Ответ для pocl: ...За пять лет программы число впервые признанных инвалидов сократилось на 48%...
А почему госпожа Голикова не раскрыла секрет столь значительного спада а просто вскользь упомянула? За такие успехи надо Нобеля давать
Ответ для Казак:
Честно сказать,что у вас в РФ,что у нас в Украине много "фиктивных" инвалидов...все легко покупается и продается...Спрашивается зачем...
domosed:
Честно сказать,что у вас в РФ,что у нас в Украине много "фиктивных" инвалидов...все легко покупается и продается.
не спорю, много, сам видел, как цыгане целым табором приходят, получать инвалидность.
но когда у врача слышишь фразу: не буду ставить вас на учет, потому что вы мне статистику портите.. то призадумаешься - каким методом сокращается число инвалидов: просто не дают инвалидность, не ставят на учет... так же как в ментуре не принимают заявления.
инвалиды постепенно умирают - статистика улучшается и она(голикова) в шоколаде
Посмотреть бы, на сколько сократилось вообще население за эти годы тоже не мешало. Смертность упала на 11,2%, а рождаемость? Прежде, чем возмущаться цифрой. В конце концов, такие вещи
Важное направление - совершенствование оказания медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Неонатальный скрининг позволяет обеспечивать раннее выявление детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями, начать их лечение, а это в свою очередь в будущем создаст им возможности для нормального развития, образования, профессиональной подготовки, полноценной жизни.
Ответ для vpch:
В минувшую пятницу на заседании расширенной коллегии Минздравсоцразвития глава ведомства Татьяна Голикова отчитывалась об успешных результатах работы в 2010 году.
...Однако на поверку оказывается, что все победные заявления руководства Минздравсоцразвития — скорее попытка сделать хорошую мину при плохой игре. В реальности средств на выплату пенсий сегодня практически нет ни в Пенсионном фонде, ни в федеральном бюджете...заткнуть зияющую уже несколько лет дыру в бюджете все равно не удастся. А вот водка, сигареты и газ подорожают точно.Результат подобных предложений, скорее всего, окажется максимально невыгодным для потребителей.При этом никакого влияния на “пенсионную” дыру в бюджете это повышение не окажет.
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Этлайн:
В реальности средств на выплату пенсий сегодня практически нет ни в Пенсионном фонде, ни в федеральном бюджете...заткнуть зияющую уже несколько лет дыру в бюджете все равно не удастся.
А чем лучше работает МЗСР, тем больше будет дыра в бюджете пенсионного фонда. Предельный случай - министерство сработало очень плохо, мы (все пенсионеры) быстренько померли, нагрузка на ПФ уменьшилась.
vpch:
А чем лучше работает МЗСР, тем больше будет дыра в бюджете пенсионного фонда.
Куда уж лучше Но Вам в регионах видней. Наверное, принятые поправки об отмене 100% компенсации и о сокращении сроков пребывания в санатории реально улучшили Вашу жизнь, если заступаетесь за антинародное ведомство.
Этлайн:
Татьяна Голикова отчитывалась об успешных результатах
истребления инвалидов и больных людей посредством внесения поправок в соответствующие законы.
Так что будем благодарны Татьяне Голиковой, что не внесли поправки о преминении газовых камер к инвалидам,
Этлайн:
.Однако на поверку оказывается,
что и без газовых камер истребление идет успешно, примерно достигает тех же темпов, соответственно строительство газовых камер в настоящее время не рентабельно.
/>
Министерство здравоохранения пожаловалось Владимиру Путину на доктора Леонида Рошаля. Коллективная жалоба связана с недавним выступлением детского хирурга на Всероссийском форуме медработников.
Сотрудники Минздрава увидели в словах Рошаля исключительно негативную оценку политики министерства и проводимых реформ. Медики признались, что у них наболело, и они были вынуждены обратиться с открытым письмом к главе правительства. Документ размещён в официальном блоге Министерства. Заявление Рошаля, отметили авторы обращения, подорвало их веру в дело, которому они отдают всю жизнь. В своем выступлении на Форуме медработников Леонид Рошаль в присутствии премьер-министра подверг критике ряд инициатив Министерства здравоохранения. Он рассказал, в частности, что «в Минздраве нет ни одного опытного организатора здравоохранения». Кроме того, хирург упомянул недопустимо низкие зарплаты медработников, необоснованное сокращение больниц в регионах, нехватку кадров, новую систему оплаты медицинских услуг и многое другое. Однако в Минздраве заявляют, что в данном выступлении нет ничего конструктивного и просят главу правительства защитить ведомство от подобных нападок. Реакции самого Леонида Рошаля на данное заявление медработников пока нет.
Этлайн:
Наверное, принятые поправки об отмене 100% компенсации и о сокращении сроков пребывания в санатории реально улучшили Вашу жизнь
Возмущен не менее Вас. Но логика в моем рассуждении есть? Видимо, дыра в бюджете ПФ имеет довольно много факторов, раз растет, а не уменьшается при увеличении нашей смертности?
Этлайн:
если заступаетесь за антинародное ведомство.
Смотрел мельком в новостях его (Рошаля) выступление (МОЛОДЕЦ!), но видел и реакцию как Голиковой (делала вид, что не про них) и Путина (этот вообще отпарировал в духе чинуши, типа я знаю Рошаля хорошо, т.ч. пусть мелет - один хрен мы будем делать как считаем нужным!), после того как кто-то из министерских или ведущих решил одёрнуть Рошаля.
Ответ для pocl:
Доктор Рошаль против МИНЗДРАВа...
Речь Леонида Рошаля, директора Института неотложной детской хирургии и травматологии, на Российском медицинском форуме удалена со многих сайтов. Мы публикуем ее, потому что здесь есть что обсуждать не только медицинскому сообществу, но и всем, кому бывает нужен врач.
Владимир Владимирович (врач обращается к премьер-министру России — Л. Р.), дорогие друзья!
Минздрав наконец вышел на прямой разговор с нами, мы давно этого ждали. Это, конечно, еще не съезд врачей России, но это диалог, и бояться этого не надо, потому что народ у нас нормальный и говорит правильно.
Все хорошее о наших достижениях нам рассказали и Владимир Владимирович, и Татьяна Алексеевна. Действительно, столько открывается, столько вводится, столько строится. Не видит этого только слепой или озлобленный человек. Я могу сказать о том хорошем, что касается лично меня: построен за эти годы институт детской травматологии — единственный в своем роде не только в Москве, но и в мире. Можно тиражировать этот опыт — такие детские больницы нужно строить в России.
Но моя задача сегодня не хвалить то, что мы сделали, а обозначить болевые точки.
В отношении детства. Необходимо усиление реальных детских программ. Хорошо бы нам подумать о бесплатном лекарственном обеспечении детей до 12 лет, что делается во всем мире. А Александр Баранов (директор научного центра здоровья детей РАМН. — Л. Р.) неоднократно поднимал вопрос о строительстве реабилитационных центров, это тем более важно, что мы будем заниматься маловесными детьми.
Но сначала немного истории. Вы, Владимир Владимирович, будучи президентом, стали на нашу сторону, а не на сторону Зурабова, который говорил, что в здравоохранение денег не нужно. Это было при мне. И вы можете это подтвердить, это было так. И была первая ласточка — национальный проект «Здоровье». Деньги были выделены, то, что они частично оказались закопаны в землю, это не ваша проблема, а тех, кто под вами. Но было спасено первичное звено, которое разваливалось из-за мизерной зарплаты. При этом Минфин и Минздрав забыли, что в поликлиниках работают еще узкие специалисты, врачи школьно-дошкольных учреждений, заведующие отделениями, которым зарплата не была повышена, и возникли большие проблемы. Мы все отчетливо понимали, что этот проект не мог решить всех многолетних болячек здравоохранения. Но закуплены было оборудование, машины, это все было, и к 2007 году мы громко стали говорить и администрации президента, и правительству о необходимости поднять долю здравоохранения во внутреннем валовом продукте с позорных 3,5% до 6. Причем мы не говорим о 8—10—15%, как в других странах, и не говорим о приведении затрат в долларах к рублям, а только о процентах.
