Большое спасибо всем ответившим на вопросы анкеты!
Еще одна просьба: для тех же целей ( исследовательская работа) - хотелось бы узнать мнения и пожелания (всех!) о том каким видится и каким должно быть высшее дистанционное образование.
Ответы будут использованы в работе.
Ответ для cjdf:в первую очередь доступным географически (так как документы подавать на поступление и госэкзамены сдавать прийдется все-таки на месте). А у нас дистанционное высшее образование, если я не ошибаюсь, есть только в Омске и Новосибирске
cjdf:
каким видится и каким должно быть высшее дистанционное образование.
Дистанционное образование - вполне конкретная вещь, а не абстрактные слова. Так что оно должно быть технически продуманным и отлаженным. Наличие соответствующего программного обеспечения, обучающих оболочек и и хорошего Интернет-канала - прежде всего.
отсутствие преподавателей в течение всего обучения обуславливает наличие высококачественных и свежих электронных лекций, которые, как правило, почти всегда отсутствуют. Открывают ДО, а лекционные базы на древнем уровне.
Это первый и самый большой камень, о который споткнется он-лайн-студент.
vikavika:
наличие высококачественных и свежих электронных лекций, которые, как правило, почти всегда отсутствуют. Открывают ДО, а лекционные базы на древнем уровне.
А что подразумевается под древним уровнем? Проще всего преподавателю выложить в доступ то, по чему он ведет занятия в данный момент, т.е. кк минимум то, что он читает и очникам тоже.
Чёткая структура (программа обучения должна быть представлена студентам в завершенном виде, пошагово), жесткий график, отчётность. Доп. материалы, лекции, можно вводить рассылкой или отдельной подтемой. Встречались отрицательные отзывы, когда "ломают" структуру ("шаги") уже в процессе учебы, т.к. заочно сложнее перестроиться. А также студентам неудобно, если они не могут увидеть всей схемы семестра (т.е. плохо, когда в последний момент дают задания, теряется возможность объективно оценить объем и качественную часть).
Иногда дистанционникам нужен контроль, чтобы студента не покидало ощущение что он корректно понимает материал, ну и темп задавать При заочной форме часто с этим делом бывают проблемы.
Ну что значит - не факт? Вы бы примеры привели, что ли. Я в данный момент как раз таки выкладываю один из университетских курсов в оболочке, созданной для ДО (Moodle), и выкладываю там как раз то, что использую на занятиях в текущий момент. Какой мне, скажем, смысл выкладывать что-то более устаревшее?
vikavika, в каком формате было ДО, с которым вы сталкивались?
Потом, вопрос, как мне представляется, не столько в выкладываемом теоретическом материале - на то есть библиотеки, интернет-источники, книжные магазины, наконец. Студент, самостоятельно разжевавший для себя теоретические выкладки и усвоивший их - утопия. Необходимы консультации, дистанционные аналоги семинарских-лабораторных-практических занятий, потом уже упомянутый тут контроль. Вот последнее я плохо себе представляю в удаленном варианте, честно говоря
А вообще я по поводу ДО пока больше пессимист, нежели оптимист. Все-таки отстуствие учебной обстановки, а также личного общения с преподавателем колоссально влияют на исход дела. Ну и, само собой разумеется, практическая реализация - как конкретно должно выглядеть ДО, на конкретных дисциплинах и специальностях.
mathilda:
Для дистанционников слово "контроль" подразумевает, конечно же, продуманные системы отчетности и обратной связи (учитель-студент).))
Вот приблизительно такого содержания у нас сейчас все разговоры о ДО - что он должно быть надлежащего качества, что в него должны входить оптимально разработанные системы контроля знаний и пр. Всегда можно сказать. что любое хорошее образование должно быть хорошо организовано, но без примеров это останется общими словами. А конкретных примеров, кроме разве что бесплатного Мудла, в большинстве вузов нет. И разговоры будут пустым сотрясанием воздуха, пока не обретут какое-то физическое воплощение.
