести какое-либо высказывание, необходимо быть активным в речевом отношении и иметь намерение высказать свою мысль в процессе общения. Важно отдавать себе отчет, что в ней главное и что второстепенное, то есть иметь не только замысел, но и план высказывания. Больные с динамической моторной афазией не способны на это. Они не активны, очень редко самостоятельно о чем-либо просят, кратко отвечают на вопросы, при этом повторяют часть слов из вопроса собеседника. В то же время они могут писать под диктовку отдельные слова и читать несложные тексты, однако пересказать их самостоятельно не в состоянии.
Кроме устной речи, практически при всех формах афазии возникает нарушение письма и письменной речи. При всех формах афазии в той или иной степени нарушается и понимание читаемого текста. Нередко такие больные затрудняются при выполнении арифметических действий, иногда даже самых простых.
Больные с афазией нуждаются в помощи по восстановлению всех звеньев речевой деятельности: устной речи, понимания речи окружающих, письма, чтения и счета. При проведении занятий с больными требуется большая тактичность, так как они чрезвычайно ранимы психологически и тяжело переживают свои ошибки.
Начинать логопедические занятия рекомендуется уже в первые 1—2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Занятия с больными длятся достаточно долго — от нескольких месяцев до двух-трех лет, и поэтому желательно, чтобы родственники больного периодически получали у логопеда консультации по использованию тех или иных приемов восстановления речи.
Прежде чем начать занятия с больным, надо его успокоить и ободрить.
Рекомендуется проводить в его присутствии обсуждение таких домашних забот и небольших событий, которые косвенно касаются больного, но не травмируют его. Это могут быть разговоры о здоровье детей или внуков, об их проказах, о покупке новых вещей и т. д.
Привлечение внимания больного к событиям дня, когда он прислушивается к негромкой и спокойной речи близких ему людей, полезно. С одной стороны, больной чувствует, что окружен вниманием, что для него делается все необходимое, а с другой, такие беседы стимулируют восстановление его речи. В то же время в присутствии больного нельзя обсуждать его речевые затруднения. Напротив, необходимо фиксировать все его успехи, малейшие улучшения состояния: от такта и чуткости родственников нередко зависит то, как больной будет преодолевать свои речевые дефекты.
Нередко с больным, тяжело переживающим свое заболевание, даже близким людям не сразу удается установить контакт. Особенно сложно установить его при сенсорной афазии, так как первое время больной часто не осознает самого факта своего заболевания, не «слышит» себя.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические примеры. При этом больной делает ряд ошибок, например, списывая слово «дом», он пишет «дтцкри», то есть набор букв. Больному надо деликатно показать его ошибки. Так как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.
После осознания своего дефекта (нарушения понимания речи, письма, чтения, счета) больной с сенсорной афазией обычно пытается прилагать все усилия для его преодоления, но сам без посторонней помощи этого сделать не может.
Для восстановления понимания речи используют картинки с изображениями различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детских лото.
Первоначально это должны быть слова, состоящие из разного числа звуков, например: сыр — рубашка, мяч — виноград, дом — чашка. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух. В речи и письме больного длительное время будут наблюдаться звуковые и буквенные ошибки. Обычно больные очень болезненно реагируют на свои ошибки, поэтому исправлять их надо очень деликатно: не более 2—3 из 10 сделанных ошибок. При этом следует обязательно похвалить за каждое правильно выполненное задание.
Постепенно количество картинок, к которым больной правильно подбирает слова-подписи, расширяется. Следующая задача — нахождение заданных окружающих предметов. Больному называют вслух предмет (например, «стол», «окно», «шкаф», «ложка»), чтобы он показал их. Первое время это ему удается с трудом. Когда же больной научился достаточно хорошо воспринимать на слух название отдельных предметов, приступают к обучению дифференцированного восприятия слов, близких по звучанию: «стол—стул», «шкаф— шарф», «рак—лак», «дом—том» и т. д.
