Ученые считают инвалидность частью личности. В учебных пособиях об этом пишут. Но мне бы хотелось понять, как сами люди с инвалидностью воспринимают свою инвалидность. По-моему, восприятие себя как личности и своей инвалидности - это одно, а восприятие другой личности и другой инвалидности (или внешности другого человека) - это другое.
Как правильно воспринимать инвалидность (вообще внешность) другого человека? Как правильно относиться к тому, как воспринята твоя личность и твоя инвалидность? Пенять ли на зеркала?
Вячеслав05 янв. 2005 17:38
Инвалидность как часть личности
Ответ для Маркиза:
Когда появится на форуме Васаби, он у вас обязательно попросит ссылочку, уж очень захочется прочитать мысли учёных по этому поводу.
Свои мы тоже выложим, вот только надо собраться с мыслями.
straz05 янв. 2005 18:31
Инвалидность как часть личности
Инвалидность может влиять на личность тем или иным образом, изменяя ее в лучшую или в худшую сторону, но быть ее частью не может, иначе правомочно обсуждение морального уродства со всеми вытекающими.
Маркиза05 янв. 2005 21:36
Инвалидность как часть личности
Ответ для Вячеслава и straz:
Не только инвалидность ученые считают частью личности, но и, к примеру, национальность, вероисповедание, принадлежность к рабочему классу, крестьянству или интеллигенции.
Инвалидность - это знак принадлежности к определенной социальной категории. Современная наука считает, что личность нужно рассматривать не вне общества, но учитывая роль этой личности в обществе.
Дорогая straz, морально-этическая проблематика в этом учебнике не рассматривалась. На мой взгляд, это и ни к чему. Ведь объективно нет ничего аморального в принадлежности к той или иной национальности, к тому или иному возрасту, к тому или иному образу жизни (городскому или сельскому). Вот и в принадлежности к такой социальной категории как инвалид тоже, на мой взгляд, нет аморального.
Правда, существуют еще и маргинальные социальные категории - такие как бомжи, проститутки и люди с нетрадиционнной сексуальной ориентацией. По науке получается эти характеристики тоже являются частью той или иной личности. Считать ли при этом личность аморальной - не знаю. В учебнике об этом не написано.
Исправлено: Маркиза 05 янв. 2005 21:43
Павел Г.Лапин05 янв. 2005 22:47
Инвалидность как часть личности
Ответ для Маркиза:
Выбросите этот учебник и навсегда о нем забудьте!
Sonya05 янв. 2005 23:26
Инвалидность как часть личности
Ответ для Павел Г.Лапин и straz:
:хлоп
straz05 янв. 2005 23:47
Инвалидность как часть личности
Не демонстрируйте вопиющее для любого специалиста незнание предмета, Маркиза. Ни национальность, ни вероисповедание, ни, тем паче, инвалидность (ответьте на такой вопрос: может ли такая часть личности как вероисповедание подвергнуться инвалидизации? А инвалидность как часть личности?), не может быть частью личности, они лишь накладывают на нее определенных отпечаток, влияют на нее, формируя и развивая в различных направлениях. Не может быть по той простой причине, что разбиение личности на части происходит при вполне определенных заболеваниях, исключающих здоровье как таковое, и способствующих инвалидизации человека, с этой самой личностью (такие люди, как правило, не имеют права голоса).
Я согласна опустить и мораль, и этику, в данном конкретном случае, но если уж беретесь за столь глобальные исследования, то извольте соответствовать и формулировать предмет обсуждения грамотно, если, конечно, не желаете погрязнуть в спорах на 20-30 страниц, касающихся разбирательств с терминологией. Хотите серьезного разговора – читайте больше специальной литературы, словарей, в том числе.
Или приводите примеры, хотя бы в виде цитат, где ученые, вами упомянутые, солидаризируются с заявлением, вынесенным в заголовок темы.
Бомж и проститутка не обязательно аморальные личности, они могут обладать и достоинством, и честью, и совестью и многими другими качествами и чертами, в совокупности составляющими их личность. Точно также инвалид не обязан иметь общие черты с его собратьями по несчастью.