TortoiseCat:
Вот приблизительно такого содержания у нас сейчас все разговоры о ДО - что он должно быть надлежащего качества, что в него должны входить оптимально разработанные системы контроля знаний и пр. Всегда можно сказать. что любое хорошее образование должно быть хорошо организовано, но без примеров это останется общими словами. А конкретных примеров, кроме разве что бесплатного Мудла, в большинстве вузов нет. И разговоры будут пустым сотрясанием воздуха, пока не обретут какое-то физическое воплощение.
Интересный поворот Собственно, автор темы спросила
cjdf:
хотелось бы узнать мнения и пожелания (всех!) о том каким видится и каким должно быть высшее дистанционное образование.
, мы - отвечаем. В частности, я сейчас учусь именно дистанционно, поэтому оставила в теме свои исключительно практические наблюдения. Причем, до текущего обучения, заочно закончила российский вуз, так что, в общем-то, о потребностях могу и порассуждать здесь. И вовсе не считаю это "сотрясанием воздуха".))
TortoiseCat:
Я в данный момент как раз таки выкладываю один из университетских курсов в оболочке, созданной для ДО (Moodle)
---
Например, юр фак. Банковское право.
Ситуация в банковской сфере настолько изменчива, что обучение без параллельной практики является оч сложным. Лекции старые.
Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка.
Вопрос, если лекции старые, а преподавателя рядом нет, что делать? Упираться в чьи-то неактуальные оболочки? Лекции набираются раз в несколько лет. В лучшем случае, раз в год.
vikavika:
Вопрос, если лекции старые, а преподавателя рядом нет, что делать? Упираться в чьи-то неактуальные оболочки? Лекции набираются раз в несколько лет. В лучшем случае, раз в год.
А они и должны обновляться раз в год - перед прочтением курса лекций. Допустим, 1 марта у Вас начинается курс, значит, в зимние каникулы преподаватель должен озаботиться их обновлением, включив все изменения, произошедшие с прошлого года. Если их обновляют недостаточно - задайте преподавателю вопрос, почему и как быть, если у Вас в какой-то форме предусмотрена обратная связь (подбираемся к конкретике ). Или нет такой возможности?
Ответ для mathilda:
mathilda:
Чёткая структура (программа обучения должна быть представлена студентам в завершенном виде, пошагово), жесткий график, отчётность. Доп. материалы, лекции, можно вводить рассылкой или отдельной подтемой. Встречались отрицательные отзывы, когда "ломают" структуру ("шаги") уже в процессе учебы, т.к. заочно сложнее перестроиться. А также студентам неудобно, если они не могут увидеть всей схемы семестра (т.е. плохо, когда в последний момент дают задания, теряется возможность объективно оценить объем и качественную часть).
mathilda:
я сейчас учусь именно дистанционно, поэтому оставила в теме свои исключительно практические наблюдения. Причем, до текущего обучения, заочно закончила российский вуз, так что, в общем-то, о потребностях могу и порассуждать здесь.
Заочное и дистанционное образование суть довольно разные вещи (заочное может практически переползать в ДО, но это неправильно и так быть не должно), хотя сейчас не об этом.
Практические, но субъективные. Все вышенаписанное любой вузовский преподаватель может выдвинуть как аксиому организаци ДО в чисто теоретическом докладе, подразумевающем "В идеале, ДО должно выглядеть так...". ДО должно иметь конкретную реализацию и конкретную форму, тогда можно его обсуждать предметно. Скажем, я сейчас использую обучающую оболочку Moodle, свой сайт и просто средства коммуникации - электронную почту и пр. и могу поговорить про каждый способ конкретно.
А самая насущная проблема в России - это техническая организация, плюс нехватка квалифицированного преподавательского состава, который владел бы современными технологиями, из чего вытекают все остальные трудности.
TortoiseCat:
"В идеале, ДО должно выглядеть так..."
Ой, как хорошо, если бы до реализации идеалов дошло.))
TortoiseCat:
ДО должно иметь конкретную реализацию и конкретную форму, тогда можно его обсуждать предметно.
Безусловно, должно. Но в этой теме обсуждение пока строится сугубо так, как задал вопрос топикстартер, т.е. без конкретики и уточнений. В общем-то, и субъективные мнения учащихся могут быть полезны..
