Про компенсации (комментарии юриста в свободном изложении неюриста)
По вопросу получения компенсации за приобретенные инвалидом протезно-ортопедические изделия.
Право инвалида на компенсацию расходов, связанных с приобретением протезно-ортопедических изделий закреплено в ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
«Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.»
Постановлением Правительства №240 от 7 апреля 2008года разъяснен порядок выплаты компенсации.
« В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размене стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).»
С 1 января 2009 года Распоряжением Правительства №2065-р Минздравсоцразвития РФ передало Департаменту социальной защиты Правительства г.Москвы полномочия по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с этим документом:
«Правительство Москвы осуществляет следующие федеральные полномочия:
1.1. Предоставляет по личным заявлениям инвалидов (или заявлениям лиц, представляющих их интересы), подаваемым с 1 января 2009 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, в безвозмездное пользование технические средства реабилитации в порядке, установленном Правительством Москвы.
1.2. Оказывает услуги по ремонту, а также по замене ранее предоставленных в установленном порядке, в том числе органами Фонда социального страхования Российской Федерации, технических средств реабилитации.
1.3. Осуществляет в установленном порядке выплату инвалидам компенсаций расходов, указанных в подпунктах 1.1. и 1.2. настоящей статьи, в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.»
Таким образом, на сегодняшний день существует три документа, подтверждающие право инвалида на получение компенсации за приобретенные им протезно-ортопедические изделия.
Что касается ожидаемого нового Постановления Правительства г.Москвы о порядке выдачи протезно-ортопедических изделий, сроках их использования и т.д., то оно не может противоречить уже имеющимся нормам заложенным в Федеральном Законе и Постановлении Правительства РФ.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 4 ст. 1 федерального закона 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Кроме того отказ от выплаты компенсации за приобретенные протезно-ортопедические изделия и навязывание инвалиду строго определенного производителя нарушает его права как потребителя, гарантированные Законом РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1. В статье 16 устанавливается право на свободный выбор товаров, работ, услуг.
Отказ от выплаты компенсации и принуждение к приобретению протезно-ортопедических изделий у строго определенного изготовителя является с точки зрения закона одним из видов сокращения и устранения конкуренции между производителями аналогичных изделий, что напрямую свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
Можно сделать Вывод:
Отказ от выплаты компенсации органами социальной защиты г.Москвы не будет являться правомерным.
Данный отказ нарушает федеральное законодательство о социальной защите инвалидов, нарушает законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство.
На сколько мы разобрались в нормативниках, на сегодняшний день в органах соцзащиты руководствуются «ВРЕМЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ
обеспечения инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации». 31.12.2008г
В данном документе компенсация предусмотрена:
«Обеспечение инвалидов ТСР (изделиями) осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Обеспечение ТСР (изделиями) других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется на основании заключения лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в нем.
3. Обеспечение инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ТСР (изделиями) осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего ТСР (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного ТСР (изделия);
в) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "б" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности).
Но в этом документе ( в единственном) есть упоминание о размере компенсации:
«9. В случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации или заключением лечебно-профилактического учреждения ТСР (изделие) не может быть предоставлено инвалиду либо другому лицу с ограничениями жизнедеятельности или, если он самостоятельно приобрел указанное ТСР (изделие) за счет собственных средств, инвалиду или другому лицу с ограничениями жизнедеятельности выплачивается компенсация в размере стоимости ТСР (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и другому лицу с ограничениями жизнедеятельности - в соответствии заключением лечебно-профилактического учреждения.
Выплата компенсаций осуществляется через Центр автоматизированных начислений социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите города Москвы по представлению Московского центра технических средств реабилитации сводного Реестра лиц, имеющих право на компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, согласованного с Департаментом социальной защиты населения города Москвы. Реестр формируется на основании поданного инвалидом или другим лицом с ограничениями жизнедеятельности (либо лицом, представляющим его интересы) в пункт выдачи ТСР Центр (комплексного центра) социального обслуживания либо в МЦТСР заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР (изделия), а также индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов) или заключения лечебно-профилактического учреждения (для других лиц с ограничениями жизнедеятельности) и документов, подтверждающих эти расходы (кассовый и товарный чеки).
Отказ инвалида либо другого лица с ограничениями жизнедеятельности от обеспечения ТСР (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное до 10 января 2009 года абсорбирующее белье не может превышать 1302 руб. (исходя из стоимости товара 14 руб. за 1 шт., помноженной на количество купленных изделий).