Но инвалид с инвалидностью части личности – это – да, это – оборотец. Если допустить, что личность инвалида, пусть частично, но инвалидна, т.е. весь его психологический тип, все его свойства характера, темперамент, все его модели поведения и т.д. далеки от нормы, или не функционируют (отказывающееся нормально работать вероисповедание – куда это отнести – к психологическим курьезам, или к филологическим?)? А если – о, ужас, частей с инвалидностью у инвалида не одна, а несколько? А если личность инвалида инвалидна на 100%?
gerta06 янв. 2005 02:16
Инвалидность как часть личности
Ответ для Маркиза:
Если ссылаетесь на книгу, уж давайте дадим точное значение слова «личность».. Вот, например, мало напрягаясь в недрах Инета нашла.. читаем, Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
>>>Современная наука считает, что личность нужно рассматривать не вне общества, но учитывая роль этой личности в обществе.
Хм.. Опираясь на данное выше определение, становится ясно что «личность» без этого самого социального контекста невозможна. И, знаете, Маркиза, если опираться на подобные определения, то видимо инвалидность может осознаваться как часть личности.
Rokh06 янв. 2005 11:24
Инвалидность как часть личности
Возможно, следует сформулировать название темы иначе:
"Влияние особых (расовых, национальных, социальных, ...), условий на формирование личности", как это сделано в ФЗ:
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите
Настоящий Федеральный закон направлен ... в связи с особыми условиями формирования личностей инвалидов этих категорий ...
ИМХО.
straz06 янв. 2005 14:09
Инвалидность как часть личности
gerta, не дробится личность на части, если эта личность здорова. Не верите мне - спросите у любого психолога. Исходя из формулировок, вам предлагается разговаривать о психически неадекватных людях с физическими отклонениями.
Теорий личности, кстати, очень много, и социальная подоплека не во всех играет важную роль. Социальный статус частью личности не является. Инвалидность может осознаваться частью личности (если человек ненормален, и его личность раздроблена), инвалидность может влиять на поведение личности, на ее эмоциональное равновесие, на психическое самочувствие. Рассматривая инвалидность как недееспособность, и приписывая эту недееспособность личности человека, вы, вольно или невольно, выведете, что инвалидность психическая напрямую зависит от инвалидности физической, т.е. любой инвалид в той или иной степени обязательно будет являться инвалидом психическим.
Правильно поставленный вопрос содержит ответ. Можно говорить об особенностях характера инвалидов, выяснить какие изменения в личности влечет физическая инвалидность, проследить зависимость самооценки от социального статуса, но говорить об инвалидности как о части личности нельзя.
Вячеслав06 янв. 2005 16:07
Инвалидность как часть личности
А что если отбросить всю эту заумь, связанную с формулировками, ведь как я понял, Маркиза хотела просто поговорить о том, что вот жил был человек и стал инвалидом, ну и т.п.
Маленький примерчик. Когда я был здоров и быстр, и в поле моего зрения попадался человек с переломанной рукой или ногой, первая мысль была, вот придурок, как-то умудрился сломать её. За что, видимо, судьбой был наказан, в виде переломов вообще всего. И что после этого было у меня в башке и как с этим надо было жить.
Если я не правильно понял Маркизу, то старших товарищей прошу меня поправить.
Eisenhauer06 янв. 2005 18:47
Как образ
Ответ для Маркиза:
Не могу говорить за Маркизу, но по моему речь идет не о инвалидности как части личности, но о
восприятии внешних проявлений инвалидности.
восприятие другой личности и другой инвалидности (или внешности другого человека
Пенять ли на зеркала?