Работа с предметными картинками восстанавливает фонематический слух, а постепенно и чтение отдельных слов, письмо. Больной начинает контролировать свою речь, слышать ее, появляются попытки к исправлению ошибок, хотя речь его все же остается неполной, аграмматичной, со своеобразной заменой одного слова другим, в частности, употреблением местоимений вместо существительных. Все это продолжает затруднять понимание его речи окружающими.
У больных с моторной афазией при грубом нарушении устной речи также может быть несколько нарушено понимание речи окружающих в первое время, но не столь глубокое, как при сенсорной афазии. Кроме дефектов устной речи, при моторной афазии расстраиваются письмо и чтение.
Для тех больных с моторной афазией, у которых наблюдаются лишь небольшие нарушения понимания речи, в течение одной-двух недель после инсульта проводятся занятия по восстановлению, о которых говорилось выше. Обычно у больных с моторной афазией понимание речи восстанавливается быстро. В связи с тем, что на этом этапе, вслушиваясь и прислушиваясь к речи, они начинают понимать ее, надо быть максимально осторожным в обсуждении состояния больного в его присутствии. Слова, которые он слышит в это время, должны ободрять его, вселять уверенность, что скоро начнется восстановление речевых и двигательных функций.
Стимулирование понимания речи на слух осуществляется в процессе бесед на темы дня. Для этого используется побудительная и вопросительная речь. Больного спрашивают, не хочет ли он пить, есть, спать, побриться. Просят его дать тот или иной предмет обихода (например, носовой платок или салфетку, которой больной пользуется, положить или взять ложку, выпить лекарство, поправить одеяло, причесаться, пригладить волосы, повернуться на другой бок).
Выполнение этих заданий не только позволяет убедиться, насколько верно больной понял вас, но и закладывает фундамент для восстановления его активной речи в будущем. Уже через 2—4 недели после инсульта можно разрешить больному (если позволяет его общее состояние) слушать радио и смотреть короткие передачи по телевидению. Так же, как и беседа, это стимулирует восстановление у него понимания речи.
В тех случаях, когда больной затрудняется выполнить то или иное задание, ему показывают действие, которое он должен выполнить (по повторной просьбе). Каждое правильно выполненное действие надо обязательно поощрять словами: «хорошо», «очень хорошо», «молодец». В тех случаях, когда больной не понимает значения предлогов или местоимений, следует показать, куда надо положить ложку или платок (на тумбочку, в стакан или около него), а вместо местоимения назвать нужный предмет или человека, о котором идет речь.
Нередки случаи, когда на раннем этапе заболевания по тем или иным причинам с больным занимаются не опытные логопеды, а родственники. Занятия эти часто состоят лишь из повторения отдельных слов или называния предметов по картинкам. Такие занятия, ограничивающиеся лишь упражнениями в повторении и назывании, могут привести к формированию так называемого телеграфного стиля, когда речь больного состоит из одних существительных в именительном падеже. Например: «ботинки... пальто... улица», что означает «Помогите мне одеть ботинки и пальто, хочу пойти гулять на улицу».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Следует помнить, что после инсульта в первое время многие стороны речевой деятельности находятся в стадии торможения. Растормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохранных речевых автоматизмов. К их ряду относятся: упроченные в памяти — порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, а также куплеты любимых песен и строфы стихотворений. Лучше всего начинать речевые занятия с попыток произнесения порядкового счета в пределах первого десятка.
В дальнейших занятиях переходят к пению песен, хорошо известных больному, например, первых куплетов песен «Вечерний звон», «Катюша», «Подмосковные вечера». Важно, чтобы сначала больной услышал пение первого куплета песни. Занимающийся с больным должен петь негромко, четко артикулируя каждое слово. Больной же, вслушиваясь в слова песни, уже со второго прослушивания может начать подпевать. Конечно, поначалу он может исполнять лишь окончания слов, а сами слова произносить нечетко, но с каждым новым пропеванием песни слова все больше наполняются звуками.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство». Желательно, чтобы эти фразы от занятия к занятию менялись.
Одновременно с этим ведутся занятия по восстановлению чтения и письма. Автоматизированные речевые ряды, названия предметов и действий, фразы, которыми овладел больной в устной речи, должны быть записаны в специальной общей тетради крупным, четким почерком, так, чтобы больной мог легко их читать (без очков).