TortoiseCat:
А самая насущная проблема в России - это техническая организация, плюс нехватка квалифицированного преподавательского состава, который владел бы современными технологиями, из чего вытекают все остальные трудности.
К сожалению, согласна. Поскольку ДО весьма интересная и нужная форма обучения, хотелось бы верить что все эти проблемы разрешимы...
Ответ для cjdf:
Самая большая сложность, с которой я столкнулся при дистанционном обучении - это отсутствие связи/контакта с преподавателем и методистом. Студенту, не имеющему опыта получения образования данного уровня, написания рефератов, курсовых работ, а тем более дипломной, не представляется возможным самому разобраться в этом вопросе. Поэтому крайне важно иметь постоянную двустороннюю связь - это может быть и телефон, и Интернет, но обязательно он лайн. Поскольку преподаватель так же должен хорошо ориентироваться в своих студентах, чувствовать их уровень и возможности, то группа курса ДО не должна превышать группу очной формы обучения. Многие вузы грешат тем, что в погоне за прибылью набирают на курсы ДО уйму народу и штампуют им видеолекции, тесты, не учитывая индивидуальных особенностей студента. А в данном случае индивидуальный подход более важен, поскольку отсутствует межстуденческое общение, когда один студент может обратиться к другому за помощью.
Следующая проблема - это учебный материал. Как правило, вузы ограничиваются тем, что предоставляют студенту дистанционного обучения в лучшем случае юниту, в худшем подобие юниты и тестовое задание, по результатам которого выставляют зачет. Хорошо, если студент проживает в большом городе и имеет доступ к областной библиотеке. А если из глубинки? Поэтому вузам, практикующим ДО, крайне важно иметь свой ресурс Интернет-библиотеку, а при ее отсутствии право на вход своих студентов в крупнейшие он-лайн библиотеки не только России, но и мира. Сейчас много хороших библиотек, но они в большинстве своем закрыты для общего посещения.
Теперь отчетность. Одного тестирования мало для объективного вынесения оценки. Необходимы он-лайн видеоконференции, лекции, где студент может задать интересующие его вопросы непосредственно преподавателю и так же ответить преподавателю на тестирующие вопросы, не имея возможности полазить в сети в поисках правильного ответа. В режиме он-лайн допускаю даже сдачу экзамена. Конечно, в данном случае экзаменационные вопросы должны нести свою специфику и отличаться от общепринятых. На мой взгляд, наиболее продуктивном в данном случае будет решение практических задач, вместо теорий, практикующих на экзаменах у очников.
Вот я привела вам конкретный пример. Вопрос, для чего нужно было все конкретизировать? Чтоб вы изобразили из себя консультанта, дающего бытовые советы: "Если их обновляют недостаточно - задайте преподавателю вопрос"?
Ответ для TortoiseCat:
2. если у Вас в какой-то форме предусмотрена обратная связь (подбираемся к конкретике )
---
К конкретике? Девушка, создатель оболочек - это еще не специалист в области ДО. Поэтому из вашего вопроса, достаточно прекрасно видно, в какой системе ДО вам пришлось создавать свое незаменимую оболочку.
Мой друг является заведующим Отделения дистанционки столичного университета. Создание электронных (именно электронных!) обновлений процесс не быстрый и не дешевый. Поэтому без наработанной огромной эл. библиотеки оч быстро обновить лекции невозможно! Тем более в сфере банковского права.
Плиз, не выступайте в роли консультанта перед тем, кто уже несколько лет сталкивается с темой ДО.
vikavika:
Мой друг является заведующим Отделения дистанционки столичного университета. Создание электронных (именно электронных!) обновлений процесс не быстрый и не дешевый. Поэтому без наработанной огромной эл. библиотеки оч быстро обновить лекции невозможно!
Это Вам Ваш друг сказал? Ох уж эти дилетанты
Как говорил один известный ученый - дайте мне точку опоры и я переверну мир. Девушка, при наличие шаблонов, хорошего движка, быстрого Интернета, сканера и ксерокса - весь процесс займет от силы неделю-две.
