Преодоление трудностей в назывании слов у больных с афазией.
Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва
Этой проблеме уделяли внимание Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, В.М.Коган, Л.С.Цветкова, Т.Б.Глезерман, Т.Г.Визель. Слово, писал Л.С.Выготский, - выполняет функцию номинативную, т.к. указывает на вещь. Рост словаря тесно связан с образованием многочисленных связей между образами предметов и словами, их обозначающими. Исследования многих учёных доказали важность процесса предметного восприятия на ранних этапах развития речи ребёнка. Познание мира у ребёнка происходит через активные действия с предметом, т.е. у истоков предметного образа лежит практическая деятельность.
Взаимосвязь слова и образов-представлений имеет значение и для взрослого человека. Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и ряд зарубежных учёных рассматривают образы-представления как важный компонент всех психических процессов. Л.С. Цветкова и её сотрудники выдвинули идею о связи нарушения процесса называния с дефектами предметных образов -представлений у больных с поражениями средне-височных, височно-теменных и передне-затылочных зон мозга.
Исходя из данных теоретических представлений, мы разработали методику по преодолению трудностей называния в процессе предметно-практической деятельности у больных с сенсорной, акустико-мнестической и амнестической афазией.
В эксперименте участвовало 9 больных: 3 пациента с сенсорной афазией, 4 с акустико-мнестической афазией, 2 пациента с амнестической афазией. У всех больных дефект был выражен в средней степени выраженности. По полу больные распределялись следующим образом: 3 женщины и 6 мужчин в возрасте от 38 до 64 лет. У двух пациентов была черепно-мозговая травма, 5 пациентов перенесли нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, один - по геморрогическому типу, одна пациентка перенесла операцию по поводу аневризмы головного мозга. Все пациенты были обследованы нейропсихологом и логопедом.
Занятия проходили в несколько этапов. Основные цели и задачи занятий: использование различных видов деятельности для преодоления трудностей называния предметов и их изображений, расширение словаря на заданную тему, оживление ассоциативных связей между усвоенными практическими действиями и их вербальным обозначением. Выбор темы и видов деятельности был обусловлен: 1) широкими возможностями восстановления частотного словаря, 2) доступностью видов предметной деятельности для каждого из больных, 3) возможностью использования максимального числа путей компенсации нарушенных функций за счёт включения запасных афферентаций.
Для каждого занятия был составлен словарь и подготовлено необходимое оборудование. Словарь формировался из трёх групп слов: существительные, глаголы и прилагательные.
В процессе занятий по одной теме использовались различные виды деятельности: рисование предметов, конструирование из геометрических фигур, конструирование из спичек, лепка из пластилина, работа с природным материалом. Таким образом, в компенсацию включались различные модальности: зрительные, двигательные, тактильные, слуховые.
Оказалось, что для больных с различными афазиями наиболее значимы разные модальности. Но для всех пациентов положительную роль играли тактильные контакты с предметами. Повышению речевой активности и уменьшению трудностей называния также способствовало использование на занятиях одновременно двух видов деятельности: рисунок и лепка, конструирование и дорисовывание незаконченных рисунков и т. п.
На начальном этапе у всех больных была проведена количественная оценка номинативной функции. Средний показатель составлял 18 баллов. В конце курса показатели выросли в среднем на 5-6 баллов, что на 3-4 балла выше, чем у больных, занимавшихся по обычным методикам. У одного пациента (38лет) показатели выросли на 8 баллов.
Таким образом, благодаря использованию различных видов предметной деятельности, уменьшаются трудности актуализации предметов, расширяется словарь, реже отмечаются вербальные парафазии и менее выраженным становится феномен «отчуждение смыла слова».
Этой проблеме уделяли внимание Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, В.М.Коган, Л.С.Цветкова, Т.Б.Глезерман, Т.Г.Визель. Слово, писал Л.С.Выготский, - выполняет функцию номинативную, т.к. указывает на вещь. Рост словаря тесно связан с образованием многочисленных связей между образами предметов и словами, их обозначающими. Исследования многих учёных доказали важность процесса предметного восприятия на ранних этапах развития речи ребёнка. Познание мира у ребёнка происходит через активные действия с предметом, т.е. у истоков предметного образа лежит практическая деятельность.
Взаимосвязь слова и образов-представлений имеет значение и для взрослого человека. Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и ряд зарубежных учёных рассматривают образы-представления как важный компонент всех психических процессов. Л.С. Цветкова и её сотрудники выдвинули идею о связи нарушения процесса называния с дефектами предметных образов -представлений у больных с поражениями средне-височных, височно-теменных и передне-затылочных зон мозга.
Исходя из данных теоретических представлений, мы разработали методику по преодолению трудностей называния в процессе предметно-практической деятельности у больных с сенсорной, акустико-мнестической и амнестической афазией.
В эксперименте участвовало 9 больных: 3 пациента с сенсорной афазией, 4 с акустико-мнестической афазией, 2 пациента с амнестической афазией. У всех больных дефект был выражен в средней степени выраженности. По полу больные распределялись следующим образом: 3 женщины и 6 мужчин в возрасте от 38 до 64 лет. У двух пациентов была черепно-мозговая травма, 5 пациентов перенесли нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, один - по геморрогическому типу, одна пациентка перенесла операцию по поводу аневризмы головного мозга. Все пациенты были обследованы нейропсихологом и логопедом.
Занятия проходили в несколько этапов. Основные цели и задачи занятий: использование различных видов деятельности для преодоления трудностей называния предметов и их изображений, расширение словаря на заданную тему, оживление ассоциативных связей между усвоенными практическими действиями и их вербальным обозначением. Выбор темы и видов деятельности был обусловлен: 1) широкими возможностями восстановления частотного словаря, 2) доступностью видов предметной деятельности для каждого из больных, 3) возможностью использования максимального числа путей компенсации нарушенных функций за счёт включения запасных афферентаций.
Для каждого занятия был составлен словарь и подготовлено необходимое оборудование. Словарь формировался из трёх групп слов: существительные, глаголы и прилагательные.
В процессе занятий по одной теме использовались различные виды деятельности: рисование предметов, конструирование из геометрических фигур, конструирование из спичек, лепка из пластилина, работа с природным материалом. Таким образом, в компенсацию включались различные модальности: зрительные, двигательные, тактильные, слуховые.
Оказалось, что для больных с различными афазиями наиболее значимы разные модальности. Но для всех пациентов положительную роль играли тактильные контакты с предметами. Повышению речевой активности и уменьшению трудностей называния также способствовало использование на занятиях одновременно двух видов деятельности: рисунок и лепка, конструирование и дорисовывание незаконченных рисунков и т. п.
На начальном этапе у всех больных была проведена количественная оценка номинативной функции. Средний показатель составлял 18 баллов. В конце курса показатели выросли в среднем на 5-6 баллов, что на 3-4 балла выше, чем у больных, занимавшихся по обычным методикам. У одного пациента (38лет) показатели выросли на 8 баллов.
Таким образом, благодаря использованию различных видов предметной деятельности, уменьшаются трудности актуализации предметов, расширяется словарь, реже отмечаются вербальные парафазии и менее выраженным становится феномен «отчуждение смыла слова».
Просмотров: 4099
Статья добавлена пользователем: Линда
обсудить статью (0) / прочитать