А может пенять и не стоит.
novik06 янв. 2005 20:49
Инвалидность как часть личности
Ответ для Маркиза:
я не могу отвчать за других .Но пока я не понял что такой какой есть у меня были большие проблемы с общением и не только в сети .Кто в этом виноват ? Честное слово - незнаю . Косвенно виновных очень много . Их перечелять я нехочу .
artyur07 янв. 2005 03:43
Инвалидность как часть личности
Ответ для straz:Согласен с вами полностью. Инвалидность -это физическая особенность личности. Можно говорить лишь о характере влияния инвалидности на формирование и поведение личности, но для этого нужно рассматривать конкретные случаи и быть специалистом в области психологии. Но уверяю вас всех - даже если посвятить этому жизнь, общих закономерностей много не выявить. На развитие и становление личности влияет множество факторов. Можно конечно порассуждать о том, что люди с особенностями физического развития более ранимы или раздражительны, о том, что они чаще прочих впадают в депрессию и.т.д. Можно даже найти положительные стороны инвалидности, но всё это будет досужим вымыслом. Даже если рассматривать случай раздвоения личности, то окажется видимо, что инвалидность не играет роли. Не может же человек по чётным числам ощущать себя личностью с физическими особенностями, а по нечётным -чуть иной или совершенно иной личностью уже без таковых. Всё дело в том, как личность болезнь свою воспринимает. Например я считаю, что не так уж я болен, чтоб всерьёз считать себя инвалидом и стараюсь по мере сил исключить переживания по поводу моего диагноза. Я таков, каков есть,и реально оцениваю собственные возможности, не зацикливаясь на особенностях физического развития; чего и вам всем желаю
novik07 янв. 2005 15:30
Инвалидность как часть личности
мне моя физическа "отличительная черта" когда-зто мешала .это называется в психологии комлексом . я не знаю ни одного нормального человека которому его "тараканы в голове" помогали нормально жить .
Айле08 янв. 2005 03:33
Инвалидность как часть личности
Не нравится мне эта формулировка... Со знакомой психологиней мы использовали оборот "психологическая картина инвалидности". Имхо, корректнее и более конкретно, что ли...
Маркиза09 янв. 2005 02:08
Социальное как часть личности
Ответ для Айле:
Картина - это про другое. Это не про то, как общественное отражается в индивидуальном и наоборот.
Ответ для Павел Г.Лапин:
А какой учебник по социальной психологии Вы могли бы порекомендовать?
Ответ для straz:
Не демонстрируйте вопиющее для любого специалиста незнание предмета,
Если Вы являетесь специалистом по социальной психологии, я прислушаюсь к Вашим рекомендациям.
может ли такая часть личности как вероисповедание подвергнуться инвалидизации?
Может. Хороший вопрос, спасибо.
инвалид не обязан иметь общие черты с его собратьями по несчастью.
Общие черты неизбежны, это объективно. Различия субъективны.
А если личность инвалида инвалидна на 100%?
Речь идет не об инвалидизации всей психики человека с инвалидностью. И не об инвалидизации большей или меньшей части психики того или иного конкретного индивида. Речь идет о социальной психологии. О том, как социальное отражается (влияет) на индивидуальное и наоборот.
Вы просили цитату. Пожалуйста. "Главная трудность в отделении социального от индивидуального в психологическом содержании личности всегда состояла в выборе непосредственного критерия для этого".
Когда я говорю об инвалидности как о части личности, то понятие "инвалидность" следует рассматривать как социальное, а понятие "личность" как индивидуальное в "психологическом содержании" человека.
Ответ для gerta:
построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст
Вот-вот. А "социальным контекстом" для человека с инвалидностью является, в частности, инвалидность.
Опираясь на данное выше определение, становится ясно что «личность» без этого самого социального контекста невозможна.
Герта, спасибо. Вот и я прочла в учебном пособии нечто подобное, мне это тоже стало ясно. Но мне от этой ясности как-то поплохело. Получается, что невозможно (согласно науке, а может, и согласно общественному мнению) быть "просто личностью". Прям-таки мы теперь все "обязаны" быть инвалидами не только внешне, не только социально, но даже... психологически...
Начиная с такого ученого как Кречмер, его последователи считают, что "своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет развитие некоторых социально-психологических качеств". Остается утешаться, что не всех, а только некоторых качеств... Ну и большое утешение, конечно, в том, что не все ученые солидарны с этим Кречмером. Но вот с тем, что социальное - это часть личности, согласны, к сожалению, большинство ученых.
