Тернистый путь
Широко употребляемый в средствах массовой информации термин «инвалид и общество» не всегда бывает правомерен. Люди с разными формами инвалидности появились вместе с обществом,и поэтому являются его неотъемлемой частью на протяжении всей истории человечества.
История человечества не имеет начала. Так и история инвалидов: кто знает, кто помнит, когда и как возникли первые сообщества людей, которых природа ли, жизнь ли, другие ли люди лишали возможности видеть мир вокруг, слышать звуки, передвигаться легко и быстро, преодолевать без труда любые преграды, как это делают другие?
Ротация человеческих судеб такова, что никто не застрахован от инвалидности. И наоборот, человек, получивший инвалидность, пройдя ряд реабилитационных мер, может снова стать трудоспособным. Поэтому инвалид является неотъемлемой частью общества, и должен пользоваться всеми благами и правами этого общества.
Однако, совершим своеобразный исторический экскурс в отношениях к инвалидам в нашем Отечестве. И увидим, что эти отношения не всегда были однозначными, мягко говоря.
Летописи сохранили свидетельства благотворительной деятельности русских князей. Во времена святого равноапостольного князя Владимира, которого называли «истинным отцом бедных», был заведен порядок, когда любой убогий мог приходить на княжеский двор и получать всякую потребу и явства». Для больных, которые не могли дойти до двора, хлеб, мясо, рыбу и овощи и квас развозили по улицам княжеские люди.
С введением христианства на Руси появился и первый «ответственный» за благотворительность и призрение – церковь. Все инвалиды зачислялись по Уставу святого Владимира в число людей церковных. Церковные люди жили от подаяний и приношений благих, либо живя при церквях и монастырях, Либо побираясь и прося Христовым именем по дворам и дорогам.
Но в 1682 году указом царя Федора Алексеевича были построены в Москве две богадельни, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало». Этот указ по настоящему отделял инвалидов от тунеядцев.
Петр 1 вел профессиональную борьбу ни только с нищенством, кто его поощрял, подавая милостыню. Под угрозой штрафа её запретили подавать, за этим следили специальные люди. Нищенство признавалось социальным злом, а частная благотворительность объявлялась пособницей этому злу.
Но также правительство Петра стало с особым рвением строить богадельни и госпитали по монастырскому указу. И уже в Москве было 90 таких заведений, а в них содержалось около 4000 человек. Кстати, Матросская тишина была построена на берегу Яузы для больных и увеченных матросов. Дело в том, что по этому Указу "Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых", было заложено начало создания государственной системы социальной защиты. Согласно документу, "для десяти больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил, и всякое вспоможение им чинил". Но во времена Екатерины Второй благотворительности была реабилитирована. Роль частных благотворителей сводиться к частным пожертвованиям. При Екатерине впервые появились особые больницы - «пристройство безумных».
Но особая роль Екатерины – в её указе 1775 года о создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения. Им вменялось устройство народных школ, сиротских домов, убежищ для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. А при Александре Первом учреждается «Императорское человеколюбивое общество», которое содержало дома и дешевые квартиры, ночлежные приюты и столовые.
Таким образом, к 19 веку, в нашем Отечестве, существовала ни сравнимая ни с одной страной мира сеть общественных институтов и организаций, призванных фактически осуществлять милосердие в народной среде в форме конкретной помощи по возможности всем нуждающимся. Приюты, больницы, странноприимные дома, монастырские гостиные, богадельни и комитеты, занимавшиеся оказанием материальной и иной помощи инвалидам, сиротам, престарелым, ветеранам на территории безграничной России было в изобилии.
А после Отечественной войны 1812 года, когда стало много пострадавших от битв на полях сражения, стало широко употребляться слово «инвалид», но изначально им именовали лиц получивших увечье на военной службе.
Советская власть сразу запретила частную благотворительность. Да и не до того было в бушующем океане революции и гражданской войны.. И эти события существенно пополнили армию российских инвалидов. А затем и Великая Отечественная Война.
С 1921 до середины 1950-х годов стали создаваться артели инвалидов, создавались они часто на средства самих инвалидов, управлялись самими пайщиками на демократической основе. Находились артели на полном хозрасчете: на все свои нужды инвалиды зарабатывали сами. Но помощь государства заключались в налоговых льготах. Но из бюджета инвалидам не перепадало. Артели сами обеспечивали своих работников пособиями и пенсиями. Инвалиды из Промкооперации , предприятия которой действовали по всей стране, изготовляли бочки, инструменты, товары народного потребления, тачали сапоги и делали другую обувь, фотографировали на улицах и курортах, подстригали и брили.
К середине 1950-х годов в артелях работало около 219 тысяч человек, и они выпускали продукцию на 22 миллиарда рублей. В то время хозяйство инвалидов, можно было прировнять к хозяйству какого-либо министерства: множество предприятий, домов культуры, собственные санатории и дома отдыха, различные административные здания. Всё принадлежало инвалидам до гвоздя.
