Медицина, болезни и больные
Лидия Ретивская
Мне немало лет, и я инвалид детства. Мои размышления о медицине и недугах не претендуют на объективность, это один из многих взглядов человека, оказавшегося в поиске места в жизни при ограниченных возможностях передвижения.
Находясь в положении пожизненного инвалида, всегда хочется помочь людям в тяжелом физическом и душевном состоянии, вызванном утратой здоровья. Процесс сживания с мыслью, что ты или твой ребенок инвалид долог и труден, горько осознавать, что так будет всегда и другого не дано. Но что поделаешь, без испытаний не обходятся даже самые благополучные с виду люди, земля ведь не рай, а изгнание из рая, где человек обречен на борьбу с трудностями. Однако мы существа разумные, и разумом, согласуемым с усилиями свободной воли, можно смягчать тяжелые обстоятельства и находить радость при больших лишениях и утратах.
«Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» Гиппократ («Этика и общая медицина, Афоризмы»)
В современную эпоху считается, что медицина имеет крупные достижения. Прогресс как будто налицо, но смотря с какой стороны поглядеть. Всего виднее успехи в хирургии: там разрезал, убрал ненужное, зашил – и помогло. Люди с безнадежными недугами, коими являются многие посетители данного сайта, в достижениях медицины сильно сомневаются. Когда тебе говорят, что твой недуг неизлечим, неизвестно откуда взялся и никто не знает, как хотя бы приостановить его развитие, уровень достижений медицины в твоих глазах падает на низкую отметку.
Ныне большие успехи в диагностике заболеваний, но всегда ли это благо и действительно ли они так велики? Оглядишься вокруг, впечатление такое, будто все занялись поиском у себя болезней. Изобрели море диагностического оборудования и всех подряд направляют на диагностику. Народ тратит на выявление болячек кучу денег, порой кажется, будто сбор прибылей является важнейшей задачей диагностики.
В столицах и больших городах, конечно, успехи виднее, но чем дальше, тем пуще сходят на нет. В глубинке, в гуще простого народа незаметно, чтобы от новейших достижений полегчало. Почти все диагнозы нынешней цивилизованной диагностики раньше довольно успешно делал имеющий разнообразную практику опытный сельский врач. Современная диагностика хороша, но слишком плотно ею стали пользоваться. Мнительные люди найдут незначительную болячку, с которой при неведении спокойно бы жили до конца дней своих, и давай ее лечить.
Такая же картина с лекарствами. Когда можно обойтись годами испытанными, эффективными препаратами, рекомендуют и выписывают новые и подороже.
Вот древняя цитата, но будто из нашего времени:
«Много претерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние».
Откуда? – Библия, Новый завет, Евангелие от Марка, 5.26.
Прошли тысячелетия, но суть дела не меняется. Люди есть люди с теми же грехами и пристрастиями, а мир всегда держится двумя весовыми категориями – добра и зла. Говорят, теперь врачи понизили уровень врачебной компетенции, что нередко правда, но врачи тоже нуждаются в понимании. Те же современные технические достижения загрузили врачей всякими бумажными таблицами да отчетами, на больного остается мало времени. Многие врачи стали заложниками бумажной работы и это тоже результат технических революций.
Одному Богу известно, почему нас посещает такая неприятность, как неизлечимая болезнь и пожизненная инвалидность. Обижаться на судьбу, срывать досаду на окружающих не имеет смысла - никто не виноват и легче от этого не станет, наоборот, всем сделается хуже и горше. Впадать в отчаяние и жизненную апатию есть то же, что укрыть свою жизнь душным холодным покрывалом, куда не проникают тепло и свет. Значит, надо искать выход в других жизненных коридорах, идти на компромисс с собственными представлениям и взглядами. Перед безнадежно больным человеком встает задача научиться любить жизнь такой, какая досталась, ведь жизнь одна и другой не будет. Любовь к жизни привлекает в душу и сердце жизнеутверждающие импульсы, смотрит на мир и собственные тяготы светлым, открытым взором, позволяющим увидеть великое в малом и сладкое в горьком.
Бог посылает болезни, но дает и врачевателей, открывая познание болезней настолько, насколько полагает полезным для каждого человека.
«Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя. Ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38.12-14).
«Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» (Сир. 38.9)
Библейско-религиозные слова иносказательны, их не трактуют буквально. Исцеление душевно-духовное бывает важнее исцеления физического, здоровый дух и немощь наполняет силой.