Ответ для Rokh:
Да нет, речь не об этом. Не об особых условиях формирования личности. Они у каждой личности особые. В том числе и у личности с инвалидностью. Ведь каждый человек с инвалидностью по-особому, индивидуально воспринимает свое социальное положение, свой социальный статус, то есть свою инвалидность. Более того - он по-особому воспринимает инвалидность "не свою". Восприятие инвалидности "не своей" тоже является частью внутреннего мира личности.
Исправлено: Маркиза 09 янв. 2005 02:43
Маркиза09 янв. 2005 02:51
Социальное как часть личности
Ответ для straz:
straz Социальный статус частью личности не является.
Если Вы полагаете, что я грубо механически делю личность на части - Вы ошибаетесь. Но тот же возраст является частью личности с социальной точки зрения. Поскольку в обществе существуют различные возрастные группы. Возраст можно рассматривать с разных точек зрения, так же, как и инвалидность. Если Вы отказываетесь учитывать влияние социального статуса на внутренний мир человека с инвалидностью, можете закрывать на это глаза. Но влияние от этого, к сожалению, не исчезнет.
straz Теорий личности, кстати, очень много, и социальная подоплека не во всех играет важную роль.
Бесспорно. Если речь идет не о социальной психологии, то акценты расставлены иначе.
straz Рассматривая инвалидность как недееспособность, и приписывая эту недееспособность личности человека, вы, вольно или невольно, выведете, что инвалидность психическая напрямую зависит от инвалидности физической, т.е. любой инвалид в той или иной степени обязательно будет являться инвалидом психическим.
В данном случае инвалидность рассматривается не как недееспособность (далеко не все виды инвалидности приравнены к недееспособности), но как социальный статус. Психическая инвалидность - один из видов инвалидности. Она является частью личности инвалида, у которого есть справка от спецМСЭКа. Инвалиды с обычными справками воспринимают инвалидность по психике как "не свою" инвалидность. И правильно делают. С какой это стати любой инвалид будет считать самого себя (или другого инвалида) "обязательно" психически больным?
А некоторые люди без инвалидности - да, так считают.
straz Можно говорить об особенностях характера инвалидов, выяснить какие изменения в личности влечет физическая инвалидность, проследить зависимость самооценки от социального статуса, но говорить об инвалидности как о части личности нельзя.
Собственно об этом и идет речь. Но характер у каждого человека свой, посколько каждый индивидуально преломляет в себе свой социальный статус. Поэтому формулировать вопрос как "особенности характеров инвалидов" не приходится. Сколько людей - столько и характеров.
Формулировать как "изменения в личности" в связи с инвалидностью - это опять речь должна идти о каждом конкретном человеке отдельно. Невозможно было бы так сформулировать тему и говорить о разных людях.
Зависимость самооценки от социального статуса - это гораздо ближе к тому, о чем я поставила вопрос при формулировке темы, то все же это только частный аспект данной темы, хотя едва ли не центральный.
Ответ для Вячеслава:
Вячеслав вот жил был человек и стал инвалидом
У меня так и было - я не родилась вместе со своим нынешним статусом. Но мой случай - это только часть общей проблемы. Некоторые из нас оказались с этой "частью личности" с самого рождения или в младенческом возрасте. Но для тех, у кого инвалидность приобретенная, врожденная инвалидность воспринимается со стороны, как "не своя". Инвалиды с такой инвалидностью тоже как бы "не свои". Что уж говорить о таких видах инвалидности, как умственная или психическая?
Вячеслав Если я не правильно понял Маркизу, то старших товарищей прошу меня поправить.
Ну да, конечно. Старшим товарищам виднее, что имела в виду Маркиза)
Вячеслав первая мысль была, вот придурок, как-то умудрился сломать её.
А когда видим инвалида по умственным способностям, и теперь первая мысль у многих "вот придурок"...
Исправлено: Маркиза 09 янв. 2005 03:24
Маркиза09 янв. 2005 03:30
Социальное как часть личности
Ответ для Eisenhauer:
Eisenhauer по моему речь идет не о инвалидности как части личности, но о
восприятии внешних проявлений инвалидности.