Но грянул кризис. Я убежденно говорю, что если бы не он, то нас с нашей лучшей в мире структурой здравоохранения никто бы не догнал, если бы мы имели хоть 6% ВВП и рационально бы их использовали. В сложных условиях вы пытались сохранить социальную сферу. Она, конечно, пострадала, но к уровню 90-х годов не вернулась, это хорошо.
Сейчас нашли возможность дать здравоохранению дополнительно 460 млрд. Это очень много, нужно, чтобы не распилили и правильно расходовали. Расходование этих средств надо поставить не просто под контроль прокуратуры, но и медицинских общественных организаций.
Я могу вам рассказать, как умеют пилить. Есть программа сокращения дорожно-транспортного травматизма. Там я нашел строчку: «Разработка аптечки для водителей» — и увидел цифру в несколько миллионов рублей. Не поверил своим глазам, как это могло получиться? В результате из аптечки выбросили лекарственные средства, как будто мы живем в Европе с шаговой доступностью медицинской помощи, и добавили несколько бинтов. Заплатили ли разработчикам эти средства, я не знаю, но кто-то ведь поставил эту цифру? Кто поставил?
Выделенные дополнительно средства повысят долю здравоохранения в ВВП, я посчитал, до 4,4% ВВП, но это не 6—7%. В целом здравоохранение недофинансируется у нас в два раза приблизительно. И на этом фоне, может быть, ошибаюсь, а может быть, и нет, прослеживается четкая позиция Минфина и Минэкономразвития набросить на шею нам веревочку и ограничить бюджетное финансирование.
Владимир Владимирович, ведь тогда не только мы задохнемся.
Ввели у нас в здравоохранении понятие рентабельности — жуткое дело! Закрывают больницы и поликлиники, не выстроив систему оказания помощи оставшимся.
Съехал я с дороги, остановился у деревушки, идет женщина лет пятидесяти. «Как с медициной?» — спрашиваю я. Передаю суть без всех русских слов, которые я услышал от нее: ФАП (фельдшерско-акушерский пункт. — Л. Р.) закрыли, до ближайшего добираться 30 км. Один доктор. До «скорой» не дозвонишься. Автобус стал дорогим, ходит редко.
Кому такая реформа нужна? Думаем про деньги. Впереди встал рубль, а про народ при таком подходе к рентабельности стали забывать.
И про медиков тоже. Хорошо, что сейчас вопрос поворачивается. Может, поезд уже ушел? С кого за это надо спросить?
Нам бы быстрее доложить наверх, что столько-то коек сократили, столько-то больниц закрыли. Раньше за такую прыть давали переходящее красное знамя. А сейчас что дают? Ломать систему легко, а восстанавливать долго и дорого.
Мы говорили о трудностях с кадрами. А вот это выдуманное административное деление в районе, когда есть городской отдел здравоохранения, есть районный — на одном пятачке, — это увеличение в два раза штата управленцев. Думаю, та система, которая была раньше была, не менее эффективна.
Еще мода такая: давайте сокращать койки в больницах. Да, в больницах лечение дороже. В поликлиниках дешевле. Но для того, чтобы следовать этой моде, надо все сделать, чтобы поликлиники могли принять больных, обеспечить лекарствами и расходными материалами, как в стационаре.
Сейчас заговорили о кадрах. У нас, оказывается, не хватает 30% кадров на селе. А мы добавим, что и в городах тоже.
Пять лет назад об этом громко сказала комиссия здравоохранения Общественной палаты. Но зачем ее слушать?
Не хватает реаниматологов, анестезиологов, дерматологов, нейрохирургов, рентгенологов для работы на тяжелой технике, патологоанатомов, провал с узкими специалистами. Есть регионы, где более 50% врачей пенсионного возраста и только 7% молодых специалистов.
Хотелось бы, Владимир Владимирович, чтобы была подготовлена настоящая государственная программа выхода из этого кадрового состояния.
В муниципальных больницах зарплата врача в пределах 8000 руб. В отличие от государственных служащих, которые худо-бедно могут жить на оклад, мы не можем и должны дорабатывать десятью—двенадцатью дежурствами до 15—20 тыс., чтобы не помереть с голоду. Где уж там повышать свою квалификацию.
Вы сейчас говорили про интернов и ординаторов. Не знаю, когда будет улучшение, но мне сегодня стыдно смотреть своим ординаторам в глаза. Зарабатывают они две тысячи с хвостиком.
Кто это сделал? Это же люди писали.
Еще вопрос: в приказном порядке стали вводить новую систему оплаты труда. Говорили, что будет лучше: оплата выше, качество обслуживания населения улучшится и т.д. Ко мне приезжал замминистра Олег Сафонов и три часа рассказывал про новую систему оплаты. А у нас по старой дифференцированной системе с 18 разрядами была выстроена стимулирующая система. А зачем же ломаете? Кто это все выдумал. Спросить можно?
Сегодня для тех, кто работает в системе ОМС, увеличьте тарифы в 2—3 раза и полностью покройте расходы медучреждения.
Почему за ребенка, который лежит в реанимации с тяжелой сочетанной травмой, мы получаем деньги только за один месяц лечения в размере 110 тыс. руб.? Давайте я отправлю на квартиру к тому, кто это написал, этого ребенка — на аппарате дыхания, с травмой головы, но за которого еще можно бороться. Он может лежать и 50 дней. Не потому, что мы хотим, а потому, что так надо. И стоит это более 400 тыс. руб. Из каких денег мы будем его лечить? Из зарплаты врачей?
В результате многих новшеств пока — может, это какой-то переходный период? — по счетам реестра ОМС мы стали получать не больше, а меньше, несмотря на то что коэффициент как будто увеличился.
И в то же время разбрасываемся деньгами. Вот информатизация. Приезжаю в город. Захожу в поликлинику. Стоит компьютер. Спрашиваю: «Работает?» — «Мы договор заключили с московскими программистами, они нам ставят программу». Приезжаю в другой город, все то же: «Пока не работает. В Москве нашли фирму, заплатили деньги, они нам ставят…»
Что это такое?
Не можем столько лет сделать единую программу, передать во все поликлиники? Мы же переплачиваем огромные деньги.
А информатизация очень много дает. В Оренбурге в детской больнице мне дали пароль, и я из кабинета вошел в систему. Посмотрел регистратуру, вижу, какая очередь. «А кабинет врачебный можно?» — «Можно». — «А можно посмотреть, сколько больных этот педиатр принял в прошлый день?» — «Можно». — «А может, там есть дневник, и лечение, и назначения?» — «Есть, и в сеть объединены больница и 8 поликлиник!» Чего мы выдумываем? Возьмите посмотрите, сколько стоит, внедряйте.
Про законодательство. Вы мою позицию знаете, я не раз выступал с этим. Но не хотят слушать представителей гражданского общества. На нас смотрят как на навязчивых мух. Посмотрите на проект закона об охране здоровья. Раздел о медицинских ассоциациях, общественных организациях стал какой-то куцый. Они что, нам не нужны? Или будем потом создавать о них еще отдельный закон? Поручите Медицинской палате подготовить этот раздел. У нас народ не дурак, и врагов среди нас нет.
Сколько лет мы спрашиваем: где концепция развития здравоохранения? Куда нас ведут? Расскажите, пожалуйста, громко. На съезде медиков давайте обсудим эту концепцию. А уже под эту концепцию будем выстраивать законы.
Замотали. Пошли по другому пути. Сначала втихую законы. А концепции — нет. А теперь под законы будем выстраивать концепцию.
По ОМС или по новым формам собственности учреждений: автономные, бюджетные, казенные — проведите сначала пилотный проект в одном-двух регионах страны. А потом принимайте закон.
Владимир Владимирович, почему от нас скрывают авторов проектов законов? Вы не знаете?
Я повторю, я смотрю, все время мешают Владимиру Владимировичу слушать.
Владимир Путин: Специально, видимо, отвлекают.