Вера в Божий Промысел, посылающий болезни, помогает переносить выпадающие испытания и находить душевные утешения.
«Болезнь не позор и не есть знак отвержения Божия. В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость – это дело человеческое. Придет – отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если нет тяготы, то и терпения нет», - писал православный святитель Феофан Затворник.
Живет человек, все у него благополучно складывается, и он думает, что все достижения принадлежат его собственным усилиям. Но вдруг случается катастрофа, человек теряет здоровье и только тогда видит, как на самом деле он слаб и как много места в жизни принадлежит Божьему Провидению. Вот здесь-то и выступает на жизненную сцену невидимая сила духа, заставляющая нас бороться и находить пути воплощения этой силы в реальность.
«Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдешь себя неизменным. Так и во всем проверяй себя» (Святой Исаак Сирин).
«Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: на все твоя воля, Господи! … И Он или оздоровит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения» (Феофан Затворник).
В жизни все относительно. Без горестей не узнать радостей, без несчастий не познать счастливые моменты. Может быть, и болезни зачастую даются для самопознания, экстремальные условия заставляют действовать и находить в себе нераскрытые возможности.
Человек сотворен по образу и подобию Божию - разумным, как Бог, и творцом, как Сам Творец. Значит, человеку даны творческие силы изменять течение мыслей, а вместе с ними разумом и волей менять видение на текущие события и жизненные обстоятельства.
«В трудные решительные минуты жизни более напрягаются силы души, и во время великих испытаний человек чаще выходит победителем, нежели в малых ежедневных искушениях» (преподобный Касиян Римлянин).
Вот полезное для всех изречение:
«Прежде болезни заботься о себе» (Ветхий Завет, Сир. 18.19).
Характерной чертой нашего национального характера является надежда на «авось» или халатное отношение к своему здоровью. Ничего, потерплю, авось пронесет – в итоге хронический недуг и запоздалое сожаление об утраченном. Так бывает сплошь рядом.
«Бог попускает болезнь, и Он же окружил нас способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий «ох!» будет в вину… Господь да управит вас наилучшим образом быть настроенными!» (Феофан Затворник).
На сайте православных врачей http://opvspb.ru/ можно найти утешения и задать вопросы, но как бы не оборачивалось дело, земному миру и людям не уйти от известного библейского напутствия:
«В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.13)
Инвалидом детства быть трудно в плане морально-психологическом, а родителям такого ребенка, наверное, еще труднее. Когда в девяностые годы в России начали отмечать в начале декабря день инвалида, знакомая девочка-подросток, инвалид детства, обиженно сказала: « Значит, теперь станут говорить: поздравляю тебя, что ты инвалид». Она тогда еще не осмыслила, что декада инвалидов призвана обратить внимание на категорию граждан, относящихся в нашем обществе к людям отверженным по многим социально-общественным и морально-этическим категориям. При советской власти инвалидов как бы вообще не было, теперь стали говорить о них вслух с высоких трибун - это уже большой шаг вперед.
Я смогла произнести по отношению к себе слово «инвалид» только к сорока годам. Язык не поворачивался называть себя инвалидом, поэтому сильно удивлялась, что есть желающие добровольно прилепить к себе такой неприятный ярлычок. Инвалидность дает право на какие-то льготы, но разве стоят эти льготы возможности принадлежать к лагерю здоровых людей?
Если ребенок инвалид и недуг его медицински безнадежен, не отчаивайтесь, а подумайте, что можно сделать для его жизненной адаптации в плане вхождения в круг посильных дел и занятий. Коли ребенка нельзя приспособить к труду в силу умственного состояния, подвиг родителей будет состоять в уходе за ним при максимально возможном вовлечении его в круг повседневных забот и дел.
Среди моих знакомых была молодая семья с неизлечимо больной девочкой. Жили с родителями мужа, и, зная о безнадежности лечения, упорно вкладывали семейные доходы в поездки по лекарям, естественно, обещающим вылечить ребенка, только платите. Платили немало, наивно веря в чудо излечения, это продолжалось много лет. В конце концов, муж, вроде бы не чаявший души в больной девочке, оставил жену с ребенком, молодой женщине пришлось вернуться к матери. Говорят, если кому-то нравится обманываться, пускай обманываются. В данном случае на пребывание в обмане потрачены средства, на которые можно было купить квартиру, и мать с ребенком-инвалидом никто бы из нее не проводил. Очень жаль людей, не желающих трезво оценить ситуацию и тем самым наносящих еще больший вред самим себе.