Одновременно с нарушением речи обычно развивается парез правой руки и ноги. Больного, страдающего афазией и парезом правой руки, следует убедить, что для восстановления функции письма нельзя ждать, пока восстановятся движения в правой руке, а надо учиться писать левой рукой. И чем раньше приступить к занятиям по восстановлению письма (а наиболее оптимальные сроки начала таких занятий наступают уже через 2—4 недели после инсульта), тем более эффективны они будут, так как процесс восстановления происходит наиболее интенсивно в первые 2—3 месяца.
Замятия по восстановлению письма проводятся в положении сидя за столом. Если больной еще не ходит из-за выраженного пареза ноги, стол следует пододвинуть к постели. При этом левая рука должна свободно лежать на столе, а локоть опираться на стол.
Овладение письмом проходит несколько стадий. Прежде всего больного обучают списывать отдельные прописные буквы (по целой строке на каждую букву). По мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из 3—4 букв), например, «дом», «вода», «суп», «каша».
Когда больной в достаточной мере овладел навыком письма левой рукой, ему предлагают уже не списывать слова, а писать их по памяти. Так, вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «дом», «кот», «лес»), затем предъявляют более сложные («виноград», «путешествие», «электричество»), а в дальнейшем целые фразы.
На следующем этапе восстановления функции письма — диктант. Здесь соблюдается та же методическая последовательность: вначале больной пишет под диктовку самые простые слова, затем более сложные, наконец целые фразы. Диктовать следует, четко произнося каждый звук, входящий в слово.
Спрашивается, как часто надо заниматься с больными и какова длительность каждого занятия? Это зависит от многих обстоятельств и прежде всего от того, как быстро утомляется больной. Лучше всего заниматься ежедневно, а длительность каждого занятия в течение первого месяца после инсульта 30— 40 минут. В дальнейшем можно заниматься и по часу, да и не один, а два-три раза в день.
Для проведения занятий нужны общая тетрадь, мягкий карандаш или шариковая ручка, а также различные учебные пособия, которые подбираются в зависимости от тяжести речевого расстройства. Например, для занятий используют разрезную азбуку, предметные и сюжетные картинки (человек пишет, сидит, купается, говорит по телефону), букварь, книги для чтения (для первого и второго класса), рассказы для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, пособия для изучающих русский язык иностранцев.
Для занятий с больными, у которых относительно легкие речевые расстройства, необходимо иметь набор рисунков, чтобы по ним писать сочинения. Например, это могут быть юмористические рисунки X. Бидструпа, рисунки из журналов «Крокодил», «Огонек», «Веселые картинки», открытки-репродукции с картин русских и зарубежных художников. Для преодоления остаточных речевых дефектов при афазии больные могут читать и рассказывать тексты из своей профессиональной литературы.
При всех формах афазии понимание речи в той или иной степени постепенно восстанавливается не только под влиянием логопедических занятий, но и в результате ежедневного общения больного
с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач. Однако не грубые, но досадные для больного нарушения понимания речи могут отмечаться еще длительное время. В этом случае что делать для улучшения понимания речи?
У неговорящих больных необходимо продолжать тренировать слуховое внимание как к отдельным словам, так и к различным звеньям предложений. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож».
Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни... расстегни... положи на... положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.
Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено — т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и тому подобное, и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетради из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.
Даже с относительно легкой степенью нарушения речи больные с сенсорной афазией также испытывают некоторые трудности в ее понимании, особенно если одновременно говорят с ними два-три человека. Родным и близким необходимо это учитывать при общении с больным.
При моторных формах афазии восстановлению понимания речи содействуют занятия устной речью: чем лучше больной произносит слова, чем легче строит предложение, тем лучше он и понимает.
У некоторых больных с моторной афазией грубо нарушено произношение даже самых простых звуков. Таким больным следует подсказывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п». Прежде чем предложить больному повторять звуки за обучающим, надо в спокойной обстановке помочь ему научиться открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, высовывать язык, надувать щеки, поднимать язык к верхним зубам.