Да, и с одной и с другой стороны. Я слежу.
Я спрашиваю: почему мы не знаем авторов законов? Если их много, ничего, мы прочтем имена. Страна должна знать своих героев в лицо.
Владимир Путин: Авторов там никто не скрывает, легко уточнить.
Много вреда нам принес 94-ФЗ. Теперь его поправляют, это правильно. Но Минэкономразвития снова отличилось. Пришел приказ № 601. Вы получили? «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика». Новая схема закупок, в которой объединили необъединяемые группы, например, антибиотики и противогриппозные препараты. Теперь мы на квартал можем покупать или одно, или другое. Или группа № 96: объединили вату и рентгеновское оборудование. Мы же просто встанем! Это такие законы и приказы, которые дискредитируют власть. Как будто нарочно кто-то придумывает.
О несерьезном отношении к общественным организациям свидетельствует такой факт. Мы провели совместно с профсоюзами первую конференцию по саморегулированию профессиональной деятельности. 70 регионов участвовали, решение направили в том числе и в Минздравсоцразвития. И только что, через полгода, получаем ответ за подписью Владимира Белова. Пример эпистолярного бюрократического искусства — про все, но не про те конкретные предложения, которые у нас были. Он опубликован на сайте Национальной медицинской палаты — можно прочитать. (И то думаю, Владимир Владимирович, что этот ответ я получил, когда в министерстве узнали, что я у вас был и оставил наше решение.) Белов — хороший специалист, финансист, окончил Институт водного транспорта. Но в Ленинграде. Он мог и не знать специфики вопросов, которые были поставлены в нашем решении.
Я человек прямой и не могу не сказать, что это беда, что в Минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения. (Аплодисменты.)
У меня есть вопросы к некоторым из Минздрава. Вот и к Ольге Владимировне Кривонос — она голову опустила. Она как-то объяснила Татьяне Алексеевне Голиковой, что «скорая помощь» должна приезжать в больницу и в больнице дальше продолжать работать с тем, кого доставила. До свидания, «скорая помощь» для тех, кому она еще может понадобиться? Когда ко мне в институт «скорая» везет ребенка с сочетанной травмой, она сообщает, больного встречают в приемном покое реаниматолог, нейрохирург, травматолог и общий хирург. Это приближение специализированной помощи к больному. А не использование в стационаре врача «скорой помощи»…
Еще одна беда — разница в подушевом нормативе в разных регионах страны. Разница в тарифах, которые не менялись несколько лет. Страна у нас одна. Почему человек должен страдать, если он родился в дотационном регионе и в нем нет достаточных средств на здравоохранение? Непродуманное разделение полномочий здравоохранения на федеральный, региональный и муниципальный уровни. <...>
Владимир Путин: Чтобы коллегам было понятно, я просил выступить Леонида Михайловича. Хотя знал заранее, что это выступление будет полемическим, острым, профессиональным, а в чем-то наивным. Но эта наивность — от желания сделать лучше, а это самое главное.
(Публикуется с незначительными сокращениями)
Леонид Рошаль: «Для меня партия — пациенты и доктора»
Мы позвонили Леониду Рошалю и спросили, какое звено сейчас самое слабое в российском здравоохранении?
— Главное — кадры.
— А в проблеме кадров самое главное — зарплата?
— В работе с медицинскими кадрами есть две необходимые вещи. Первое — зарплата медиков должна быть удвоена и утроена. И второе — государственная программа подготовки и переподготовки кадров с введением непрерывного, персонифицированного, бесплатного для врачей образования. Возвращение к распределению выпускников медицинских вузов, которые обучаются за государственный счет. Это надо делать сейчас, а не потом, через 5—6 лет, потому что уже сейчас есть острый недостаток кадров.
Следующий вопрос: введение саморегулирования профессиональной деятельности — передача профессиональным организациям вопросов аттестации, разработки протоколов, методических рекомендаций, стандартов, обязательных для каждого специалиста. Создание независимой профессиональной экспертизы, третейских судов, страхование профессиональной ответственности, защита пациента от некачественного лечения и от врачебных ошибок. И защита врачей от необоснованных судебных преследований, если они не нарушали этические нормы, профессиональные подходы. Это как раз те вопросы, которыми активно стала заниматься еще совсем молодая Национальная медицинская палата.
К нам не имеет отношения лицензирование, потому что лицензия врача — это, в нашем понимании, диплом и сертификат, который он потом должен подтверждать своей профессиональной деятельностью.
— Леонид Михайлович, а почему вы решили именно сейчас так жестко выступить?
— Я не могу понять ваш вопрос. Откройте решения комиссии по здравоохранению Общественной палаты в двух томах за четыре года. Там все это есть. Я все годы говорю про одно и то же. Я и на правительстве, когда меня приглашали, говорил то же самое. Себе не изменяю. Ничего сверхнового я не сказал. Но многое еще недосказал.
Я ни в какой партии не состою. Для меня партия — это пациенты и доктора.
— Какая есть реакция на ваше выступление? Радуются?
— Чтобы плясали и прыгали, я не видел. Но звонков, писем и эсэмэсок полный телефон. Со всех концов страны. Я просто сказал то, о чем думает большинство медиков. Так дальше жить нельзя. Важно, чтобы польза была. Судя по реакции Путина, он нас услышал.
Практикующие медики, фармацевты и бизнесмены от фарминдустрии
проанализировали для Infox.ru список жизненно необходимых и важных
лекарственных препаратов. По мнению экспертов, от списка несет тухлятиной.
В статье «Минздрав зачал неполноценное дитя» Infox.ru рассказывал о
Стандартах медицинской помощи, которые Минздрав разрабатывает под
реформируемую систему обязательного медицинского страхования (ОМС). И
про то, как врачи должны лечить пациентов по этим документам.
Корреспонденты Infox.ru также выяснили, что в стандарты попали
медикаменты, которые входят в «Список жизненно необходимых и важных
лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). Правда, на момент появления врачебных
руководств обновленного списка ЖНВЛП не было. Можно сказать, что вагоны
уехали вперед паровоза.
Прибыл паровоз
17 сентября, наконец, паровоз догнал вагоны — вышел список медикаментов.
Поэтому корреспонденты Infox.ru совместно с практикующими врачами
попытались понять, чем же чиновники предлагают лечить народ.
Поиск по патентованным, непатентованным и синонимичным наименованиям не
сильно порадовал. В список вошли не самые эффективные препараты из тех,
что есть на отечественном фармацевтическом рынке. В отдельных случаях
рекомендации Минздравсоцразвития вовсе не соответствовали требованиям
безопасности и нормам лечения. Группа практикующих врачей еще в мае,
когда только вышел проект стандартов и списка, обратила внимание
чиновников на несоответствия и направила в Минздрав письма с
рекомендациями внести поправки и доработать документы, включив некоторые
эффективные медикаменты и в стандарты, и в ЖНВЛП.
Письма специалистов остались без ответа. А большинство рекомендованных
медиками препаратов не попали ни в список ЖНВЛП, ни в стандарты.
«Два важных медикамента все-таки были внесены в список, и мы благодарны
Минздраву за это! Но остальные лекарства так и не получили
ведомственного одобрения, поэтому пациенты не смогут получать
качественной медицинской помощи. Да и вряд ли они будут способны найти и
приобрести эти препараты своими силами», — пояснил корреспонденту
Infox.ru научный сотрудник РОНЦ им. Н.Н.Блохина
Препараты, жизненно необходимые Минздраву
Возможно, пожелания специалистов остались нереализованными по
объективным причинам (низкая эффективность, например, высокая стоимость
или наличие более надежных аналогов). Однако врачи и фармакологи
поясняют, что, составляя советы чиновникам,принимали во внимание все эти
факторы. И поэтому решение ведомства, не исключено, основано на
коммерческих интересах и дружественных связях.