Домашняя атмосфера и семейная политика в большинстве случаев зависит от женщины. Моя мама, простая русская женщина, имела и имеет в моем лице ребенка-инвалида. Она всегда относилась ко мне, как к здоровому человеку, не показывала своих переживаний, в нашем доме никогда не произносилось слово «инвалид». Конечно, у каждого свои обстоятельства, но, на мой взгляд, если неокрепшей и несформированной личности повторять, что ты инвалид, вдобавок можно сделаться инвалидом душевным, робким, неуверенным и закомплексованным.
Я всегда видела свою маму бодрой, улыбающейся, активной, и, думаю, этот фактор сообщал мне дополнительные силы в борьбе с немощью и поисках своего места под солнцем. Не знаю, как правильнее, но у меня всегда были обязанности по дому, за что всю жизнь благодарна родителям. Меня никогда не ограждали от посильного домашнего труда, не освобождали от ответственности.
Неважно, белая, черная, пыльная-непыльная, интересная или неинтересная работа, важно, чтобы человек был занят. Безделье и праздность расслабляют волю и делают человека неспособным бороться со своими слабостями, которые можно преодолеть. Сделаться потребителем, брюзжащими и жалующимися на плохое государство не самая лучшая дорога для инвалида, надо и самим что-то делать. Мне кажется, обставь инвалида на коляске любым достатком, он не будет счастливым, потому что счастье и радость жизни обретаются только на тех барьерах, которые ты одолел сам. Впрочем, каждый судит по себе, возможно, я ошибаюсь.
Реально оценивать свое положение можно в трезвости мышления и душевном покое. Кто-то скажет, это невозможно, когда вся жизнь идет под откос и рушится. Для внутреннего равновесия и успокоения необходимо смириться с выпавшими испытаниями. Смирение дает покой. Надо смиряться с тем, чего нельзя изменить и делать то, что можно делать.
С юности я искала жизненное дело по душе и по силам, и нашла его тогда, когда смирилась со своей долей. Смолоду у меня был такой девиз: если у тебя на душе скребут кошки, не позволяй им царапать других. Старалась сдерживаться, когда терпению, казалось, приходит конец, и постепенно привычка останавливать бурные порывы становится твоей натурой. Так жить легче. Мой пример индивидуален, но все равно можно утверждать, что не надо останавливаться и уходить в депрессию. Простой улыбкой и жизнелюбием можно осветить свой внутренний мир и помочь окружающим находить жизненные радости в самой прозаической повседневности.
Приведу выдержку из обсуждения на этом сайте моей статьи «Неврачебная практика».
«Я здоровый человек, впадаю в депрессию от того, что мой 2-ух летний сын неизлечимо болен, жалею себя, вместо того, чтоб заниматься своим мальчиком. Очень рада, что попала на этот сайт. Думаю, что сейчас пересмотрю свои взгляды на сложившуюся ситуацию, возьму себя в руки, наконец.
У нас картина такая: наш мальчик Сенечка, сразу родился очень слабенький, практически не шевелил ни руками ни ногами. Врачи долго не могли установить диагноз. В полгода нам рекомендовали сдать кровь на ДНК, анализ показал, что я, муж и сын являемся носителями этого гена, но на нас-то с мужем это никак не отражается. Врачи предположили, что у сына произошла какая-то точечная мутация, которую то ли невозможно, то ли очень сложно определить, да и надо ли… Диагноз: спинальная амиотрофия Вердника-Гофмана 1-го типа. Сначала надеялись на выздоровление, теперь понимаем, что это невозможно, пытаемся жить под лозунгом: “Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней! “
Со временем наш малыш стал крепнуть, появилась сила в руках и ногах. Ручки более-менее работают уверенно, держит карандаш (очень любит рисовать), ложку сам подносит ко рту, только в плечах никак (поднять руки и развести их в стороны не может). С ногами хуже, контрактуры- колени не разгибаются, голеностоп- носок всегда вытянут. С обувью большие проблемы, сложно надеть ( хотя каждый день разрабатываем эти места, пытаясь привести в нужное положение, но толку мало). Голову держит, но, лёжа на животе, поднять её не может. Не стоит, не ползает, почти не переворачивается, когда посадишь, может довольно-таки долго просидеть без поддержки, но потом устаёт и заваливается на бок. Умственное развитие не страдает, схватывает всё на лету и это радует. За счёт того, что мало двигается, туловище плохо развивается, ручки, ножки тоненькие, а голова растет.
