Выступление на Круглом столе в Общественной палате 05.03.2009 г.
Проведение Общественной палатой Российской Федерации круглого стола на тему: «Решение проблем инвалидности и инвалидов как приоритетное направление государственной социальной политики» несомненно, весьма актуально в настоящее время, когда внимание всего мира приковано к развивающемуся глобальному кризису. Но не кризисом определяется актуальность темы настоящего круглого стола. В своем выступлении я хотел бы остановиться на том, что действительность, к сожалению, объективно показывает, что с начала XXI века решение проблем инвалидности и инвалидов не только не стало приоритетным направлением государственной социальной политики, но наоборот негативные тенденции в развитии системы комплексной реабилитации данной категории населения и интеграции инвалидов в общество катастрофически нарастают.
Все началось с того, что в конце XX века в социальной политике, проводимой в России в отношении инвалидов, произошел резкий поворот. Во всем мире передовые страны давно уже перешли от формирования социальной политики в отношении инвалидов на основе медицинской модели, к социальной модели, при которой основное внимание сосредотачивается на устранении барьеров, препятствующих интеграции инвалидов в общество. Наша страна в середине 90-х годов прошлого столетия так же начала движение по этому пути и именно поэтому в 1995 г. был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. Однако в дальнейшем, особенно после того, как в Правительстве усилился экономический блок, а Государственная Дума и Федеральное Собрание фактически потеряли возможность влиять на выбор направления и способы реализации социальной политики, произошел поворот на 180 градусов и были фактически ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е годы.
В результате, еще задолго до кризиса положение инвалидов в России ухуд-шилось. Ограниченное время выступления, к сожалению, не позволяет мне дать развернутый анализ данного утверждения, поэтому приведу лишь некоторые при-меры. Я не буду останавливаться на том, что сейчас уже ни для кого не секрет, что колоссальной ошибкой было принятие в пожарном порядке в августе 2004 г. пресловутого 122 Федерального Закона, полностью и в одночасье сломавшего длительно существовавшую систему социального обеспечения значительной час-ти населения страны. Многие совершенно обоснованно считают, что существовавшая система нуждалась в коренной реорганизации, так как она мало соответствовала условиям рыночных отношений. Но столь значимые реформы должны проводиться более продумано и, главное, гласно, и об этом говорилось неоднократно. Однако есть аспекты, которые пока остаются за рамками широкого обсуждения.
Во-первых, было сделано все, что бы ограничить возможности трудоустройства инвалидов, выдавить их с рынка труда. Начало этим изменениям было положено принятием нового налогового кодекса и ликвидации всех льгот предприятий, применяющих труд инвалидов которые на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов. Видимо, авторы такой политики даже и не слышали о том, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо не конкурентные на рынке труда, по сравнению с лицами, не имеющими ограничений жизнедеятельности, а потому обречены оставаться на рынке труда аутсайдерами, если государство в отношении их не будет проявлять патернализм. При этом указанные выше авторы скорей всего не знают, либо делают вид, что не знают, того что именно государство в подавляющем большинстве случае либо непосредственно, либо опосредовано ответственно за то, что его граждане становятся инвалидами, а потому по морально – этическим нормам не должно оставаться в стороне от решения их проблем. Это давно стало аксиомой во многих развитых странах, но только не в России. В результате у нас до сих пор многие чиновники считают, что забота об инвалидах не обязанность, а так сказать некоторая милость со стороны государства, а потому инвалиды обязаны унижено просить и терпеливо ждать, а не требовать и добиваться реализации своих, закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни.
Итоги такой политики наглядно представлены на слайде № 4 и это явление названо нами Профреабилитационный крест.
При этом многие чиновники вообще не рассматривают инвалидов как субъектов рынка труда и не считают, что их рациональное трудоустройство является важнейшим фактором интеграции инвалидов в общество. Однако это глубокое заблуждение не только крайне не выгодно самим инвалидам, но и экономически не выгодно государству. В соответствии с 7 ст. Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Вместе с тем проведение не соответствующей Конституции социальной политики, фактически направленной на выдавливание инвалидов с рынка труда и препятствующей их трудоустройству уже привело к тому, что за последние 10 лет более 5,5 млн. инвалидов потеряли работу в результате чего только в 2008 г. бюджет не поступило не менее 327 млрд. руб. в виде налогов, которые бы выплачивали работающие инвалиды. В результате вместо 5,5 млн. работников – страна получила 5,5 млн. иждивенцев, которым выплачивает в виде пенсий не менее 22 млрд. руб. ежемесячно, не получая взамен ничего, хотя и можно было бы полностью компенсировать эти выплаты за счет налогов работающих инвалидов и получить дополнительно не менее 5 млрд. руб. в месяц. И это при том, что в бюджете 2005 г. на социальную политику было предусмотрено ежемесячно 13,94 млрд. руб., а на здравоохранение и спорт – всего 7,137 млрд. руб.
Во-вторых, важнейшим звеном и условием создания для инвалидов равных возможностей является получение инвалидами образования, в том числе и профессионального. Однако и это фактически перестало интересовать тех, кто определяет социальную политику в отношении инвалидности и инвалидов. За примерами далеко ходить не надо. С приходом в Министерство образование нового Министра, господина А.А. Фурсенко, который первое время вообще высказывал сомнения в необходимости получения образования инвалидами, произошла реорганизация управления, отвечающего за это направление. Ранее существовавшее управление специального образования детей с ограниченными возможностями в составе 17 человек, которому были подведомственны 1956 специальных коррекционных образовательных школ с около 300 тыс. учащихся, классы коррекционного обучения с 200 тыс. учащихся, дошкольные специальные учреждения с 370 тыс. детей, были реорганизовано. В результате за все это отвечает ОДИН главный специалист Исаков Андрей Юрьевич. Справедливости ради надо отметить, в новом отделе 4 человека, но так как этому отделу поручили еще решать проблемы детей с девиантным поведением – детьми-инвалидами занимается один специалист.
