Плюсы и минусы заочной и дистанционной форм обучения
Научно-технический прогресс с каждым годом предъявляет все более высокие требования к специалистам во всех сферах жизни. Даже здоровым людям не просто найти свое место в обществе, что уж тогда говорить про инвалидов. Чтобы составлять реальную конкуренцию здоровым на рынке труда, люди с физическими ограничениями должны быть на голову выше их. К тому же в своем большинстве инвалиды могут найти себя в основном в интеллектуальной сфере. Естественно, что при таких условиях кроме личных качеств человека: целеустремленность, усидчивость, внимательность и т.д. большую роль играют профессиональные навыки, которые можно получить только в ВУЗах.
Получение высшего образования для инвалида играет роль не только важного фактора социальной реабилитации, но и является элементом реабилитации психологической. В обществе сложился стереотип, что инвалиды с детства – это умственно отсталые люди, что интересно, такое проскальзывает даже у врачей, специализирующихся на таких заболеваниях. Мне было забавно наблюдать, как в начале разговор ведется снисходительным тоном на примитивном языке с чувством внутреннего превосходства, и как потом резко меняется тон, когда собеседник узнает, что у меня за плечами высшее образование. Странные люди: раз у меня за плечами институт, значит, я нормальный, а если надомная школа, то у человека не все дома...
Я знаю много ребят, которые по интеллектуальному уровню без проблем могли бы закончить любой ВУЗ, но не могут по различным обстоятельствам. Мне просто крупно повезло в жизни: во-первых, тем, что родители не просто оставили меня в семье, а интенсивно занимались моим образованием, во-вторых, что окружающие условия позволили продолжить получение образования после школы.
Где-то с пятого класса я уже решил, что стану историком. Поэтому хотел поступить в историко-архивный институт (пока учился, он стал называться Российским государственным гуманитарным университетом). При принятии решения о поступлении важно было не столько то, смогу ли я осилить институт, а то, смогут ли его "осилить" мои родные. Они подумали, и мы решили попробовать.
Для колясочника единственная возможность учиться – это на заочном отделении. При поступлении никаких проблем не возникло: 2 экзамена сдавал со всеми, а по русскому языку в связи с тем, что пишу очень медленно, написал заявление с просьбой разрешить сдавать экзамен устно; просьбу удовлетворили.
Часто шутили: "Юра, тебя привезут, за тебя напишут, а тебе остается самое легкое – ответить на экзамене". В каждой шутке есть доля истины. Без папы я вообще никуда бы не доехал, а так как пишу медленно, маме приходилось сидеть на лекциях вместе со мной и конспектировать. Я как-то подсчитал, что за пять лет учебы нам пришлось съездить в Москву около 140 раз, а уж сколько раз родители катались туда без меня за учебниками, литературой, сборниками и т.д., не подается исчислению.
Какие трудности были во время учебы? В первую очередь это, конечно, отсутствие безбарьерной среды. Несколько лет нам везло: основные занятия велись в помещении, где было всего три-четыре ступеньки, но на последних курсах лекции стали читаться в основном старинном здании института, где из-за высоких потолков один лестничный пролет равнялся двум стандартным. Так что папе пришлось не сладко. В плане финансовых затрат, то основная доля приходилось на оплату бензина: одна поездка "съедала" полбака, и это при том, что в начале 90-х годов машин в Москве было все-таки поменьше.
Еще была сложность при осуществлении связи с преподавателями: напишу вопросы, мама поедет, а нужного человека нет на месте, приходилось ехать еще раз. К положительным моментам можно отнести отличное обеспечение учебниками и книгами для написания контрольных работ; за 5 лет маме в Историческую и Ленинскую библиотеки потребовалось съездить всего несколько раз.
Таким образом, при поступлении в институт на традиционные формы обучения колясочник должен выяснить:
1) доступность здания,
2) количество и качество предоставляемых учебных материалов,
3) а также продумать вопрос о том, как ездить на сессии.