«В перечень ЖНВЛП, например, вошел один препарат для лечения рака почки,
но не вошли три других аналога», — комментирует для Infox.ru список
врач-онколог. «Если сравнить стоимость и эффективность лечения
препаратами для лечения рака почки, которые не вошли в перечень ЖНВЛП,
со «счастливцем», который туда все-таки пробрался, то минздравовский
избранник во многом уступает, — дополнил слова врача сотрудник одной из
ведущих мировых фармакологических компаний. — Во-первых, в пересчете на
курс лечения он в полтора-два раза дороже, во-вторых менее эффективен,
в-третих — это инъекция. То есть пациета придется госпитализировать».
«При лечении рака почки у больного постепенно вырабатывается
резистентность, поэтому через некоторое время медикаменты нужно
чередовать, — дополнил Infox.ru комментарии фармацевта онкоуролог с
многолетней клинической практикой. — Так как других препаратов нет, то
человека «надлечат» тем, что вошло в перечень ЖНВЛП, а потом либо
откажут, либо будут пичкать бесполезным препаратом».
«В списке нет антибиотика, который должен, просто обязан присутствовать
в аптечке «Скорой помощи», — посетовал в разговоре с Infox.ru
врач-пульмонолог одной из московских больниц. — Его место занял другой
медикамент, эффективность которого не доказана. Этому лекарству
приписывают французское происхождение, хотя ни во Франции, ни в другой
стране его не используют и вряд ли вообще знают».
«Несмотря на декларируемую прозрачность, в список ЖНВЛП зачастую
попадают лекарства, производимые «дружественными» Минздраву компаниями»,
— утверждает в разговоре с корреспондентом Infox.ru руководитель
фармацевтической компании, как и прочие собеседники Infox.ru, пожелавший
остаться неизвестным. Кстати, за день до появления списка ЖНВЛП
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила уголовное дело против
Минздрава по другому списку, в который входят лекарства для
дополнительного бесплатного медицинского обеспечения.
Некоторые врачи лояльно полагают, что в Минздраве просто не знают о том,
что для лечения рака почки нужны все четыре препарата, несмотря на то,
что они – аналоги. В этом есть доля правды. Ведь в прошлом году
предолжения врачей в Минздраве тоже отклонили, указав на «хорошие»
медикаменты, которые можно использовать. «Этот «хороший» препарат
достаточно дорогой и на самом деле эффективный, но для лечения других
патологий. Можно и уголь всем прописывать, но поможет ли, вот в чем
вопрос», — возмутился в разговорес корреспондентом Infox.ru специалист,
который принимает участие в составлении таких же списков и стандартов
для европейских врачей.
Врачи уверены, что «хороший препарат» появился в ЖНВЛП не просто так.
«Проплаченное лекарство становится «панацеей», которую нам советуют, а
теперь и обязывают использовать», — возмутился, прочитав список,
практикующий хирург-онкоуролог из РОНЦ им. Н.Н.Блохина.
Тухлая экономия
В официальных заявлениях, публичных выступлениях и в блоге
Минздравсоцразвития чиновники поясняют, что ЖНВЛП учитывает интересы
пациентов и государства. Политика государства, реализуемая через ЖНВЛП,
направлена на экономию бюджетных средств, поддержание фарминдустрии и
обеспечение государственной гарантии качественного и доступного лечения,
уверяют в министерстве. Главный специалист, клинический фармаколог
Минздравсоцразвития Владимир Петров даже подсчитал: «Используя
отечественные препараты для лечения артериальной гипертензии, за год
можно сэкономить 863 146 660 евро».
Петров убежден, что таким способом удастся обеспечить фармакологическую
безопасность и независимость страны от западного рынка. Однако
независимые эксперты во многом не согласны с Минздравом: «Российские
фармакологические компании практически не производят новых оригинальных
отечественных препаратов, — пояснил Infox.ru заместитель главного врача
одной из клиник Минздрава. — Большинство отечественных лекарств
разработаны более двадцати лет назад. В основном фарминдустрия
воспроизводит медикаменты на основе закупаемой за рубежом оригинальной
субстанции — дженерики».
«По крайней мере, есть уверенность в их безопасности, — ухмыльнулся в
разговоре с Infox.ru руководитель венчурного фонда биотехнологий. — Если
только наши производители ничего не «набодяжат». Не стоит надеяться на
стопроцентную безопасность произведенных в России дженериков. Некоторые
фармакологические компании закупают действующее вещество с истекающим
сроком годности по копеечным ценам. Если бы производители приобретали
субстанцию (надлежащего качества, то стоимость лекарственного препарата,
произведенного в России и за рубежом, отличалась бы незначительно», —
продолжает эксперт в области фармакологии.
«Тухлые таблетки, конечно, позволяют экономить бюджетные средства», —
соглашается с экспертом источник, близкий к фармакологическому производству.
Специалисты убеждены, что такая политика государства чем-то напоминает
паллиативную медицину. То есть фарминдустрия и медицинская наука вроде
бы живет, но на самом деле тихо умирает. «Фарминдустрия не развивается,
производя дженерики на основе дешевой субстанции, а только воспроизводит
то, что изобрели и проверили на Западе. Причем, не всегда качественно. С
каждым годом интеллектуальный, технологический и инновационный разрыв
между ведущими мировыми державами и Россией увеличивается. Нам никогда
не удастся преодолеть эту пропасть, если наука не будет выделена в
отдельно финансируемое направление или федеральную программу.
Существующая система грантов лишь «поддерживает штаны», и ничего более»,
— говорит Infox.ru заместитель главного врача в одной из клиник Минздрава.
Стать мышкой
Перечень ЖНВЛП, по идее, должен обеспечить всех полноценными и
эффективными медицинскими услугами и при этом сэкономить бюджетные
средства. «… перечень должен быть настолько сбалансированным, чтобы
можно было одновременно выполнить все медицинские технологии с
надлежащим качеством и уложиться в бюджет», – пишет директор
департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской
техники Татьяна Михайлова в блоге Министерства.
Специалисты уверены, что это невозможно. «В абсолютных цифрах российский
бюджет предполагает потратить на одного человека около 500 долларов в
год, хотя для удовлетворительного медицинского обслуживания требуется не
менее 2500 долларов. Задача эта для школьника младших классов: можно ли
купить товаров на 2500 долларов, если у вас есть только 500? Ответ
младшешкольника — «нет». А ответ школьника старших классов – «да, но
если отобрать деньги еще у четверых школьников младших классов», —
поерничал в разговоре с корреспондентом Infox.ru врач-гематолог из
детского онкологического центра. «Если вы, недовольные качеством
государственных гарантий, возмутились, после чего вам предоставили
необходимые лекарства (койко-место в палате вместо коридора или
дополнительное обследование), будьте уверены – все это отобрано у других
пациентов», — соглашается с коллегой врач из РОНЦ имени Н.Н. Блохина.
Как заявил недавно на пресс-конференции руководитель НЦССХ имени
Бакулева, главный кардиохирург Минздравсоцразвития и академик РАМН Лео
Бокерия, Минздрав не имеет финансовых возможностей даже для того, чтобы
покрыть элементарные расходы – траты на одноразовые принадлежности. При
этом медчиновники торжественно заявляют, что если врач попросил пациента
приобрести какое-либо лекарство или перчатки, то, скорее всего, он
(врач) пытается набить свои карманы.
Попадая в безысходную ситуацию (финансирование отечественного
здравоохранения не соответствует государственным гарантиям), пациенты
радуются, если им посчастливится принять участие в клинических
испытаниях западных фармакологических компаний. «Для многих людей это
единственный шанс получить инновационное и эффективное лечение», —
говорит Infox.ru врач, неоднократно принимавший участие в клинических
испытаниях. «Некоторые пациенты даже готовы платить за то, чтобы их
включили в протокол клинических испытаний», — подтверждает слова коллеги
специалист-онколог.
«Наше здравоохранение заболело системно. Возможно, от того, что его тоже
«лечат задешево» и постоянно проводят эксперименты. Основная проблема в
том, что «пациент» старается не замечать своих недугов и, вероятно,
надеется, что все само-собой пройдет. Хотя осознание болезни – это путь
к выздоровлению», — резюмирует главный врач одной из московских больниц.