И об этом речь тоже. Причем это один из центральных аспектов поднятой мною темы. Неслучайно же я упомянула зеркала...
Инвалидность (как и многое в жизни) воспринимается прежде всего через внешние ее проявления. Внешнее, когда оно воспринято, становится частью внутреннего мира человека.
Ответ для novik:
novik у меня были большие проблемы с общением и не только в сети .Кто в этом виноват ?
Проблемы возникали, когда кто-то узнавал про Вашу
инвалидность?
novik мне моя физическа "отличительная черта" когда-зто мешала
Речь о комплексе неполноценности... Из-за того, как воспринимают окружающие внешность или дело в чем-то другом? Надо сказать, мало кто из людей без инвалидности доволен своей внешностью, походкой, голосом, поведением и так далее... Мало кто целиком и полностью доволен собой. И тем, как его воспринимают и оценивают окружающие.
С тем, что люди с инвалидностью существуют физически - я не спорю. Речь идет отнюдь не о привидениях. Но я о том, что они существуют не только физически, имеют не только физический, телесный статус, но и социальный.
artyur Не может же человек по чётным числам ощущать себя личностью с физическими особенностями, а по нечётным -чуть иной или совершенно иной личностью уже без таковых.
О чем и речь. Если речь о "трезвой" практической реальности. А помечтать можно о чем угодно - на то они и мечты)) только речь все же не столько о физических особенностях человека, а о влиянии общества на личность. И отдельных личностей на общество. А так же речь о влиянии отдельных личностей при общении друг на друга.
artyur Всё дело в том, как личность болезнь свою воспринимает.
Вот и начинается конкретный разговор - благодаря Вячеславу, Новику и благодаря Вам. Вот только разрешите Вас поправить - речь идет не о болезни как части личности, но об инвалидности как части личности. Болезнь (диагноз, точнее) - понятие медицинское. Инвалидность - понятие социальное. У нас не о болезни справка, у нас справка об инвалидности. И это не случайно.
artyur Например я считаю, что не так уж я болен, чтоб всерьёз считать себя инвалидом и стараюсь по мере сил исключить переживания по поводу моего диагноза.
Вот одно из "отражений в зеркале". Спасибо!
artyur Я таков, каков есть,и реально оцениваю собственные возможности, не зацикливаясь на особенностях физического развития; чего и вам всем желаю
Я одно время тоже была примерно так же настроена - бросила основные силы на получение высшего образования. Вот и упустила здоровье, которое ослабло. Оказывается, здоровье у меня слабое, его необходимо беречь и поддерживать. Я как-то не ожидала, что мое здоровье ослабеет, пока я буду своим интеллектуальным и духовно-душевным развитием заниматься. Поэтому я бы не стала желать другим брать с меня пример...
Исправлено: Маркиза 09 янв. 2005 04:02
Rokh09 янв. 2005 08:57
Социальное как часть личности
Ответ для Маркиза:
Зависимость самооценки от социального статуса
Социальный статус молодых инвалидов в Израиле проиллюстрирую примером службы в ЦАХАЛ - Армии Обороны Израиля. Здесь на добровольной основе служат (видел своими глазами) ребята со слуховыми аппаратами, на канадках, видел парня с "сухой рукой", офицера без руки за рулем армейского джипа. Совсем недавно министр обороны лично вручил погоны офицера молодой женщине, окончившей офицерские курсы в коляске, ... Какая должна быть мотивация у этих людей? Каков их социальный статус? Армейские психологи, социальные работники, переводчики, юристы - далеко не полный список их специальностей. И это зависит от общества, от социального воспитания. Что лучше может влиять на формирование личности? ИМХО.
Как правильно воспринимать инвалидность (вообще внешность) другого человека? Как правильно относиться к тому, как воспринята твоя личность и твоя инвалидность? Пенять ли на зеркала?
Когда появится на форуме Васаби, он у вас обязательно попросит ссылочку, уж очень захочется прочитать мысли учёных по этому поводу.
Свои мы тоже выложим, вот только надо собраться с мыслями.