Вот в общем-то и всё, пишите, может ещё кто-то прочтёт, у кого похожая ситуация, буду рада любому совету».
“Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней! “ - какой замечательный лозунг. Изменение отношения к ситуации, в которой нас посещает неизлечимая недужность, в первую очередь включает смирение с выпавшими испытаниями. Смирение приносит душевный покой, освобождая духовную и физическую энергию для необходимых жизненно важных действий. Говоришь себе: « надо жить с тем, что есть и находить радость жизни на доставшейся тебе дороге». Древние стоики утверждали, что радость тогда посещает твой дом, когда она будет в тебе самом.
Приносить радость можно и терпением испытаний, выпадающих на долю всякого человека в его земном странствовании.
И если случается непоправимая утрата здоровья или рождается безнадежно больной ребенок, самое лучшее думать, что выпадающие испытания имеют какой-то смысл, в жизни ничего напрасного не бывает.
«Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее, чем здоровье», - утешал Феофан Затворник.
Если человеку выпадает тяжелый жизненный крест, значит, даны свыше силы душевные и физические, чтобы его нести - не по силам Бог не посылает. Надо набраться терпения для преодоления испытаний на отпущенный Сенечке период земной жизни при понимании, что выздоровление невозможно. Терпение является следствием смирения с постигшими испытаниями.
"Выделяют три клинических формы СМА: острая инфантильная или форма Верднига-Гоффмана (тип 1) -характеризуется развитием тяжелой генерализованной мышечной слабости и гипотонией в первые месяцы жизни ребенка и летальным исходом из-за дыхательных нарушений на первом году его жизни; хроническая или промежуточная форма (тип 2) - болезнь манифестирует в 6-14 месяцев в виде парезов проксимальных отделов нижних конечностей, ребенок перестает опираться на ноги и пытаться ходить, становится «колясочником» в 2-2,5 года; хроническая ювенильная или форма Кугельберга-Веландер (тип 3) - характеризуется сравнительно поздней и медленной прогрессирующей манифестацией болезни в возрасте 5-20-лет" (из статьи этого сайта "Первый опыт лечения вальпроевой кислотой больных проксимальной спинальной мышечной атрофией в России")
У меня третий тип спинальной амиотрофии, не такой тяжелый, как первый. Болезнь незаметно начала прогрессировать с десяти лет, всю жизнь стараюсь этот прогресс замедлить. Теперь мне 57 лет и мое состояние такое: сижу на коляске с обязательной опорой на спинку, подлокотники или стол. Без подпорок сидеть опасно, могу, как Сенечка, завалиться набок или назад. Самой лучшей и удобной опорой является стол, на который опираешься и работаешь. Сидя за столом на коляске, оказываешься огороженным со всех сторон, можно без опаски совершать разные движения. Сплю только на спине, навытяжку, поворачиваться набок или подтягивать ноги не могу, так что всю ночь лежишь в одном положении. На животе не лежу, не могу повернуться, но если меня так положить, как и Сенечка, голову поднять не могу. Ногами двигаю, т. к. была ходячей, лучшее положение для ног - держать их на одной горизонтали с сиденьем. Обычно сижу за столом на коляске, а ноги лежат на табуретке под столом. Опущенные вниз ноги скоро затекают, ощущения неприятные, горизонтальное положение ног сильно облегчает положение. Не знающий здоровых ощущений маленький ребенок не может сказать, где ему плохо в данном случае, потому наши рассказы могут помочь другим облегчить физические страдания.
Трудно и даже невозможно судить о других состояниях и формах миопатии, в каждом случае надо смотреть по ходу развития болезни, но что- то сказать необходимо, для того мы здесь собрались.
Исходя из видов на собственное состояние, для таких, как Сенечка, сделала бы специальное деревянное креслице с регулирующимися по высоте ножками и мягким сиденьем. Тогда ребенка можно усадить в огороженное спинкой и подлокотниками кресло и придвинуть к любому столу, отрегулировав высоту кресла, чтобы ручки удобно лежали на столе и могли что-то делать. Чтобы ножки ребенка не висели вниз, сделать выдвигающуюся из-под сиденья горизонтальную полочку-поверхность. Получится креслице чисто домашнее, хотя, возможно, его роль могут выполнять детские инвалидные коляски, просто не знаю их конструкций и возможностей. Здесь главное, чтобы высота кресла соответствовала высоте рабочей поверхности стола. Однажды подготовить удобную конструкцию и человек будет самостоятельно сидеть, быть чем-то занятым, а мама рядышком станет выполнять необходимую домашнюю работу.