Но в 1956 году Совет министров принял постановление, по которому значительное число предприятий отходило к государству. Это привело к росту безработицы среди инвалидов, и ухудшило их материальное и духовное состояние. Как домоклов меч над всеми предприятиями повис Госплан, инвалиду намного труднее, чем здоровому, было выйти на работу в ночную смену или работать сверхурочно.
В середине 1920-х годов создались Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество глухих. Значительно позже в 1988 году – Всероссийское общество инвалидов. Партнерство этих общественных организаций, их последовательный диалог с законодателями привел инвалидов к очень демократичному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», который был принят в 1995 году. И если бы он реально финансировался и выполнялся на местах, то можно было бы с уверенностью говорить о его прогрессивности в области обеспечения прав инвалидов наравне с другими гражданами. Он закладывал основу основ, гарантируя человеку, получившему инвалидность реабилитационную систему мер и интеграцию его интеграцию в общество!
В 2003 году прошел Молодежный форум Всероссийского общества инвалидов, на котором было принято обращение к В.В. Путину, в котором говорилось следующее: « Слабая толерантность нашего общества по отношению к тем, кто по тем или иным параметрам не похож на большую часть людей, заставляют инвалидов искать пути общественного диалога. С учетом национального менталитета, образовательного и культурного уровня населения, профессионализма российских властей быстрых позитивных результатов социального партнерства инвалидов и общества ожидать не следует. Но мы живем сегодня и хотим быть услышанными сейчас, а не через сто лет».
Но эти пожелания не только ни стали услышанными , а наоборот всё обернулось в 2005 году обратной стороной медали в виде федерального закона «О замене натуральных льгот денежными компенсациями», который в первую очередь ударил по инвалидам с активной жизненной позицией. Так их лишили прав:
Ездить и летать на самолете в любую точку страны за 50 процентов.
Из закона «О социальной защите инвалидов в РФ» исчез автомобиль как средство передвижения и реабилитации, а по сути для многих автомобиль – это ноги. Как же чиновники и депутаты, здоровые люди, смогли отнять у инвалидов ноги?!! Этот бесчеловечный поступок никому не даёт оправдания.
И подобных «сюрпризов» который принес закон о монетизации льгот много. Просто не хочется в очередной раз тормошить эмоции людей, которые от этого закона пострадали. Необходимо признать, что в настоящее время выходят постановления, изменения и дополнения, которые сглаживают драконовские приёмы по отношению к инвалидам, но …
И, в заключение. 2009 год объявлен Годом равных возможностей. Вступает в силу конвенция о правах инвалидов. Российские инвалиды с активной жизненной позицией ждут и надеются!
Татьяна Чурбанова
История человечества не имеет начала. Так и история инвалидов: кто знает, кто помнит, когда и как возникли первые сообщества людей, которых природа ли, жизнь ли, другие ли люди лишали возможности видеть мир вокруг, слышать звуки, передвигаться легко и быстро, преодолевать без труда любые преграды, как это делают другие?
Ротация человеческих судеб такова, что никто не застрахован от инвалидности. И наоборот, человек, получивший инвалидность, пройдя ряд реабилитационных мер, может снова стать трудоспособным. Поэтому инвалид является неотъемлемой частью общества, и должен пользоваться всеми благами и правами этого общества.
Однако, совершим своеобразный исторический экскурс в отношениях к инвалидам в нашем Отечестве. И увидим, что эти отношения не всегда были однозначными, мягко говоря.
Летописи сохранили свидетельства благотворительной деятельности русских князей. Во времена святого равноапостольного князя Владимира, которого называли «истинным отцом бедных», был заведен порядок, когда любой убогий мог приходить на княжеский двор и получать всякую потребу и явства». Для больных, которые не могли дойти до двора, хлеб, мясо, рыбу и овощи и квас развозили по улицам княжеские люди.
С введением христианства на Руси появился и первый «ответственный» за благотворительность и призрение – церковь. Все инвалиды зачислялись по Уставу святого Владимира в число людей церковных. Церковные люди жили от подаяний и приношений благих, либо живя при церквях и монастырях, Либо побираясь и прося Христовым именем по дворам и дорогам.
Но в 1682 году указом царя Федора Алексеевича были построены в Москве две богадельни, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало». Этот указ по настоящему отделял инвалидов от тунеядцев.
Петр 1 вел профессиональную борьбу ни только с нищенством, кто его поощрял, подавая милостыню. Под угрозой штрафа её запретили подавать, за этим следили специальные люди. Нищенство признавалось социальным злом, а частная благотворительность объявлялась пособницей этому злу.
Но также правительство Петра стало с особым рвением строить богадельни и госпитали по монастырскому указу. И уже в Москве было 90 таких заведений, а в них содержалось около 4000 человек. Кстати, Матросская тишина была построена на берегу Яузы для больных и увеченных матросов. Дело в том, что по этому Указу "Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых", было заложено начало создания государственной системы социальной защиты. Согласно документу, "для десяти больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил, и всякое вспоможение им чинил". Но во времена Екатерины Второй благотворительности была реабилитирована. Роль частных благотворителей сводиться к частным пожертвованиям. При Екатерине впервые появились особые больницы - «пристройство безумных».