Не только инвалидность ученые считают частью личности, но и, к примеру, национальность, вероисповедание, принадлежность к рабочему классу, крестьянству или интеллигенции.
Инвалидность - это знак принадлежности к определенной социальной категории. Современная наука считает, что личность нужно рассматривать не вне общества, но учитывая роль этой личности в обществе.
Дорогая straz, морально-этическая проблематика в этом учебнике не рассматривалась. На мой взгляд, это и ни к чему. Ведь объективно нет ничего аморального в принадлежности к той или иной национальности, к тому или иному возрасту, к тому или иному образу жизни (городскому или сельскому). Вот и в принадлежности к такой социальной категории как инвалид тоже, на мой взгляд, нет аморального.
Правда, существуют еще и маргинальные социальные категории - такие как бомжи, проститутки и люди с нетрадиционнной сексуальной ориентацией. По науке получается эти характеристики тоже являются частью той или иной личности. Считать ли при этом личность аморальной - не знаю. В учебнике об этом не написано.
Выбросите этот учебник и навсегда о нем забудьте!
:хлоп
Я согласна опустить и мораль, и этику, в данном конкретном случае, но если уж беретесь за столь глобальные исследования, то извольте соответствовать и формулировать предмет обсуждения грамотно, если, конечно, не желаете погрязнуть в спорах на 20-30 страниц, касающихся разбирательств с терминологией. Хотите серьезного разговора – читайте больше специальной литературы, словарей, в том числе.
Или приводите примеры, хотя бы в виде цитат, где ученые, вами упомянутые, солидаризируются с заявлением, вынесенным в заголовок темы.
Бомж и проститутка не обязательно аморальные личности, они могут обладать и достоинством, и честью, и совестью и многими другими качествами и чертами, в совокупности составляющими их личность. Точно также инвалид не обязан иметь общие черты с его собратьями по несчастью.
Но инвалид с инвалидностью части личности – это – да, это – оборотец. Если допустить, что личность инвалида, пусть частично, но инвалидна, т.е. весь его психологический тип, все его свойства характера, темперамент, все его модели поведения и т.д. далеки от нормы, или не функционируют (отказывающееся нормально работать вероисповедание – куда это отнести – к психологическим курьезам, или к филологическим?)? А если – о, ужас, частей с инвалидностью у инвалида не одна, а несколько? А если личность инвалида инвалидна на 100%?
Если ссылаетесь на книгу, уж давайте дадим точное значение слова «личность».. Вот, например, мало напрягаясь в недрах Инета нашла.. читаем, Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
>>>Современная наука считает, что личность нужно рассматривать не вне общества, но учитывая роль этой личности в обществе.
Хм.. Опираясь на данное выше определение, становится ясно что «личность» без этого самого социального контекста невозможна. И, знаете, Маркиза, если опираться на подобные определения, то видимо инвалидность может осознаваться как часть личности.
"Влияние особых (расовых, национальных, социальных, ...), условий на формирование личности", как это сделано в ФЗ:
зарегистрируйтесь или войдите
ИМХО.
Теорий личности, кстати, очень много, и социальная подоплека не во всех играет важную роль. Социальный статус частью личности не является. Инвалидность может осознаваться частью личности (если человек ненормален, и его личность раздроблена), инвалидность может влиять на поведение личности, на ее эмоциональное равновесие, на психическое самочувствие. Рассматривая инвалидность как недееспособность, и приписывая эту недееспособность личности человека, вы, вольно или невольно, выведете, что инвалидность психическая напрямую зависит от инвалидности физической, т.е. любой инвалид в той или иной степени обязательно будет являться инвалидом психическим.
Правильно поставленный вопрос содержит ответ. Можно говорить об особенностях характера инвалидов, выяснить какие изменения в личности влечет физическая инвалидность, проследить зависимость самооценки от социального статуса, но говорить об инвалидности как о части личности нельзя.
Маленький примерчик. Когда я был здоров и быстр, и в поле моего зрения попадался человек с переломанной рукой или ногой, первая мысль была, вот придурок, как-то умудрился сломать её. За что, видимо, судьбой был наказан, в виде переломов вообще всего. И что после этого было у меня в башке и как с этим надо было жить.