Несколько лет моим социальным работником была замечательно добрая женщина, адыгейка. Она рассказывала, что у них в народе испокон веков родившимся детям матрасики и подушечку набивают цветом конского щавеля. На Кубани конский щавель имеет большие рыжие семенные метелки, набивного материала хватает. Получается рыхлая и мягкая подушечка, сидеть и спать на естественном природном материале полезно и оздоровительно. При встрече с обычаями предков и разных народностей не устаешь поражаться их простой, но высокой мудрости, помогающей растить здоровых людей.
Каждому родителю, конечно, виднее, но, вероятно, в Сенечкином случае задача одна: занимаясь лечениями и массажами, сохранять у ребенка доступные ему движения путем совершения этих движений разными средствами. Если работают ручки, пусть каждый день им будет работа. Мальчик любит рисовать, и такой интерес может занять значительное жизненное место, когда движутся ручки и пальчики. Однако любого человека утомляют однообразные занятия. Сенечка маленький, познает жизнь, ему интересно все. Сенечке можно на кухне рядом с мамой поручить, например, перебирать листики петрушки, укропа, салата, разложить их по кучкам. Взрослому такое представляется неважным, а для Сенечки это целый мир и знакомство с царством растений. Или из крупы выбрать соринки, горошинки. Сенечка будет участвовать в полезном деле и чувствовать свою нужность, в этом будут заключаться значительные для него радости, ведь он умный мальчик, человек, личность. Любые целенаправленные действия в подобных случаях расширяют познания, развивают наблюдательность и вкус, это важно. Чтобы изобретать Сенечке занятия, взрослым, конечно, придется пофантазировать, лучше мамы никто не знает возможности своего ребенка.
Перед многими инвалидами встает проблема обуви. Если человек не ходит, обувки можно смастерить самим, именно так я решаю эту проблему. Сшила чувячки из старой шубы за один день, и они выручают при выездах в холодную погоду. В санатории мамы колясочных ребят спрашивали, где такие берут? Почему-то люди не догадываются до самого простого решения. С моим шубными чувяками связан смешной момент: однажды среди зимы для расширения жизненных познаний посетила с друзьями рынок в Сочи. Притопывая от холода модельными сапожками, одна модная торговка поинтересовалась: «А где вы такие унтики взяли?» В данном случае надо смотреть на проблему проще и решать ее по ходу дела собственными силами и умениями.
Я живу на юге России, и, вращаясь в среде творческих инвалидов, мы немного знаем друг друга. У нас в Новороссийске жил прекрасный человек, Саша Липин, с миопатией Дюшена. В Сашином доме также никогда не произносили слова «инвалид». Саша прожил двадцать пять лет, год назад он ушел из жизни, но его помнят многие и долго не забудут. Саша писал глубокие философские стихи, которые удивляют людей, знающих о его комнатной жизни и почти полной неподвижности в последние годы. Саша любил жизнь, людей и природу, а любовь открывает человеческое сердце для познаний мира, посещая его дарованиями и мудростью. Вот Сашины строчки:
Когда последняя звезда
Зажжется в вышине,
Я буду счастлив. И тогда
Господь придет ко мне.
Красоты мира Твоего
Ценить не перестал.
Стараюсь я любить его
Таким, как Ты создал.
Или такие:
Поделен мир невидимой рукой:
Добро и зло - хороший и плохой.
Единство разлетелось на куски,
И выбор вновь сжимает нам виски.
Пути Господни неисповедимы. Каким образом распределяются меж людьми земные кресты, неведомо, но подобные Сенечке и Саше люди делают окружающих добрее и мягче, а жизнь чище и светлее. Может быть, их миссия на земле заключается в том, чтобы страданиями, терпением и внутренней чистотой изменять других людей, открывать их души и сердца навстречу сдержанности и милосердию. Когда тебе плохо и тяжело, вспоминай тех, кому гораздо труднее – такие слова нередко можно слышать от самых разных людей.
Не будь больных и нуждающихся в помощи, мир здоровых людей совсем бы зачерствел сердцем и ожесточился. Жалея ближнего и помогая ему, человек богатеет душою, открываются невидимые духовные очи, помогающие осознать: не все то золото, что блестит, и земные ценности меняются в зависимости от проходимых нами испытаний.
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведный» ( Евр.12.11)
Бывает немало случаев, когда человек считает свою инвалидность благом. Православие призывает благодарить Бога за посылаемые испытания, в них человек познает себя и делает много жизненных открытий, которые в иной данности обошли бы его стороной.