С 11 января 2009 года размер компенсации будет формироваться исходя из закупочных цен по итогам конкурсов по каждому виду ТСР, включая абсорбирующее белье.»
Мы полагаем, что именно этим абзацем руководствуются органы соцзащиты, при рассмотрении вопроса о размере компенсации.
Правовой статус этого документа не ясен. Он не был нигде опубликован. Мы даже не смогли выяснить, кем он утвержден (Правительством Москвы или Департаментом соцзащиты, Приказом или распоряжением?
(Если есть информация по этому вопросу, сбросьте, пожалуйста, можно будет разобраться)
И вот он главный вопрос - в каком размере выплатят компенсацию?
Во всех Федеральных нормативных документах говорится, что компенсация выплачивается в «размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).»
В новой форме программы реабилитации (Приказ Минздравсоцразвития №379 от 04.08.2008) указываются виды протезно-ортопедической помощи, например протез того и того, и указывается (см. примечание в приказе) исполнительный орган- ФСС или орган соцзащиты.
Таким образом в ИПР не может быть указан конкретный изготовитель протезно-ортопедических изделий ( например ФГУП ГБ МСЭ или др.), и соответственно стоимость протезно-ортопедических изделий, которые производят эти организации и по которой они участвуют в конкурсах на заключение государственных контрактов -не является основанием для исполнения ИПР.
Стоимость изготовления протезно-ортопедического изделия, указанная в государственном контракте, служит для расчетов по государственному контракту.
Так как государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
Данная стоимость не указывается в ИПР, Федеральное законодательство не содержит никаких данных об использовании данной стоимости (стоимости, указанной в государственных контрактах) при выплате компенсации.
Следовательно, выплата компенсации за приобретенные инвалидом технические средства реабилитации основана на федеральном законодательстве, ИПР (где прописан вид протезно-ортопедического изделия) и документов, подтверждающих приобретение конкретных изделий и должна осуществляться в размере понесенных инвалидом затрат.
По собственному опыту можем сказать, что в ФСС назывались цены протезов по государственным контрактам, что были заявления: «мы можем выплачивать компенсацию не выше этих цен». Но при запросе нами нормативных документов регламентирующих выплату компенсации по этим ценам, вопрос решился в нашу пользу. Так как государственный контракт с производителями протезно-ортопедических изделий – не нормативный документ. И не один федеральный нормативный документ не ссылается на данные этих контрактов.
Что предпринять на практике?
Мы считаем, что необходимо обратиться с заявлением и всеми документами (Паспорт, справки об инвалидности, ИПР, МТЗ, документы об изготовлении протеза и др.) в орган соцзащиты по месту жительства.
В случае отказа принять заявление, попросите письменный отказ, с указанием причин отказа.
Не дают письменный отказ- посылайте заявление по почте. Заявление составьте подробно, укажите все свои данные, адрес, телефон и проч. К заявлению приложите копии документов, допишите что имеете оригиналы и можете их предоставить. Письмо отправьте с описью вложения с уведомлением о вручении. Себе оставьте копию заявления.
Когда к вам вернется уведомление, обратите внимание в нем на дату вручения- с этой даты можно считать 30 дней. Если по истечении 30 дней вы не получите ответа или получите отрицательный ответ, вы имеете право на обжалование.
Вы можете обжаловать отказ написав:
В вышестоящий орган социальной защиты, прокуратуру РФ, комитет по защите прав потребителей, ФАС, подать исковое заявление в суд по месту жительства.
Конечно в каждом конкретном случае ситуация может развиваться по разному.
Кроме того несоответствие Постановлений и Правил Правительства Москвы Федеральному Законодательству это уже совсем другая судебная история и тут речь идет об обжаловании в суде не действий органа соцзащиты, а о признании несоответствия правового акта Правительства Москвы Федеральному Законодательству…
Когда начинается неразбериха, путаница и любая реорганизация, традиционно пострадавшими становятся отнюдь не органы власти…
И все же мы считаем мы можем отстаивать свои права. Пока Федеральное законодательство разрешает компенсацию и прямо не указывает на размер компенсации у нас есть надежды, что суды встанут на сторону инвалидов.
С Уважением Ирина.