Я этой "демагогией" не первый год занимаюсь. А Вам, видно, только бы языком почесать. Не имея представлений о сущности электронных баз и их использовании в ДО, суете свой нос в неведомое Вам.
vikavika:
Вот я привела вам конкретный пример. Вопрос, для чего нужно было все конкретизировать? Чтоб вы изобразили из себя консультанта, дающего бытовые советы: "Если их обновляют недостаточно - задайте преподавателю вопрос"?
Для того, чтобы мне, как преподавателю, внедряющему ДО, было понятнее, каким же все-таки образом в инет могут выкладываться устаревшие лекции. Понятнее от Ваших пояснений не стало
vikavika:
Девушка,
От девушки слышу
vikavika:
Поэтому из вашего вопроса, достаточно прекрасно видно, в какой системе ДО вам пришлось создавать свое незаменимую оболочку.
Я оболочки не создаю. Я наполняю курс контентом, причем о принципах работы я написала - использую Moodle, собственный вебсайт и электронную почту.
vikavika:
Создание электронных (именно электронных!) обновлений процесс не быстрый и не дешевый. Поэтому без наработанной огромной эл. библиотеки оч быстро обновить лекции невозможно! Тем более в сфере банковского права.
Ну вот про лекции - это не надо. Зачем для электронных лекций нужна именно электронная библиотека-то? Купил себе нужную литературу, обновил устаревшее, набрал и выложил. Я сайт чуть ли не к каждому занятию по дисциплине, для которой он создан ("Новые информационные технологии в в филологии"), обновляю, например, но я не требую для себя специальных электронных библиотек. Вы нам объясните, почему это составляет такую проблему и почему этим вопросом не занимается сам преподаватель как автор курса, а не возмущайтесь.
Еще одна просьба: для тех же целей ( исследовательская работа) - хотелось бы узнать мнения и пожелания (всех!) о том каким видится и каким должно быть высшее дистанционное образование.
Ответы будут использованы в работе.
Дистанционное образование - вполне конкретная вещь, а не абстрактные слова. Так что оно должно быть технически продуманным и отлаженным. Наличие соответствующего программного обеспечения, обучающих оболочек и и хорошего Интернет-канала - прежде всего.
отсутствие преподавателей в течение всего обучения обуславливает наличие высококачественных и свежих электронных лекций, которые, как правило, почти всегда отсутствуют. Открывают ДО, а лекционные базы на древнем уровне.
Это первый и самый большой камень, о который споткнется он-лайн-студент.
А что подразумевается под древним уровнем? Проще всего преподавателю выложить в доступ то, по чему он ведет занятия в данный момент, т.е. кк минимум то, что он читает и очникам тоже.
Чёткая структура (программа обучения должна быть представлена студентам в завершенном виде, пошагово), жесткий график, отчётность. Доп. материалы, лекции, можно вводить рассылкой или отдельной подтемой. Встречались отрицательные отзывы, когда "ломают" структуру ("шаги") уже в процессе учебы, т.к. заочно сложнее перестроиться. А также студентам неудобно, если они не могут увидеть всей схемы семестра (т.е. плохо, когда в последний момент дают задания, теряется возможность объективно оценить объем и качественную часть).
Иногда дистанционникам нужен контроль, чтобы студента не покидало ощущение что он корректно понимает материал, ну и темп задавать При заочной форме часто с этим делом бывают проблемы.
не факт
Ну что значит - не факт? Вы бы примеры привели, что ли. Я в данный момент как раз таки выкладываю один из университетских курсов в оболочке, созданной для ДО (Moodle), и выкладываю там как раз то, что использую на занятиях в текущий момент. Какой мне, скажем, смысл выкладывать что-то более устаревшее?
vikavika, в каком формате было ДО, с которым вы сталкивались?
Потом, вопрос, как мне представляется, не столько в выкладываемом теоретическом материале - на то есть библиотеки, интернет-источники, книжные магазины, наконец. Студент, самостоятельно разжевавший для себя теоретические выкладки и усвоивший их - утопия. Необходимы консультации, дистанционные аналоги семинарских-лабораторных-практических занятий, потом уже упомянутый тут контроль. Вот последнее я плохо себе представляю в удаленном варианте, честно говоря
А вообще я по поводу ДО пока больше пессимист, нежели оптимист. Все-таки отстуствие учебной обстановки, а также личного общения с преподавателем колоссально влияют на исход дела. Ну и, само собой разумеется, практическая реализация - как конкретно должно выглядеть ДО, на конкретных дисциплинах и специальностях.