В городе Анапе живет инвалид на коляске, зовут его Владимир Михайлович Сапрыкин. В здоровой жизни он был ученый-микробиолог и занимался разработками биологического оружия в таком секретном учреждении, что у него даже собственных фотографий молодого возраста нет, фотографироваться запрещалось. В результате своих ученых работ В.М. заразился и сел на коляску.
Теперь он сделался писателем, пишет стихи для детей и прекрасных лирических песен, часто печатает статьи по социальным проблемам. Владимир Михайлович известный человек в Анапе, занимается защитой прав инвалидов, разработкой программ безбарьерной среды в своем городе, устройством фестивалей творчества инвалидов и другими добрыми делами.
В наших частных дружеских беседах В.М. говорит, что свою инвалидно-колясочную жизнь считает более полезной и нужной, чем ученый жизненный период. Сидя на инвалидной коляске, В.М. сделал много открытий в незамечаемой ранее обыденности, посмотрел на нее другими глазами и решил все силы и оставшееся время жизни посвятить борьбе за права обездоленных людей – в этом состоит его счастье. Только в состоянии инвалида В.М. нашел смысл своей жизни, ощутил себя нужным для ближнего и для нашего общества. Душа человека получает удовлетворение при делании добра и радостей другим, а если этого не происходит, значит, с нами что-то не в порядке.
С Владимиром Михайловичем Сапрыкиным мы обменивались взглядами на жизнь в переписке, которая публикуется на сайте инвалидов-колясочников Краснодара:
http://newdaydigest.narod.ru/publikacii_12-01.htm
Если вы будете в городе Анапе и проедете на коляске без препятствий до самого моря, так это благодаря заботам и хлопотам В.М.Сапрыкина.
«Почему этот человек невесел?» - спросили мудреца и тот ответил: «Этот человек невесел потому, что либо с ним приключилось несчастье, либо его ближнему посчастливилось. Зависть есть печаль о благополучии ближнего».
Неожиданно случающееся несчастье обычно пугает, но проходит время и отношения с жизнью пересматриваются. Несчастье может оказаться благом, потому что меняет взгляды, характер, жизненные ценности. В санатории мне встречалась мама с хорошенькой юной дочкой-колясочницей. Они каждый день что-то мастерили из природных материалов и радовались жизни. Эту маму постоянно можно было видеть с шишками, травинками и веточками, которые попутно собирались и приносились дочке. Мама нашла для своих жизненных обстоятельств христианское утешение и успокоила им свою душу. Она говорила, будь дочка здоровой, при ее красоте наверняка бы подверглась пагубным влияниям, могла бы попасть кто знает куда, и тогда принесла бы матери гораздо больше горя, нежели в состоянии нездоровья, которым Господь охраняет красавицу-дочку от худшего. Такая точка зрения не лишена оснований, немало и здоровых детей приносят великие горести родителям.
Отношение к своему трудному положению может быть разным, это зависит от каждого из нас. Смотря как посмотреть и куда направить свои усилия. С неизлечимым недугом надо смириться, и, делая необходимое для поддержания возможного уровня здоровья, стараться найти место своей активности, которое многим приносит материальную поддержку.
Творческий человек на коляске может реализовать себя во многих направлениях, а нетворческий может сделаться творческим, потому что каждый человек создан творцом по образу и подобию Творца. Мы плохо знаем себя, а экстремальные условия побуждают реализовать все силы на раскопки собственных возможностей. Смолоду я считала себя человеком технического склада, но перспектива пожизненного заключения в комнате заставила изменить пристрастия и обратиться к народному творчеству. Теперь не представляю своей жизни без любимой соломы да всяких вышивок, даже страшно представить, что трудовая жизнь могла бы пройти у какого-нибудь скучного кульмана. Хотя, конечно, она была бы обычной жизнью обычного человека, но сейчас у меня интереснее.
В безнадежных случаях нездоровья каждая ситуация индивидуальна и неповторима, каждому надо думать самому и приспосабливаться к окружающей обстановке. Однако опыт других может подсказать выбор направления действий и помочь управлять тяжелыми физическими, душевными и духовными ярусами жизни. История знает множество примеров, показывающих человеческие возможности в состояниях великой немощи, чем шире будет известно о них, тем полезнее для всех.
Господь да управит вас наилучшим образом быть настроенными! (Феофан Затворник).
Просмотров: 5408
обсудить статью (0) / прочитать