(Извините за стилистику, писала я сама после обсуждения с Игорем)
Право инвалида на компенсацию расходов, связанных с приобретением протезно-ортопедических изделий закреплено в ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
«Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.»
Постановлением Правительства №240 от 7 апреля 2008года разъяснен порядок выплаты компенсации.
« В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размене стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).»
С 1 января 2009 года Распоряжением Правительства №2065-р Минздравсоцразвития РФ передало Департаменту социальной защиты Правительства г.Москвы полномочия по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с этим документом:
«Правительство Москвы осуществляет следующие федеральные полномочия:
1.1. Предоставляет по личным заявлениям инвалидов (или заявлениям лиц, представляющих их интересы), подаваемым с 1 января 2009 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, в безвозмездное пользование технические средства реабилитации в порядке, установленном Правительством Москвы.
1.2. Оказывает услуги по ремонту, а также по замене ранее предоставленных в установленном порядке, в том числе органами Фонда социального страхования Российской Федерации, технических средств реабилитации.
1.3. Осуществляет в установленном порядке выплату инвалидам компенсаций расходов, указанных в подпунктах 1.1. и 1.2. настоящей статьи, в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.»
Таким образом, на сегодняшний день существует три документа, подтверждающие право инвалида на получение компенсации за приобретенные им протезно-ортопедические изделия.
Что касается ожидаемого нового Постановления Правительства г.Москвы о порядке выдачи протезно-ортопедических изделий, сроках их использования и т.д., то оно не может противоречить уже имеющимся нормам заложенным в Федеральном Законе и Постановлении Правительства РФ.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 4 ст. 1 федерального закона 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Кроме того отказ от выплаты компенсации за приобретенные протезно-ортопедические изделия и навязывание инвалиду строго определенного производителя нарушает его права как потребителя, гарантированные Законом РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1. В статье 16 устанавливается право на свободный выбор товаров, работ, услуг.
Отказ от выплаты компенсации и принуждение к приобретению протезно-ортопедических изделий у строго определенного изготовителя является с точки зрения закона одним из видов сокращения и устранения конкуренции между производителями аналогичных изделий, что напрямую свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
Можно сделать Вывод:
Отказ от выплаты компенсации органами социальной защиты г.Москвы не будет являться правомерным.
Данный отказ нарушает федеральное законодательство о социальной защите инвалидов, нарушает законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство.
На сколько мы разобрались в нормативниках, на сегодняшний день в органах соцзащиты руководствуются «ВРЕМЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ
обеспечения инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации». 31.12.2008г
В данном документе компенсация предусмотрена:
«Обеспечение инвалидов ТСР (изделиями) осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Обеспечение ТСР (изделиями) других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется на основании заключения лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в нем.
3. Обеспечение инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ТСР (изделиями) осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего ТСР (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного ТСР (изделия);
в) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "б" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности).
Но в этом документе ( в единственном) есть упоминание о размере компенсации:
«9. В случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации или заключением лечебно-профилактического учреждения ТСР (изделие) не может быть предоставлено инвалиду либо другому лицу с ограничениями жизнедеятельности или, если он самостоятельно приобрел указанное ТСР (изделие) за счет собственных средств, инвалиду или другому лицу с ограничениями жизнедеятельности выплачивается компенсация в размере стоимости ТСР (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и другому лицу с ограничениями жизнедеятельности - в соответствии заключением лечебно-профилактического учреждения.
Выплата компенсаций осуществляется через Центр автоматизированных начислений социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите города Москвы по представлению Московского центра технических средств реабилитации сводного Реестра лиц, имеющих право на компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, согласованного с Департаментом социальной защиты населения города Москвы. Реестр формируется на основании поданного инвалидом или другим лицом с ограничениями жизнедеятельности (либо лицом, представляющим его интересы) в пункт выдачи ТСР Центр (комплексного центра) социального обслуживания либо в МЦТСР заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР (изделия), а также индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов) или заключения лечебно-профилактического учреждения (для других лиц с ограничениями жизнедеятельности) и документов, подтверждающих эти расходы (кассовый и товарный чеки).
Отказ инвалида либо другого лица с ограничениями жизнедеятельности от обеспечения ТСР (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное до 10 января 2009 года абсорбирующее белье не может превышать 1302 руб. (исходя из стоимости товара 14 руб. за 1 шт., помноженной на количество купленных изделий).