Но особая роль Екатерины – в её указе 1775 года о создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения. Им вменялось устройство народных школ, сиротских домов, убежищ для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. А при Александре Первом учреждается «Императорское человеколюбивое общество», которое содержало дома и дешевые квартиры, ночлежные приюты и столовые.
Таким образом, к 19 веку, в нашем Отечестве, существовала ни сравнимая ни с одной страной мира сеть общественных институтов и организаций, призванных фактически осуществлять милосердие в народной среде в форме конкретной помощи по возможности всем нуждающимся. Приюты, больницы, странноприимные дома, монастырские гостиные, богадельни и комитеты, занимавшиеся оказанием материальной и иной помощи инвалидам, сиротам, престарелым, ветеранам на территории безграничной России было в изобилии.
А после Отечественной войны 1812 года, когда стало много пострадавших от битв на полях сражения, стало широко употребляться слово «инвалид», но изначально им именовали лиц получивших увечье на военной службе.
Советская власть сразу запретила частную благотворительность. Да и не до того было в бушующем океане революции и гражданской войны.. И эти события существенно пополнили армию российских инвалидов. А затем и Великая Отечественная Война.
С 1921 до середины 1950-х годов стали создаваться артели инвалидов, создавались они часто на средства самих инвалидов, управлялись самими пайщиками на демократической основе. Находились артели на полном хозрасчете: на все свои нужды инвалиды зарабатывали сами. Но помощь государства заключались в налоговых льготах. Но из бюджета инвалидам не перепадало. Артели сами обеспечивали своих работников пособиями и пенсиями. Инвалиды из Промкооперации , предприятия которой действовали по всей стране, изготовляли бочки, инструменты, товары народного потребления, тачали сапоги и делали другую обувь, фотографировали на улицах и курортах, подстригали и брили.
К середине 1950-х годов в артелях работало около 219 тысяч человек, и они выпускали продукцию на 22 миллиарда рублей. В то время хозяйство инвалидов, можно было прировнять к хозяйству какого-либо министерства: множество предприятий, домов культуры, собственные санатории и дома отдыха, различные административные здания. Всё принадлежало инвалидам до гвоздя.
Но в 1956 году Совет министров принял постановление, по которому значительное число предприятий отходило к государству. Это привело к росту безработицы среди инвалидов, и ухудшило их материальное и духовное состояние. Как домоклов меч над всеми предприятиями повис Госплан, инвалиду намного труднее, чем здоровому, было выйти на работу в ночную смену или работать сверхурочно.
В середине 1920-х годов создались Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество глухих. Значительно позже в 1988 году – Всероссийское общество инвалидов. Партнерство этих общественных организаций, их последовательный диалог с законодателями привел инвалидов к очень демократичному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», который был принят в 1995 году. И если бы он реально финансировался и выполнялся на местах, то можно было бы с уверенностью говорить о его прогрессивности в области обеспечения прав инвалидов наравне с другими гражданами. Он закладывал основу основ, гарантируя человеку, получившему инвалидность реабилитационную систему мер и интеграцию его интеграцию в общество!
В 2003 году прошел Молодежный форум Всероссийского общества инвалидов, на котором было принято обращение к В.В. Путину, в котором говорилось следующее: « Слабая толерантность нашего общества по отношению к тем, кто по тем или иным параметрам не похож на большую часть людей, заставляют инвалидов искать пути общественного диалога. С учетом национального менталитета, образовательного и культурного уровня населения, профессионализма российских властей быстрых позитивных результатов социального партнерства инвалидов и общества ожидать не следует. Но мы живем сегодня и хотим быть услышанными сейчас, а не через сто лет».
Но эти пожелания не только ни стали услышанными , а наоборот всё обернулось в 2005 году обратной стороной медали в виде федерального закона «О замене натуральных льгот денежными компенсациями», который в первую очередь ударил по инвалидам с активной жизненной позицией. Так их лишили прав:
Ездить и летать на самолете в любую точку страны за 50 процентов.
Из закона «О социальной защите инвалидов в РФ» исчез автомобиль как средство передвижения и реабилитации, а по сути для многих автомобиль – это ноги. Как же чиновники и депутаты, здоровые люди, смогли отнять у инвалидов ноги?!! Этот бесчеловечный поступок никому не даёт оправдания.
И подобных «сюрпризов» который принес закон о монетизации льгот много. Просто не хочется в очередной раз тормошить эмоции людей, которые от этого закона пострадали. Необходимо признать, что в настоящее время выходят постановления, изменения и дополнения, которые сглаживают драконовские приёмы по отношению к инвалидам, но …
И, в заключение. 2009 год объявлен Годом равных возможностей. Вступает в силу конвенция о правах инвалидов. Российские инвалиды с активной жизненной позицией ждут и надеются!
Татьяна Чурбанова
Просмотров: 7609
обсудить статью (9) / прочитать