Когда больной сможет выполнять эти действия, предлагают произнести звук «а», широко раскрыв рот, звук «у» — стянув губы в дудочку; сомкнув губы, произнести звук «м». По мере овладения произношением отдельных звуков приступают к разучиванию простых звукосочетаний и слов: ау, уа, мама, му, ум, ам. Очень важно научить больного следить за артикуляцией обучающего. Сначала больной с трудом будет находить характерные для каждого звука движения языка и губ. Для облегчения можно нарисовать ему внешнюю схему этих артикуляций: «а» — большой кружок, «у» — маленький кружок, «м» — сомкнутые губы.
Обычно, чтобы научить больного с нарушением артикуляции произносить простейшие звуки, приходится затрачивать много сил и терпения. Губы его не будут сразу подчиняться, находить нужную позицию. Освоив относительно простые звуки: «а», «у», «о», «м», приступают к упражнениям, необходимым для произнесения несколько более сложных в отношении артикуляции звуков: «в» (закусить слегка нижнюю губу), «г» (упираться языком в передние зубы так, чтобы был виден кончик языка). Из этих звуков и составляются первые простейшие слова: «тут», «там», «Тата», «Вова», «Тома», «вот». Все освоенные звуки записываются в тетрадь. Больного надо научить находить букву, соответствующую звуку, и уметь ее вслух прочесть.
Затем обучают произношению звуков «с», «п», «и», «к», «я» и других, из которых строятся несложные фразы: «я сам...», «я тут...», «я ем суп...», «я хочу пить» и т. д. Больные с нарушением артикуляции могут еще в течение долгого времени неправильно произносить некоторые звуки, а наиболее сложные из них (в артикуляционном отношении — «л», «р») опускать. Например, в слове «хо-ошо» (хорошо), «пивет» (привет). Ни больного, ни занимающегося с ним это не должно смущать. Не рекомендуется задерживать освоение активного словаря из-за того, что некоторые звуки произносятся неверно. Важно, чтобы больной начал пользоваться словами еще до того, как его произношение станет полностью правильным и свободным.
По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз, больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку.
Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова, например: «дом», «суп», «чай», «каша», «рука», «очки», «часы», «окно», имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.
Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом—дым, бак—бок, бык—бук, пить— петь, мак—рак—бак—лак, дом—ком— том—сом, рот—кот—бот—пот, мука— рука, Даша—Маша—каша—Саша, нож—ночь—нос—ноль, ком—кот—кок—кон—кол—код, пишет—пашет— пышет, наша—Наташа, бук—буква— букварь, лак—кулак, сорт—торс— рост—трос, лист—лифт. Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.
С целью восстановления представлений о звуковом составе слов рекомендуется давать задания на восстановление пропущенных букв: ян-арь, ср-да, пят-ица, в-скресенье, м-рт, Ки-в, Кр-м, Ку-ск, Таш-ент, Мурм-нск, Bo-га, Ен-сей и т. д.
С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.
При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больным, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? — Сын. Что сын делает? — Сын пишет. Что сын пишет? — Письмо. Кому он пишет? — Отцу. О чем он пишет письмо? — О своих делах».
Кроме того, восстановлению помогает нарисованная в тетради схема предложения, хорошо известная со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение (с вопросами к каждому слову). Для самостоятельной работы больному можно задавать по 5—7 упражнений на заполнение в предложении пропущенных букв, слов (предлогов, глаголов, существительных), их окончаний. Например: «Дети идут... школу. Машина стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»
Вот несколько типовых упражнений для восстановления устной речи при моторной афазии, подобные которым можно составить по школьным учебникам.
1. Вставьте пропущенные глаголы: Рассказ «Сын». Моему сыну 10 лет.
Он... в четвертом классе. После работы я всегда... с сыном. Спрашиваю его, что он сегодня... в школе, какие отметки..., на каких уроках его... к доске».
«На прогулке». В субботу мы всей семьей... за город. Дочь... с собой фотоаппарат, сын ... удочки. Мы... небольшой костер, ...уху, ... песни, ... грибы».
В конце текста пропущенные слова приводятся для справок.