Для дистанционников слово "контроль" подразумевает, конечно же, продуманные системы отчетности и обратной связи (учитель-студент).))
Вот приблизительно такого содержания у нас сейчас все разговоры о ДО - что он должно быть надлежащего качества, что в него должны входить оптимально разработанные системы контроля знаний и пр. Всегда можно сказать. что любое хорошее образование должно быть хорошо организовано, но без примеров это останется общими словами. А конкретных примеров, кроме разве что бесплатного Мудла, в большинстве вузов нет. И разговоры будут пустым сотрясанием воздуха, пока не обретут какое-то физическое воплощение.
Интересный поворот Собственно, автор темы спросила
, мы - отвечаем. В частности, я сейчас учусь именно дистанционно, поэтому оставила в теме свои исключительно практические наблюдения. Причем, до текущего обучения, заочно закончила российский вуз, так что, в общем-то, о потребностях могу и порассуждать здесь. И вовсе не считаю это "сотрясанием воздуха".))
---
Например, юр фак. Банковское право.
Ситуация в банковской сфере настолько изменчива, что обучение без параллельной практики является оч сложным. Лекции старые.
Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка.
Вопрос, если лекции старые, а преподавателя рядом нет, что делать? Упираться в чьи-то неактуальные оболочки? Лекции набираются раз в несколько лет. В лучшем случае, раз в год.
А они и должны обновляться раз в год - перед прочтением курса лекций. Допустим, 1 марта у Вас начинается курс, значит, в зимние каникулы преподаватель должен озаботиться их обновлением, включив все изменения, произошедшие с прошлого года. Если их обновляют недостаточно - задайте преподавателю вопрос, почему и как быть, если у Вас в какой-то форме предусмотрена обратная связь (подбираемся к конкретике ). Или нет такой возможности?
Ответ для mathilda:
Заочное и дистанционное образование суть довольно разные вещи (заочное может практически переползать в ДО, но это неправильно и так быть не должно), хотя сейчас не об этом.
Практические, но субъективные. Все вышенаписанное любой вузовский преподаватель может выдвинуть как аксиому организаци ДО в чисто теоретическом докладе, подразумевающем "В идеале, ДО должно выглядеть так...". ДО должно иметь конкретную реализацию и конкретную форму, тогда можно его обсуждать предметно. Скажем, я сейчас использую обучающую оболочку Moodle, свой сайт и просто средства коммуникации - электронную почту и пр. и могу поговорить про каждый способ конкретно.
А самая насущная проблема в России - это техническая организация, плюс нехватка квалифицированного преподавательского состава, который владел бы современными технологиями, из чего вытекают все остальные трудности.
Ой, как хорошо, если бы до реализации идеалов дошло.))
Безусловно, должно. Но в этой теме обсуждение пока строится сугубо так, как задал вопрос топикстартер, т.е. без конкретики и уточнений. В общем-то, и субъективные мнения учащихся могут быть полезны..
К сожалению, согласна. Поскольку ДО весьма интересная и нужная форма обучения, хотелось бы верить что все эти проблемы разрешимы...
Самая большая сложность, с которой я столкнулся при дистанционном обучении - это отсутствие связи/контакта с преподавателем и методистом. Студенту, не имеющему опыта получения образования данного уровня, написания рефератов, курсовых работ, а тем более дипломной, не представляется возможным самому разобраться в этом вопросе. Поэтому крайне важно иметь постоянную двустороннюю связь - это может быть и телефон, и Интернет, но обязательно он лайн. Поскольку преподаватель так же должен хорошо ориентироваться в своих студентах, чувствовать их уровень и возможности, то группа курса ДО не должна превышать группу очной формы обучения. Многие вузы грешат тем, что в погоне за прибылью набирают на курсы ДО уйму народу и штампуют им видеолекции, тесты, не учитывая индивидуальных особенностей студента. А в данном случае индивидуальный подход более важен, поскольку отсутствует межстуденческое общение, когда один студент может обратиться к другому за помощью.