Чистосердечное признание
Пока корреспонденты Infox.ru готовили материалы для этой статьи, в эфире
первого канала вышла программа «Познер» с участием министра
здравоохранения Татьяны Голиковой. «Королева российского бюджета»
призналась, что ей сложно работать в Минздравсоцразвития, а также что в
Минфине от нее было бы больше толку. Нынешняя должность «разрывает мозг»
руководителя здравоохранения.
Возможно, к тому моменту, когда мозг министра повредится до стадии, при
которой потребуется лечение, заработает система слежения за чиновниками,предложенная Счетной палатой. И вот тогда будет очень интересно посмотреть, в клинику какой страны отправится лечиться глава
Минздравсоцразвития — отечественную или, как топ-менеджеры
государственной корпорации «Газпром» — иностранную. Если, конечно, доживем.
Меня иное интересует, было письмо от сотрудников нездорового Министерства против доктора Рошаля, которое сегодня поддержала министр со слов её пресс-секретаря.не могу найти письмо, подскажите, пожалуйста.
Хотелось бы сравнить и сделать выводы.
Ответ для Maxim:Открытое письмо сотрудников Минздравсоцразвития России Председателю Правительства РФ В.В. Путину по итогам Всероссийского форума медицинских работников
Информационная служба,
18/апреля/2011
259 комментариев
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме медицинских работников Леонида Михайловича Рошаля подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь.
После его выступления не только у наших коллег врачей, присутствующих на Форуме, появилось гнетущее чувство пессимизма, относительно наших действий, но и у нас остался горький осадок. Ведь Вы как никто другой знаете, как мы преданы своему делу, служению сохранения здоровья наших граждан. Мы делаем все возможное и даже невозможное относительно сроков исполнения, доступности восприятия материала и полноты документов. То, что Леонид Михайлович обвинил нас в непрофессионализме и отсутствии организаторских возможностей, постоянно опровергается нашими коллегами из регионов, которые, обращаясь к нам по любому поводу, получают исчерпывающие консультации, что говорит об обратном.
Очень неприятно, что у Леонида Михайловича при отсутствии конструктивных предложений находятся только негативные оценки курса нашего здравоохранения и в частности министерства. В то же время происходящие события, их анализ и достижения свидетельствуют о серьезных положительных тенденциях, происходящих в стране. Ведь при той значительной поддержке Правительства Российской Федерации и в то же время экономно расходуемых средств мы умудряемся одними только организационными мерами приводить в порядок давно находящуюся в беспорядочном состоянии деятельность наших служб и учреждений: подготовка Порядков, которые вобрали в себя множество разрозненных приказов, касающихся деятельности той или иной службы, теперь собраны в один документ, которые будут настольной книгой любого врача, управленца, ученого и практика. Стандарты, которые проложат путь к качественному лечению равно доступном всем слоям общества, сравнимую с зарубежными аналогами, да еще и включающую в себя гарантию роста заработной платы без ущерба бюджету регионов – все это нам приходилось обосновывать, просчитывать, обсуждать с регионами. Это было сделано не для нас, а для населения и медицинских работников.
Конечно, мы понимаем, что свобода слова, демократия, не должны быть ограничены, но если за этим наступает зона отчуждения между тем, что мы делаем и нашими коллегами, врачами, медсестрами, младшим медицинским персоналом, между которыми посеяны зерна недоверия нашей деятельностью – это недопустимо. Ведь без их поддержки нам не осуществить не только программу модернизации, но и любое наше действие будет подвергнуто сомнению. Мы неоднократно убеждались, что все новые начинания встречали на своем пути критику и непонимание, но мы своей верой и уверенностью в правильности наших решений порождали в сердцах наших коллег оптимизм и желание работать. После подобных выступлений не удивимся, что дискредитация федерального органа исполнительной власти может повлечь за собой негативные последствия.
Вседозволенность поведения на трибуне, его панибратские высказывания вызывали искреннее недоумение, иронию и сразу не были адекватно оценены и только по истечению кого-то времени они были негативно оценены нашими коллегами из регионов.
По нашему глубокому убеждению не все высказывания Леонида Михайловича были компетентны. Если мы еще прислушивались к его мнению, то теперь его рейтинг резко упал в наших глазах. А заглянув в его профессиональное прошлое (вынужденная мера), это еще более усугубило негативное отношение к Леониду Михайловичу. Если его выступление было призвано разрушить все, что мы делаем, подвергнуть сомнению, поставить в тупик наше дело, которому мы посвящаем все свое время, то он этого добился. В то же время мы глубоко убеждены, что далеко не все руководители, врачи, медицинские сестры, фельдшера, думают так же, как Леонид Михайлович. И в этом мы убеждаемся на основании моментальных обращений после проведенного Форума.
Вместо того, чтобы просвещать наших коллег и стараться достичь тех результатов, которые повлекут за собой удовлетворенность граждан медицинской помощью, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, повышение благосостояния медицинских работников, Леонид Михайлович саботировал всю деятельность Минздравсоцразвития России, за которой стоит деятельность и региональных органов управления здравоохранением.
Итоги предыдущего дня, когда в залы заседаний невозможно было войти, люди не только сидели на приставных стульях, но и стояли более четырех часов, показали высокую заинтересованность и поддержку политики Правительства Российской Федерации в области здравоохранения и социального развития, а соответственно и Министерства.
Надо сказать, что в адрес Министерства приходят не только жалобы, кляузы, недовольство, но и немало писем с благодарностью за дальновидность, за правильность принятых решений, пожеланий дальнейшего прогресса стратегии здравоохранения и достижения результатов. Но почему-то это всегда скромно замалчивается. Наверное, потому, что те болевые точки, которые были затронуты, и еще больше, которые были не затронуты, невозможно преодолеть за столь короткий и непростой период. Надо сказать, что период действительно непростой, в некоторой степени даже революционный, но, в то же время, он как спираль, которая вбирая опыт прошедшего, интегрирует в себе, все то передовое новое, что за многие годы было достигнуто, возвращаясь на круги своя.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы извините, нас, пожалуйста, за то, что мы отрываем у Вас время, но, наверное, наболело. Сколько же можно до такой степени публично очернять федеральный орган исполнительной власти? По сути состоящий из таких же граждан, которые также пользуются теми же услугами здравоохранения! Просим уберечь нашу честь и достоинство от подобных выступлений, по сути не несущих за собой ничего конструктивного.
Коллектив Минздравсоцразвития России
зарегистрируйтесь или войдите
Презентация
зарегистрируйтесь или войдите
...За пять лет программы число впервые признанных инвалидов сократилось на 48%...
А почему госпожа Голикова не раскрыла секрет столь значительного спада а просто вскользь упомянула? За такие успехи надо Нобеля давать
Честно сказать,что у вас в РФ,что у нас в Украине много "фиктивных" инвалидов...все легко покупается и продается...Спрашивается зачем...
Страшные цифры, между прочим. Эти люди не получают лечение должное, и не могут работать так как ПО СУТИ инвалиды, а группу им не дают.
С этой властью нас не ждет ничего хорошего.
зарегистрируйтесь или войдите
не спорю, много, сам видел, как цыгане целым табором приходят, получать инвалидность.
но когда у врача слышишь фразу: не буду ставить вас на учет, потому что вы мне статистику портите.. то призадумаешься - каким методом сокращается число инвалидов: просто не дают инвалидность, не ставят на учет... так же как в ментуре не принимают заявления.
инвалиды постепенно умирают - статистика улучшается и она(голикова) в шоколаде
В минувшую пятницу на заседании расширенной коллегии Минздравсоцразвития глава ведомства Татьяна Голикова отчитывалась об успешных результатах работы в 2010 году.
...Однако на поверку оказывается, что все победные заявления руководства Минздравсоцразвития — скорее попытка сделать хорошую мину при плохой игре.
В реальности средств на выплату пенсий сегодня практически нет ни в Пенсионном фонде, ни в федеральном бюджете...заткнуть зияющую уже несколько лет дыру в бюджете все равно не удастся. А вот водка, сигареты и газ подорожают точно.Результат подобных предложений, скорее всего, окажется максимально невыгодным для потребителей.При этом никакого влияния на “пенсионную” дыру в бюджете это повышение не окажет.