На заочном отделении у меня сессии были раз в год по 40 дней. На это время папа брал отпуск, благо по закону он предоставляется ему в любое время.
В 1996 году я закончил заочное отделение Российского государственного гуманитарного университета по специальности историк-архивист. Поступая учиться, мы, конечно, проработали вопрос о последующем трудоустройстве, но ситуация в России изменилась, и работы для меня не нашлось. Поэтому полученные навыки работы с документами мне удалось применить только через 5 лет, когда в городе активно заработала организация инвалидов. Довольно быстро стало очевидно, что организации нужен свой юрист.
И тут опять удачное стечение обстоятельств: в соседнем здании расположился филиал Современного гуманитарного университета (сейчас переименован в Академию), в котором внедрена дистанционная форма обучения.
Меня подкупило в этом ВУЗе, во-первых, возможность учиться и сдавать экзамены дома, во-вторых, 50%-я скидка за учебу: половину оплачивает Подольская городская организация ВОИ, которая направила меня учиться, вторую половину – Благотворительный фонд И. Кобзона. (Я вообще считаю, что для инвалидов высшее образование должно быть бесплатным вне зависимости первое ли оно или четвертое).
Вместо вступительных экзаменов было тестирование (на мой взгляд, такая форма более реально отображает уровень знания абитуриента и студен-та, чем обычный экзамен, который во многом все-таки является лотереей).
Учеба была организована следующим образом. Институт давал мне методические рекомендации (юниты), представляющие конспект учебника, и некоторые лекции на видеокассетах. На их основе я составлял конспект юнит и делал задания, которые были в конце каждой методички. Эти задания – как бы первая ступень проверки полученных знаний. Все это отправлялось по электронной почте в институт, а оттуда присылались тесты, на которые надо было ответить за определенный промежуток времени (вторая ступень проверки знаний). Третья ступень – экзамен по большинству изучаемых дисциплин.
В случае необходимости в выходные я мог съездить на лекции, что очень удобно при наличии своей машины. Большую помощь оказывали специальные сайты Академии. На одном можно задать любой вопрос и в течение 2-3 дней получить ответ, что избавляло от некоторых поездок в институт. На другом выложены методички и – что для меня было ценней всего - учебники по ряду предметов.
Большие сложности были с написанием курсовых работ и диплома в связи с отсутствием специальной литературы. Подольск - город небольшой, и специальной юридической библиотеки нет, а библиотека подольского филиала еще не прошла фазу комплектования. Поехали в головной институт, но там отказались выдать книги на дом. Поэтому учебников приходилось покупать значительно больше, чем при получении первого образования.
Трудно однозначно оценить то, что на госэкзамены и защиту диплома приходилось ездить в Москву. С одной стороны, это как бы итоговая проверка, но с другой - не каждый инвалид сможет это сделать чисто физически. Возможно, все-таки стоит разрешить инвалидам, имеющим проблемы с передвижением, писать госэкзамены в филиалах, где проще создать для этого необходимые условия.
Итак, для качественного дистанционного обучения людей с ограниченными физическими возможностями необходимы следующие условия:
1) умение человека самостоятельно заниматься,
2) наличие компьютера, умение на нем работать, доступ в интернет, причем довольно большой,
3) возможность оплачивать обучение,
4) возможность покупать учебники (у меня на семестр в среднем уходило 1000 рублей),
5) возможность ездить на лекции, госэкзамены, консультации с преподавателем при подготовке диплома и на защиту диплома.
Дистанционная форма обучения связана с меньшими физическими затратами по перемещению, но влечет дополнительные финансовые расходы. С другой стороны эта форма только-только начинает развиваться в России, все больше институтов ее внедряет. Следовательно, можно рассчитывать, что через какое-то время ситуация с учебниками изменится, ведь просто чисто физически отсканировать несколько сотен объемных томов очень непросто.