Если я не правильно понял Маркизу, то старших товарищей прошу меня поправить.
Не могу говорить за Маркизу, но по моему речь идет не о инвалидности как части личности, но о
восприятии внешних проявлений инвалидности.
А может пенять и не стоит.
я не могу отвчать за других .Но пока я не понял что такой какой есть у меня были большие проблемы с общением и не только в сети .Кто в этом виноват ? Честное слово - незнаю . Косвенно виновных очень много . Их перечелять я нехочу .
Картина - это про другое. Это не про то, как общественное отражается в индивидуальном и наоборот.
Ответ для Павел Г.Лапин:
А какой учебник по социальной психологии Вы могли бы порекомендовать?
Ответ для straz:
Если Вы являетесь специалистом по социальной психологии, я прислушаюсь к Вашим рекомендациям.
Может. Хороший вопрос, спасибо.
Общие черты неизбежны, это объективно. Различия субъективны.
Речь идет не об инвалидизации всей психики человека с инвалидностью. И не об инвалидизации большей или меньшей части психики того или иного конкретного индивида. Речь идет о социальной психологии. О том, как социальное отражается (влияет) на индивидуальное и наоборот.
Вы просили цитату. Пожалуйста. "Главная трудность в отделении социального от индивидуального в психологическом содержании личности всегда состояла в выборе непосредственного критерия для этого".
Когда я говорю об инвалидности как о части личности, то понятие "инвалидность" следует рассматривать как социальное, а понятие "личность" как индивидуальное в "психологическом содержании" человека.
Ответ для gerta:
Вот-вот. А "социальным контекстом" для человека с инвалидностью является, в частности, инвалидность.
Герта, спасибо. Вот и я прочла в учебном пособии нечто подобное, мне это тоже стало ясно. Но мне от этой ясности как-то поплохело. Получается, что невозможно (согласно науке, а может, и согласно общественному мнению) быть "просто личностью". Прям-таки мы теперь все "обязаны" быть инвалидами не только внешне, не только социально, но даже... психологически...
Начиная с такого ученого как Кречмер, его последователи считают, что "своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет развитие некоторых социально-психологических качеств". Остается утешаться, что не всех, а только некоторых качеств... Ну и большое утешение, конечно, в том, что не все ученые солидарны с этим Кречмером. Но вот с тем, что социальное - это часть личности, согласны, к сожалению, большинство ученых.
Ответ для Rokh:
Да нет, речь не об этом. Не об особых условиях формирования личности. Они у каждой личности особые. В том числе и у личности с инвалидностью. Ведь каждый человек с инвалидностью по-особому, индивидуально воспринимает свое социальное положение, свой социальный статус, то есть свою инвалидность. Более того - он по-особому воспринимает инвалидность "не свою". Восприятие инвалидности "не своей" тоже является частью внутреннего мира личности.
Если Вы полагаете, что я грубо механически делю личность на части - Вы ошибаетесь. Но тот же возраст является частью личности с социальной точки зрения. Поскольку в обществе существуют различные возрастные группы. Возраст можно рассматривать с разных точек зрения, так же, как и инвалидность. Если Вы отказываетесь учитывать влияние социального статуса на внутренний мир человека с инвалидностью, можете закрывать на это глаза. Но влияние от этого, к сожалению, не исчезнет.
Бесспорно. Если речь идет не о социальной психологии, то акценты расставлены иначе.
В данном случае инвалидность рассматривается не как недееспособность (далеко не все виды инвалидности приравнены к недееспособности), но как социальный статус. Психическая инвалидность - один из видов инвалидности. Она является частью личности инвалида, у которого есть справка от спецМСЭКа. Инвалиды с обычными справками воспринимают инвалидность по психике как "не свою" инвалидность. И правильно делают. С какой это стати любой инвалид будет считать самого себя (или другого инвалида) "обязательно" психически больным?
А некоторые люди без инвалидности - да, так считают.