зарегистрируйтесь или войдите
А чем лучше работает МЗСР, тем больше будет дыра в бюджете пенсионного фонда. Предельный случай - министерство сработало очень плохо, мы (все пенсионеры) быстренько померли, нагрузка на ПФ уменьшилась.
Куда уж лучше Но Вам в регионах видней. Наверное, принятые поправки об отмене 100% компенсации и о сокращении сроков пребывания в санатории реально улучшили Вашу жизнь, если заступаетесь за антинародное ведомство.
истребления инвалидов и больных людей посредством внесения поправок в соответствующие законы.
Так что будем благодарны Татьяне Голиковой, что не внесли поправки о преминении газовых камер к инвалидам,
что и без газовых камер истребление идет успешно, примерно достигает тех же темпов, соответственно строительство газовых камер в настоящее время не рентабельно.
онлайн видео:
или войдите
Сотрудники Минздрава увидели в словах Рошаля исключительно негативную оценку политики министерства и проводимых реформ. Медики признались, что у них наболело, и они были вынуждены обратиться с открытым письмом к главе правительства. Документ размещён в официальном блоге Министерства. Заявление Рошаля, отметили авторы обращения, подорвало их веру в дело, которому они отдают всю жизнь. В своем выступлении на Форуме медработников Леонид Рошаль в присутствии премьер-министра подверг критике ряд инициатив Министерства здравоохранения. Он рассказал, в частности, что «в Минздраве нет ни одного опытного организатора здравоохранения». Кроме того, хирург упомянул недопустимо низкие зарплаты медработников, необоснованное сокращение больниц в регионах, нехватку кадров, новую систему оплаты медицинских услуг и многое другое. Однако в Минздраве заявляют, что в данном выступлении нет ничего конструктивного и просят главу правительства защитить ведомство от подобных нападок. Реакции самого Леонида Рошаля на данное заявление медработников пока нет.
Возмущен не менее Вас. Но логика в моем рассуждении есть? Видимо, дыра в бюджете ПФ имеет довольно много факторов, раз растет, а не уменьшается при увеличении нашей смертности?
Где???
Смотрел мельком в новостях его (Рошаля) выступление (МОЛОДЕЦ!), но видел и реакцию как Голиковой (делала вид, что не про них) и Путина (этот вообще отпарировал в духе чинуши, типа я знаю Рошаля хорошо, т.ч. пусть мелет - один хрен мы будем делать как считаем нужным!), после того как кто-то из министерских или ведущих решил одёрнуть Рошаля.
Доктор Рошаль против МИНЗДРАВа...
Речь Леонида Рошаля, директора Института неотложной детской хирургии и травматологии, на Российском медицинском форуме удалена со многих сайтов. Мы публикуем ее, потому что здесь есть что обсуждать не только медицинскому сообществу, но и всем, кому бывает нужен врач.
Владимир Владимирович (врач обращается к премьер-министру России — Л. Р.), дорогие друзья!
Минздрав наконец вышел на прямой разговор с нами, мы давно этого ждали. Это, конечно, еще не съезд врачей России, но это диалог, и бояться этого не надо, потому что народ у нас нормальный и говорит правильно.
Все хорошее о наших достижениях нам рассказали и Владимир Владимирович, и Татьяна Алексеевна. Действительно, столько открывается, столько вводится, столько строится. Не видит этого только слепой или озлобленный человек. Я могу сказать о том хорошем, что касается лично меня: построен за эти годы институт детской травматологии — единственный в своем роде не только в Москве, но и в мире. Можно тиражировать этот опыт — такие детские больницы нужно строить в России.
Но моя задача сегодня не хвалить то, что мы сделали, а обозначить болевые точки.
В отношении детства. Необходимо усиление реальных детских программ. Хорошо бы нам подумать о бесплатном лекарственном обеспечении детей до 12 лет, что делается во всем мире. А Александр Баранов (директор научного центра здоровья детей РАМН. — Л. Р.) неоднократно поднимал вопрос о строительстве реабилитационных центров, это тем более важно, что мы будем заниматься маловесными детьми.
Но сначала немного истории. Вы, Владимир Владимирович, будучи президентом, стали на нашу сторону, а не на сторону Зурабова, который говорил, что в здравоохранение денег не нужно. Это было при мне. И вы можете это подтвердить, это было так. И была первая ласточка — национальный проект «Здоровье». Деньги были выделены, то, что они частично оказались закопаны в землю, это не ваша проблема, а тех, кто под вами. Но было спасено первичное звено, которое разваливалось из-за мизерной зарплаты. При этом Минфин и Минздрав забыли, что в поликлиниках работают еще узкие специалисты, врачи школьно-дошкольных учреждений, заведующие отделениями, которым зарплата не была повышена, и возникли большие проблемы. Мы все отчетливо понимали, что этот проект не мог решить всех многолетних болячек здравоохранения. Но закуплены было оборудование, машины, это все было, и к 2007 году мы громко стали говорить и администрации президента, и правительству о необходимости поднять долю здравоохранения во внутреннем валовом продукте с позорных 3,5% до 6. Причем мы не говорим о 8—10—15%, как в других странах, и не говорим о приведении затрат в долларах к рублям, а только о процентах.
Но грянул кризис. Я убежденно говорю, что если бы не он, то нас с нашей лучшей в мире структурой здравоохранения никто бы не догнал, если бы мы имели хоть 6% ВВП и рационально бы их использовали. В сложных условиях вы пытались сохранить социальную сферу. Она, конечно, пострадала, но к уровню 90-х годов не вернулась, это хорошо.
Сейчас нашли возможность дать здравоохранению дополнительно 460 млрд. Это очень много, нужно, чтобы не распилили и правильно расходовали. Расходование этих средств надо поставить не просто под контроль прокуратуры, но и медицинских общественных организаций.
Я могу вам рассказать, как умеют пилить. Есть программа сокращения дорожно-транспортного травматизма. Там я нашел строчку: «Разработка аптечки для водителей» — и увидел цифру в несколько миллионов рублей. Не поверил своим глазам, как это могло получиться? В результате из аптечки выбросили лекарственные средства, как будто мы живем в Европе с шаговой доступностью медицинской помощи, и добавили несколько бинтов. Заплатили ли разработчикам эти средства, я не знаю, но кто-то ведь поставил эту цифру? Кто поставил?
Выделенные дополнительно средства повысят долю здравоохранения в ВВП, я посчитал, до 4,4% ВВП, но это не 6—7%. В целом здравоохранение недофинансируется у нас в два раза приблизительно. И на этом фоне, может быть, ошибаюсь, а может быть, и нет, прослеживается четкая позиция Минфина и Минэкономразвития набросить на шею нам веревочку и ограничить бюджетное финансирование.
Владимир Владимирович, ведь тогда не только мы задохнемся.
Ввели у нас в здравоохранении понятие рентабельности — жуткое дело! Закрывают больницы и поликлиники, не выстроив систему оказания помощи оставшимся.
Съехал я с дороги, остановился у деревушки, идет женщина лет пятидесяти. «Как с медициной?» — спрашиваю я. Передаю суть без всех русских слов, которые я услышал от нее: ФАП (фельдшерско-акушерский пункт. — Л. Р.) закрыли, до ближайшего добираться 30 км. Один доктор. До «скорой» не дозвонишься. Автобус стал дорогим, ходит редко.
Кому такая реформа нужна? Думаем про деньги. Впереди встал рубль, а про народ при таком подходе к рентабельности стали забывать.
И про медиков тоже. Хорошо, что сейчас вопрос поворачивается. Может, поезд уже ушел? С кого за это надо спросить?
Нам бы быстрее доложить наверх, что столько-то коек сократили, столько-то больниц закрыли. Раньше за такую прыть давали переходящее красное знамя. А сейчас что дают? Ломать систему легко, а восстанавливать долго и дорого.