При явных преимуществах, которые дает высшее образование, в настоящее время инвалиды не могут в полной мере воспользоваться своим пра-вом учиться в ВУЗах. Проблема решается, но очень медленно. В связи с тем, что вопрос доступности зданий не решить в ближайшие лет 20-30, для большинства инвалидов-колясочников дистанционная форма обучения наиболее приемлемая.
Так что соразмерьте свои возможности и вперед: двери ВУЗов открыты для нас!
Ю. Завьялов
Получение высшего образования для инвалида играет роль не только важного фактора социальной реабилитации, но и является элементом реабилитации психологической. В обществе сложился стереотип, что инвалиды с детства – это умственно отсталые люди, что интересно, такое проскальзывает даже у врачей, специализирующихся на таких заболеваниях. Мне было забавно наблюдать, как в начале разговор ведется снисходительным тоном на примитивном языке с чувством внутреннего превосходства, и как потом резко меняется тон, когда собеседник узнает, что у меня за плечами высшее образование. Странные люди: раз у меня за плечами институт, значит, я нормальный, а если надомная школа, то у человека не все дома...
Я знаю много ребят, которые по интеллектуальному уровню без проблем могли бы закончить любой ВУЗ, но не могут по различным обстоятельствам. Мне просто крупно повезло в жизни: во-первых, тем, что родители не просто оставили меня в семье, а интенсивно занимались моим образованием, во-вторых, что окружающие условия позволили продолжить получение образования после школы.
Где-то с пятого класса я уже решил, что стану историком. Поэтому хотел поступить в историко-архивный институт (пока учился, он стал называться Российским государственным гуманитарным университетом). При принятии решения о поступлении важно было не столько то, смогу ли я осилить институт, а то, смогут ли его "осилить" мои родные. Они подумали, и мы решили попробовать.
Для колясочника единственная возможность учиться – это на заочном отделении. При поступлении никаких проблем не возникло: 2 экзамена сдавал со всеми, а по русскому языку в связи с тем, что пишу очень медленно, написал заявление с просьбой разрешить сдавать экзамен устно; просьбу удовлетворили.
Часто шутили: "Юра, тебя привезут, за тебя напишут, а тебе остается самое легкое – ответить на экзамене". В каждой шутке есть доля истины. Без папы я вообще никуда бы не доехал, а так как пишу медленно, маме приходилось сидеть на лекциях вместе со мной и конспектировать. Я как-то подсчитал, что за пять лет учебы нам пришлось съездить в Москву около 140 раз, а уж сколько раз родители катались туда без меня за учебниками, литературой, сборниками и т.д., не подается исчислению.
Какие трудности были во время учебы? В первую очередь это, конечно, отсутствие безбарьерной среды. Несколько лет нам везло: основные занятия велись в помещении, где было всего три-четыре ступеньки, но на последних курсах лекции стали читаться в основном старинном здании института, где из-за высоких потолков один лестничный пролет равнялся двум стандартным. Так что папе пришлось не сладко. В плане финансовых затрат, то основная доля приходилось на оплату бензина: одна поездка "съедала" полбака, и это при том, что в начале 90-х годов машин в Москве было все-таки поменьше.
Еще была сложность при осуществлении связи с преподавателями: напишу вопросы, мама поедет, а нужного человека нет на месте, приходилось ехать еще раз. К положительным моментам можно отнести отличное обеспечение учебниками и книгами для написания контрольных работ; за 5 лет маме в Историческую и Ленинскую библиотеки потребовалось съездить всего несколько раз.
Таким образом, при поступлении в институт на традиционные формы обучения колясочник должен выяснить:
1) доступность здания,
2) количество и качество предоставляемых учебных материалов,
3) а также продумать вопрос о том, как ездить на сессии.
На заочном отделении у меня сессии были раз в год по 40 дней. На это время папа брал отпуск, благо по закону он предоставляется ему в любое время.
В 1996 году я закончил заочное отделение Российского государственного гуманитарного университета по специальности историк-архивист. Поступая учиться, мы, конечно, проработали вопрос о последующем трудоустройстве, но ситуация в России изменилась, и работы для меня не нашлось. Поэтому полученные навыки работы с документами мне удалось применить только через 5 лет, когда в городе активно заработала организация инвалидов. Довольно быстро стало очевидно, что организации нужен свой юрист.