2. Вставьте пропущенные предлоги: «Недалеко... деревни было большое,
глубокое озеро. Один раз два мальчика, Коля и Юра, пошли... озеро, ... берега они увидели плот».
«У нас... даче всегда весело. Дети бегают... дорожкам сада, строят... песка крепости, носят... ведерках воду и поливают... лейки цветы».
3. Допишите предложения: «Мы рады, что... Я доволен, что... Я рад, что...»
4. Составьте предложения по опорным словам: молния — башня; пруд —
ласточка; дерево — иней; пароход — пристань; птица — небо.
5. Напишите предложения со словами: проснулся, поют, готовит, гуляем, собирает, шумит, светит.
6. Подберите глаголы к словам: «часы», «поезд», «птица», «собака», «лампа», «зубы», «чемодан», «машина».
7. Составьте предложения со словами: «можно...», «нельзя...», «хорошо...», «опасно...», «вчера...», «завтра...», «быстро...», «красиво...», «редко...», «весело...», «обидно...»
8. Объясните словосочетания: развесить белье, развесить уши; смотреть кино, смотреть сквозь пальцы; повесить пальто, повесить нос; расшатать гвоздь, расшатать здоровье; завоевать уважение, завоевать страну.
9. Допишите окончания существительных: «Мальчик ушел из школ... На дерев... сидит белка. Карандаш лежит на стол... Собака убежала из конур...»
10. Ответьте на вопросы: «Куда вы идете? С кем советуется больной человек? О ком заботится мать? Сколько у вас детей? Кто ваши друзья?» и т. п.
11. Употребите фразы: «Кто там?», «Кому ты звонил?», «От кого пришло письмо?», «Что ты купил?», «Что надо купить?», «Где лежит сахар?», «Посоли суп».
Для совершенствования устной речи больному дается задание прочитать вслух небольшой (6—12 строк) рассказ, затем пересказать его с помощью наводящих вопросов, а позже и самостоятельно. Для самостоятельной работы больному задаются упражнения по составлению предложений по нескольким словам. Например, даются два слова: «машина» и «улица», с которыми нужно составить фразу: «машины едут по улице» (или «по улице едут машины»).
Степень сложности задания должна соответствовать речевым возможностям больного. Чем лучше он говорит, тем более сложный текст предлагается ему для чтения и пересказа.
Относительно хорошо говорящим больным предлагается писать сочинения, например, по темам рисунков X. Бидструпа, иллюстраций журналов «Огонек», «Крокодил», репродукций картин. Можно также предложить пересказать содержание телепередач, прочитанной статьи из журнала, газеты.
Следующим этапом по восстановлению устной речи является работа над составлением рассказов-импровизаций на заданную тему, проведение с больным бесед-диалогов. Сюжет таких бесед может быть разным: «В магазине», «В автобусе», «На почте», «В поликлинике». Содержание таких бесед (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) следует продумать и записать до занятий, заранее.
Приведем примеры таких бесед-диалогов (вопросы, обращенные к больному).
— Расскажи о своем знакомом? Кто твой знакомый? Сколько ему (ей) лет? Где он (она) работает? Где он (она) живет? Как его (ее) зовут? Какая у него (нее) семья? Как часто вы встречаетесь? Куда вы вместе ходили? Помогаете ли вы друг другу? Что любит твой знакомый? Чем он интересуется?
— Как квасят капусту? Как ее режут, шинкуют; во что ее уложат? Что кладут на крышку кадки? Зачем? Куда поставят кадку? Когда капуста будет готова?
Подобные вопросы могут предлагаться не только в устной беседе, но и для письменного ответа на них, а также в качестве плана к рассказу о том или ином человеке или событии.
В следующем типе упражнений больному дается текст, содержание которого он должен развить.
— Ты пошел в магазин, увидел нужную вещь (например, пальто), а у тебя не хватает денег. Что ты сделаешь?
— Пошел сильный дождь, а тебе надо обязательно идти к врачу. Что ты сделаешь?
— К нам сегодня придут гости. Как ты их примешь, чем займешь, как накроешь на стол?
— Представь себе, что мы пришли в театр, а на нашем месте уже кто-то сидит. Как ты будешь себя вести? Что сделаешь?