Мы говорили о трудностях с кадрами. А вот это выдуманное административное деление в районе, когда есть городской отдел здравоохранения, есть районный — на одном пятачке, — это увеличение в два раза штата управленцев. Думаю, та система, которая была раньше была, не менее эффективна.
Еще мода такая: давайте сокращать койки в больницах. Да, в больницах лечение дороже. В поликлиниках дешевле. Но для того, чтобы следовать этой моде, надо все сделать, чтобы поликлиники могли принять больных, обеспечить лекарствами и расходными материалами, как в стационаре.
Сейчас заговорили о кадрах. У нас, оказывается, не хватает 30% кадров на селе. А мы добавим, что и в городах тоже.
Пять лет назад об этом громко сказала комиссия здравоохранения Общественной палаты. Но зачем ее слушать?
Не хватает реаниматологов, анестезиологов, дерматологов, нейрохирургов, рентгенологов для работы на тяжелой технике, патологоанатомов, провал с узкими специалистами. Есть регионы, где более 50% врачей пенсионного возраста и только 7% молодых специалистов.
Хотелось бы, Владимир Владимирович, чтобы была подготовлена настоящая государственная программа выхода из этого кадрового состояния.
В муниципальных больницах зарплата врача в пределах 8000 руб. В отличие от государственных служащих, которые худо-бедно могут жить на оклад, мы не можем и должны дорабатывать десятью—двенадцатью дежурствами до 15—20 тыс., чтобы не помереть с голоду. Где уж там повышать свою квалификацию.
Вы сейчас говорили про интернов и ординаторов. Не знаю, когда будет улучшение, но мне сегодня стыдно смотреть своим ординаторам в глаза. Зарабатывают они две тысячи с хвостиком.
Кто это сделал? Это же люди писали.
Еще вопрос: в приказном порядке стали вводить новую систему оплаты труда. Говорили, что будет лучше: оплата выше, качество обслуживания населения улучшится и т.д. Ко мне приезжал замминистра Олег Сафонов и три часа рассказывал про новую систему оплаты. А у нас по старой дифференцированной системе с 18 разрядами была выстроена стимулирующая система. А зачем же ломаете? Кто это все выдумал. Спросить можно?
Сегодня для тех, кто работает в системе ОМС, увеличьте тарифы в 2—3 раза и полностью покройте расходы медучреждения.
Почему за ребенка, который лежит в реанимации с тяжелой сочетанной травмой, мы получаем деньги только за один месяц лечения в размере 110 тыс. руб.? Давайте я отправлю на квартиру к тому, кто это написал, этого ребенка — на аппарате дыхания, с травмой головы, но за которого еще можно бороться. Он может лежать и 50 дней. Не потому, что мы хотим, а потому, что так надо. И стоит это более 400 тыс. руб. Из каких денег мы будем его лечить? Из зарплаты врачей?
В результате многих новшеств пока — может, это какой-то переходный период? — по счетам реестра ОМС мы стали получать не больше, а меньше, несмотря на то что коэффициент как будто увеличился.
И в то же время разбрасываемся деньгами. Вот информатизация. Приезжаю в город. Захожу в поликлинику. Стоит компьютер. Спрашиваю: «Работает?» — «Мы договор заключили с московскими программистами, они нам ставят программу». Приезжаю в другой город, все то же: «Пока не работает. В Москве нашли фирму, заплатили деньги, они нам ставят…»
Что это такое?
Не можем столько лет сделать единую программу, передать во все поликлиники? Мы же переплачиваем огромные деньги.
А информатизация очень много дает. В Оренбурге в детской больнице мне дали пароль, и я из кабинета вошел в систему. Посмотрел регистратуру, вижу, какая очередь. «А кабинет врачебный можно?» — «Можно». — «А можно посмотреть, сколько больных этот педиатр принял в прошлый день?» — «Можно». — «А может, там есть дневник, и лечение, и назначения?» — «Есть, и в сеть объединены больница и 8 поликлиник!» Чего мы выдумываем? Возьмите посмотрите, сколько стоит, внедряйте.
Про законодательство. Вы мою позицию знаете, я не раз выступал с этим. Но не хотят слушать представителей гражданского общества. На нас смотрят как на навязчивых мух. Посмотрите на проект закона об охране здоровья. Раздел о медицинских ассоциациях, общественных организациях стал какой-то куцый. Они что, нам не нужны? Или будем потом создавать о них еще отдельный закон? Поручите Медицинской палате подготовить этот раздел. У нас народ не дурак, и врагов среди нас нет.
Сколько лет мы спрашиваем: где концепция развития здравоохранения? Куда нас ведут? Расскажите, пожалуйста, громко. На съезде медиков давайте обсудим эту концепцию. А уже под эту концепцию будем выстраивать законы.
Замотали. Пошли по другому пути. Сначала втихую законы. А концепции — нет. А теперь под законы будем выстраивать концепцию.
По ОМС или по новым формам собственности учреждений: автономные, бюджетные, казенные — проведите сначала пилотный проект в одном-двух регионах страны. А потом принимайте закон.
Владимир Владимирович, почему от нас скрывают авторов проектов законов? Вы не знаете?
Я повторю, я смотрю, все время мешают Владимиру Владимировичу слушать.
Владимир Путин: Специально, видимо, отвлекают.
Да, и с одной и с другой стороны. Я слежу.
Я спрашиваю: почему мы не знаем авторов законов? Если их много, ничего, мы прочтем имена. Страна должна знать своих героев в лицо.
Владимир Путин: Авторов там никто не скрывает, легко уточнить.
Много вреда нам принес 94-ФЗ. Теперь его поправляют, это правильно. Но Минэкономразвития снова отличилось. Пришел приказ № 601. Вы получили? «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика». Новая схема закупок, в которой объединили необъединяемые группы, например, антибиотики и противогриппозные препараты. Теперь мы на квартал можем покупать или одно, или другое. Или группа № 96: объединили вату и рентгеновское оборудование. Мы же просто встанем! Это такие законы и приказы, которые дискредитируют власть. Как будто нарочно кто-то придумывает.
О несерьезном отношении к общественным организациям свидетельствует такой факт. Мы провели совместно с профсоюзами первую конференцию по саморегулированию профессиональной деятельности. 70 регионов участвовали, решение направили в том числе и в Минздравсоцразвития. И только что, через полгода, получаем ответ за подписью Владимира Белова. Пример эпистолярного бюрократического искусства — про все, но не про те конкретные предложения, которые у нас были. Он опубликован на сайте Национальной медицинской палаты — можно прочитать. (И то думаю, Владимир Владимирович, что этот ответ я получил, когда в министерстве узнали, что я у вас был и оставил наше решение.) Белов — хороший специалист, финансист, окончил Институт водного транспорта. Но в Ленинграде. Он мог и не знать специфики вопросов, которые были поставлены в нашем решении.
Я человек прямой и не могу не сказать, что это беда, что в Минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения. (Аплодисменты.)
У меня есть вопросы к некоторым из Минздрава. Вот и к Ольге Владимировне Кривонос — она голову опустила. Она как-то объяснила Татьяне Алексеевне Голиковой, что «скорая помощь» должна приезжать в больницу и в больнице дальше продолжать работать с тем, кого доставила. До свидания, «скорая помощь» для тех, кому она еще может понадобиться? Когда ко мне в институт «скорая» везет ребенка с сочетанной травмой, она сообщает, больного встречают в приемном покое реаниматолог, нейрохирург, травматолог и общий хирург. Это приближение специализированной помощи к больному. А не использование в стационаре врача «скорой помощи»…
Еще одна беда — разница в подушевом нормативе в разных регионах страны. Разница в тарифах, которые не менялись несколько лет. Страна у нас одна. Почему человек должен страдать, если он родился в дотационном регионе и в нем нет достаточных средств на здравоохранение? Непродуманное разделение полномочий здравоохранения на федеральный, региональный и муниципальный уровни. <...>
Владимир Путин: Чтобы коллегам было понятно, я просил выступить Леонида Михайловича. Хотя знал заранее, что это выступление будет полемическим, острым, профессиональным, а в чем-то наивным. Но эта наивность — от желания сделать лучше, а это самое главное.