С 11 января 2009 года размер компенсации будет формироваться исходя из закупочных цен по итогам конкурсов по каждому виду ТСР, включая абсорбирующее белье.»
Мы полагаем, что именно этим абзацем руководствуются органы соцзащиты, при рассмотрении вопроса о размере компенсации.
Правовой статус этого документа не ясен. Он не был нигде опубликован. Мы даже не смогли выяснить, кем он утвержден (Правительством Москвы или Департаментом соцзащиты, Приказом или распоряжением?
(Если есть информация по этому вопросу, сбросьте, пожалуйста, можно будет разобраться)
И вот он главный вопрос - в каком размере выплатят компенсацию?
Во всех Федеральных нормативных документах говорится, что компенсация выплачивается в «размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).»
В новой форме программы реабилитации (Приказ Минздравсоцразвития №379 от 04.08.2008) указываются виды протезно-ортопедической помощи, например протез того и того, и указывается (см. примечание в приказе) исполнительный орган- ФСС или орган соцзащиты.
Таким образом в ИПР не может быть указан конкретный изготовитель протезно-ортопедических изделий ( например ФГУП ГБ МСЭ или др.), и соответственно стоимость протезно-ортопедических изделий, которые производят эти организации и по которой они участвуют в конкурсах на заключение государственных контрактов -не является основанием для исполнения ИПР.
Стоимость изготовления протезно-ортопедического изделия, указанная в государственном контракте, служит для расчетов по государственному контракту.
Так как государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
Данная стоимость не указывается в ИПР, Федеральное законодательство не содержит никаких данных об использовании данной стоимости (стоимости, указанной в государственных контрактах) при выплате компенсации.
Следовательно, выплата компенсации за приобретенные инвалидом технические средства реабилитации основана на федеральном законодательстве, ИПР (где прописан вид протезно-ортопедического изделия) и документов, подтверждающих приобретение конкретных изделий и должна осуществляться в размере понесенных инвалидом затрат.
По собственному опыту можем сказать, что в ФСС назывались цены протезов по государственным контрактам, что были заявления: «мы можем выплачивать компенсацию не выше этих цен». Но при запросе нами нормативных документов регламентирующих выплату компенсации по этим ценам, вопрос решился в нашу пользу. Так как государственный контракт с производителями протезно-ортопедических изделий – не нормативный документ. И не один федеральный нормативный документ не ссылается на данные этих контрактов.
Что предпринять на практике?
Мы считаем, что необходимо обратиться с заявлением и всеми документами (Паспорт, справки об инвалидности, ИПР, МТЗ, документы об изготовлении протеза и др.) в орган соцзащиты по месту жительства.
В случае отказа принять заявление, попросите письменный отказ, с указанием причин отказа.
Не дают письменный отказ- посылайте заявление по почте. Заявление составьте подробно, укажите все свои данные, адрес, телефон и проч. К заявлению приложите копии документов, допишите что имеете оригиналы и можете их предоставить. Письмо отправьте с описью вложения с уведомлением о вручении. Себе оставьте копию заявления.
Когда к вам вернется уведомление, обратите внимание в нем на дату вручения- с этой даты можно считать 30 дней. Если по истечении 30 дней вы не получите ответа или получите отрицательный ответ, вы имеете право на обжалование.
Вы можете обжаловать отказ написав:
В вышестоящий орган социальной защиты, прокуратуру РФ, комитет по защите прав потребителей, ФАС, подать исковое заявление в суд по месту жительства.
Конечно в каждом конкретном случае ситуация может развиваться по разному.
Кроме того несоответствие Постановлений и Правил Правительства Москвы Федеральному Законодательству это уже совсем другая судебная история и тут речь идет об обжаловании в суде не действий органа соцзащиты, а о признании несоответствия правового акта Правительства Москвы Федеральному Законодательству…
Когда начинается неразбериха, путаница и любая реорганизация, традиционно пострадавшими становятся отнюдь не органы власти…
И все же мы считаем мы можем отстаивать свои права. Пока Федеральное законодательство разрешает компенсацию и прямо не указывает на размер компенсации у нас есть надежды, что суды встанут на сторону инвалидов.
С Уважением Ирина.
(Извините за стилистику, писала я сама после обсуждения с Игорем)
Просмотров: 6990
Статья добавлена пользователем: Михалыч
обсудить статью (1) / прочитать