— У тебя кончилось лекарство, а оно тебе очень нужно. Что ты сделаешь?
При некоторых формах сенсорной афазии проявляется своеобразный разрыв между словами и понятиями, отражающими смысл этих слов. Такой больной может, например, правильно повторить слово «стол» и в то же время на просьбу показать, где он стоит, указать на стул или шкаф. У таких больных наблюдается и снижение так называемой слухоречевой памяти. В ответ на просьбу повторить 3—4 слова подряд, они обычно воспроизводят лишь одно-два.
Для коррекции зрительных представлений и восстановления функции называния предметов больным с такого рода нарушениями рекомендуются упражнения по срисовыванию отдельных предметов с картинок. Затем срисованные предметы просят нарисовать по памяти, обязательно со всеми их существенными отличительными признаками. Далее больному предъявляется та же картинка или сам предмет, чтобы зафиксировать его внимание на допущенных ошибках.
Для восстановления слухоречевой памяти предлагаются следующие упражнения.
Перед больным выкладывается серия предметных картинок, ему дается задание выбрать 2—3—4 предмета. Затем' он прослушивает их названия — серию (2—3—4) слов — и ищет данные изображения предметов в стопке картинок. Когда же больной начинает уже неплохо выполнять эти задания, приступают к следующему этапу восстановления. Его просят сначала повторить серию (2—3— 4 и более) слов по памяти, а затем написать их или зарисовать названные предметы (например: чайник, чашка, стол, ложка).
В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, «бегать») обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).
Часто у больных с афазией, даже при относительно легкой степени речевых расстройств, оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета, (в которых, например, употребляются предлоги — над, под, у, справа, слева, снизу). Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или
письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий.
— Похожи ли по смыслу такие слова (синонимы): «смелый», «храбрый», «мужественный»; «глупый», «неумный»; «добрый», «щедрый»; «брать», «хватать»?
Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): «новый — старый»; «высокий — низкий»; «узкий — широкий»; «добрый — злой»; «сладкий — горький»; «сильный — слабый».
— Подберите слова, определяющие качества существительных: воды, воздуха, молока, мяса, масла, лимона, лука, сахара, свеклы, картошки, полотенца, одежды, дня, ночи, зимы, лета, весны, осени, характера, настроения (например: вода чистая, холодная, ключевая, питьевая, грязная, кипяток).
— Составьте по 2 предложения со словами: «рука об руку»; «рукой подать»; «быть под рукой»; «на руках носить»; «держать себя в руках»; «ухватиться обеими руками»; «золотые руки»; «попасться под руку»; «железная рука».
— Объясните, когда употребляются следующие обороты: души не чаять; покраснеть до корней волос; спать как убитый; как свои пять пальцев; во все лопатки; во все горло; хоть глаз выколи; кот наплакал.
— Объясните, какое из предложений правильное: фонарь освещается улицей, улица освещается фонарем, море омывается берегами, берега омываются морем.
— Покажите: ручку карандашом, ручкой карандаш, карандашом ручку; ключом монету, монету ключом; пальцем шкаф, шкаф пальцем.
— Положите: ключ справа от монеты, ножницы слева от ниток; карандаш справа от ластика; ложку слева от чашки.
— Нарисуйте домик слева от елки и справа от чашки; цветок слева от стола и справа от гриба; лампу справа от карандаша и слева от стула.
— Нарисуйте домик под чашкой, чашку над карандашом, очки под стулом, стул под солнцем; цветок над елкой и под грибом; окно над шкафом и под ложкой.
— Докончите начатые предложения разными вариантами: «Она не могла поступить в институт, хотя...», «Она поступила в институт, несмотря на ...», «Если бы я нашел такси, ...», «Мы пойдем за грибами, если ...», «Девушка, которая ... работает в школе». «Пальто, которое... надо повесить в шкаф». «Когда... было уже поздно».
Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно: 1) решение несложных кроссвордов; 2) составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель», образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.); 3) обсуждение кинофильмов, спортивных передач.
Если больной желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.
Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.
Просмотров: 18178
Статья добавлена пользователем: Линда
обсудить статью (0) / прочитать