Собственно об этом и идет речь. Но характер у каждого человека свой, посколько каждый индивидуально преломляет в себе свой социальный статус. Поэтому формулировать вопрос как "особенности характеров инвалидов" не приходится. Сколько людей - столько и характеров.
Формулировать как "изменения в личности" в связи с инвалидностью - это опять речь должна идти о каждом конкретном человеке отдельно. Невозможно было бы так сформулировать тему и говорить о разных людях.
Зависимость самооценки от социального статуса - это гораздо ближе к тому, о чем я поставила вопрос при формулировке темы, то все же это только частный аспект данной темы, хотя едва ли не центральный.
Ответ для Вячеслава:
У меня так и было - я не родилась вместе со своим нынешним статусом. Но мой случай - это только часть общей проблемы. Некоторые из нас оказались с этой "частью личности" с самого рождения или в младенческом возрасте. Но для тех, у кого инвалидность приобретенная, врожденная инвалидность воспринимается со стороны, как "не своя". Инвалиды с такой инвалидностью тоже как бы "не свои". Что уж говорить о таких видах инвалидности, как умственная или психическая?
Ну да, конечно. Старшим товарищам виднее, что имела в виду Маркиза)
А когда видим инвалида по умственным способностям, и теперь первая мысль у многих "вот придурок"...
И об этом речь тоже. Причем это один из центральных аспектов поднятой мною темы. Неслучайно же я упомянула зеркала...
Инвалидность (как и многое в жизни) воспринимается прежде всего через внешние ее проявления. Внешнее, когда оно воспринято, становится частью внутреннего мира человека.
Ответ для novik:
Проблемы возникали, когда кто-то узнавал про Вашу
инвалидность?
Речь о комплексе неполноценности... Из-за того, как воспринимают окружающие внешность или дело в чем-то другом? Надо сказать, мало кто из людей без инвалидности доволен своей внешностью, походкой, голосом, поведением и так далее... Мало кто целиком и полностью доволен собой. И тем, как его воспринимают и оценивают окружающие.
Ответ для artyur:
С тем, что люди с инвалидностью существуют физически - я не спорю. Речь идет отнюдь не о привидениях. Но я о том, что они существуют не только физически, имеют не только физический, телесный статус, но и социальный.
О чем и речь. Если речь о "трезвой" практической реальности. А помечтать можно о чем угодно - на то они и мечты)) только речь все же не столько о физических особенностях человека, а о влиянии общества на личность. И отдельных личностей на общество. А так же речь о влиянии отдельных личностей при общении друг на друга.
Вот и начинается конкретный разговор - благодаря Вячеславу, Новику и благодаря Вам. Вот только разрешите Вас поправить - речь идет не о болезни как части личности, но об инвалидности как части личности. Болезнь (диагноз, точнее) - понятие медицинское. Инвалидность - понятие социальное. У нас не о болезни справка, у нас справка об инвалидности. И это не случайно.
Вот одно из "отражений в зеркале". Спасибо!
Я одно время тоже была примерно так же настроена - бросила основные силы на получение высшего образования. Вот и упустила здоровье, которое ослабло. Оказывается, здоровье у меня слабое, его необходимо беречь и поддерживать. Я как-то не ожидала, что мое здоровье ослабеет, пока я буду своим интеллектуальным и духовно-душевным развитием заниматься. Поэтому я бы не стала желать другим брать с меня пример...
Социальный статус молодых инвалидов в Израиле проиллюстрирую примером службы в ЦАХАЛ - Армии Обороны Израиля. Здесь на добровольной основе служат (видел своими глазами) ребята со слуховыми аппаратами, на канадках, видел парня с "сухой рукой", офицера без руки за рулем армейского джипа. Совсем недавно министр обороны лично вручил погоны офицера молодой женщине, окончившей офицерские курсы в коляске, ... Какая должна быть мотивация у этих людей? Каков их социальный статус? Армейские психологи, социальные работники, переводчики, юристы - далеко не полный список их специальностей. И это зависит от общества, от социального воспитания. Что лучше может влиять на формирование личности? ИМХО.