Следующая проблема - это учебный материал. Как правило, вузы ограничиваются тем, что предоставляют студенту дистанционного обучения в лучшем случае юниту, в худшем подобие юниты и тестовое задание, по результатам которого выставляют зачет. Хорошо, если студент проживает в большом городе и имеет доступ к областной библиотеке. А если из глубинки? Поэтому вузам, практикующим ДО, крайне важно иметь свой ресурс Интернет-библиотеку, а при ее отсутствии право на вход своих студентов в крупнейшие он-лайн библиотеки не только России, но и мира. Сейчас много хороших библиотек, но они в большинстве своем закрыты для общего посещения.
Теперь отчетность. Одного тестирования мало для объективного вынесения оценки. Необходимы он-лайн видеоконференции, лекции, где студент может задать интересующие его вопросы непосредственно преподавателю и так же ответить преподавателю на тестирующие вопросы, не имея возможности полазить в сети в поисках правильного ответа. В режиме он-лайн допускаю даже сдачу экзамена. Конечно, в данном случае экзаменационные вопросы должны нести свою специфику и отличаться от общепринятых. На мой взгляд, наиболее продуктивном в данном случае будет решение практических задач, вместо теорий, практикующих на экзаменах у очников.
Вот я привела вам конкретный пример. Вопрос, для чего нужно было все конкретизировать? Чтоб вы изобразили из себя консультанта, дающего бытовые советы: "Если их обновляют недостаточно - задайте преподавателю вопрос"?
Ответ для TortoiseCat:
2. если у Вас в какой-то форме предусмотрена обратная связь (подбираемся к конкретике )
---
К конкретике? Девушка, создатель оболочек - это еще не специалист в области ДО. Поэтому из вашего вопроса, достаточно прекрасно видно, в какой системе ДО вам пришлось создавать свое незаменимую оболочку.
Мой друг является заведующим Отделения дистанционки столичного университета. Создание электронных (именно электронных!) обновлений процесс не быстрый и не дешевый. Поэтому без наработанной огромной эл. библиотеки оч быстро обновить лекции невозможно! Тем более в сфере банковского права.
Плиз, не выступайте в роли консультанта перед тем, кто уже несколько лет сталкивается с темой ДО.
Это Вам Ваш друг сказал? Ох уж эти дилетанты
Как говорил один известный ученый - дайте мне точку опоры и я переверну мир. Девушка, при наличие шаблонов, хорошего движка, быстрого Интернета, сканера и ксерокса - весь процесс займет от силы неделю-две.
vikavika:
Поэтому без наработанной огромной эл. библиотеки оч быстро обновить лекции невозможно!
SmOk:
при наличие шаблонов, хорошего движка, быстрого Интернета, сканера и ксерокса - весь процесс займет от силы неделю-две.
----
Ответ для SmOk:
Ваша демагогия в стиле балагана.
Я этой "демагогией" не первый год занимаюсь. А Вам, видно, только бы языком почесать. Не имея представлений о сущности электронных баз и их использовании в ДО, суете свой нос в неведомое Вам.
Для того, чтобы мне, как преподавателю, внедряющему ДО, было понятнее, каким же все-таки образом в инет могут выкладываться устаревшие лекции. Понятнее от Ваших пояснений не стало
От девушки слышу
Я оболочки не создаю. Я наполняю курс контентом, причем о принципах работы я написала - использую Moodle, собственный вебсайт и электронную почту.
Ну вот про лекции - это не надо. Зачем для электронных лекций нужна именно электронная библиотека-то? Купил себе нужную литературу, обновил устаревшее, набрал и выложил. Я сайт чуть ли не к каждому занятию по дисциплине, для которой он создан ("Новые информационные технологии в в филологии"), обновляю, например, но я не требую для себя специальных электронных библиотек. Вы нам объясните, почему это составляет такую проблему и почему этим вопросом не занимается сам преподаватель как автор курса, а не возмущайтесь.