(Публикуется с незначительными сокращениями)
Леонид Рошаль: «Для меня партия — пациенты и доктора»
Мы позвонили Леониду Рошалю и спросили, какое звено сейчас самое слабое в российском здравоохранении?
— Главное — кадры.
— А в проблеме кадров самое главное — зарплата?
— В работе с медицинскими кадрами есть две необходимые вещи. Первое — зарплата медиков должна быть удвоена и утроена. И второе — государственная программа подготовки и переподготовки кадров с введением непрерывного, персонифицированного, бесплатного для врачей образования. Возвращение к распределению выпускников медицинских вузов, которые обучаются за государственный счет. Это надо делать сейчас, а не потом, через 5—6 лет, потому что уже сейчас есть острый недостаток кадров.
Следующий вопрос: введение саморегулирования профессиональной деятельности — передача профессиональным организациям вопросов аттестации, разработки протоколов, методических рекомендаций, стандартов, обязательных для каждого специалиста. Создание независимой профессиональной экспертизы, третейских судов, страхование профессиональной ответственности, защита пациента от некачественного лечения и от врачебных ошибок. И защита врачей от необоснованных судебных преследований, если они не нарушали этические нормы, профессиональные подходы. Это как раз те вопросы, которыми активно стала заниматься еще совсем молодая Национальная медицинская палата.
К нам не имеет отношения лицензирование, потому что лицензия врача — это, в нашем понимании, диплом и сертификат, который он потом должен подтверждать своей профессиональной деятельностью.
— Леонид Михайлович, а почему вы решили именно сейчас так жестко выступить?
— Я не могу понять ваш вопрос. Откройте решения комиссии по здравоохранению Общественной палаты в двух томах за четыре года. Там все это есть. Я все годы говорю про одно и то же. Я и на правительстве, когда меня приглашали, говорил то же самое. Себе не изменяю. Ничего сверхнового я не сказал. Но многое еще недосказал.
Я ни в какой партии не состою. Для меня партия — это пациенты и доктора.
— Какая есть реакция на ваше выступление? Радуются?
— Чтобы плясали и прыгали, я не видел. Но звонков, писем и эсэмэсок полный телефон. Со всех концов страны. Я просто сказал то, о чем думает большинство медиков. Так дальше жить нельзя. Важно, чтобы польза была. Судя по реакции Путина, он нас услышал.
Подготовила
Людмила Рыбина
Здорово выступил Рошаль. Всё верно.
А вот и реакция на Рошаля...
зарегистрируйтесь или войдите
Меня иное интересует, было письмо от сотрудников нездорового Министерства против доктора Рошаля, которое сегодня поддержала министр со слов её пресс-секретаря.не могу найти письмо, подскажите, пожалуйста.
Хотелось бы сравнить и сделать выводы.
Информационная служба,
18/апреля/2011
259 комментариев
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме медицинских работников Леонида Михайловича Рошаля подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь.
После его выступления не только у наших коллег врачей, присутствующих на Форуме, появилось гнетущее чувство пессимизма, относительно наших действий, но и у нас остался горький осадок. Ведь Вы как никто другой знаете, как мы преданы своему делу, служению сохранения здоровья наших граждан. Мы делаем все возможное и даже невозможное относительно сроков исполнения, доступности восприятия материала и полноты документов. То, что Леонид Михайлович обвинил нас в непрофессионализме и отсутствии организаторских возможностей, постоянно опровергается нашими коллегами из регионов, которые, обращаясь к нам по любому поводу, получают исчерпывающие консультации, что говорит об обратном.
Очень неприятно, что у Леонида Михайловича при отсутствии конструктивных предложений находятся только негативные оценки курса нашего здравоохранения и в частности министерства. В то же время происходящие события, их анализ и достижения свидетельствуют о серьезных положительных тенденциях, происходящих в стране. Ведь при той значительной поддержке Правительства Российской Федерации и в то же время экономно расходуемых средств мы умудряемся одними только организационными мерами приводить в порядок давно находящуюся в беспорядочном состоянии деятельность наших служб и учреждений: подготовка Порядков, которые вобрали в себя множество разрозненных приказов, касающихся деятельности той или иной службы, теперь собраны в один документ, которые будут настольной книгой любого врача, управленца, ученого и практика. Стандарты, которые проложат путь к качественному лечению равно доступном всем слоям общества, сравнимую с зарубежными аналогами, да еще и включающую в себя гарантию роста заработной платы без ущерба бюджету регионов – все это нам приходилось обосновывать, просчитывать, обсуждать с регионами. Это было сделано не для нас, а для населения и медицинских работников.
Конечно, мы понимаем, что свобода слова, демократия, не должны быть ограничены, но если за этим наступает зона отчуждения между тем, что мы делаем и нашими коллегами, врачами, медсестрами, младшим медицинским персоналом, между которыми посеяны зерна недоверия нашей деятельностью – это недопустимо. Ведь без их поддержки нам не осуществить не только программу модернизации, но и любое наше действие будет подвергнуто сомнению. Мы неоднократно убеждались, что все новые начинания встречали на своем пути критику и непонимание, но мы своей верой и уверенностью в правильности наших решений порождали в сердцах наших коллег оптимизм и желание работать. После подобных выступлений не удивимся, что дискредитация федерального органа исполнительной власти может повлечь за собой негативные последствия.
Вседозволенность поведения на трибуне, его панибратские высказывания вызывали искреннее недоумение, иронию и сразу не были адекватно оценены и только по истечению кого-то времени они были негативно оценены нашими коллегами из регионов.
По нашему глубокому убеждению не все высказывания Леонида Михайловича были компетентны. Если мы еще прислушивались к его мнению, то теперь его рейтинг резко упал в наших глазах. А заглянув в его профессиональное прошлое (вынужденная мера), это еще более усугубило негативное отношение к Леониду Михайловичу. Если его выступление было призвано разрушить все, что мы делаем, подвергнуть сомнению, поставить в тупик наше дело, которому мы посвящаем все свое время, то он этого добился. В то же время мы глубоко убеждены, что далеко не все руководители, врачи, медицинские сестры, фельдшера, думают так же, как Леонид Михайлович. И в этом мы убеждаемся на основании моментальных обращений после проведенного Форума.
Вместо того, чтобы просвещать наших коллег и стараться достичь тех результатов, которые повлекут за собой удовлетворенность граждан медицинской помощью, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, повышение благосостояния медицинских работников, Леонид Михайлович саботировал всю деятельность Минздравсоцразвития России, за которой стоит деятельность и региональных органов управления здравоохранением.
Итоги предыдущего дня, когда в залы заседаний невозможно было войти, люди не только сидели на приставных стульях, но и стояли более четырех часов, показали высокую заинтересованность и поддержку политики Правительства Российской Федерации в области здравоохранения и социального развития, а соответственно и Министерства.
Надо сказать, что в адрес Министерства приходят не только жалобы, кляузы, недовольство, но и немало писем с благодарностью за дальновидность, за правильность принятых решений, пожеланий дальнейшего прогресса стратегии здравоохранения и достижения результатов. Но почему-то это всегда скромно замалчивается. Наверное, потому, что те болевые точки, которые были затронуты, и еще больше, которые были не затронуты, невозможно преодолеть за столь короткий и непростой период. Надо сказать, что период действительно непростой, в некоторой степени даже революционный, но, в то же время, он как спираль, которая вбирая опыт прошедшего, интегрирует в себе, все то передовое новое, что за многие годы было достигнуто, возвращаясь на круги своя.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы извините, нас, пожалуйста, за то, что мы отрываем у Вас время, но, наверное, наболело. Сколько же можно до такой степени публично очернять федеральный орган исполнительной власти? По сути состоящий из таких же граждан, которые также пользуются теми же услугами здравоохранения! Просим уберечь нашу честь и достоинство от подобных выступлений, по сути не несущих за собой ничего конструктивного.
Коллектив Минздравсоцразвития России