И тут опять удачное стечение обстоятельств: в соседнем здании расположился филиал Современного гуманитарного университета (сейчас переименован в Академию), в котором внедрена дистанционная форма обучения.
Меня подкупило в этом ВУЗе, во-первых, возможность учиться и сдавать экзамены дома, во-вторых, 50%-я скидка за учебу: половину оплачивает Подольская городская организация ВОИ, которая направила меня учиться, вторую половину – Благотворительный фонд И. Кобзона. (Я вообще считаю, что для инвалидов высшее образование должно быть бесплатным вне зависимости первое ли оно или четвертое).
Вместо вступительных экзаменов было тестирование (на мой взгляд, такая форма более реально отображает уровень знания абитуриента и студен-та, чем обычный экзамен, который во многом все-таки является лотереей).
Учеба была организована следующим образом. Институт давал мне методические рекомендации (юниты), представляющие конспект учебника, и некоторые лекции на видеокассетах. На их основе я составлял конспект юнит и делал задания, которые были в конце каждой методички. Эти задания – как бы первая ступень проверки полученных знаний. Все это отправлялось по электронной почте в институт, а оттуда присылались тесты, на которые надо было ответить за определенный промежуток времени (вторая ступень проверки знаний). Третья ступень – экзамен по большинству изучаемых дисциплин.
В случае необходимости в выходные я мог съездить на лекции, что очень удобно при наличии своей машины. Большую помощь оказывали специальные сайты Академии. На одном можно задать любой вопрос и в течение 2-3 дней получить ответ, что избавляло от некоторых поездок в институт. На другом выложены методички и – что для меня было ценней всего - учебники по ряду предметов.
Большие сложности были с написанием курсовых работ и диплома в связи с отсутствием специальной литературы. Подольск - город небольшой, и специальной юридической библиотеки нет, а библиотека подольского филиала еще не прошла фазу комплектования. Поехали в головной институт, но там отказались выдать книги на дом. Поэтому учебников приходилось покупать значительно больше, чем при получении первого образования.
Трудно однозначно оценить то, что на госэкзамены и защиту диплома приходилось ездить в Москву. С одной стороны, это как бы итоговая проверка, но с другой - не каждый инвалид сможет это сделать чисто физически. Возможно, все-таки стоит разрешить инвалидам, имеющим проблемы с передвижением, писать госэкзамены в филиалах, где проще создать для этого необходимые условия.
Итак, для качественного дистанционного обучения людей с ограниченными физическими возможностями необходимы следующие условия:
1) умение человека самостоятельно заниматься,
2) наличие компьютера, умение на нем работать, доступ в интернет, причем довольно большой,
3) возможность оплачивать обучение,
4) возможность покупать учебники (у меня на семестр в среднем уходило 1000 рублей),
5) возможность ездить на лекции, госэкзамены, консультации с преподавателем при подготовке диплома и на защиту диплома.
Дистанционная форма обучения связана с меньшими физическими затратами по перемещению, но влечет дополнительные финансовые расходы. С другой стороны эта форма только-только начинает развиваться в России, все больше институтов ее внедряет. Следовательно, можно рассчитывать, что через какое-то время ситуация с учебниками изменится, ведь просто чисто физически отсканировать несколько сотен объемных томов очень непросто.
При явных преимуществах, которые дает высшее образование, в настоящее время инвалиды не могут в полной мере воспользоваться своим пра-вом учиться в ВУЗах. Проблема решается, но очень медленно. В связи с тем, что вопрос доступности зданий не решить в ближайшие лет 20-30, для большинства инвалидов-колясочников дистанционная форма обучения наиболее приемлемая.
Так что соразмерьте свои возможности и вперед: двери ВУЗов открыты для нас!
Ю. Завьялов
Просмотров: 6400
обсудить статью (2) / прочитать