В связи с кризисом положение с получением инвалидами высшего образования значительно ухудшается. Приведу один пример. В Москве и Московской области совместно с Международным независимом эколого-политологическим университетом была организована высоко эффективная система подготовка студентов – инвалидов, обучение которых оплачивало Правительство Москвы и Московской области. Нам удалось показать высокую эффективность таких инвестиций в образование инвалидов и их быстрый возврат в бюджет в виде налогов.
Однако уже сейчас начались проблемы с выполнением данной программы. Правительство Московской области уже задерживает финансирование обучения этой категории студентов, хотя некоторые из них уже проучились более 2-х лет.
В-третьих, определяя социальную политику в отношении инвалидов, Пра-вительство использует весьма сомнительные исходные данные. В двенадцатом номере журнала «Уровень жизни населения регионов России» за 2007 год была опубликована статья профессора В.Н. Бобкова «О необходимости разработки и принятия Федерального закона «О системе потребительских бюджетов населения в Российской Федерации». В ней он совершенно справедливо настаивает на необходимости внедрения системы социальных стандартов (норм) качества и уровня жизни. Наши более чем пятнадцатилетние исследования также подтверждают, что предложенные В.Н. Бобковым подходы должны применяться, в том числе и в отношении более чем 15 миллионов инвалидов, проживающих в настоящее время в России. Коренного изменения требуют и принципы участия государства в удовлетворении потребностей инвалидов. Прежде всего, необходимо разработать стандарты жизни инвалидов, учитывая, что у каждого инвалида объективно имеются две категории потребностей, удовлетворение которых не только важно, но и зачастую просто жизненно необходимо.
К первой категории можно отнести так называемые общие потребности, имеющиеся у любого человека. Например, потребности в питании, жилье, одежде и т.д.
Ко второй категории относятся специфические потребности инвалида, обусловленные совокупностью имеющихся у него функциональных нарушений. Под-ходы к расчету и механизму удовлетворения потребностей относящихся к этим двум категориям должны быть различными, что пока не до конца понимается как многими чиновниками различного уровня, так и обществом в целом.
На первом этапе потребности первой категории необходимо определить и рассчитать по общим методикам, но для различных возрастных групп. На втором этапе, на базе этих расчетов необходимо определить бюджет, необходимый для удовлетворения совокупности этих потребностей. При этом обязательно необхо-димо учитывать региональный уровень цен и вводить при расчете бюджета, региональный поправочный коэффициент. Не менее важно, что бы этот бюджет обеспечивал, как это сейчас принято, удовлетворение не минимальных общих потребностей инвалидов, заставляющих их балансировать на грани выживания, а обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и восстановительное потребление людей .
Совершенно очевидно, что в современной России удовлетворение общих потребностей инвалидов должно проводится именно на уровне восстановительного потребительского бюджета, что полностью соответствует как решению задачи борьбы с бедностью, так и уровню развития экономики страны. По нашему мнению, именно они и должны удовлетворяться за счет пенсий, получаемых инвалидами. Причём, размер пенсий не должен зависеть от группы инвалидности. Величина пенсии должна определяться только реально рассчитанным размером потребительской корзины с применением региональных поправочных коэффициентов.
Учитывая все изложенное выше, хотелось бы, что бы изменение общей ситуации в России в связи с экономическим кризисом, не повлекло за собой сворачивание программ социальной защиты инвалидов, которые, практически попали в кризисную ситуацию значительно раньше других. Великим соблазном является возможность списать на кризис все недостатки комплексной реабилитации и поддержки инвалидов, но надо еще и избежать того, что уже сейчас происходит. С одной стороны, на всех уровнях идут бодрые заверения о том, что в связи с кри-зисом социальные программы не будут сворачиваться, а с другой – их сворачивание становиться реальностью. Официально объявленный уровень инфляции (≈ 13%) никак не соответствует реальной инфляции в отношении большинства потребителей, в том числе инвалидов, так как рост уровня цен на товары массового потребления значительно превышает объявленные 13% и по некоторым оценкам уже превысил, как минимум 30%. Поэтому пенсии инвалидов никак не могут удовлетворить их потребности даже на минимальном уровне, не говоря уже об удовлетворение основных потребностей и обеспечение восстановительного потребления, а их запланированная коррекция вряд ли сможет исправить ситуацию.
Что же необходимо сделать в первую очередь, в том числе и несмотря на глобальный экономический кризис?
1. Необходимо коренным образом изменить отношение государства к решению вопросов трудоустройства инвалидов и их профессиональной реабилитации, что, как было показано выше, и в интересах самих инвалидов, и в интересах государства.
2. Одновременно необходимо изменить весь подход вообще к комплексной реабилитации инвалидов в целом и к их интеграции в общество.
3. Как можно скорей ратифицировать принятую ООН Конвенцию о правах инвалидов, обеспечив тем самым ее действие на территории России.
Не останавливаясь подробно на всем комплексе предлагаемых нами изменений, которые изложены в предложенной нами концепции, хотел бы только от-метить необходимость перехода от финансирования учреждений, участвующих в комплексной реабилитации инвалидов к финансированию ИПР и введению делимых реабилитационных сертификатов. Такое изменение поможет повысить качество реабилитации, обеспечит адресность использования выделяемых на эти цели средств, будет способствовать, в том числе и получения инвалидами образования более высокого качества.
Просмотров: 4782
обсудить статью (40) / прочитать